Бюджетное правило плюсы и минусы. Бюджетное правило: определение и значение. Юрий Болдырев о национально ориентированной политике и ее имитации. Бюджетное правило — дань Западу…

В ходе принятия правительством статей расходов и доходов на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. активно обсуждались так называемые бюджетные правила. Это была долгосрочная программа по использованию нефтегазовых доходов. Необходимость в ней обусловлена высокой зависимостью от прибыли с ресурсов.

Суть бюджетного правила

Логика введения программы состоит в том, чтобы объем имеющихся государственных обязательств, расходов, а также долгосрочных инвестиционных проектов был в меньшей степени, чем в предыдущие годы, привязан к текущей стоимости нефти. Бюджетные правила - это фактически заблаговременная договоренность по финансовым ограничениям, нацеленная на сохранение средств при колебаниях цен.

Актуальность вопроса

В России существуют различные фискальные бюджетные правила. Это, например, размеры ставок определенных видов налогов. Они задаются для регионов и муниципальных образований. Также существуют предельные величины госдолга, дефицита государственных средств и так далее. Новые бюджетные правила, касающиеся ценообразования на нефть, в 2012 году вызвали множество дискуссий. Дело в том, что государственный фонд находился в сильной и достаточно опасной зависимости от нефтегазового дохода. Принятие нового порядка считается знаковым решением для финансовой системы России и в целом для экономики. Бюджетные правила - это способ, с помощью которого предполагалось ликвидировать ежегодную неопределенность, при которой зачастую выдвигались ошибочные выводы по размеру цены на нефть в предстоящий год. Необходимость в программе обусловлена тем, что доходы федерального финансового фонда наполовину зависят от стоимости этого сырья.

Специфика

На 2013 год в основу и плановый период предстоящих двух лет было положены стратегические задачи. Они были сформулированы в Указах президента, Концепции долгосрочного общественно-экономического развития страны до 2020-го. Кроме этого, базой стали основные положения, зафиксированные в Бюджетном послании главы государства. Планировалось, что в 2013-2015- гг. задачи по социально-экономическому развитию будут решаться в условиях приоритета обеспечения макроэкономической стабильности, устойчивости и долгосрочной сбалансированности финансовой системы. Предполагалось снизить зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

Основные цели

В качестве основных задач, которые будут решаться с использованием правила выступают:


Общая характеристика положений

Усиление макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости законодательно закрепляются бюджетные правила. Это позволит:

  • Уменьшить зависимость системы от волатильности цен мирового рынка энергоресурсов.
  • Увеличить точность прогнозирования в долгосрочном периоде.
  • Сформировать необходимый объем суверенных фондов РФ.

Принятые правила составления бюджетной заявки предполагают отчислять в излишние нефтегазовые доходы при повышении базовой стоимости сырья. Направление средств было предложено осуществлять до достижения нормативного показателя в 7% ВВП. Если прогнозная стоимость нефти станет ниже базовой, то покрытие возникающего из-за уменьшения дохода, будет производиться из средств резервного фонда. После того как его объем достигнет нормативной величины, предусматривается перечисление дополнительных доходов из нефтегазовой отрасли в Фонд национального благосостояния. Часть этих средств может направляться на финансирование инфраструктурных и прочих приоритетных программ, не вызывающих обязательства РФ.

Особенности реализации

Бюджетные правила предусматривают ряд обязательных положений. В частности:


Механизм действия

Если средняя годовая цена на нефть за последние 3 года, в том числе и текущий, установилась на уровне, который не превышает базовую цену, при формировании бюджета последняя рассчитывается по показателю среднегодовой цены за указанный трехлетний срок. Преимущество этой схемы, кроме прочего, в том, что формируется защита от вероятного давления основного показателя (как во время Остаток Резервного фонда на завершение 2008 г. составил 9.8% ВВП, к концу следующего года - 4.7%, на 2010 - 1.7%. Расходы из него в 2009-м составляли около 3 трлн руб. В течение всего срока существования Резервного фонда отмечались заметные колебания в процентах ВВП в условиях последнего кризиса. При этом наблюдалось достаточно продолжительное понижение стоимости нефти в сравнении с предыдущими нестабильными годами в стране.

