Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков. Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков

Синдром вегетативной дистонии (СВД) – расстройства в функции и структуре периферической и центральной нервной системы, которые выражены нарушениями вегетативной регуляции обмена веществ, сосудов, сердца и других систем и органов.

Причины синдрома вегетативной дистонии

Синдром вегетативной дистонии классифицируют как следствие разнообразных патологий центральной и периферической нервной системы. СВД не является самостоятельным заболеванием и редко приходит в одночасье. Причины синдрома вегетативной дистонии следующие:

Чем выражен синдром вегетативной дистонии

Синдром вегетативной дистонии подразделяется на три основных вида:

Вегетативно-сосудисто-трофический синдром основывается на вегетативных нарушениях, причиной которых являются поражения смешанных нервов, корешков и сплетений, отвечающих за поступление к конечностям импульсов.

Синдром прогрессирующей вегетативной недостаточности выражается периферическими и церебральными расстройствами в сочетании с расстройствами периферическими сегментарными.

Психовегетативный синдром проявляется пароксизмальными нарушениями, вызванные вследствие дисфункции различных систем головного мозга.

Симптомы синдрома вегетативной дистонии

Симптомы СВД напрямую зависят от того, какая система или какой орган были поражены. Заболевание приводит к дисфункции систем организма. По характеру течения у детей выделяют следующие отклонения:

Ваготония – нарушение нервной системы, которое проявляется акроцианозом стоп и кистей. Данная патология проявляется посинением конечностей. Причиной тому является чрезвычайно медленное поступление крови к конечностям через маленькие сосуды. Также симптомами СВД являются угревая сыпь, гипергидроз, а также аллергии и отеки под глазами. В случае депрессивного нарушения нервной системы кожа становится холодной, сухой и достаточно бледной, сосудистая сетка становится невыраженной. В некоторых случаях могут быть замечены экзематозное высыпание, зуд.

Характерным нарушением является отчетливое нарушение терморегуляции: плохая переносимость морозов, сырой погоды, сквозняков, а также постоянный озноб и зябкость.

Дети с синдромом вегетативной дистонии часто жалуются на плохую работу желудочно-кишечного тракта. Тошнота, боль в животе, рвота, изжога, понос или, наоборот, длительные запоры, боль за грудиной, ком в горле – привычное дело при СВД. Причиной этих нарушений является сокращение мышц пищевода и глотки. В зависимости от возраста ребенка самыми популярными симптомами синдрома вегетативной дистонии являются: боль в области живота – 6-12 лет; периодическая рвота – 3-8 лет; поносы и запоры – 1-3 года; колики и срыгивания – до 1 года.

Наиболее отчетливо СВД представлен нарушениями функции сердечно-сосудистой системы. Это состояние называется нейроциркуляторная дистония. При данном заболевании может быть огромное количество нарушений работы сердца, самые популярные из которых связаны с нарушением проводимости и сердечного ритма. Традиционно к дисфункции сердца относят:

Экстрасистолия – сокращение сердца раньше установленного времени. Среди всех аритмий детская экстрасистолия заметно лидирует: порядка 75% случаев приходятся именно на это нарушение. При экстрасистолии пациенты жалуются на головную боль, раздражительность, головокружение, чрезмерную утомляемость и так далее. Параллельно с этим возникают и другие заболевания и отклонения: высокая метеотропность, метеозависимость, а также вестибулопатия. Пациенты быстро утомляются при нагрузках, их работоспособность находится на очень низком уровне.

Пароксизмальная тахикардия – крайне внезапный симптом. Без адекватных на то причин сердце ребенка начинает стучать намного быстрее. Это может длиться как несколько часов, так и пару секунд. Чаще всего жертвами пароксизмальной тахикардии как следствия синдрома вегетативной дистонии становятся дети с высоким исходным тонусом и легкой либо острой недостаточностью симпатического отдела.

Пролапс митрального клапана часто сочетается со стигмами дизэмбриогенеза (незначительные аномалии развития). Чаще всего это указывает на некую неполноценность вегетативной дистонии, а также соединительной ткани.

Вегетативная дистония в сочетании с артериальной гипертензией характеризуется увеличением артериального давления. Это достаточно популярное отклонение, которое нередко перерастает в гипертонию различных степеней. Симптоматика данного отклонения следующая: ухудшение памяти, кардиалгия, раздражительность, чрезмерная утомляемость, головокружения и частые головные боли. Что касается головной боли, она одолевает затылочно-теменную или затылочную зону и имеет монотонный давящий характер. Она появляется после пробуждения или днем и способна усиливаться после определенных нагрузок. Зачастую к головным болям добавляется еще один симптом – тошнота, но до рвоты дело не доходит.

Вегетативная дистония, сочетающаяся с артериальной гипертензией проявляется уже в 7-9 лет. Как правило, она влияет на пульсовое давление, которое опускается до отметки в 30-35 мм ртутного столба. Головные боли при данном заболевании можно легко притупить при помощи перерыва в учебе или отдыхе от физических нагрузок, полноценного здорового сна, пеших прогулок на свежем воздухе.

При данном заболевании отмечается ухудшенное физическое развитие детей. Степень этого отставания зависит исключительно от степени самого заболевания. Чаще всего дети, страдающие вегетативной дистонией с артериальной гипертензией, имеют бледную кожу, красный дермографизм и ярко выраженную сосудистую сетку.

Диагностика синдрома вегетативной дистонии

В диагностике заболевания важное место занимают симптомы, а именно их развитие и течение. На этом фоне особое значение уделяется сбору жалоб и анамнеза. Далее доктор осматривает пациента, осуществляет мониторинг АД, забор фармакологических и физических проб, изучает частоту сокращения сердца, производит тщательную оценку вегетативных индексов. Для постановки на 100% верного диагноза могут понадобиться дополнительные процедуры, такие как кардиоинтервалография или электрокардиография. После вышеупомянутых исследований обычно проводится доплерография сосудов головного мозга, шеи и сердца.

Лечение синдрома вегетативной дистонии

В лечении СВД есть несколько основных принципов:

  • Комплексный подход. Доктора комбинируют терапевтические методы лечение: физиотерапия, медикаментозная терапия, фитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебная физкультура и так далее.
  • Индивидуальный подход. Досконально изучается заболевание, начиная с причин его возникновения, степени развития симптоматики и заканчивая степенью тяжести течения болезни.
  • Своевременное лечение. Синдром вегетативной дистонии гораздо проще вылечить, своевременно обратившись к доктору.
  • Длительное лечение. На лечение последствий СВД требуется достаточно много времени. И речь идет не столько об устранении проявившихся симптомов, сколько о полном выздоровлении.
  • Помощь всей семье. Мероприятия психотерапевтической направленности проводятся как с больным ребенком, так и с родителями.

Помимо медикаментозных методов лечения синдрома вегетативной дистонии, активно применяются немедикаментозные. Лекарственные препараты применяются преимущественно при длительном течении СВД или тяжелом протекании болезни. На начальной стадии заболевания и при легкой ее форме специалисты предпочитают использовать немедикаментозное лечение. Оно должно дополняться скорректированным образом жизни: сон – 8-10 часов, ежедневные прогулки на свежем воздухе – минимум 2 часа в день, на телевидение и компьютер необходимо уделять максимум 1,5 часа, а родители должны всячески оградить ребенка от стрессов, создать вокруг него приятный микроклимат.

Необходимо строго придерживаться назначенной диеты. Рекомендуется употреблять пищу, богатую солями магния и натрия: овощи, фрукты, бобовые, крупы и так далее. Подсолнечное масло при этом нужно заменить на оливковое.

