Тугоухость - не приговор: диагностика и лечение нарушений слуха у детей первого года жизни. Глухота у детей: причины, признаки, лечение

Проявление тугоухости у ребенка – это серьезная проблема, которая может негативно сказаться на его развитии и создать массу неудобств в жизни. Раннее или врожденное снижение слуха нарушает психоэмоциональное и интеллектуальное становление личности. При значительных отклонениях от нормы нарушается восприятие звуков, что отражается на познании окружающего мира, общении с людьми и других немаловажных аспектах жизнедеятельности. Чтобы вернуть ребенка к полноценной жизни, необходимо направить максимум усилий на его лечение и чем раньше это будет сделано, тем лучше.

Симптомы

Чтобы остановить или хотя бы замедлить снижение слуха, нужно своевременно выявить наличие подобной проблемы. Тугоухость у детей может быть врожденной или возникать по мере взросления из-за дисфункции определенных элементов органа или под влиянием различных заболеваний.

Чтобы выявить наличие тугоухости у новорожденного, обратите внимание на следующие симптомы:

  • отсутствие реакции на резкие звуки;
  • игнорирование голоса родных, отсутствие реакции на обращение мамы;
  • примерно в трехмесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя;
  • невозможность определить направление и источник звуков;
  • отсутствие лепета и попыток повторить услышанное;
  • отсутствие словарного запаса к возрасту 1-2 года.

На наличие тугоухости у детей в старшем возрасте указывают такие симптомы, как:

  • ребенок не различает тихие звуки и определенные частоты;
  • просит сделать телевизор громче;
  • часто переспрашивает;
  • не всегда реагирует на обращение к нему;
  • испытывает трудности в распознавании речи;
  • дисграфия и дислексия;
  • фонематические дефекты;
  • слабый словарный запас.

У младенцев выявить подобные отклонения достаточно сложно. Для того чтобы , следует посетить сурдолога. В более старшем возрасте симптомы проявляются при общении с ребенком. К тому же он может жаловаться на определенный дискомфорт, например, шум или заложенность в ухе. Все это указывает на возможное наличие проблемы.

Классификация

Чтобы лучше понимать суть и всю серьезность проблемы, необходимо рассмотреть . В первую очередь, различают такие её типы, как:

  • Кондуктивная. Развивается при нарушении функционирования звукопередающей системы, в которую входят наружное и среднее ухо, а также барабанная перепонка.
  • Нейросенсорная. Возникает при дисфункции звуковоспринимающей системы. Она затрагивает слуховой нерв, воспринимающие сигналы участки головного мозга, а также внутреннее ухо.
  • Смешанная. Сочетает первые два типа тугоухости.

Чаще всего наблюдается нейросенсорная тугоухость у детей, причем в виде врожденной патологии.

Кроме того, для определения тяжести случая и методов устранения проблемы, производится диагностика состояния для выявления насколько интенсивным является снижение слуха. На основании этих данных выделяют несколько типов патологии:

  • Тугоухость 1 степени . Шепот и удаленная речь различаются плохо, но четкие тихие звуки и разговор воспринимаются вполне адекватно. Уменьшение остроты слуха отмечается в пределах от 25 до 40 Дб. Наличие фоновых звуков и шумов осложняет восприятие.
  • Тугоухость 2 степени . Значения повышаются до 55 Дб. Для разговора достаточно нескольких метров, но шепот воспринимается не более, чем с 1 метра.
  • Тугоухость 3 степени . На этом этапе у ребенка пропадает способность различать шепот. Для разговора собеседник должен находится в 1-2 метре от него. Слуховой порог повышается до 70 Дб.
  • Тугоухость 4 степени . Порог значений достигает 90 Дб. У детей отсутствует возможность нормального общения из-за неспособности различать разговорную речь.

Снижение слуха на уровень более 91 Дб расценивается, как глухота. Если она не является врожденной, необходимо выяснить причины прогрессирования патологии и принять меры для остановки процесса. В любом случае существует определенный риск того, что заболевание будет усиливать свое влияние, даже если нарушения малозаметны и не выходят за пределы первой степени. Даже современное лечение не всегда способно остановить течение процесса.

Причины нарушений

Спровоцировать снижение слуха у маленького ребенка могут самые разнообразные причины. Чаще всего наблюдается тугоухость врожденного типа у новорожденных. На её развитие влияют следующие факторы:

  • недоношенность;
  • вредные привычки матери;
  • наследственность;
  • хронические заболевания матери;
  • перенесенные тяжелые инфекционные заболевания, в особенности в начале развития плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие токсических веществ;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • гемолитические заболевания;
  • врожденные пороки органов слуха.