Отмена бюджетного правила

Ряд экспертов высказывается за отказ от принятой программы. В качестве аргумента выдвигается предположение о том, что при увеличении предельного бюджетного дефицита средства в размере этого превышения можно будет направить на инвестиции в экономику страны. Как считает Минэкономразвития, будет значительно усилен темп роста при скачке в 2015-м дефицита с 1% до 1.5 ВВП (на 400 млрд руб.). В 2014-м показатель без применения правила мог бы быть 1.1% вместо предполагаемых 0.5%. Введенный режим экономии негативным образом сказывается не только на инвестиционном развитии национальной экономики, но и на становлении социальной сферы государства. Некоторые аналитики считают, что перевод природных ресурсов в финансовое выражение (накопление средств в качестве долговых бумажных обязательств зарубежных стран в суверенных фондах) не оптимально. Затраты на развитие собственной инфраструктуры, инвестирование в производственные средства (формирование материальных запасов) образуют иную систему народного хозяйства.

Во времена кризиса, считает ряд экспертов, усовершенствованная и диверсифицированная собственная экономическая система важнее зарубежных долговых обязательств и может требовать намного меньшего объема ресурсов для поддержания.

Аргументы в пользу программы

В качестве одного из важнейших преимуществ бюджетного правила выступает обеспечение готовности к продолжительному падению цен на нефтяном рынке. Программа должна позволить автоматически корректировать финансовую политику на период снижения либо замедления повышения стоимости сырья. Одной из основных целей ее внедрения выступает обеспечение макроэкономической стабильности, а ее пересмотр может стать негативным знаком для инвесторов. В самом начале обнародования программы многие решили, что приняты бюджетного учреждения. Однако ничего общего с ними программа не имеет.

По словам заместителя главы Минфина Владимира Колычева, изменение цены отсечения стоимости нефти в бюджетном правиле невозможным, так как это означает «разворот вспять реформ в макроэкономической политике». «По сути, это равнозначно изменению режима инфляционного таргетирования или гибкого курсообразования», - прокомментировал чиновник предложение поднять цену отсечения в бюджетном правиле с 40 до 45 долларов, ранее озвученное Алексеем Кудриным.

Finmarket приводит слова замминистра: «изменение бюджетного правила в части структурного уровня цены на нефть невозможно, этот вопрос не обсуждается. Такое изменение приведет к снижению предсказуемости макроэкономических условий для бизнеса и граждан, поставит под угрозу возможность устойчивого достижения ориентира по инфляции, ухудшит экономику многочисленных инвестиционных проектов в различных секторах экономики», - заявил Владимир Колычев.

Это правило, говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, с одной стороны, незыблемое, а с другой – из него есть исключения. Ранее Всемирный банк называл бюджетное правило важной структурной экономической реформой. Но, как напоминает Ващенко, в 2018 году Минфин скорректировал бюджетный кодекс, что позволило увеличить расходы на 41 млрд руб. больше запланированных. Также, в принципе, нельзя исключать, что может быть принято решение потратить часть резервов раньше, чем нефть упадет до 40 долларов за баррель, но такой вопрос сейчас не стоит на повестке. Одно из последствий бюджетного правила видят в том, что оно мешает укреплению рубля. Чем дороже стоит нефть, тем больше валюты купит Минфин. В июне объем покупок уже 380 млрд руб., или порядка 10% от торгового оборота на бирже. А чем выше курс, тем больше валюты (за которой охотится Минфин) продают экспортеры. В 2017 году объем покупок (35 млрд долларов) почти соответствовал сальдо счета текущих операций (40 млрд долларов).

Другими словами, заключает аналитик, как бы ни рос нефтегазовый экспорт, укрепление рубля будет слабым (если вообще будет), а при сокращении сальдо торгового баланса (за счет оживления импорта) рубль продолжит слабеть. Но нельзя исключать, что, если цены на нефть долгое время будут выше 70 долларов, то заговорят и о пересмотре бюджетного правила, поскольку резервы нельзя накапливать бесконечно.

Было бы странно, если бы Минфин поддержал инициативу Кудрина, считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Поскольку, объясняет он, во-первых, установление цены отсечения на уровне 40 долларов за баррель изначально было предложением именно этим министерством, а во-вторых, именно оно является ключевым бенефициаром действующего бюджетного правила, поскольку все сверхдоходы, согласно бюджетному правилу, минуя бюджет поступают на его счета, формируя резервы. Было бы нелогично, если бы Минфин, по факту контролирующий объемы пополнения бюджета и резервов, согласился добровольно пожертвовать такой властью.