Чай и кофе необходимо употреблять только с молоком, добавить в ежедневный рацион кефир и шоколад, а также максимально часто употреблять продукты с большим содержанием жидкостей. Употребление поваренной соли необходимо снизить до минимума в случаях с гипертензивным синдромом вегетативной дистонии, а добавить в рацион фасоль, творог, молоко, салаты, шпинат, морковь, ячневую кашу. При кардиальной форме СВД актуальна любая пища, которая благотворно влияет на свойства крови: умеренное количество специй, растительное масло, цитрусовые, серая каша и так далее.

Вне зависимости от типа заболевания, обязательными к употреблению являются мед (на протяжении 2-3 месяцев перед сном), компот из облепихи, клюквы, рябины, шиповника, урюка, изюма, кураги, брусники, различные фруктовые и овощные соки, настои и минеральные воды.

От физических нагрузок освобождаться не стоит ни в коем случае. Физическая культура и спорт помогают в лечение всех форм СВД за исключением заболеваний, дошедших до криза. В случае криза необходимо заниматься исключительно лечебной гимнастикой. В остальных случаях хорошо помогают бег и ходьба, прогулки на велосипеде, катание на коньках, плавание, занятие туризмом, катание на лыжах. Не лишним будет массаж позвоночника и шейно-воротниковой зоны (до 20 сеансов).

Гипотензивная форма СВД подразумевает активные физические нагрузки и активный спорт: теннис, шейпинг, танцы и так далее. В лечении кардиального синдрома вегетативной дистонии рекомендуют бадминтон, плавание и бег трусцой. Гипертензивный тип СВД ограничивает пациента лишь занятиями плаванием, ходьбой и туризмом. При любом типе заболевания не рекомендуется заниматься командными видами спорта, такими как баскетбол, футбол, гандбол, волейбол и так далее.

Специалисты сходятся во мнении, что физиотерапевтические методы лечения являются более чем успешными. К ним относятся лечение ультразвуком, синусоидальными модулированными токами, индуктометрия, электросон, электрофорез лекарственных средств и другие методы схожего действия. Синдром вегетативной дистонии по смешенному типу предпочитают лечить электрофорезом лекарственных средств по одной из методик: либо эндоназальный электрофорез раствора новокаина (2%), либо 1% раствора новокаина в сочетании с 0,2% раствора калия йодида. При симпатикотонии рекомендуется электрофорез с 0,5% раствором эуфиллина, магния сульфатом папаверином, бромом. При ваготонии наиболее актуальным является электрофорез с кофеином, мезатоном, кальцием. Данные процедуры проводятся раз в два дня на протяжении 20-30 дней. В случае необходимости курс лечения может быть повторен спустя 1-2 месяца.

Лечение при помощи медикаментов обычно начинают либо в сочетании с вышеуказанными методами, либо по окончанию их применения. Начинать медикаментозное лечение синдрома вегетативной дистонии предпочитают с распространенных препаратов (заманиха, бром, валериана), имеющих минимальное количество побочных эффектов. Препараты и их дозировка назначаются с учетом индивидуальных особенностей организма пациента. Большую роль в выборе дозы лекарственных средств является возраст. Так как продолжительность лечения синдрома вегетативной дистонии является долгосрочной, препараты назначаются постепенно и зачастую сменяют друг друга.

Часть терапии составляют нейролептики и транквилизаторы, обладающие успокаивающим действием. Первые позволяют существенно снизить реакцию на различные внешние раздражители. Нейролептики для детей подбираются из максимально «легких», которые хорошо переносятся, когда транквилизаторы показали свою неэффективность. Назначаются сонопакс (10-30 мг в сутки в зависимости от возраста), френолон (порядка 10 мг в сутки), теролен (порядка 10 мг в сутки). Данные препараты могут комбинироваться.

Транквилизаторы позволяют справиться с бессонницей, страхом, паническими боязнями, являются хорошим лекарственным средством при кардиалгии и экстрасистолии.

При ваготонии рекомендуется амизил (порядка 2 мг в сутки). Гиперсимпатикотоническая реактивность и симпатикотония становятся причиной назначения тазепама (20-30 мг в сутки), седуксена (около 10 мг в сутки). Данные препараты не рекомендуется употреблять в детском возрасте при склонности к гипотонии, а также при наличии исходного ваготонического тонуса. При синдроме вегетативной дистонии смешанного характера белласпон и беллоид (1-3 таблетки в сутки), фенибут (0,25-0,5 мг в сутки), мепробамат (0,3-0,7 мг в сутки). Как правило, транквилизаторы в детском возрасте назначаются минимально возможными дозами. Со временем дозировка применения препаратов постепенно увеличивается. Лечиться малыми дозами транквилизаторов необходимо минимум 2 месяца, а принимать препараты лучше всего вечером либо после обеда.

Дальнейший курс лечения медикаментозными средствами назначается индивидуально и напрямую зависит от вида дистонии. При артериальной гибертензии назначаются седативные фитосборы, реже применяются спазмолитические медикаменты. Зачастую назначаются ингибиторы АПФ и антагонисты кальция, имеющие высокую эффективность и минимальное количество возможных побочных эффектов. При минимальной эффективности данных средств по отдельности доктор может назначить комбинированное употребление лекарственных средств.

Родиолы, экстракт элеутерококка, настойки аралии, заманихи, женьшеня, лимонника, а также другие растительные психостимуляторы назначаются при артериальной гипотонии, выраженной достаточно резко.

Нейрометаболические препараты наиболее актуальны в детском возрасте при наличии синдрома вегетативной дистонии с изменениями функционирования центральной нервной системы. Пиридоксальфосфат назначается при ваготонии; витамины В4 и Е в сочетании с препаратами калия – при симпатикотонии, а для повышения уровня микроциркуляции – стугерон, кавинтон, трентал.

Медикаментозное лечение СВД практически всех типов также включает употребление растительных БАДов с витаминами, микроэлементами и коферментами.

Профилактика синдрома вегетативной дистонии

Укрепление оздоровительных и общеукрепляющих мер являются важнейшим этапом профилактики СВД. Важно не только следить за ребенком и его образом жизни, но и поддерживать хороший микроклимат в семье (снизить стрессы, предотвращать конфликты и так далее). Правильное питание должно комбинироваться с адекватными физическими нагрузками, посильными детскому организму. В профилактических целях полезными являются прогулки по лесу, употребление минеральных вод, купание в море, чистый горный воздух.

Для студентов педиатрических факультетов, интернов, ординаторов и врачей педиатров.

Синдром вегетативной дистонии у детей.

Синдром вегетативной дистонии (СВД) - это состояние, которое характеризуется нарушениями вегетативной регуляции работы внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, желез внутренней секреции и т.д.). В основе его развития лежат первичные (наследственно обусловленные) или вторичные (на фоне соматической патологии) отклонения в структурах и функциях центрального и периферического звеньев вегетативной нервной системы (ВНС). Изменения всех этих систем носят функциональный , т.е. обратимый характер, а значит, данное состояние не представляет угрозы для жизни ребенка. Этим дистония принципиально отличается от многих других заболеваний. Однако это не дает повода для полного успокоения, так как установлена возможность перехода СВД в такие психосоматические заболевания у взрослых, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и др.

Терминология.

Одним из самых запутанных вопросов, касающихся СВД, является вопрос терминологии. В нашей стране наиболее признанным среди кардиологов термином, обозначающим дизрегуляторные расстройства сердечно-сосудистой системы, является «нейроциркуляторная дистония» (НЦД). Он впервые предложен Г.Ф. Лангом (1953 г.), который рассматривал НЦД как синдром, создающий опасность для развития гипертонической болезни, но все же принципиально отличающийся от нее.