Диагностика

Чтобы выявить наличие и степень тугоухости или глухоты у младенцев-грудничков, проводится комплексная диагностика с помощью специальных аппаратов. Такие процедуры необходимы при выявлении даже малейших подозрительных симптомов. Самостоятельно выяснить тип проблемы и её причины невозможно.

Для ознакомления с состоянием маленького пациента производится первичный осмотр врачом, также врач выясняет какие симптомы заметны в повседневной жизни. Далее, проводится диагностика посредством следующих методов:

  • Аудиометрия. Подача волн разной частоты для определения остроты слуха. Малышам проводят игровую аудиометрию, более старшим детям – тональную и речевую.
  • Тимпанометрия. Выявляет функциональное снижение слуха за счет исследования чувствительности слуховых косточек и барабанной перепонки.
  • Камертоны. Восприятие звуков разной высоты через воздушный путь и костный.
  • Отоакустическая эмиссия. Выявляет патологии улитки внутреннего уха.
  • Регистрация слуховых потенциалов. Производится постановка звука и проверяется наличие соответствующей реакции мозга на раздражитель.
  • Электрокохлеография. Электростимуляция слухового нерва для исследования его реакции.

На основании полученных результатов и проведенных при необходимости дополнительных исследований (КТ, МРТ, рентгенография и т. д.) производится соответствующее лечение.

Лечение тугоухости

Чтобы приостановить прогрессирование болезни и обеспечить полноценное развитие ребенка, необходимо как можно раньше начать лечение. Оно охватывает целый комплекс мероприятий.

В первую очередь, лечение тугоухости у маленьких детей должно быть направлено на устранение негативных факторов влияния и максимальное восстановление утраченных функций организма. Для этого применяются:

  • медикаментозная терапия;
  • физиопроцедуры;
  • тимпанопластика;
  • слухопротезирование;
  • слуховые аппараты.

Крайне сложно вылечить глухоту у детей 4 степени. Для устранения дефектов требуется замена поврежденных участков слухового анализатора, если есть такая возможность. Обычные слуховые аппараты здесь бессильны, поэтому рассматривается вопрос об установке имплантатов.

Также лечение включает комплекс мероприятий по развитию и обучению маленького пациента. Обязательная часть – постановка правильных звуков при тугоухости. Речевые дефекты – это обычное явление у людей с тугоухостью. Постановка звуков позволяет устранить эту проблему и облегчает общение с людьми.

Для деток с проблемами слуха необходимо общение с психологами и психоневрологами. Эти специалисты учат их принимать свои недостатки и контролируют их психоэмоциональное развитие, что снижает риск возникновения отклонений на этом уровне.

Прогноз и методы профилактики

Полноценная диагностика и своевременное лечение повышают шанс на нормализацию слуха. Если симптомы были связаны с последствиями заболеваний функциональной системы, есть вероятность полного восстановления органов. Если же причины глухоты связаны с сенсоневральными расстройствами, такой эффект возможен только при проведении имплантации сенсоров. Чем раньше будет произведена операция, тем выше шансы на положительный исход.

Не исключается и риск прогрессирования тугоухости, в частности, у новорожденных с хроническими патологиями. Если снижение слуха невозможно остановить, нужно научить ребенка жить с этим недостатком, а самому ребенку уделять максимум вашего внимания и заботы. Полезной практикой будет обучение чтения по губам и жестам.

Чтобы снизить риск ухудшения восприятия звуков, необходимо бережно относиться к своему здоровью во время беременности, не допускать инфицирования, правильно питаться. Также важно следить за здоровьем ребенка в постнатальный период и вовремя лечить простудные заболевания.

Тугоухость у детей чаще всего связана с неполным . Ребенок с трудом воспринимает и различает звуки на большом или среднем расстоянии. Некоторые теряют способность понимать собеседника в шумной обстановке, а кто-то не слышит слова, произносимые шепотом. От этого напрямую зависит развитие интеллекта и речевой функции у ребенка. Как показывает статистика, в 80% случаев тугоухость является приобретенным заболеванием.

Диагностика тугоухости у ребенка

Раннее выявление тугоухости у детей напрямую влияет на результативность лечения и прогноз выздоровления. Нарушения слуха у малышей проявляются в первые три года после рождения. Это задача неонатологов, детских отоларингологов.

