Кем был разработан казанский собор. Архитектура казанского собора в северной столице. Архитектурные особенности Казанского собора

Полюбоваться Казанским собором в Петербурге считают своим долгом практически все гости Северной столицы. Этот православный храм расположен в центре города, на перекрестке Невского проспекта и канала Грибоедова. Его именем названы островок на Неве, расположенный неподалеку мост и площадь, примыкающая непосредственно к Казанскому собору.

Известное культовое сооружение способно впечатлить неискушенного туриста своими размерами: его высота превышает 70 м. Храм был построен специально для хранения иконы Казанской Божьей Матери, согласно преданию способной исцелять больных и творить чудеса.

Архитектор и скульптор Казанского собора

История строительства Казанского собора в СПб довольно необычна. Знаменитая достопримечательность имела более скромную предшественницу - церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта постройка из камня, строительство которой началось в 1733 году, стала примечательным образцом стиля барокко в архитектуре. Отличительными характеристиками церкви являлись колокольня, размещенная прямо над дверями, и купол из натуральной древесины.

Первым архитектором и скульптором, участвовавшим в создании будущего Казанского собора в Петербурге, оказался Михаил Земцов. Рождество-Богородичную церковь, возведенную по его проекту, завершили спустя четыре года после закладки первого камня. Перед первым богослужением в нее перенесли глубоко почитаемый образ Казанской Богородицы - точную копию чудотворной иконы, таинственно появившейся в Казани в конце XVI века. В Северную столицу реликвия была привезена еще во времена царствования Петра I и ранее хранилась в Троицком соборе.

Из интересных фактов о церкви Рождества Святой Богородицы стоит упомянуть, что она считалась «придворной». На ее открытии лично присутствовала сама императрица Анна Иоанновна, а в 1773 году здесь венчался будущий император Павел I. Также в ней регулярно проводились торжественные молебны в честь побед российских войск над наполеоновской армией в 1812 году.

На рубеже XVIII и XIX веков Павел I решил устроить конкурс на лучший вариант нового храма. Монарху хотелось, чтобы город украшала практически идентичная копия ватиканского собора святого Петра. Даже проекты знаменитых зодчих - Тромбаро, Камерона, Гонзаго и других - Павла не впечатлили. В 1800 году граф Строганов, чей особняк располагался неподалеку от церкви, представил на рассмотрения царя эскиз одаренного молодого мастера Андрея Воронихина. Его сразу же одобрили, а графа назначили главой попечительского совета, заведовавшего строительными работами.

В 1801 году состоялась торжественная закладка первого камня новой постройки в присутствии уже нового российского правителя Александра I. Однако Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен не только по проекту и при участии архитектора Воронихина, но и с помощью его талантливого коллеги Н. Алфёрова. Предполагалось, что в западной части храма будет находиться вход, в восточной - алтарь, а северный и южный фасад украсят монументальные колоннады из более чем 90 колонн с впечатляющей высотой 13 м. Однако на практике была завершена только северная колоннада, и по сей день являющаяся подлинным украшением Невского проспекта. Колонны установлены 4 рядами.

Строительство грандиозного собора длилось 10 лет, причем на него было затрачено не менее 5 млн. рублей. После завершения строения император наградил его создателя почетным орденом св. Владимира 4-й степени.

После открытия нового храма старая церковь сразу же подверглась сносу. Дальнейшая история собора довольно необычна. Среди знаковых событий стоит отметить следующие:

В 1812 году после победы над французами сюда на хранение были переданы около 30 знамен, оставленных разгромленными наполеоновскими войсками и добытыми в качестве трофеев. Также в собор доставили около 100 ключей от европейских крепостей и населенных пунктов, сдавшихся на милость российских военачальников, их флаги и персональный жезл Даву - главнокомандующего вражеской армии. В северном приделе святилища захоронен прах выдающегося российского полководца М. И. Кутузова - истинного героя своего Отечества.

Во второй половине XIX века на площади перед храмом регулярно проходили выступления и демонстрации революционеров. Среди них был и знаменитый Плеханов - лидер одной из групп народнического толка.