На протяжении многих лет велась дискуссионная борьба против термина «НЦД». Основанием для неё явился тот факт, что при постановке диагноза «НЦД» учитываются функциональные нарушения только в кардиоваскулярной системе, при этом недостаточно обращается внимание на изменения в дыхательной сфере (практически облигатные), желудочно-кишечном тракте, терморегуляции. В невропатологии традиционно использовался термин вегетативно-сосудистая дистония (ВСД), который после уточнения был заменен на термин СВД, что является вполне оправданным, так как это дает возможность говорить не только о сосудистых дистониях, но и о синдроме вегетативно-висцеральной патологии.

В педиатрической практике принято пользоваться термином «СВД». Это связано с тем, что вегетативные нарушения у детей носят чаще генерализованный или системный характер, реже встречаются локальные изменения. В клинической картине у детей с СВД чаще наблюдаются множественные и разнообразные клинические проявления, свидетельствующие о вовлечении в патологический процесс, практически всех органов и систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной и др. В тех случаях, когда дизрегуляторные изменения отмечаются преимущественно со стороны сердечно-сосудистой системы, можно использовать диагноз «НЦД». Для детей с лабильным повышением или понижением артериального давления, обусловленными нейрогенной сосудистой дизрегуляцией, правомочным может быть диагноз: «НЦД по гипертоническому типу» или «НЦД по гипотоническому типу».

Распространенность СВД.

Вегетативные нарушения у детей могут проявиться практически в любом возрасте, начиная с периода новорожденности, но в разные возрастные периоды, меняется степень их выраженности. Известно, что на приеме у педиатра, на долю СВД приходится 50-75% от числа обратившихся детей с неинфекционной патологией.

Этиология.

У каждого ребенка с СВД, как правило, имеется несколько факторов, способных играть роль причинных, предрасполагающих, провоцирующих. Среди них необходимо учитывать: наследственные и врожденные, перинатальные, психоэмоциональные факторы, гормональный дисбаланс, наличие хронической очаговой инфекции, синдрома внутричерепной гипертензии, а также неблагоприятные экологические факторы и др.

Наследственно-конституциональные особенности деятельности вегетативной нервной системы. В наследственной программе индивидуального развития организма (генотипе) предусмотрено формирование типа реагирования на изменяющиеся условия внешней среды. Так передается ребенку от родителей (чаще по линии матери) тип реагирования ВНС на неспецифический стресс. У детей с СВД имеются фенотипические особенности с преобладанием либо симпатических, либо парасимпатических (ваготонических) влияний. Обычные внешние раздражители не вызывают нарушения функционального равновесия между основными звеньями вегетативной и анимальной [В физиологии термин «анимальный» употребляется как противоположность «вегетативный» ] нервных систем. СВД возникает при накоплении большого количества провоцирующих факторов или при длительном их воздействии. Например, у детей с наследственной отягощенностью по сердечно-сосудистым заболеваниям, хронические стрессы могут провоцировать вегетативные нарушения со стороны сердца и сосудов. В семьях с наследственной ваготонией встречаются такие психосоматические заболевания, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, аллергические заболевания, артериальная гипотония, а среди родственников детей с симпатикотонией выявляются артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, глаукома.

Важное значение в возникновении СВД имеет неблагоприятное течение беременности и родов. Эти факторы способствует нарушению созревания клеточных структур центральной нервной системы. Почти 80-90% детей с СВД рождаются в результате быстрых, стремительных, реже затяжных родов, с применением различных видов родовспоможения. Развитие вегетативных нарушений у этих детей связано с тем, с что внутриутробная или родовая гипоксия плода могут воздействовать на гипоталамус непосредственно или способствовать развитию ликворной гипертензии в области третьего желудочка, где расположены многие структуры лимбико-ретикулярного комплекса. В зависимости от степени и глубины гипоксии на тканевом уровне вегетативные нарушения могут отмечаться либо сразу после рождения, либо могут появиться значительно позднее. В последнем случае это, в определенной степени, объясняется наличием у детей мощной системы компенсаторно-приспособительных реакций, обеспечивающих длительное сохранение вегетативного равновесия.

Повреждения центральной нервной системы - закрытые и открытые травмы черепа, опухоли, инфекции и другие в резидуальном периоде очень часто сопровождаются вегетативными нарушениями.

Психоэмоциональное напряжение, связанное с воздействием на ребенка психотравмирующих ситуаций. Особую, а в ряде случаев основную роль играет психоэмоциональная обстановка, в которой живет ребенок. Психологическая несовместимость членов семьи, злоупотребление алкоголем, конфликты в доме являются частыми причинами, провоцирующими такие состояния. Вредна для ребенка и неправильная воспитательная тактика (жестокость или наоборот гиперопека). Как правило, дети, подверженные чрезмерной опеке со стороны родителей, в раннем возрасте перенесли угрожавшее жизни заболевание или несчастный случай. В подобных случаях родители стараются оградить своих любимцев от всяких сложностей, стремясь выполнить малейшее их желание, удовлетворить любой каприз. Это приводит к нарушению умения такого ребенка адаптироваться к трудным жизненным ситуациям. С другой стороны полное отсутствие контроля за ребенком со стороны родителей толкает его в среду «неустроенных подростков», где он может встретиться с еще бóльшим количеством факторов риска (наркотики, токсикомания, инфекция, травма и т.д.). Нередко СВД может провоцироваться конфликтными ситуациями в школе, ссорами с товарищами, отсутствием взаимопонимания с преподавателями.

Психоэмоциональные особенности личности ребенка. Особенности вегетативного реагирования человека на стресс зависят, прежде всего, от психологических особенностей личности. Известно, что не каждая психотравмирующая ситуация играет роль стрессора. Благодаря адаптационному барьеру личность создает защиту от вредоносного воздействия психотравмирующего фактора. СВД возникает, как правило, у тревожных, чувствительных детей с ранимой нервной системой. Для них характерны беспокойный сон, страхи и опасения за свою жизнь и здоровье, и своих близких, затруднение в социальных контактах, неуверенность в собственных возможностях, склонность к депрессии.

Умственное и физическое переутомление - занятия в нескольких школах или кружках, продолжительная работа с компьютером, подготовка к спортивным соревнованиям и др.

Гормональный дисбаланс может быть связан с пре- и пубертатным периодом, врожденными и приобретенными заболеваниями желез внутренней секреции. Это вызывает или усиливает вегетативную дисфункцию.

Острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, очаги инфекции (тонзиллит, кариес зубов, гайморит) могут играть роль провоцирующих и причинных факторов в возникновении СВД. Необходимо отметить, что вегетативная дисфункция при хронических очагах инфекции более выражена в случаях сочетания с другими предрасполагающими факторами.

Неблагоприятные экологические условия в последние годы стали часто рассматриваться как этиологические факторы развития СВД. В многочисленных исследованиях убедительно доказано увеличение числа детей с различными проявлениями вегетативной дисфункции в экологически неблагоприятных регионах. Однако в подавляющем большинстве случаев (особенно при комбинированном воздействии повреждающих факторов) вегетативные изменения могут быть отнесены к проявлениям неспецифической реакции дизадаптации. Развивающие при этом в организме функциональные и метаболические изменения, по мнению Е.В. Неудахина и С.О. Ключникова, соответствуют хронической стрессовой реакции. Относительная целесообразность хронической стрессовой реакции заключается в эрготропной реакции обмена веществ, направленной на энергетическое обеспечение адаптационно-компенсаторных механизмов за счет усиления катаболических процессов. Безусловно, это снижает резервные возможности организма и повышает риск развития «срыва» адаптации под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды.

Определенное значение в развитии СВД могут иметь климатические условия или резко меняющиеся метеорологические условия.