Впрочем, отмечает аналитик, сейчас поддерживает Минфин только ЦБ, остальные же министерства, страдающие от урезания расходных статей при наличии возможности направлять в бюджет больше средств, вряд ли разделяют его позицию. Ситуация предельно проста указывает он: исполнение майского указа требует привлечения дополнительных 8 трлн, в бюджете этих средств нет. Все варианты их привлечения за счет, например, повышения фискальной нагрузки на бизнес и население по факту приведут к снижению вероятности исполнения самих указов, поскольку благосостояние граждан и выручка бизнеса просто не могут расти в условиях роста налогов.

Назревают разногласия

Инициатива по завершению налогового маневра, который позволил бы за счет повышения НДПИ и снижения экспортных пошлин повысить доходы бюджета от добычи и продажи нефти, в свою очередь, в штыки принимается отраслью и защищающим ее интересы Минпророды, говорит Алексей Антонов. Кстати, сейчас диалог относительно «балансировки» налоговой системы, в частности о повышении НДС до 20%, инициирует именно Минфин, очевидным образом уводя общественную дискуссию и правительство в сторону от назревшего вопроса об эффективности действующего бюджетного правила в условиях относительно дорогой и стабильной нефти. Однако слова о том, что вопрос об изменении бюджетного правила не обсуждается, считает Алексей Антонов, не содержат ключевого слова «пока», поскольку, к сожалению, для Минфина, решение принимать будет не он.

Если вернуться к цитате господина Колычева, «такое изменение приведет к снижению предсказуемости макроэкономических условий для бизнеса и граждан, поставит под угрозу возможность устойчивого достижения ориентира по инфляции, ухудшит экономику многочисленных инвестиционных проектов в различных секторах экономики», - то тут, говорит Алексей Антонов, можно не согласиться с замминистра сразу по нескольким пунктам.

Первое – инфляция. Да, полагает эксперт, действительно, и на это указывала глава ЦБ, рост объемов поступления средств в бюджет может привести к избытку средств в экономике и создать инфляционные риски. Но в мае и апреле инфляция оценивалась в 0,4%, а с января по март не поднималась выше 0,3%, годовая инфляция при этом составляет всего 2,4%, то есть сильно ниже таргетируемых уровней. Грубо говоря, если и есть время, подходящее для накачивания экономики ликвидностью с минимальными инфляционными рисками, то это время - сейчас.

«Во-вторых, – продолжает Алексей Антонов, – я осмелюсь напомнить, что именно Казначейство во многом ответственно за то, что российский рубль остается перепроданным. С четвертого квартала прошлого года Минфин и ЦБ в буквальном смысле заливают валютный рынок дешевой рублевой ликвидностью, только в июне они предложат рынку 380 млрд рублей, на 60 млрд больше, чем в мае, а с начала года объем купленной валюты оценивается в 1,3 трлн в пересчете на рубли. Откуда такие средства у Минфина? Так это и есть те самые сверхдоходы от экспорта».

Стоит задуматься, считает Алексей Антонов: в чем больше пользы для экономики - в интервенциях, которые обесценивают рубль, в рамках которых закупается валюта, формирующая резервы и по факту изымающаяся из экономики, проходящая мимо бюджета, или в повышении цены отсечки и направлении части сверхдоходов в бюджет, из которого они могут быть направлены, например, на поддержку нефтеперерабатывающей отрасли с целью снижения цен на топливо (которые, к слову сказываются на темпах инфляции, которых так боится Казначейство) или исполнения майских указов.

Так что, заключает Алексей Антонов, разговоры Минфина относительно вреда изменения бюджетного правила с точки зрения разгона инфляции в целом выглядит как обращение охотника к уткам со словами, что он очень боится ружья, из которого по ним стреляет.

Новое бюджетное правило, которое должно с 2020 года восстановить строгие подходы к использованию нефтегазовых доходов, возьмет за основу цену нефти $40 за баррель и будет учитывать расходы на обслуживание госдолга

Министр финансов РФ Антон Силуанов (Фото: ТАСС/Александр Астафьев)

Без первичного дефицита

Новое бюджетное правило​​ — система правил использования нефтегазовых доходов — заработает с 2020 года, определит базовой ценой нефти отметку в $40 за баррель и будет ограничивать бюджетные расходы так, что они должны равняться базовым доходам за вычетом процентных расходов на обслуживание долга, на Московском финансовом форуме в пятницу министр финансов Антон Силуанов. «Подготовка бюджетного правила, которое, мы считаем, возможно к реализации с 2020 года, будет заключаться в том, что при цене $40 за баррель мы должны иметь нулевой первичный дефицит. То есть все те расходы по обслуживанию долга, которые у нас будут закладываться в расходы бюджета, как раз и будут составлять тот дефицит, который мы себе можем позволить», — сказал Силуанов, передал его слова корреспондент РБК.