В 1913 году во время празднования трехсотлетнего юбилея правления династии Романовых в Казанском соборе в Питере произошла давка, в которой погибли более 30 человек.

В первые годы советской власти храм стал объектом мародерства: из него изъяли более 2 т серебряной утвари и других ценностей. С начала 1930-х годов в его стенах располагался Музей истории религии и атеизма. Богослужения были возобновлены лишь после распада СССР в 1990-х годах.

Внешний облик собора и стиль архитектуры

Колоннада собора считается настоящим украшением Невского проспекта. Основная магистраль города тянется в направлении с запада на восток, а православные храмы при строительстве ориентируют аналогичным образом. Это часто создает сложности для зодчих. Необычное проектировочное решение позволило сделать боковую - северную - часть строения, выходящую на проспект, парадной.

Крест на куполе также в соответствии с религиозными канонами развернут к проспекту ребром и со стороны северного фасада практически незаметен. Сам собор выполнен в форме традиционного католического креста.

Колокольня в храме отсутствует, а звонница находится в западной части колоннады. С обеих сторон последней расположены большие портики, а также два пьедестала, на которых до середины XIX века стояли гипсовые изваяния ангелов. Для облицовки фасадов строения использовался оригинальный материал - известковый туф серого оттенка. Его также называют пудостским камнем, поскольку он добывается неподалеку от поселка Пудость Ленинградской области.

Напротив собора установлены монументы М. Б. Барклаю де Толли и М. И. Кутузову. Бронзовые памятники выглядят почти аналогично: знаменитые военачальники изображены во весь рост и в плащах, напоминающих о временах античности. Однако поза де Толли свидетельствует о покое, в то время как Кутузов энергично призывает армию к наступлению.

У северной стены храма размещены 4 бронзовые скульптурные композиции, изображающие Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Их авторами являются соответственно С. Пименов (первые две скульптуры), И. Мартос и В. Демут-Малиновский.

Бронзовые врата на северной стене строения полностью копируют известные «райские двери» флорентийского крестильного дома, датированные XV веком. Портики храма привлекают внимание красивыми барельефами:

  • Восточный проезд со стороны северной колоннады украшен барельефом Мартоса, изображающим, как Моисей во время исхода евреев добывает воду из камней. Над западным проездом симметрично расположен барельеф И. Прокофьева, посвященный возведению этим же пророком медного змия в пустыне.
  • Стены строения, имеющие портики, декорированы большими барельефами и маленькими панно авторства скульпторов Рашетта, Гордеева, Кашенкова, Анисимова и других. Все они описывают жизнь Богородицы и чудеса, связанные с иконой Казанской Богоматери.

Икона Казанской Божьей Матери и внутреннее убранство собора

Внутри собор схож с гигантским залом императорской резиденции. Монументальность ему придают более 50 колонн коринфского ордера, украшенных позолоченными капителями. Материалом для этих элементов послужил розовый гранит, доставленный в Петербург из Финляндии. Колонны делят внутреннюю часть храма на 3 прохода - нефа. Ширина центрального нефа в 4 раза превышает ширину боковых, а свод полуцилиндрической формы позволяет визуально еще больше увеличить его пространство. В потолки боковых нефов органично вписаны прямоугольные кессоны и розетки в виде фантастических цветов, имитирующие настоящие картины и изготовленные из алебастра.

Мозаика на полу в храме сделана из натурального розоватого и серого мрамора, привезенного из Карелии. Напольные ступеньки амвона и алтаря, а также кафедра, выложены кораллово-малиновым порфиром.

Большинство икон Казанского собора написаны великими живописцами конца XVIII - начала XIX веков: Брюлловым, Боровиковским, Шебуевым, Басиным, Угрюмовым, Бессоновым, Ивановым, Кипренским и другими. Их произведения украшают не только иконостас, но и стены и пилоны строения. Все полотна выполнены в стилистике художников эпохи Ренессанса.