Другие причины СВД: шейныйостеохондроз, оперативные вмешательства и наркоз, вредные привычки (курение, прием наркотических и токсических веществ), избыточная масса тела, недостаточный уровень физической активности, увлечение телевизором, компьютером и др.

Online Тесты

  • Тест на степень загрязненности организма (вопросов: 14)

    Существует много способов выяснения, насколько загрязнен Ваш организм Специальные анализы, исследования, а также тесты помогут внимательно и целенаправлено выявить нарушения эндоэкологии Вашего организма...


Что такое Синдром вегетативной дистонии -

(СВД) - клиническое понятие, которое включает в себя широкое и разнообразное проявление всех нарушений вегетативной регуляции обмена веществ, сердца, сосудов, деятельности других внутренних органов и систем, вызванное расстройствами в структуре и функции центральной и периферической нервных систем.

Что провоцирует / Причины Синдрома вегетативной дистонии:

Синдром вегетативной дистонии не является самостоятельным заболеванием, а следствием различных патологий нервной системы. Различают множество факторов, вызывающих СВД. К основным причинам возникновения Синдрома вегетативной дистонии принадлежат:

  • Проблемы во время беременности, которые повлекли за собой поражение головного мозга;
  • Семейно-наследственные явления, проявляющиеся в детском возрасте в виде нестойкости вегетативных параметров (артериальное давление, температура), повышенной метеотропности, плохой переносимости физического и умственного труда и др.;
  • Психофизиологические обстоятельства в результате острого или хронического стресса на фоне проблем в семье или школе;
  • Синдром СВД нередко наблюдают при гормональной перестройке в пубертатном возрасте (период взросления);
  • Органические соматические патологии (гипертоническая, ишемическая, язвенная болезни, бронхиальная астма);
  • Эндокринные нарушения ();
  • Органические заболевания нервной системы;
  • Малоподвижный образ жизни;
  • Физическое или умственное перенапряжение (факультативы, секции);
  • Хронические очаги инфекции ( , кариозные зубы);
  • Системные аутоиммунные заболевания;
  • Метаболические заболевания с вегетативными расстройствами на различном уровне в виде любого из перечисленных выше синдромов.

Патогенез (что происходит?) во время Синдрома вегетативной дистонии:

Выделяют три ведущих :

Психовегетативный синдром выражается перманентно-пароксизмальными нарушениями, обусловленными дисфункцией систем мозга.

Синдром прогрессирующей вегетативной недостаточности проявляется периферическими сегментарными, а также в сочетание с церебральными и периферическими вегетативными расстройствами.

Вегетативно-сосудисто-трофический синдром . Его основой являются периферические вегетативные нарушения, вызванные поражениями смешанных нервов, сплетений и корешков, обеспечивающих конечности нервными волокнами и проходящими по ним импульсами.

Симптомы Синдрома вегетативной дистонии:

Клиническая выраженность симптомов вегетативной дистонии может быть различной и зависит от поражения органа или системы, проявляется различными дисфункциями организма. У детей по характеру течения различают вегетативные нарушения в следующих областях:

Ваготония (состояние нарушений нервной системы) наблюдается в виде акроцианоза кистей и стоп (синеватая окраска конечностей, вызванная замедленным прохождением крови через мелкие сосуды), общего гипергидроза, угревой сыпи (особенно у детей 12-15 лет) и задержки жидкости, что проявляется отеком под глазами, разными аллергическими реакциями. При симпатикотонии (нарушение нервной системы депрессивного характера), наоборот, кожа холодная, бледная и сухая, сосудистая сетка не выражена. В исключительных случаях встречаются зуд и экзематозные высыпания. Другим характерным нарушением считаются изменения терморегуляции: температурная асимметрия, плохая переносимость сырой погоды, низкой температуры, сквозняков, повышенная зябкость, легкое возникновение озноба.

Дети с СВД часто предъявляют жалобы на и чувство нехватки воздуха со стороны дыхательной системы . Эти симптомы часто проявляются у детей, болеющих астматическим бронхитом, частыми респираторно-вирусные инфекции.

Для детей с СВД характерны расстройства желудочно-кишечного тракта . У них нарушен аппетит, присутствует тошнота, изжога, рвота, боль в животе, запор или необъяснимый понос, ощущение кома в горле, боль за грудиной, что связано со спастическим сокращением мышц глотки и пищевода. С возрастом прослеживается динамика патологических изменений со стороны желудочно-кишечного тракта. В первый год жизни обычно наблюдаются срыгивание, колики, в 1-3 года - запор и понос, в 3-8 - эпизодические приступы рвоты, в 6-12 лет - приступообразная боль в животе.

Отчетливее представлен дисфункцией сердечно-сосудистой системы - нейроциркуляторной дистонией. СВД насчитывает большое количество функциональных сердечных нарушений, которые проявляются расстройствами сердечного ритма и проводимости. При развитие функциональной патологии сердца огромное значение отводиться показателям тонуса и реактивности. К сердечной дисфункции принадлежат:

Экстрасистолия - внеочередное преждевременное сердечное сокращение. В детском возрасте экстрасистолическая аритмия составляет до 75% всех аритмий. Причины ее различны, чаще всего она является результатом нейрогенных нарушений экстракардиального характера. Больные жалуются на повышенную утомляемость, раздражительность, периодическую головную боль. Дети с экстрасистолией часто страдают вестибулопатией, повышенной метеозависимостью и метеотропностью. У больных снижена физическая работоспособность, они плохо переносят нагрузки.

Пароксизмальная тахикардия проявляется внезапно. У ребенка возникает резкое учащение сердечного ритма, длительностью в несколько секунд или часов, прекращается внезапно, с дальнейшей нормализацией ритма. У больных с данным нарушением обнаруживают дистонию, проявляющуюся недостаточностью симпатического отдела в сочетании с повышенным исходным тонусом.

Пролапс митрального клапана - нарушение функций клапана. У детей наряду с данной патологией обнаруживают малые аномалии развития (стигмы дизэмбриогенеза), указывающие на врожденную неполноценность соединительной ткани и вегетативной дистонии.

Вегетативная дистония с артериальной гипертензией. Это форма Синдрома вегетативной дистонии , для которой характерно повышение артериального давления. Такая форма широко распространена среди детей и составляет от 4,8 до 14,3%, может в дальнейшем перейти в гипертоническую болезнь. Симптоматика больных СВД с артериальной гипертензией немногочисленна: головная боль, головокружение, раздражительность, повышенная утомляемость, кардиалгия, снижение памяти. Головная боль проявляется в основном в затылочной или затылочно-теменной зоне, имеет тупой, давящий и монотонный характер, появляется в утреннее время после пробуждения или днем и усиливается после физической нагрузки. Головная боль сопровождается тошнотой, рвота бывает редко.

К факторам риска гипертонической болезни у детей с СВД и артериальной гипертензией относят наследственное отягощение по гипертонической болезни, неблагоприятный перинатальный анамнез, ожирение.

Вегетативная дистония с артериальной гипотензией считается распространенным самостоятельным заболеванием (составляет 4-18%), проявляется уже в возрасте 8-9 лет. Для неё характерно низкое пульсовое давление, не превышающее 30-35 мм рт. ст.

Жалобы детей с артериальной гипотензией многочисленны и разнообразны: головная боль (давящего, ноющего, сжимающего характера в лобно-теменной или затылочно-теменной зоне). Перерыв в умственной нагрузке, прогулки на природе, полноценный сон значительно уменьшают и даже купируют цефалгию. Часто дети указывают на жалобы на головокружение после сна, при резких движениях тела, длительном перерыве между едой. Реже беспокоит кардиалгия, сочетающаяся с повышенной тревогой. Важными симптомами артериальной гипотензии называют плохую переносимость физической и эмоциональной нагрузки, повышенную утомляемость, невнимательность, отвлекаемость, снижение уровня памяти.