Существуют признаки, по которым можно оценить способность воспринимать и различать звуки. Если слуховой аппарат новорожденного работает правильно, у ребенка проявляются определенные безусловные рефлексы в ответ на звуковой раздражитель:

  • расширение зрачков;
  • мигание;
  • рефлекс Моро.

В 3-4 месяца ребенок должен уметь локализовать источник звука.

Среди инструментальных способов диагностики можно назвать отоскопию (исследование наружного уха и барабанной перепонки на предмет патологии). У ребятишек постарше для диагностики проблем со слухом используют , акустическую тимпанометрию, электрокохлеографию. Нередко тугоухость обнаруживается, когда у ребенка наблюдается задержка в развитии речи.

Причины нарушения слуха у ребенка

Основной причиной врожденной тугоухости у детей считаются патологические воздействия на во время беременности мамы. Именно инфекционные заболевания в I триместре представляют наибольшую опасность. Краснуха, токсоплазмоз, корь, герпес, цитомегаловирус, сифилис, туберкулез приводят к повреждению слухового анализатора. Как результат, у ребенка возникает снижение слуха от легкой степени выраженности до полной глухоты.

Еще один фактор, провоцирующий данную патологию, - хронические заболевания матери (сахарный диабет, анемия, авитаминоз и др.). Работа на вредном производстве, неправильный образ жизни (употребление алкоголя, наркотиков), прием определенных медицинских препаратов (стрептомицин, гентамицин и т. п.) становятся причиной врожденной тугоухости. Недоношенные ребятишки (при рождении весом менее 1,5 кг) тоже входят в группу риска.

В постнатальном периоде тугоухость носит приобретенный характер. Осложнения на слух могут дать перенесенные общие инфекции ( , дифтерия, скарлатина, менингит, энцефалит). К снижению уровня слуха приводят инородные тела, средний отит, аденоиды, серные пробки. Дети школьного возраста, увлекающиеся прослушиванием громкой музыки через наушники, рискуют приобрести проблемы со слухом.

Классификация видов и степеней тугоухости

Патология может поражать одно или оба уха, на разных ушах проявляться по-разному. Тугоухость объясняется нарушением в работе звукопроводящего (среднее и наружное ухо) или звукопринимающего аппарата ( и головной мозг). Иногда отклонения связаны с нарушением в функционировании обеих структур.

При диагностике патологии учитываются локализация нарушения, степень поражения слуха и время, в течение которого развивается тугоухость. В зависимости от места повреждения слухового анализатора выделяют 3 типа патологии.

Повреждения затрагивают наружное ухо, барабанную перепонку, среднее ухо. Причиной может быть , неправильное развитие слухового аппарата, опухоли, отит.

Нарушения локализуются в области внутреннего уха, когда поврежден слуховой нерв, центральный отдел слухового аппарата. Снижение слуха возникает в результате нарушения работы звуковоспринимающих отделов уха.

Одновременное нарушение звукопроводящей и звуковоспринимающей функций. При этом ребенок может слышать , испытывать трудности с восприятием речи в шумной обстановке.

Большинство случаев детской тугоухости относится к нейросенсорной, менее 10% - к кондуктивной и очень небольшой процент - к смешанной.

Дополнительная классификация

По времени возникновения тугоухость разделяют на внезапную, острую и хроническую.

Внезапная тугоухость. Возникает неожиданно, чаще всего утром в момент пробуждения, при общем нормальном состоянии. Характеризуется шумом в ушах или . Может проявляться в одном, реже в обоих ушах одновременно.

Значительное нарушение слуха продолжительностью не более месяца. Начинается заложенностью в ухе или шумом, но не ухудшением функции. Данные проявления могут быть непостоянными, время от времени появляться и исчезать. Стоит обратить на них внимание, так как подобные симптомы являются предвестниками начинающейся глухоты.

Проявления острой тугоухости непостоянны

Хроническая тугоухость . Начинается с постепенного ухудшения слуха, может прогрессировать в течение нескольких месяцев ив лет. Она может стабилизироваться на одном уровне, а может усугубиться.

Любой вид тугоухости характеризуется разной степенью патологии – от легкой до полной глухоты. В зависимости от порога слышимости различают 4 степени тугоухости.

1 степень. Слуховой аппарат прекрасно воспринимает звуки в диапазоне 26-40дБ. Человек различает слова в обычном разговоре. В шумной обстановке способность слышать речь собеседника снижается. На расстоянии более 2 м совершенно не воспринимается шепот.