Из барельефов внутри до наших дней дошли только два: «Взятие под стражу» Рашетта и «Несение креста» Щедрина. Остальные обрушились уже спустя 2 года после победы над французами и были заменены фресками и масляными картинами.

Иконостас создавался в 1830-х годах по эскизу архитектора Тона и отделан трофейным серебром, доставшимся русским войскам после бегства наполеоновской армии. В советскую эпоху драгоценная облицовка была украдена, однако сейчас она полностью восстановлена. Над северным и южным входами размещены скульптурные композиции, изображающие арест Иисуса и его шествие к месту казни. Главная святыня - лик Казанской Богоматери - находится с левой стороны от Царских Врат.

Режим работы и экскурсии в собор

Вход в храм свободный. Он открыт для посещения с понедельника по пятницу с 8.30 (в субботу и воскресенье - с 6.30) до окончания вечернего богослужения. Доехать до собора удобнее всего на метро до станций «Невский проспект» либо «Гостиный двор», причем выйти следует к каналу Грибоедова.

Обзорные экскурсии по храму, на которых гид расскажет вам об истории его строительства и святынях, длятся в основном 1,5-2 часа и обойдутся от 600 до 4000 RUB в зависимости от количества участников.

Казанский собор является уникальным памятником архитектуры, органично сочетающим в себе черты православия и католицизма.

    Координаты: 59°56′07.06″ с. ш. 30°19′34.94″ в. д. / 59.935294° с. ш. 30.326372° в. д … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Князь Владимирский собор. Православный собор Князь Владимирский собор Собор Святого благоверного князя Владимира … Википедия

    Казанский собор - в Санкт Петербурге. КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт Петербурге (1801 11, архитектор А.Н. Воронихин), памятник архитектуры русского классицизма. Примыкающая к боковому фасаду здания мощная полукруглая колоннада образует площадь, входящую в цепь ансамбля… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Невский проспект, Казанская площадь, 2), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1801 1811 (архитектор А. Н. Воронихин) для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван. Имеющее в плане форму… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Казанский собор название нескольких крупных храмов, построенных в честь Казанской иконы Божьей матери: Казанский собор (Санкт Петербург) Казанский собор (Волгоград) Казанский собор (Иркутск) Сергиево Казанский кафедральный собор Казанский собор… … Википедия

    Название ряда православных храмов в честь Казанской иконы Божьей матери: Казанский собор (Санкт Петербург) Казанский собор (Волгоград) Казанский собор (Иркутск) Казанский собор (Луга) Казанский собор (Москва) Казанский собор (Сызрань) Казанский… … Википедия

    Санкт-Петербург: от Петра I до наших дней - Санкт Петербург второй по величине город Российской Федерации, бывшая столица Российской империи, административный центр Северо Западного федерального округа РФ. Санкт Петербург расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Запрос «Казанский собор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Православный собор Собор Казанской иконы Божией Матери … Википедия

    Петербург, в 1914 24 Петроград, в 1924 91 Ленинград, город в России, центр Ленинградской области. Санкт Петербург важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожных, шоссейных дорог).… … Энциклопедический словарь

    Ц. Ленинградской обл. Основан 16 мая 1703 г., когда Петром Великим была заложена крепость под названием Санктпитербурх в честь Святого Петра, небесного покровителя императора. Крепость после сооружения в ней собора Петра и Павла стала называться… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Санкт-Петербург. Комплект из 19 открыток , . Санкт-Петербург, начало XX века. Размер 15 х 11 см. Сохранность хорошая. Комплект состоит: 1. Елагин остров. Издание Русского Музея Императора Александра. III. Без письма. Без меток альбома.…
  • Санкт-Петербург. Раскраска-путеводитель , Анна Рапопорт. Что вас ждет под обложкой: Тем, кто едет в C еверную столицу в ближайшее время и кто пока только собирается посетить Санкт-Петербург, а также коренным петербуржцам - всем, кто любит город на…

Адрес: Невский проспект, д. 25. Время работы: в будние дни с 08:30, а в выходные дни с 06:30 до окончания службы. Как добраться: станция метро "Невский проспект" или "Гостинный двор" (выхд к каналу Грибоедова).