Наблюдается отсталость в физическом развитии детей с вегетативной дистонией и артериальной гипотензией. Степень отставания физического развития напрямую зависит от степени артериальной гипотензии. У этих детей обычно бледная кожа с выраженной сосудистой сеткой и красным разлитым дермографизмом.

Диагностика Синдрома вегетативной дистонии:

Для диагностики Синдрома вегетативной дистонии большое значение имеет анализ жалоб больных и клиническое проявления симптоматики, их развитие, течение. Учитывая разную локализацию признаков заболевания, доктор проводит тщательный осмотр с целью дифференцирования других заболеваний. Далее проводиться мониторинг АД, частоты сокращений сердца, используются исследовательские методы состояния вегетативной нервной системы - происходит забор специфических физических и фармакологических проб, оценка вегетативных индексов. Также для того, чтобы поставить диагноз, в исследование включают электрокардиографию (в состояние покоя и во время физической активности), кардиоинтервалографию (показывает регистрацию синусового сердечного ритма). По результатам исследований проводят доплерографию сосудов сердца, шеи и головного мозга - электроэнцефалографию.

Лечение Синдрома вегетативной дистонии:

Основными принципами лечения являются нижеприведенные:

  • индивидуальность - рассматривается начало и развитие болезни, степень тяжести её течения, изучается симптоматика;
  • комплексный подход - лечение включает различные виды терапевтического воздействия на организм (медикаментозная терапия, физиотерапия, лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др.);
  • длительное проведение лечебных мероприятий - для устранения изменений в вегетативной нервной системе необходимо затратить больше времени, нежели для формирования и появления расстройств;
  • своевременная терапия. Чтобы добиться успеха в лечение при СВД, лучше его начать на начальных стадиях проявления болезни;
  • психотерапевтические мероприятия проводятся не только с больным ребенком, но и с его родителями

Терапия Синдрома вегетативной дистонии включает комплекс немедикаментозные и медикаментозных методы. Только при выраженных или длительных проявлениях СВД применяют лекарственные препараты. При легком течении болезни применяются немедикаментозные методы коррекции в сочетании с режимными и психотерапевтическими мероприятиями. Больному важно соблюдать режим дня, не перегружать себя физической и умственной деятельностью. Прогулки должны быть минимум 2 ч в день, ночной сон составлять не меньше 8-10 ч. Дети старшего возраста и подростки должны меньше тратить времени на просмотр телевизионных передач, работу за компьютером, время препровождения должно составлять не больше 1-1,5 ч в день. Родителям необходимо позаботиться о создании нормального психологического климата, об устранении нервно-психической перегрузки и конфликтов в семье и школе.

Коррекция вегетативных нарушений проводиться при помощи изменения рациона питания. Для этого уменьшают потребление поваренной соли, сладостей, жирной еды, мучных изделий, тонизирующих напитков и увеличивают употребление с едой солей калия и магния, которые содержаться в крупах, фруктах, бобовых продуктах и овощах, подсолнечное масло заменяют оливковым - это основы диетотерапии при СВД.

Детям и подросткам с диагнозом гипотензивной СВД рекомендована пища, содержащая достаточное количество жидкости, чай и кофе только в сочетание с молоком, маринады, кефир, шоколад, молоко, гороховая и гречневая каша, т.е. продукты, влияющие на стимуляцию вегетативной нервной системы и адренорецепторы, контролирующие сосудистый тонус. При гипертензивной форме СВД разумно умеренно ограничить потребление поваренной соли, с введением в питание продуктов, которые понижают сосудистый тонус и активность вегетативной иннервации, к таким продуктам относятся ячневая каша, морковь, фасоль, салаты, молоко, шпинат, творог. При кардиальном типе СВД рекомендовано употребление пищи, улучшающей свойства крови, ввдение в пищу растительного масла, серой каши, цитрусовых, умеренного количество специй. При всех вариантах необходимо принимать на ночь мёд не менее 2-3 мес., разные соки, компот из облепихи, калины, шиповника, рябины, клюквы, урюка, моркови, черноплодной рябины, брусники, кураги, изюма, настои, а также минеральные воды.

Не рекомендуется освобождение от занятий физической культурой и спортом. Исключение составляют лишь формы заболевания с кризовым состоянием. В этих случаях необходимо заниматься лечебной гимнастикой. Благоприятно влияют занятия по плаванию, туризму, катание на коньках и лыжах, езда на велосипеде, активные игры, дозированные бег и ходьба. Пользу оказывает лечебный массаж шейно-воротниковой зоны и позвоночника (курс составляет 15-20 сеансов).

При гипотензивном типе СВД предпочтение отдается активным видам физической нагрузки, таким, как танцы, шейпинг, теннис и др. При гипертензивном типе рекомендованы такие виды спорта: ходьба, плавание, туризм. При кардиальном - медленный бег, плавание, бадминтон. При всех видах СВД не рекомендованы групповые виды спорта (баскетбол, футбол, волейбол).

Успешным считается лечение физиотерапевтическими методами, такими как синусоидальные модулированные токи, ультразвук, индуктотермия, гальванизация по рефлекторно-сегментарной методике или методом общего воздействия, электросон, аппликации парафина и озокерита на шейно-затылочную зону, особенно хорошо применять электрофорез лекарственных средств на верхнешейный отдел позвоночника. При ваготонии проводится электрофорез с кальцием, мезатоном, кофеином, при симпатикотонии - с 0,5% раствором эуфиллина, папаверином, магния сульфатом, бромом. Процедуры проводятся на шейно-воротниковой области. При СВД по смешанному типу применяют электрофорез 1% раствора новокаина и 0,2% раствора калия йодида по глазнично-затылочной методике и эндоназальный электрофорез 2% раствора новокаина. Такие процедуры проводят через день. Курс состоит из 10-12 процедур, в случае необходимости лечение повторяют через 1,5-2 мес.

Терапия медикаментозными средствами вводиться после применения комплекса вышеописанных мер или в сочетании с ними. Её начинают с широко распространенных и имеющих небольшое количество побочных действий лекарственных препаратов (валериана, бром, заманиха и др.). Лечение является длительным, поэтому средства назначают постепенно, сменяя одно за другим, при этом происходит чередование различных методов воздействия на организм. Лекарственные препараты подбираются индивидуально, соблюдая строго возрастную дозу. В дошкольном возрасте в психофармакотерапии используют, прежде всего, средства седативного действия растительного происхождения: валериана, пустырник, боярышник, пион, новопассит, успокаивающие сборы лекарственных растений, содержащие мяту, хмель, душицу, валериану, боярышник, багульник, шалфей, пустырник, зверобой. Седативные сборы применяются длительно - до 6 мес., курсами с перерывами: 2 первые недели каждого месяца применяют, затем делают перерыв к началу следующего месяца.

Транквилизаторы и нейролептики имеют успокаивающее действие, поэтому составляют часть терапии. Транквилизаторы снижают невротические симптомы, такие как страх, боязнь, тревогу, обладают хорошим эффектом при функциональной кардиопатии (экстрасистолия и кардиалгия), сосудистой дистонии, засыпание становится легче, некоторые из средств могут оказывать противосудорожный эффект. При симпатикотонии, гиперсимпатикотонической реактивности используют: (диазепам) по 5-15 мг/сут, (оксазепам) по 15-30 мг/сут, элениум (хлордиазепоксид) до 5-15 мг/сут и др. Эти препараты не рекомендованы детям, имеющим исходный ваготонический тонус, склонностью к гипотонии. При ваготонии назначают амизил по 1-3 мг/сут. При смешанных вариантах СВД используют мепробамат по 0,2-0,8 г/сут, фенибут по 0,25-0,5 г/сут, беллоид и белласпон (беллатаминал) не более 1-3 таблеток в сутки в соответствии с возрастом. Все транквилизаторы детям с СВД и функциональной кардиопатией назначают минимальными дозами, после чего медленно их увеличивают. Принимать лекарство лучше после обеда или вечером. Длительность лечения малыми дозами - до 2 мес. и более.