2 степень. Сложности в восприятии звуков в диапазоне 41-55 дБ. Способность слышать в шумной обстановке резко снижается, обычная речь слышна на расстоянии не более 4 метров, а шепот – не дальше 1 метра. Человек вынужден переспрашивать своего собеседника.

3 степень. Характеризуется невосприимчивостью к звукам в диапазоне 56-70 дБ. Без специального аппарата человек не в состоянии вести нормальное общение. При такой степени тугоухости врачи назначают инвалидность.

4 степень – глухота. Человек не воспринимает звуки в диапазоне 71-90 дБ. Шепот не слышен совсем, а обычная речь понятна на расстоянии не более 1 метра.

Симптомы тугоухости у детей

Заметить начальные проявления патологии быстрее всего могут родители. Если они проявят наблюдательность, то заболевание можно вовремя обратить вспять. В зависимости от возраста у ребенка с дефектами слуха могут проявляться следующие признаки:

  • Нет реакции на громкие звуки.
  • В 4-6 месяцев отсутствует предречевая вокализация.
  • В 7-9 месяцев ребенок не может определить, где находится источник звука.
  • В возрасте 1-2 года наблюдается задержка в развитии речи.

У детей более старшего возраста симптомы тугоухости следующие:

  • Ребенок не отзывается на свое имя.
  • Переспрашивает.
  • Не реагирует на речь, обращенную к нему сзади.
  • Говорит громче обычного.
  • Ограниченный словарный запас.
  • Искажение произношения слов.
  • Сложности с различением фонем.
  • Нарушен лексико-грамматический строй речи.

Методики лечения тугоухости у детей

Выбор тактики лечения тугоухости у детей зависит от степени и вида патологии. Полностью восстановить слуховые функции можно только на начальной стадии заболевания. В некоторых случаях для достаточно простых медицинских манипуляций, позволяющих устранить препятствие в ухе. Самый простой пример такой процедуры - удаление серной пробки.

Консервативные способы лечения тугоухости включают в себя использование определенных лекарственных средств.

Ноотропы (глицин, винпоцетин) . Эти препараты усиливают процесс восстановления клеток нервных волокон внутреннего уха, нормализуют кровоснабжение мозга.

Антибиотики и противовоспалительные препараты (амоксиклав, кетонал) . Применяются в случае, когда запускающим фактором стали воспалительные процессы среднего уха.

Витамины группы В (тиамин, мильгамма) . Способствуют нормальному функционированию слуховой ветви лицевого нерва.

Антигистаминные препараты (супрастин) . Направлены на устранение отека, возникшего в результате воспалительного процесса.

Препарат Фото Цена
от 133 руб.

Свою эффективность в лечении тугоухости доказали физиотерапевтические методы (УВЧ, электрофорез, лазер), направленные на улучшение обмена веществ, очищение крови, стимуляции ЦНС. Массаж и дыхательная гимнастика улучшают кровоснабжение, тренируют барабанную перепонку. применяется при нарушении слуха в результате баротравмы.

Другие методы лечения

В лечении тугоухости хорошо зарекомендовала себя микротоковая рефлексотерапия. Особенно хорошие результаты этот метод дает при врожденной патологии. Физиотерапевтические методы используются в комплексе с лекарственными и увеличивают эффективность медикаментозной терапии.

На начальных стадиях заболевания наряду с вышеперечисленными способами можно применять и народные средства. Хорошо зарекомендовал себя отвар хмеля. При тугоухости на фоне прекрасно помогает лимон. Для этого нужно ежедневно съедать ¼ часть лимона с кожурой. Отличным местным средством признан перетертый чеснок, смешанный с 2 каплями . Тампон, смоченный в такой кашице, аккуратно вставляют в ухо.

Лечение тугоухости 1 и 2 степени имеет благоприятный прогноз. Комплексная терапия способна остановить прогрессирование болезни, а спустя некоторое время восстановить слуховую функцию. Тугоухость 3 и 4 степени лечению не поддаются. Больному присваивается инвалидность по слуху.

В случаях значительного снижения функции обращаются к хирургическим методам. Для восстановления целостности барабанной перепонки, делают мирингопластику, поврежденные ткани заменяют на синтетические.

Тимпанопластика применяется для восстановления положения слуховых косточек. В особо тяжелых случаях детям с тугоухостью показано проведение кохлеарной имплантации, так как слухопротезирование является единственно возможным способом устранения патологии. Реабилитация детей с пороками слуха включает в себя занятия с логопедом, психологом, сурдопедагогом и дефектологом.