Одно из красивейших, грандиозных сооружений расположено на центральном проспекте Санкт-Петербурга . Первоначально храм создавался как основное хранилище чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Сегодня здесь находятся не только ценнейшие военные трофеи, но и покоится тело Великого полководца - фельдмаршала М.И. Кутузова.

История сооружения Казанского собора в Санкт-Петербурге

В начале XVIII века на центральном проспекте Петербурга решили заложить церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Планировалось возвести строение из камня в стиле барокко по проекту известного зодчего Михаила Земцова. Церковь построили всего за 4 года, освятив новое христианское сооружение в 1737 году. На церемонии присутствовала императрица Анна Иоанновна. К первому богослужению подготовили уникальную икону Казанской Божией матери, которая являлась списком с церковной реликвии XVI столетия из Казани.
Новая церковь стала местом проведения важных для государства обрядов. Здесь проходили службы в честь громких побед русской армии на фронтах. Находилась она в том месте, где сейчас разбит сквер у современного Казанского собора.
К концу XVIII столетия церковь изрядно обветшала. Необходим был ее ремонт. Павел I, для которого храм имел большое значение (именно здесь он венчался), издал указ об объявлении конкурса проектов придания более парадного вида. В данном конкурсе приняли участие как начинающие, так и известные архитекторы. В частности, Семен Волков предложил сделать церковь пяти-купольной и возвести колокольню. Этот и многие другие проекты не получили одобрения. Результат конкурса стал неожиданным и сильно осуждался знатными зодчими. Негодование было объяснимо, ведь среди тех, кто подал свои работы для участия, наблюдались такие громкие имена, как Камерон, Кварнеги, Гонзаго и другие. Павел долго не мог выбрать победителя. По истечении некоторого времени, граф А.С. Строганов, резиденция которого располагалась неподалеку, внес предложение не перестраивать старую церковь, а возвести новый храм. Тем более, бывший его крепостной - молодой зодчий А.Н. Воронихин уже разработал проект. Основной задачей было не только гармонично вписать храм в существующий ансамбль Невского проспекта, но и учесть все каноны строительства религиозных сооружений. Сделать это оказалось довольно сложно. Согласно правилам, алтарь должен был располагаться с востока, а главный вход - с запада. В этом случае самая красивая часть собора оказалась бы не совсем там, где это было необходимо. Главный фасад в этом случае обратится на Казанскую улицу (в те времена - Большую Мещанскую). Существовало еще одно препятствие. Павел I мечтал увидеть в результате нечто, идентичное собору Святого Петра в Риме. Римский храм имеет длинную колоннаду в форме круга, а разработанный проект Казанского был несколько иным. Его 4-рядная колоннада стала отличной находкой архитектора и позволила удивительно гармонично вписать Казанский собор в существующий облик Невского проспекта.

Современный Казанский собор

В 1801 году заложен первый камень в основание нового храма. Главным участником данной церемонии стал Александр I, который, вопреки опасениям Строганова и Воронихина, не отказался от идеи строительства собора после смерти своего отца. Для нового императора это стало первым важным делом, которое подняло его авторитет среди народа. Через 10 лет состоялся торжественный ритуал освящения храма. Сразу после начала богослужений, старую церковь убрали.
Собор с самого своего основания воспринимался петербуржцами как символ побед русской армии и некий "талисман", помогающий совершать великие подвиги и добиваться героических побед. Не случайно именно сюда после завершения Отечественной войны 1812 года привезли добытые в сражениях трофеи - знамена разбитых французских армий. Немногим позже здесь обрел вечный покой прах фельдмаршала Кутузова. Создание внутреннего оформления продолжалось довольно долго, вплоть до 1829 года. Отделочные работы выполнялись под руководством О. Монферрана.
Жизнь сооружения связана со многими историческими событиями. В конце XIX века в храме проходил обряд отпевания композитора П.И. Чайковского. Чуть позже здесь же отмечали большую дату - 300-летие дома Романовых. Кстати, это событие омрачено досадной трагедией. В момент проведения торжества произошла давка, в результате которой более 30 человек погибли.
Годы советской власти были очень непростыми. В 1920-х годах по всей стране начали изымать ценности, так или иначе относящиеся к религии. Внутреннее убранство и фасады собора пострадали, но богослужения в храме продолжались вплоть до 1932 года. Затем здесь открыли Музей истории религии и атеизма, как, впрочем, и во многих храмах страны. В 1950-1960-х годах собор отреставрировали сначала внутри, затем снаружи. Полноценно работать вновь он стал в 1998 году, после торжественного освящения. В 2000 году ему придали статус Кафедрального собора.