Нейролептики снижают рекцию на внешние раздражители. Детям с диагнозом СВД применяют «мягкие» нейролептики, которые, как правило, хорошо переносятся, в случае неэффективности транквилизаторных средств: френолон по 5-15 мг/сут, (меллерил) детям дошкольного возраста по 10-20 мг/сут, школьникам по 20-30 мг/сут, терален по 5-15 мг/сут. В лечение применяется схема из комбинации седуксена, амизила с сонапаксом.

Дальнейшее медикаментозное лечение назначается в зависимости от типа дистонии у ребенка. Хороший терапевтический эффект седативных фитосборов наблюдается при коррекции артериальной гипертензии. Иногда применяют спазмолитические медикаментозные средства (дибазол, папаверин, но-шпа). В терапии повышенного АД возможно применение антагониста кальция нифедипина.

Терапию артериальной гипертензии начинают с применения внутрь небольших доз препаратов для избегания избыточного снижения АД. Если при достижении терапевтической дозы одного препарата контролировать АД не удается, используют комбинированную терапию.

Часто применяются антагонисты кальция и ингибиторов АПФ. Данные средства позволяют улучшить качество жизни больных благодаря сравнительно низкой частоте побочных реакций и высокой эффективности.

Конечной целью лечения артериальной гипертензии у детей старшего возраста является стойкое снижение диастолического АД до уровня, не превышающего 80-90 мм рт. ст.

Учитывая немалую распространенность заболевания каждому подростку необходимо делать скрининг для определения уровня артериального давления даже в отсутствие какого-либо заболевания. Детям с выявленной артериальной гипертензией требуется развернутое исследование для установления причины повышения АД и определения дальнейшей терапии, направленной на предотвращение повреждения жизненно важных органов и систем.

При резко выраженной артериальной гипотонии, брадикардии, ваготонии назначают психостимуляторы растительного происхождения - настойка лимонника, женьшеня, заманихи, аралии, экстракт элеутерококка и родиолы. Иногда возможна их комбинация на короткий период с небольшими дозами ацефена, кофеин-бензоат натрия, кофетамина.

Детям с СВД на фоне резидуально-органических изменений центральной, нервной системы показано применение нейрометаболических стимуляторов (церебропротекторы - ноотропил, пангогам и др.). Для улучшения микроциркуляции назначают трентал, кавинтон, стугерон, учитывая при этом данные исходного вегетативного статуса. При симпатикотонии используют препараты калия, витамины (В4, Е), а при ваготонии - пиридоксальфосфат (витамин В.6).

В настоящее время в лечении практически любой формы СВД широко применяют биологически активные добавки растительного происхождения, в состав которых входят коферменты, микроэлементы и витамины.

Профилактика Синдрома вегетативной дистонии:

В целях профилактики родителям следует придерживаться укрепляющих и оздоровительных мер. Необходимо сменить образ жизни не только ребенка, но и всей семьи. Для этого требуется поддерживать хорошие семейно-бытовые отношения, предотвращать конфликтные ситуации, нейтрализовать психосоциальные стрессы. Физические нагрузки детей должны быть обязательными и посильными. Физическое здоровье должно сочетаться с правильным питанием, которое описано в разделе лечение. Обязательным для профилактики является саноторно-курортная реабилитация больных. На выздоровление хорошее влияние оказывает морское купание, минеральные воды, горный воздух, прогулки сосновым лесом.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Синдром вегетативной дистонии:

Невролог

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Синдрома вегетативной дистонии, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны . Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее .

(+38 044) 206-20-00

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Bacillus cereus у детей
Аденовирусная инфекция у детей
Алиментарная диспепсия
Аллергический диатез у детей
Аллергический конъюнктивит у детей
Аллергический ринит у детей
Ангина у детей
Аневризма межпредсердной перегородки
Аневризма у детей
Анемии у детей
Аритмия у детей
Артериальная гипертензия у детей
Аскаридоз у детей
Асфиксия новорожденных
Атопический дерматит у детей
Аутизм у детей
Бешенство у детей
Блефарит у детей
Блокады сердца у детей
Боковая киста шеи у детей
Болезнь (синдром) Марфана
Болезнь Гиршпрунга у детей
Болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) у детей
Болезнь легионеров у детей
Болезнь Меньера у детей
Ботулизм у детей
Бронхиальная астма у детей
Бронхолегочная дисплазия
Бруцеллез у детей
Брюшной тиф у детей
Весенний катар у детей
Ветряная оспа у детей
Вирусный конъюнктивит у детей
Височная эпилепсия у детей
Висцеральный лейшманиоз у детей
ВИЧ-инфекция у детей
Внутричерепная родовая травма
Воспаление кишечника у ребенка
Врожденные пороки сердца (ВПС) у детей
Геморрагическая болезнь новорожденных
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) у детей
Геморрагический васкулит у детей
Гемофилия у детей
Гемофильная инфекция у детей
Генерализованая недостаточная обучаемость у детей
Генерализованное тревожное расстройство у детей
Географический язык у ребенка
Гепатит G у детей
Гепатит А у детей
Гепатит В у детей
Гепатит Д у детей
Гепатит Е у детей
Гепатит С у детей
Герпес у детей
Герпес у новорожденных
Гидроцефальный синдром у детей
Гиперактивность у детей
Гипервитаминоз у детей
Гипервозбудимость у детей
Гиповитаминоз у детей
Гипоксия плода
Гипотония у детей
Гипотрофия у ребенка
Гистиоцитоз у детей
Глаукома у детей
Глухота (глухонемота)
Гонобленнорея у детей
Грипп у детей
Дакриоаденит у детей
Дакриоцистит у детей
Депрессия у детей
Дизентерия (шигеллез) у детей
Дисбактериоз у детей
Дисметаболическая нефропатия у детей
Дифтерия у детей
Доброкачественный лимфоретикулез у детей
Железодефицитная анемия у ребенка
Желтая лихорадка у детей
Затылочная эпилепсия у детей
Изжога (ГЭРБ) у детей
Иммунодефицит у детей
Импетиго у детей
Инвагинация кишечника
Инфекционный мононуклеоз у детей
Искривление носовой перегородки у детей
Ишемическая нейропатия у детей
Кампилобактериоз у детей
Каналикулит у детей
Кандидоз (молочница) у детей
Каротидно-кавернозное соустье у детей
Кератит у детей
Клебсиелла у детей
Клещевой тиф у детей
Клещевой энцефалит у детей
Клостридиозы у детей
Коарктация аорты у детей
Кожный лейшманиоз у детей
Коклюш у детей
Коксаки- и ECHO инфекция у детей
Конъюнктивит у детей
Коронавирусная инфекция у детей
Корь у детей
Косорукость
Краниосиностоз
Крапивница у детей
Краснуха у детей
Крипторхизм у детей
Круп у ребенка
Крупозная пневмония у детей
Крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ) у детей
Ку-лихорадка у детей
Лабиринтит у детей
Лактазная недостаточность у детей
Ларингит (острый)
Легочная гипертензия новорожденных
Лейкоз у детей
Лекарственная аллергия у детей
Лептоспироз у детей
Летаргический энцефалит у детей
Лимфогранулематоз у детей
Лимфома у детей
Листериоз у детей
Лихорадка Эбола у детей
Лобная эпилепсия у детей
Мальабсорбция у детей
Малярия у детей
МАРС у детей
Мастоидит у детей
Менингиты у детей
Менингококковая инфекция у детей
Менингококковый менингит у детей
Метаболический синдром у детей и подростков
Миастения у детей
Мигрень у детей
Микоплазмоз у детей
Миокардиодистрофия у детей
Миокардит у детей
Миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста
Митральный стеноз
Мочекаменная болезнь (МКБ) у детей
Муковисцидоз у детей
Наружный отит у детей
Нарушения речи у детей
Неврозы у детей
Недостаточность митрального клапана
Незавершенный поворот кишечника
Нейросенсорная тугоухость у детей
Нейрофиброматоз у детей
Несахарный диабет у детей
Нефротический синдром у детей
Носовое кровотечение у детей
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
Обструктивный бронхит у детей
Ожирение у детей
Омская геморрагическая лихорадка (ОГЛ) у детей
Описторхоз у детей
Опоясывающий герпес у детей
Опухоли головного мозга у детей
Опухоли спинного мозга и позвоночника у детей
Опухоль уха
Орнитоз у детей
Осповидный риккетсиоз у детей
Острая почечная недостаточность у детей
Острицы у детей
Острый гайморит
Острый герпетический стоматит у детей
Острый панкреатит у детей
Острый пиелонефрит у детей
Отек Квинке у детей
Отит среднего уха у детей (хронический)
Отомикоз у детей
Отосклероз у детей
Очаговая пневмония у детей
Парагрипп у детей
Паракоклюш у детей
Паратрофия у детей
Пароксизмальная тахикардия у детей
Паротит у детей
Перикардит у детей
Пилоростеноз у детей
Пищевая аллергия ребенка
Плеврит у детей
Пневмококковая инфекция у детей
Пневмония у детей
Пневмоторакс у детей
Повреждение роговицы у детей
Повышение внутриглазного давления