Профилактика проблем слуха

Слух – одна из самых важных функций, так как с помощью него мы взаимодействуем с внешним миром. Крайне важно правильное формирование слухового аппарата начиная с детского возраста. Нарушение этой способности может привести к проблемам с адаптацией ребенка в социуме, задержке в развитии. При раннем обнаружении тугоухости в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и его восстановления.

Профилактика тугоухости у детей подразумевает правильный образ жизни будущей мамы, а затем предупреждение простудных заболеваний у ребенка, проведение вакцинации, отказ от ототоксических препаратов, которые могут дать осложнения на слух.

Снижение слуха различной степени у детей вызывается целым рядом причин. Так, врожденная глухота у детей причины, как правило, имеет следующие:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • различные перенесенные инфекции у мамы во время вынашивания младенца;
  • сложное течение беременности.

В целом, как у детей, так и у взрослых, различные степени глухоты могут вызвать следующие причины:

  1. Травмы головы или уха. В этом случае заболевание поддается лечению, главное, начать его вовремя.
  2. Регулярное воздействие чрезмерных шумов. Например, громкой музыки или шумов на производстве. Они повреждают волосковые клетки и вызывают признаки нейросенсорной глухоты.
  3. Хроническая ушная инфекция.
  4. Наличие инородного предмета или серной пробки в ухе. Можно ли вылечить глухоту такого рода? Конечно, причем быстро и просто.
  5. Хронический воспалительный процесс в среднем ухе. Глухота у детей, причины которой – воспаления, встречается довольно часто.
  6. Перенесенные инфекционные заболевания, которые вызывают кондуктивное нарушение слуха различной степени у взрослых и у детей из-за избытка жидкости в слуховом проходе.
  7. Прием некоторых медикаментов, оказывающих негативное влияние на слух.
  8. Возрастные изменения. Они вызывают дегенерацию в сенсорных клетках, которые не могут обновляться.
  9. Аутоимунные заболевания. Например, системная красная волчанка.
  10. Отосклероз.
  11. Злокачественные и доброкачественные опухоли.

Прогноз лечения глухоты

На вопрос о том, можно ли вылечить глухоту, ответ однозначен – своевременное комплексное лечение значительно увеличивает шансы на успех, особенно у детей. Это утверждение касается острой или внезапной глухоты. Лечение практически не приносит результатов, если патология хроническая. Можно ли вылечить глухоту у людей с атеросклерозом, гипертонией и нарушениями кровоснабжения? Только в исключительных случаях. Лечение возрастной глухоты и патологии, вызванной перечисленными состояниями, практически не оказывает эффекта. Такие нарушения можно скорректировать с помощью слуховых аппаратов.

Профилактика глухоты

Предупредить развитие врожденной патологии у детей помогает соблюдение всех рекомендаций врача в период беременности будущей мамы. В первый год жизни ребенка важно тщательно следить за его здоровьем, обследоваться у специалистов. Признаки патологии у детей, выявленные своевременно, могут быть полностью устранены.

Тугоухость 4 степени признана самой тяжелой формой нарушения восприятия звуков и речи. Очень часто она перерастает в полную глухоту. Показатели аудиометрии дают порог слышимости со значением в 70 дБ, и даже самые громкие звуки человек слышит с трудом.

Шепот при такой патологии больной не слышит вообще, а разговаривать с ним можно только на расстоянии не дальше 1 метра. Основной миссией врачей в этот период не позволить порогу подняться до значений выше 90 дБ, или же ухо не сможет воспринимать звуки любой частоты и громкости. Тугоухость перейдет в глухоту.
По Международной классификации болезней Кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха имеет шифр (H90). Сюда входит двусторонняя глухота и врожденная потеря слуха, односторонняя нейросенсорная и кондуктивная потеря слуха, смешанная тугоухость односторонняя и двусторонняя, а также неуточненная тугоухость.

Симптомы и причины

Если вовремя не остановить прогрессирующее снижение слуха, то оно плавно перерастает в тугоухость 4 степени и приводит к инвалидности. Звуковой порог аудиограммы повышается до высокого уровня 71-90 дБ.

Все симптомы этой стадии совпадают с остальными степенями тугоухости, но в этот период они намного сильнее и выразительнее. Громкая речь воспринимается с близкого расстояния, больной слышит только крик или усиленную наушниками речь. Различение шепотной речи полностью отсутствует.

Среди причин, вызывающих снижение слуха, выделяют:

Методы диагностики

Трудности диагностики связаны с постановкой диагноза у детей. Здесь важно вовремя заметить отклонения в развитии или восприятии речи.

Если у ребенка периодически появляется длинная бессвязная речь, он долго отвечает вам на вопросы или у него появились дополнительные жесты и мимика, которые могут компенсировать потерю слуха. Сразу же отводите ребенка на осмотр и консультацию к отоларингологу, медлить здесь нельзя.

В диагностике тугоухости используют характерные жалобы и данные обследований. Проводят инструментальные и функциональные исследования, сдают анализы в лаборатории. Определяют остроту слуха на разговорную и шепотную речь, делают камертональные пробы.
При помощи опытов Вебера (звук подается одинаково в оба уха норме), Ринне (сравнивается костная и воздушная проводимость), Швабаха (исследуется костная проводимость) разграничивают поражения звукопроводящей и звуковоспринимающей части слухового анализатора.

Проводят и вегетативно–вестибулярные пробы, назначают консультации кардиолога, невролога, ангиолога, сурдолога, эндокринолога, оториноларинголога, гастроэнтеролога.

Лечение тугоухости 4 степени

Терапия включает несколько способов:

  1. медикаментозный (экстракт алоэ, нейропротекторы, витамин В, антигистаминные);
  2. физиотерапевтический (пневмомассаж барабанной перепонки, рефлексотерапия, продувание уха);
  3. слухопротезирование.

Правила поведения при лечении тугоухости:

  • мероприятия реализуются в оториноларингологическом центре или отделении;
  • соблюдение щадящей диеты;
  • индивидуальный подбор антибиотиков;
  • отказ от алкоголя и никотина на период реабилитации.

Очень важны профилактические мероприятия по предупреждению тугоухости, главным из них является защита органов слуха от воздействия громких звуков и постоянного шума.

Четвертая степень потери слуха не поддается терапии и дает инвалидность по слуху. Если ребенку поставлен диагноз тугоухости 4 степени, то лечение будет заключаться в слухопротезировании.

Для признания инвалидности придется подготовить ряд документов:

  • история болезни;
  • справка с соответствующим заключением из сурдологического центра, подтверждающая лечение без результата и само нарушение слуха.

Принцип работы слухового аппарата в нашем видео:

Имплантация

Кохлеарные импланты используют при глубокой потере слуха, или тогда, когда не помогают слуховые аппараты. Такие медицинские разработки служат заменой погибших рецепторов улитки и помогают при 4 степени тугоухости. Имплант улавливает звуки и передает их, но без усиления. Устройства состоят из двух частей, имеют крошечные размера и вес около 10 гр. Установку имплантов производят в несколько этапов:

  • обследование;
  • операция под анестезией.

В течение месяца организм адаптируется к постороннему предмету, а затем он подключается к речевому процессору и настраивается.

Протезирование

Слуховое протезирование не ограничивается подбором аппарата, в него входят особые тренировочные занятия в специальных учреждениях и в домашней обстановке. Это необходимо для освоения слухового аппарата и привыкания к восприятию звуков и речи с его помощью.

Для родителей необходимы специальные руководства. Помощь в слуховом протезировании детей должна осуществить пропаганда этого ценного и эффективного метода помощи слабослышащим детям.

Слуховые аппараты

Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего долингвального возраста.

В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, касающейся индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления, из них у 38,5% детей нарушения появляются в перинатальный период. Cчитается, что почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер и, хотя по статистике на одну тысячу нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, сведения о распространенности слабых и средних потерь слуха нуждаются в уточнении. По данным ученых разных стран (США, Канады, Мексики, Англии, Дании, Японии), частота врожденной тугоухости колеблется в пределах от 0,8 до 15,5/1000.

Неопределенность и разноречивость данных во многом зависят от трудностей, возникающих при исследовании слуха у ребенка, неточности ретроспективных оценок, отсутствия стандартов при определении различных форм тугоухости, флюктуирующей природы некоторых форм нарушения слуха.

Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременность начала лечебных мероприятий.

Выявление врожденной (ранней) тугоухости в период новорожденности чрезвычайно важно, так как время начала лечения и сурдопедагогическая работа являются определяющими факторами в проблеме реабилитации детей с тугоухостью и глухотой. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

Анализ возрастной характеристики детей на момент выявления нарушений слуха показал, что 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1-2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет 4%. Это связано со многими факторами, но особенно с несвоевременным обращением родителей к врачу, непростительным откладыванием педиатром или ЛОР-врачом аудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), а зачастую — с неполным исследованием или низким его уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия современной диагностической аппаратуры. По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда выявляется врожденная (ранняя) тугоухость, при недейственности скрининговых программ составляет 18-30 мес, и это только при наличии глубоких, двусторонних потерь слуха, без учета слабых и средних потерь.