Архитектурные особенности Казанского собора

Мало кто знает, что современный Казанский собор задумывался зодчим Воронихиным несколько другим. Полный проект так и не был реализован. Согласно задумке, масштабная колоннада должна была украсить и южный фасад, находящийся с противоположной стороны. Однако, незаконченность строения совсем не испортила его внешний вид.

Само сооружение имеет форму продолговатого креста, продолговатая его часть параллельна проспекту. С северной стороны, фасад которой смотрит на Невский проспект, оно оформлено полукруглой колоннадой. С юга, запада и севера в собор ведут входные ворота, украшенные портиками с колоннами. Перед ними устроены широкие ступени. Купольная часть очень оригинальна. Барабан купола имеет ступенчатую структуру, сужается постепенно, с увеличением высоты. Он поделен на сектора, в каждом из которых имеются прямоугольные окна. В основании самого купола также есть окна, но они круглые, обрамленные выступающими вперед наличниками. Стены собора не совсем типичны: здесь нет больших по ширине простенков, на всех фасадах в два ряда расположены большие окна. Между ними во всю высоту стена украшена пилястрами. Собор оформлен множеством декоративных деталей: рельефными композициями, резными карнизами, высеченными из камня фигурами.
Само здание собора совсем не "бросается в глаза", ведь с Невского проспекта открывается потрясающий вид на главную колоннаду, состоящую из 96 колонн. Их высота достигает 13 метров, располагаются они на постаменте, отделанном сердобольским гранитом. Композиционное решение архитектора удивительно гармонично вписалось в окружающее пространство. Массивные колонны придает зданию неподдельную легкость, в то же время невероятно подчеркивает его грандиозность. Единство с купольной частью создается портиком, расположенным в центре колоннады. Создается иллюзия, что купол находится на пьедестале, сооруженном над портиком. Стоит отметить, что с южного, западного и восточного фасадов само здание и купольная его часть также сочетаются удивительно гармонично.
В отличие от традиционных православных храмов, Казанский собор привлекает внимание не купольной частью, а именно не совсем традиционной для русского зодчества колоннадой. Не очень обычным является и цветовая обработка стен и колонн. основной материал, используемый при их обработке - пудостьский светло-желтый камень, подчеркивает нежную, природную цветовую гамму, сочетающуюся с синевой неба и серебристым куполом. Существует и еще одно отличие: в Казанском соборе нет колокольни, однако звонница все равно имеется, расположена она в западной части колоннады.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство православных соборов оформлялось так, чтобы прихожан от молитвы ничего не отвлекало. Архитектор немного отошел от этих принципов, он был воодушевлен созданием неповторимого городского ансамбля. Внутри собор напоминает дворцовый зал, со всех сторон обрамленный колоннами. Свет, поступающий внутрь из небольших окон в купольном барабане, добавляет эффекта торжественности и умиротворения. Сооружение поражает своими внутренними размерами: ширина - более 70 метров, глубина - более 55. В плане собор представляет собой вытянутый крест, это послужило определяющим условием создания внутреннего оформления.
Основным пространством внутри является подкупольная часть. Она очень органично сочетается со сводами, удивительно лаконичная связь достигается с помощью арок. Оформление купольного барабана, арок и сводов выполнено в виде утонченного рисунка из кругов и полукругов. Здесь очень красиво оформлен пол, его очертания повторяют линии сводов. Декор выполнен элементами мозаики в форме уменьшающихся по диаметру кругов. Цвет деталей подобран так, что выделяется эффект рельефности картинки.
Внутри храма в общей сложности 56 колонн. Они выполняют две функции: дизайнерскую и конструктивную. Основная их задача - поддерживать своды. В западной части собора велика их роль в зонировании пространства. С помощью рядов из колонн удалось разделить помещение на 3 нефа. В боковых нефах своды значительно ниже, чем в центральном. Это позволило выделить преимущество центральной части. Подобным образом устроена и алтарная часть. Архитектор гениально продумал пропорции элементов внутреннего убранства. Буквально каждая мелочь важна в создании общего впечатления. Размеры колонн, окон, высота сводов, габариты самого помещения идеальны по пропорциям. Пол в храме выполнен методом мозаики. Для изготовления ее использовался камень трех оттенков мрамора и темно-красный кварцит. Рисунок в каждой отдельной части здания создан в соответствии с принципом создания целостности в сочетании с оформлением стен и сводов.
Особенно интересным получилось световое оформление естественным источником света. Благодаря количеству и размерам оконных проемов, внутрь храма поступает свет, который волшебным образом устремляется вверх, в купольную часть. Это создает иллюзию нахождения в красивом дворцовом зале, где неповторимо сочетаются легкость, строгость, пышность и простота.
В середине XIX столетия в соборе появились уникальные люстры, выполненные Шопеном. Они имели бронзово-золоченое покрытие и огромное количество свечей. Рассеивающийся свет, исходящий от них, придает общему интерьеру мягкость, торжественность и особую изысканность.
Собор не похож на другие православные храмы еще в одном: он не украшен иконами сверху до низу. Здесь существовало три алтаря, которые были отделены друг от друга иконостасами. Главный из них несколько раз видоизменялся. Архитектор Воронихин, в 1811 году соорудив центральный иконостас, увидел некое несоответствие в его размерах и габаритах алтарной части. Еще два иконостаса, Рождество-Богородицский и Антонио-Феодосиевский, были возведены в южной и северной части помещения. Их декор был пышным, рельефным. Он выделялся из общего оформления собора. В 1836 году решено создать новый главный иконостас, более массивный и строгий. Над ним трудился зодчий К.А. Тон, создав действительно потрясающее творение. Выполнив колонны из малахита, выполнив посеребрение основной части, добавив строгих рельефов и орнаментов, архитектор внес изменения и в боковые иконостасы.
Оформление Казанского собора сочетает в себе несколько различных видов искусства. Все детали настолько продуманы, что вряд ли кто-то может усомниться в том, что что-то сделано неправильно. Сразу видно, что молодой, но очень талантливый архитектор вложил всю свою душу в главное творение своей жизни