Вегетативная дистония у детей стала очень распространённым диагнозом у детских неврологов и кардиологов. Она объединяет ряд симптомов и привносит дискомфорт в жизнь молодых людей.

В 25 % состояние диагностируется в детском возрасте. Нарастающий темп жизни требует увеличение работоспособности в учёбе. Появления новых видов гаджетов нагружают нервную, опорно-двигательную, зрительную системы.

ВСД — это «поломка» в работе сосудистой системы организма, что, в свою очередь, влечёт за собой недостаток притока кислорода к тканям.

Новый термин ВСД – вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония был введен с 2005 года.

Наша статья позволит раскрыть все симптомы данного заболевания, понять причину и, самое главное, лечение этого недуга.

Причины ВСД:

  • стрессовые ситуации, переутомления. Как правило, в школе ребёнок испытывает большие эмоциональные и умственные нагрузки. В наше время школьные уроки занимают практически всё свободное время школьника;
  • гормональные «бури». Это касается подростков с 11 — 12 лет. Начинается пубертатный период, когда ребёнок начинает «расцветать» и появляются эмоциональные перепады. Длятся они лет до 16;
  • родовые травмы, послеродовые осложнения. Особенно травма шейных позвонков ведёт за собой нарушения кровообращения в головном мозге;
  • нарушения регуляции центров головного мозга. Это означает, что все органы нашего организма регулируются работой нервной системы и малейшие нарушения в ней отражаются на работе внутренних органов и систем;
  • интенсивные физические нагрузки.

Может быть, некорректно рассматривать ВСД как болезнь, ведь это всего лишь скопление симптомов нарушения работы органов.

Признаки состояния

Основные жалобы:

Как мы видим из вышеперечисленного, жалобы, которые касаются нарушения работы того или иного органа, при ВСД могут быть любыми.

Грамотно выставлять диагноз «вегетососудистая дистония» у ребёнка с 5-летнего возраста. Так как к этому времени нервная система почти достигает пика своего развития.

Течение ВСД

Течение вегетососудистой дистонии может быть:

Пароксизмальные (приступные) дистонии имеют следующие признаки:

Приступ может длиться от нескольких минут до 2 — 3 часов.

Наташа, 15 лет: «Впервые я испытала подобное, когда мне было 13 лет. На уроке физкультуры мне стало плохо — закружилась голова, руки стали холодными. Подружка сказала, что я сильно побледнела, стала как мука. Медработник измерила давление — 130/100. Меня сразу же отправили домой. Дома я отлежалась, и всё встало на свои места».

Частые провокаторы таких приступов — переутомление, волнение, интенсивная физическая нагрузка.

Одной из разновидностей пароксизмальной ВСД является обморок. Это когда у ребёнка резко темнеет в глазах, появляется головокружение, и он теряет сознание. При этом судорог не бывает. Ребёнок приходит в себя либо самостоятельно, либо с помощью ватки с нашатырём.

При перманентном течении симптомы дают о себе знать практически постоянно. Но выраженность их значительно меньше.

Виды ВСД:

  • гипотензивный;
  • гипертензивный;
  • кардиальный;
  • смешанный.

Гипотензивный тип, как видно из названия, характеризуется сниженным артериальным давлением, то есть ниже 100/60 миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.). Кожный покров у ребёнка имеет бледный оттенок, похолодание рук отмечается вне зависимости от условий погоды. Склонность к обморокам.

Гипертензивный тип сопровождают учащённое сердцебиение, повышение давления до 170/90 мм. рт. ст., красный цвет лица, склонность к лишней массе тела, частые головные боли.

Ещё один вариант ВСД – кардиальный . Основной симптом — боли в области сердца.

Дополнительные признаки:

  • учащённое сердцебиение в покое и по ночам;
  • изменения на ЭКГ в виде аритмии, внеочередных сокращений сердца (экстрасистол);
  • перебои в работе сердца. Проявляются чувством замирания в сердце.

Смешанный тип встречается в большинстве случаев, симптомы могут варьироваться и включать всё вышеперечисленные.

Отличия дистонии от болезней внутренних органов:

  1. ВСД в большинстве случаев провоцируется чем-то. Редко симптомы возникают сами по себе.
  2. Проходит самостоятельно, стоит ребёнку успокоиться или полежать.
  3. В общих лабораторных или инструментальных обследованиях нет существенных изменений.

Лечение синдрома вегетативной дисфункции

Немедикаментозные методы лечения:

Правильная физическая активность

Что означает адекватная нагрузка? Ежедневно ребёнок должен выполнять утреннюю гимнастику. Полезны плавание, лыжи, ходьба, бег легкой трусцой, танцы.

При повышении давление свыше 140/90 мм. рт. ст. не рекомендуется занятия в основной группе по физкультуре.

Режим труда и отдыха

Ребёнок должен спать по 8 часов в сутки. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, следуя своим биоритмам. За час до сна не должно быть «зависания» в компьютерах, планшетах, телефонах. В течение дня ребёнок не должен перегружаться умственно и эмоционально. После школы обязателен часовой отдых.

Ребёнок должен питаться полноценно три раза в день плюс два перекуса.

Особенно полезна для укрепления нервной системы и сердечной мышцы пища, содержащая калий и магний:

Исключить из рациона все легкоусвояемые углеводы и фастфуд — мучные изделия, колбасы, майонез, хот доги и тому прочее.

Важно! Если у ребёнка отмечается повышение давления, то следует:

  • ограничить потребление соли до 5 граммов в день;
  • употреблять больше фруктов и овощей в первую половину дня;
  • исключить маринованные, солёные продукты;
  • исключить крепкий чай, кофе.