В связи с этим анализ этиопатогенеза врожденной тугоухости, своевременное выявление этой патологии приобретают первостепенную значимость.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека. Доказано, что именно с этого момента плод начинает различать частоту и интенсивность звука. Однако созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5-6 лет жизни ребенка.

Причины, приводящие к врожденной тугоухости, весьма разнообразны. В зависимости от того, на какой отдел органа слуха было оказано патологическое воздействие, может возникать кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата — наружное и среднее ухо), сенсоневральная (страдают рецепторный аппарат улитки или проводящие пути и кора головного мозга при ретрокохлеарном сенсоневральном поражении) тугоухость. Степень изменения слуха — от незначительного снижения до полной глухоты — зависит от силы патогенного фактора, сроков и продолжительности его действия, а также от сочетания различных факторов. При сочетанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов наблюдается смешанная форма тугоухости.

В структуре всей детской тугоухости 91,4% этой патологии составляют сенсоневральные поражения, 7,1% — кондуктивные. В последние годы отмечается тенденция к смешиванию этих форм.

Основными причинами, приводящими к кондуктивной тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.

У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект: поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.

Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные и интранатальные этиологические факторы ведут к формированию врожденных поражений слуха, постнатальные — к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникшие в перинатальный период, считаются врожденными. Отмечены наследственные факторы нарушения слуха, когда тугоухость или глухота наблюдаются у кого-то из близких родственников ребенка; до 50% глухих детей имеют патологию наследственного характера.

Наследственные потери слуха включают в себя большую разновидность генетических синдромов. Идентификация генов, ответственных за потерю слуха, возможна, однако генетически точный диагноз удается установить редко.

При генетической патологии тугоухость чаще проявляется на первом-втором десятилетии жизни и усугубляется с возрастом, а при рождении ребенка дифференциальная диагностика синдромальных и несиндромальных поражений слуха затруднена.

Среди антенатальных неблагоприятных факторов, действующих на плод во внутриутробный период, отмечают:

  • патологическое течение беременности (токсикозы I и II половины, нефропатия, угроза прерывания, анемия, резус-сенсибилизация и др.);
  • вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, холестеринемия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • лечение матери во время беременности ототоксическими препаратами — антибиотиками (аминогликозидовый ряд), диуретиками (фуросемид, этакриновая кислота), салицилатами;
  • употребление алкоголя, наркотиков, курение, воздействие ряда сельскохозяйственных и промышленных веществ, а также радиации во время беременности и др.

К интранатальным причинам относятся:

  • действие неблагоприятных факторов в процессе родов, приводящих к асфиксии новорожденного, внутричерепной родовой травме;
  • стремительные или затяжные, преждевременные роды;
  • ягодичное, тазовое или лицевое предлежание;
  • хирургические пособия в родах (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор, кесарево сечение);
  • кровотечение в родах, отслойка плаценты, угроза разрыва матки и др.

Постнатальные причины формирования тугоухости у детей раннего возраста оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребенка уже после рождения. К ним относятся: гипербилирубинемия, инфекции, сепсис, менингиты, менингоэнцефалиты, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, экзогенные ототоксины, недоношенность и др.

Большинство из перечисленных выше факторов приводят к асфиксии, гипоксии, что, в свою очередь, вызывает нарушение кровообращения во внутреннем ухе. Развивающаяся в результате этого ишемия нейросенсорной области лабиринта приводит к дальнейшему расстройству микроциркуляции и ликвородинамики, ацидозу, нарушениям тканевого обмена. Токсическое воздействие продуктов нарушенного метаболизма вызывает развитие микроангиопатии сосудов внутреннего уха и капилляров сосудистой полоски улитки, осуществляющих трофические, обменные и другие процессы, важные для полноценного функционирования улитки, а также поражение рецепторного аппарата спирального ганглия, высокочувствительного к гипоксии.

Внутриутробные вирусные и бактериальные инфекции могут вызывать нарушение гемодинамики внутреннего уха, поражение сосудистой полоски, дегенеративные изменения спирального ганглия, в результате чего возникает поражение сенсоневрального участка органа слуха за счет морфологических изменений его периферического отдела. Кроме того, возможно поражение и центральных отделов слухового анализатора.

Таким образом, развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это осложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного лечения и профилактики.

Современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слух ребенка практически сразу после рождения. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем более успешными будут все мероприятия, связанные с коррекцией этого нарушения.

Когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям, которые подтверждаются данными наших исследований, диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными). Существует современный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый способ исследования слуха у новорожденного — метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика обычно занимает 5-15 мин. Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон. Стимулами служат широкополостные акустические щелчки с частотой повторения 20-50 с. Отражаемый микрофоном ответный сигнал усиливается и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся во время сна ребенка. Степень тугоухости и топика поражения обследованных детей определяются методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Данные методы являются высокоинформативными при проведении аудиологического скрининга новорожденных.

Излечение дефекта слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано этот дефект удалось диагностировать. Нарушение слуха у новорожденных детей может быть стойкого или транзиторного характера.

Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка.

Лечение как острой, так и хронической сенсоневральной тугоухости до настоящего времени представляет серьезную проблему. Недостаточная изученность патогенеза сенсоневральной тугоухости приводит к неоправданному применению лекарственных средств или вообще к отказу от лечения.

Успех последнего, в свою очередь, зависит от степени сохранности элементов внутреннего уха и обратимости патологических сдвигов. Считается, что при стойкой, длительно существующей сенсоневральной тугоухости в связи с разрушением морфологического субстрата звуковосприятия медикаментозное лечение неэффективно.

Однако, если на фоне лечения пороги восприятия слуха остаются стабильными, слуховое восприятие у больных улучшается. Замечено, что при регулярном лечении детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью улучшаются память, процесс обучения речи, адаптация к слуховому аппарату, разборчивость речи. Поэтому лечение таких больных направлено на замедление и предотвращение процесса дегенерации волосковых клеток слухового анализатора. Сроки начала лечения и его адекватность являются одними из основных факторов, определяющих успех терапии.

Медикаментозная терапия тугоухости должна быть направлена на улучшение состояния рецепторных структур, нормализацию кровообращения и лимфоциркуляции во внутреннем ухе и головном мозге, на нормализацию тканевого и клеточного метаболизма ЦНС. Комплексное лечение включает средства, избирательно воздействующие на каждое звено патогенеза.

К препаратам, оказывающим сосудорасширяющее действие и улучшающим кровообращение в головном мозге и внутреннем ухе, а также приводящим к нормализации метаболизма, относятся компламин и кавинтон. Аналогично действуют винкапан, винкатон, стугерон, циннаризин. Положительной динамике нервных процессов в головном мозге способствуют препараты аминалон и энцефабол. Также при лечении таких больных можно использовать но-шпу и папаверин, обладающие сосудорасширяющим действием. Улучшение тканевого обмена достигается применением кокарбоксилазы, пирогенала, витаминов группы В и Е (додекс, витрум витамин Е, допппельгерц витамин Е, токофер 200, эвитол, веторон-Е, кудесан).

К средствам, стимулирующим проведение нервных импульсов за счет увеличения образования ацетилхолина, относятся галантамин и стрихнин (у детей эти препараты применяются преимущественно в виде электрофореза). Также для улучшения проведения импульса по нервному волокну используют антихолинэстеразные средства: прозерин, оксазил, дибазол.

Широко применяются у детей биогенные стимуляторы: апилак, алоэ, калия йодид и др.

В остром периоде заболевания дополнительно используют умеренную дегидратацию в режиме форсированного диуреза для снижения внутричерепного давления, глюкокортикоидную терапию для улучшения условий кровообращения во внутреннем ухе, детоксические препараты — унитиол, гемодез.

Применение антигипоксантов способствует повышению резистентности тканей к кислородному голоданию.

В условиях острой дисциркуляции и ишемии лабиринта патогенетически обоснованным явилось включение в курс реабилитационного лечения фармакофизической ангиоактивной терапии с использованием магнитного, лазерного воздействия, гипербарической оксигенации.

Комплексная реабилитация включает в себя электроакустическую коррекцию слуха индивидуальными слуховыми аппаратами, дефектологическую и сурдопедагогическую помощь, двигательную реабилитацию, развитие коммуникативной функции и социальной ориентации. Несмотря на предложенные многочисленные схемы и методы лечения, у большинства детей с сенсоневральной тугоухостью единственным способом реабилитации является слухопротезирование.

Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской и педагогической коррекции нарушенной слуховой функции.

Л. П. Пономарева, доктор медицинских наук, профессор НЦАГиП РАМН, Москва