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады - северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон "Всевидящее око"

6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

7.

8.

9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн

10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.

11. Барельеф "Источение воды из камня Моисеем в пустыне", И.П. Мартос

12. Борельеф "Явление Моисею в неопалимой купине", П. Сколари по модели И. Командера

13. Памятник М.И. Кутузову

14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня

15. Ряженые

16. Капитель колонны Казанского собора

17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн

18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой - крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов

19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов

20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду

21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.

22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.

23. Барельеф "Поклонение волхвов" на северном портике, Ф.Г.Гордеев

24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров

25. Капитель

26. Колонна вблизи

27. Крест на куполе

28. Соборные голуби

29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф "Медный змий" И.П. Прокофьева

30. Борельеф "Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе", П. Сколари по модели Лактмана

31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами

32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 "Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая".

2 "Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином".

3 "Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта".

4 "Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова".

5 "Благословение Исааком Иакова".

6 "Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа".

7 "Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе".

8 "Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона".

9 "Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим".

33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".

34.

35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери

38. Могила Кутузова

39.

40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга

41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов

42.

43. Штандарт

44. Штандарты наполеоновской армии

45. Ключи от Монса

46. Ключи от Нанси

47. Ключи от Любека

48. Ключи от Авена

49. Ключи от Бремена

50. Ключи от Гертруденберга

51. Царские врата