Массаж

Лучше обратиться к специалисту. Желателен при дистонии массаж воротниковой зоны. Предпочтителен курс в 10 процедур. Хорошо снимает напряжения, так как ребёнок из-за учёбы вынужден длительно сидеть, массаж головы.

Седативным, или успокаивающим, действием обладают следующие травы и продукты:

В педиатрии при появлении вышеперечисленных жалоб у ребёнка и постановки диагноза ВСД следует хотя бы первые 4 месяца лечиться немедикаментозными средствами.

Ноотропы

Препараты, которые улучшают мозговую активность, повышают эффективность работы нейронов. Благодаря этому улучшается память, ребёнку становится легче запоминать тексты и усваивать школьные темы. Дети становятся более организованными, повышается любознательность.

Яркие представители этой группы:

Анастасия, 45 лет: «У моей дочки в 11 лет начались непонятные жалобы — головные боли, головокружения. На физкультуре не могла бегать, чуть ли не теряла сознание. Кардиолог назначила нам лечение — Пирацетам, а затем Винпоцетин. Через 2 недели после начала приёма всё нормализовалось, и память стала значительно лучше. Стала усваивать больший объём информации».

Их действие основано на успокоительном эффекте. Врач их назначает деткам, у которых появилась раздражительность, нервозность, школьникам в период подготовки к экзаменам. Для детей, конечно, в начале лечения лучше использовать успокоительные препараты растительного происхождения.

Препараты этой группы:

  • Глицин. По некоторым источникам, данный препарат также обладает ноотропным действием. В его основе лежит химическое соединение — кислота, благодаря которой происходит уравновешивание работы нервной системы, регулирование мозговой активности. Отсюда и улучшение памяти. Его лучше применять, положив под язык, желательно на ночь, так как глицин вызывает сонливость;
  • Магне В6. Как видно из названия, в его основе – магний и витамин В6. Обладает достаточно хорошим успокоительным эффектом. Также улучшает работу сердца, благоприятно влияет на сердечный ритм. Магне В6 можно найти в ампулах, поэтому его смело назначают деткам до года в этой лекарственной форме;
  • Персен. Препарат растительного происхождения, рекомендуется подросткам с 12-летнего возраста.

Эту группу препаратов можно отнести к фитотерапии, так как они произведены на основе растительных компонентов.

Их действие:

  • нормализуют работу центральной нервной системы;
  • ускоряют обмен веществ;
  • улучшают протекание эндокринных процессов;
  • разные виды адаптогенов могут обладать как расслабляющим действием, так и тонизирующим.

Представители:

  • корень женьшеня;
  • элеутерококк;
  • лимонник;
  • радиола розовая;
  • эхинацея.

Любой лекарственный препарат для ребёнка следует применять только по инструкции. На приём фитопрепаратов возможно развитие аллергической реакции.

Данные препараты могут выпускаться в виде настоек и жидких экстрактов.

Также противопоказанием для адаптогенов служит детский возраст до 14 лет.

Адаптогены в спорте просто незаменимы. У спортсменов они повышают работу мышц, облегчают тренировочный процесс, ускоряют метаболизм. Ребёнок испытывает прилив сил и энергии.

Витамины для детской нервной системы

Самыми полезными для нервной системы являются витамины группы В. Они улучшают работу мозга в общем и нейронов в частности, обладают успокаивающим эффектом. Помогают восстанавливаться нервной системе.

Самым распространённым комплексом витаминов является препарат Нейромультивит. Это средство рекомендуется только с подросткового возраста.

В целом, диагноз «вегетососудистая дистония» обозначает совокупность множества симптомов. И может отражать неправильный жизненный ритм ребёнка. Старайтесь правильно организовать день вашего чада, чтобы он мог полноценно отдыхать. Тогда он никогда не узнает, что такое лекарства.

Монстры из детства и юности . Пожалуй, большинство врачей-интернистов и неврологов согласятся с тем, что «трудные дети» (и подростки) - это не только те дети (и подростки), чьё поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм, но и те дети (и подростки), которым выставлен диагноз синдром вегетативной дистонии или вегето-сосудистая дистония (соответственно: СВД и ВСД) - монстры из детства и юности.

ВСД, как правило, дает о себе знать еще в детстве. Страдающие ею дети капризны, конфликтны, часто болеют, плохо переносят физическую и интеллектуальную нагрузку. Слабеньких, бледных, склонных к обморокам и эмоциональным перепадам «ребятишек» можно смело зачислять в «инвалиды вегетативной нервной системы». И это обоснованно многолетней медицинской практикой. Мало того, что врач (мотивируемый Гиппократом и обеспокоенным поведением родителей «страдающего чада») в поисках причин симптомов, имеющихся у ребенка, назначает огромное количество обследований, гоняя несовершеннолетнего пациента и его родителей из одного учреждения в другое, с одного этаж на другой. Так эта «диагностическая паника» продолжается «длительным процессом лечения», плавно переходящим из области «конкретного» в область «интуитивного», когда лист назначений (лекарственных средств и немедикаментозных методов лечения) выглядит как «документ по применению метода проб и ошибок». Порой врачу и пациенту «везет» - пациенту облегчение, а врачу ученье, но очень часто все вышеописанное продолжается. И тогда врач выносит вердикт: «с возрастом пройдет», а пациент ждет и терпит.

Синдром вегетативной дистонии . В практической медицине многие годы применяется диагноз «Синдром вегетативной дистонии» (СВД). Как такового нозологического диагноза «СВД» не существует. Его используют более 90% врачей в качестве синдромального диагноза, отражающего наличие вегетативных нарушений, которые, как правило, являются вторичными и сопровождают органические заболевания нервной системы, соматические болезни, физиологические гормональные перестройки и др.

Среди причин, определяющих клинические проявления СВД, выделяют:


    ■ наследственно-конституциональные факторы;
    ■ органические поражения нервной системы;
    ■ соматические, в т.ч. эндокринные заболевания и возрастные перестройки (пубертат);
    ■ острые или хронические стрессы, в т.ч. умственное и физическое переутомление (а также перенапряжение у спортсменов);
    ■ психические нарушения, среди которых у детей и подростков лидируют невротические (тревожные), проявляющиеся перманентно-пароксизмальными эмоционально-мотивационными и полисистемными соматовегетативными расстройствами.
Самая частая причина СВД – это тревожные расстройства, дебютирующие в раннем детстве (3 – 5 лет),и подростковом возрасте, в отличие от депрессивных эпизодов, дебют которых имеет место в более позднем подростковом или зрелом возрасте или даже в старости, и возникающие, как правило, вторично после появления тревоги.

Хронические конфликты в семье, агрессивность отца и развод родителей, школьные дидактогении, конфликты со сверстниками, в т.ч. связанные с восприятием собственного заболевания и отношения к его ярким фенотипическим проявлениям (астеническое телосложение, деформация грудины, сутулость и др.) со стороны сверстников, социальная изоляция, загруженность ребенка уроками и конфликты с учителями – вот тот ряд факторов, которые лежат в генезе тревожных расстройств у детей и подростков.

Тревога всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма. Изменяется активность лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамо-гипофизарной оси, повышается активность симпатоадреналовой системы, что оказывает негативное влияние на течение основного соматического заболевания, ухудшает его прогноз и делает избыточными затраты ресурсов здравоохранения.

Если Вас интересует эта проблема - Вы можете более подробно ознакомиться с ней в следующих статьях:

статья: Синдром вегетативной дистонии у современных детей и подростков читать
статья: Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков читать
статья: К вопросу о вегетативных расстройствах у детей читать
статья: К вопросу о нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков