Респираторно-аффективные приступы. Аффективно-респираторные приступы: симптомы и способы леченияВсе о пневмонии

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания)представляют собой наиболее раннее проявление обмороков илиистерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохоконтролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение кдыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого годажизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, чтозадержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делаютэтого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущийребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этотмомент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единогозвука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание иснова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являютсяреакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитатьпульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает.«Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развитияприближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такимиприступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются потипу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненногожелания, гнева. При отказе выполнить его требования, добитьсяжелаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать.Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляетсялегкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается черезнесколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступывнешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступнесколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижениемышечного тонуса – ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либовозникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых,раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерическихприступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возрастахарактерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок принеисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол:беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всяческидемонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре»протеста выявляются некоторые черты истерических приступов болеестарших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическимиреакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или бытьдругие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могутпомочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасныхдвенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка среспираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждениеприступов.
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да ивообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступыраздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью.Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными привыражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны ипрямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими иреспираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научитьдетей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умениемсдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногдаимеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Еслиребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все емуразрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок нерасстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенкаспособны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при такомнеправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могутразвиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношениевсех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовалсемейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний.Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определениеребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычноприступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторныхприступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад,наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива ивновь определить его туда только после соответствующей подготовки спомощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использованиенекоторых «гибких» психологических приемов для предотвращенияприступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали,проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранеепредвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например,избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, простоне отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку,которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкойв ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются наработу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставатьна полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее.Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеетепредупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделатьчто-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбепрекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет,попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратитькрик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (илипросто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать своиэмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делаязаключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства,испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, чтоне получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря начувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя тыи рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможетребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такоеповедение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснитьпоследствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты неконтролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешьпродолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительныхаффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступможет сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибаетсядугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаютсяклонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бываютреже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клоническиесудороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольныммочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальнойдиагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическимиприступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей саффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем иэпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологическиезаболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективныхприступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характерапароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок среспираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытнымдетским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе яростизадерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затемвспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либовоздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.)способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когдаон только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре.Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем,игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, какта же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблениемили судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните егоголову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробноознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПАСУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, чтопроизошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Неотступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторенияэпизодов с задержкой дыхания.

Лечение.
При лечении аффективно-респираторных и(или) истерических приступовнеобходимо учитывать, что они представляют собой первое проявлениедетской истерии и обычно возникают на невропатической (у нервногоребенка) почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.
Во-первых, необходимо правильное воспитание (смотрите соответствующий раздел этих рекомендаций.
Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением рядасредств, укрепляющих нервную систему, седативных (успокаивающих)препаратов, а иногда и противоэпилептических средств.

Вчера я едва не поседела. Это было ужасно. Ярушка нашел пульт от телевизора и потянул его в рот, я этот пульт изъяла, чем видимо безумно огорчила ребенка… он тут же зашелся плачем, мы с мужем даже не успели ничего предпринять (обычно малыш не ведет себя таким образом, может конечно покапризничать, но не так) и буквально в пару секунд плач пропал, рот открыт, ребенок на глазах начал синеть. Боже, это был просто кошмар. Я начала трясти его, муж выхватил у меня из рук переверернул вниз лицом, начал стучать по спине (как это делают, когда ребенок поперхнулся).Я побежала к телефону набирать 03. Кстати, там чудесным образом оказалось «занято»… и услышала один короткий кашель… вбегаю в комнату, там тишина, муж стоит ко мне спиной, на руках совершенно обмякший ребенок, я вижу как ручки и ножки свисают совершенно безвольно, голова ЧЕРНИЛЬНОГО цвета… тишина. я начинаю выть. Боже никому этого не пожелаю! Муж бросается к окну распахивает его настеж и с Ярушкой на руках по пояс туда высовывается. Я кричу «Живой??!!!», муж не отвечает, сам в безумном шоке… вижу что личико бледнеет, синева отступает.

Так мы первый раз столкнулись с Респираторно-аффективном приступом..