Иными словами, по новому бюджетному правилу Минфин будет считать нефтегазовые доходы по цене $40, приплюсовывать к ним прогнозные ненефтегазовые доходы (эта сумма будет считаться базовыми доходами) и планировать бюджетные расходы так, чтобы они были не выше базовых доходов, не считая процентных выплат по долгу.

Новая версия бюджетного правила станет уже четвертой с момента введения такой практики управления госфинансами в 2004 году.

Старое бюджетное правило, которое действовало в 2013-2015 годах, подразумевало, что предельные расходы бюджета равны базовым доходам плюс 1% ВВП. Новое правило заменит этот 1% величиной процентных расходов, которая сейчас как раз находится в пределах 1% ВВП. Согласно закону о бюджете на 2016 год, процентные расходы в этом году планируются на уровне 646 млрд руб., или 0,8% ВВП. Первичный дефицит бюджета (дефицит без учета расходов на обслуживание долга) запланирован на уровне 2,2% ВВП, а Минфин хочет, чтобы с 2020 года не было первичного дефицита.

Почему $40?

По старому правилу базовая цена нефти для расчета нефтегазовых доходов, которые можно направлять на финансирование бюджетных расходов, определялась как среднегодовая цена нефти Urals за пятилетний период с ежегодным наращением этого периода на один год вплоть до десяти лет (усреднение по десятилетнему периоду должно было начаться с бюджета 2018 года). Сверхдоходы (нефтегазовые доходы от превышения реальных цен над базовой) перечислялись в суверенные фонды. Правило работало на растущих нефтяных ценах, но в 2015 году расчетная цена нефти по бюджетному правилу составляла $96, тогда как фактическая цена упала до $50. Поэтому на 2016 год бюджетное правило было приостановлено, а взамен были введены временные правила (действуют до 1 февраля 2017 года), позволяющие тратить нефтегазовые доходы и сбережения резервных фондов на финансирование расходов федерального бюджета.

Теперь предлагается использовать в бюджетном правиле вместо средней цены нефти за предыдущие годы консервативную цену $40 за баррель. Такая цена взята потому, что она соответствует порогу рентабельности добычи сланцевой нефти в мире ($40-50), объясняет высокопоставленный федеральный чиновник, знакомый с планами Минфина. По его словам, в скором времени ведомство хочет внести законодательную инициативу в новую Думу с тем, чтобы ввести бюджетное правило с 2020 года. Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что документ в министерство не поступал.

Средняя цена Urals в январе—августе 2016 года составила $39,36 за баррель, а за август превысила $40 за баррель ($43,9). Если бы новое бюджетное правило действовало уже сейчас, в августе резервный фонд удалось бы пополнить.

Вопрос о цене отсечения — $40 или ближе к $50 — еще предстоит обсуждать в правительстве, говорит РБК федеральный чиновник. Минфин предлагает ежегодно индексировать ее на долларовую инфляцию (в 2014 году она составила 1,6%, но в 2015 году — всего лишь 0,1%), говорил ранее РБК источник, близкий к Минфину. В целом падение цен на нефть и волатильность на валютном рынке заставили Минфин иначе взглянуть на предназначение бюджетного правила. Его смысл должен быть шире, чем просто возможность для стабилизации госфинансов, задача — «изолировать экономику от волатильности цен на нефть», говорит собеседник в финансово-экономическом блоке правительства. Речь идет о том, «чтобы реальный эффективный курс рубля не так сильно колебался вместе с ценами на нефть и не так сильно колебались относительные цены в экономике, инфляция, курсовые условия и все, что влияет на рентабельность компаний в разных секторах».

«Мы ориентируемся на то, что у нас дефицит бюджета должен постепенно снижаться на один процентный пункт ежегодно. Если мы выбираем $40 как цену отсечения, то мы приходим к сбалансированному бюджету к 2020 году, если выбираем $50 — приходим к 2019 году. В зависимости от того, какой будет цена отсечения, определится момент, когда бюджетное правило заработает полноценно», — говорит чиновник финансово-экономического блока.

МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении правительственный законопроект о новой конструкции бюджетного правила и об объединении Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда на базе ФНБ.

Бюджетное правило

Планка отсечения по цене на нефть Urals в обновленном бюджетном правиле устанавливается уровне 40 долларов за баррель. Нефтегазовые доходы, полученные при цене выше этой планки, будут направляться в резервы.

Законопроект определяет предельный объем расходов федерального бюджета, который не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и прогнозируемых валютного курса, ненефтегазовых доходов, а также расходов на обслуживание гоcдолга. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018 года.

ФНБ + Резервный фонд

Во втором чтении в законопроект были внесены поправки об объединении суверенных фондов РФ на базе ФНБ. Замглавы Минфина РФ Владимир Колычев пояснял, что такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда на фоне значительно снизившихся за последние два-три года цен на нефть.

При этом целевая составляющего этого фонда сохраняется такой же, какими были цели предшествующих двух фондов: финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений. Формировать объединенный фонд предполагается за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

Если общий объем средств в объединенном фонде превысит 5% ВВП, его использование предлагается ограничить выпадающими нефтегазовыми доходами, если общий объем средств меньше 5%, то ограничить этот объем 1% ВВП.

Поправками предусматривается, что средства Резервного фонда зачисляются в ФНБ (объединенный фонд) не позднее 1 февраля 2018 года. Минфин будет ежемесячно публиковать сведения о величине активов ФНБ на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Согласно одобренным поправкам, до достижения объема средств ФНБ, размещенных в Банке России, на конец очередного финансового года и (или) первого и (или) второго года планового периода 7% прогнозируемого объема ВВП, размещение средств ФНБ в иные финансовые активы не допускается, за исключением финансирования начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов.

11:37 — REGNUM

Правительственный закон о бюджетном правиле Госдума приняла в третьем итоговом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 19 июля. По планам Минфина, который разработал законопроект, принятие нового бюджетного правила позволит снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен.

Правило устанавливает предельный объем расходов для федерального бюджета. Теперь он не сможет превышать сумму нефтегазовых доходов за очередной финансовый год. Сумма нефтегазовых доходов рассчитывается при учете базовой цены на сырье (нефть и газ), прогнозируемых курса рубля к доллару, объема ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

Базовая цена барреля нефти при расчете бюджета должна составлять 40 долларов. С 2018 года стоимость сырья будет ежегодно индексироваться на 2%.

«Это правило в полном объеме вступит в действие с 2019 года, а на 2018 год предельный уровень расходов предлагается определить с учетом первичного дефицита в 1% ВВП», — отметил депутат Госдумы Глеб Хор («Единая Россия»). Он напомнил, что в ходе обсуждения проекта закона в Госдуме звучали предложения повысить используемую в новом правиле цену отсечения с 40 до 50 долларов за баррель. «Однако большинство депутатов сочло возможным сохранить предложенную правительством РФ планку в 40 долларов», — добавил парламентарий.

Дополнительные доходы от более высокой цены на нефть будут перенаправлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Изначально Минфин предлагал наполнять дополнительными доходами Резервный фонд, основная задача которого — сокращение бюджетного дефицита. Для этих же целей ведомство предлагало фактически реорганизовать ФНБ и объединить его с Резервным фондом. Однако профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам отмечал, что основная задача ФНБ —обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Поэтому перенаправить все средства ФНБ в Резервный фонд невозможно.

Ко второму чтению Минфин и профильный комитет изменили документ, прописав, что Резервный фонд к 1 февраля 2018 года будет ликвидирован и вольется в ФНБ. Новый Объединенный фонд возьмет на себе задачи по сбалансированности страховой пенсионной системы, финансированию дефицита федерального бюджета, а также софинансированию добровольных пенсионных накоплений.

Средства ФНБ можно будет использовать, в том числе, на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и финансирование дефицита федерального бюджета в зависимости от остатка средств фонда на конец года, отметил депутат Госдумы Леонид Симановский («Единая Россия»). «Если объем размещенных на депозитах и банковских счетах в Банке России средств ФНБ превысит 5% ВВП на конец очередного года, то использование средств фонда на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ будет ограничен объемом недополученных нефтегазовых доходов, а если не превысит 5% — то 1% ВВП», — отметил парламентарий, комментируя закон.