Во вторник пойдем к неврологу. Вот нашла хорошую статью у Комаровского. Может кому пригодится.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания

Подписывайтесь на канал "Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
или наберите в поиске мессенджера "телеграм" - nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла



А ВЫ это знали?? «Среди дошкольников психические аномалии развития - 60% от общего числа учащихся, у школьников – 70-80%», – из выступления директора Центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураба Кекелидзе на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья 9 октября 2015г. (ТАСС и РИА Новости)

АЗБУКА ЭПИЛЕПСИИ (ЧАСТЬ 4)

Аффективно-респираторные приступы Medicamente non medicamentis


Одна из самых «обожаемых» тем для беседы в кабинете детского невролога. Бывают случаи, когда замечательный и послушный малыш в связи с неисполнением своего желания, гневом или недовольством, вдруг начинает горько плакать, кричать, рыдая и закатываясь. Во время сильного плача, на высоте сильнейших отрицательных эмоций (аффекта), дыхание его неожиданно замирает в момент вдоха, ребенок «выключает звук», хотя рот открыт, становится как «тряпочка», обмякает, бледнеет, или даже синеет. Естественно, любящая мама «обмякает» и почти теряет сознание вслед за ним. А если еще при этом ребенок выгибается дугой и появляется «каменное» напряжение мышц тела, рук, ног или подергивания (тонические или клонические судороги), нарушение сознания, непроизвольное мочеиспускание – даже суровые мужчины, папы и дедушки, впадают в легкую панику !
Повторюсь, зрелище нередко пугающее, не для слабонервных. Обычно, это состояние длится недолго, чаще уже через несколько секунд восстанавливается дыхание, ребенок приходит в себя. Но поверьте - эти секунды маме кажутся вечностью! Иногда может казаться, что такие «закатывания» с остановкой дыхания ребенок совершает сознательно, но это, скорей всего, не так. Главную роль здесь играет рефлекторный механизм, остановка дыхания возникает в момент практически полного выдыхания воздуха из легких в начале предполагаемого вдоха.
Аффективно-респираторные приступы по разным данным регистрируются примерно в 10-15% всех судорог у детей от 6-12 месяцев до 3-4 лет, преимущественно у малышей умных и хитрых, гипервозбудимых и капризных . Большинство специалистов считает, что аффективно-респираторные приступы относятся к выражению истерических симптомов или "невротических" обмороков раннего детского возраста. В переводе на нормальный человеческий язык аффективно-респираторные приступы звучат как внезапные остановки дыхания, иногда с нарушением сознания, на фоне мощной, неконтролируемой эмоции.
Например, если желание любимого годовасика остается без
моментального исполнения, перед «основным представлением» возмущенный малыш может падать на пол, яростно лупить руками-ногами о пол, вопить, рыдать, пытаясь достичь нужного результата – такой ураган протестов довольно похож на типичную истерику деток более старшего возраста.
По старинке, приступы с изменением цвета лица голубовато-сине фиолетовых оттенков иногда относят - "синим" обморокам. Это как раз самый частый вариант механизма истерических проявлений.
"Бледные" обмороки бывают гораздо реже, в основном связаны с эмоционально-вегетативной реакцией на боль, при этом могут наблюдаться нарушения сердечного ритма, даже кратковременная остановка, и выраженные сосудистые расстройства. Данный вид приступов по механизму действия похож на самые известные тривиальные обмороки у взрослых.
Чаще всего, прогноз аффективно-респираторных судорог совершенно благоприятный. Однако, в дальнейшем, именно неправильные действия «любящих» родителей играют главную роль в развитии у ребенка невротических расстройств. «Только не плачь и не закатывайся! Будет все, как ты захочешь!»: эти действия - лучшее питание для будущей детской невропатии.
Как и в других областях детской неврологии, в нашей стране, до сих пор, существуют огромный спектр прямо противоположных мнений и методов коррекции данных состояний. Одни специалисты авторитетно заявляют: «Это полная ерунда, само пройдет, необходимо оставить ребенка в покое, и не нужно никому морочить голову». Другие усиленно пугают родителей злокозненными последствиями таких припадков и назначают серьезное медикаментозное лечение. Истина, как обычно, посередине... где-то рядом. Вне всякого сомнения, не обойтись без психолога. Иногда нужен невролог, реже – психиатр.

Что делать родителям до и после приступа?

Приступ легче предотвратить! Планируйте свои действия, прогнозируйте реакции малыша , уклоняйтесь от ситуаций с возможной провокацией взрыва эмоций - практически всегда можно понять: ребенок голоден, устал, его что-то беспокоит или болит…
Чем раньше Вы среагируете на развитие ситуации, те больше эффект действий. Активно используйте простейшие «бабушкины» приемы переключения внимания, отвлечение или удивления малыша, включите свои актерские таланты! Гораздо быстрее ребенок среагирует на вашу яркую игровую просьбу что-то сделать или куда-то посмотреть, чем на строгий приказ «прекратить рыдания и успокоиться».
Посоветуйтесь с детским психологом, почитайте соответствующую литературу, включите поиск. Иногда даже интернет приносит пользу.
Как правило, нет никакой необходимости идти у дитя на поводу только из-за вашего необоснованного страха перед повторным приступом.
При необходимости, проконсультируйте ребенка у детского невролога. К сожалению, не так уж редки случаи, когда под маской аффективно-респираторных приступов прячутся гораздо более серьезные неприятности. Тогда врач назначает дополнительные исследования.

Что делать родителям во время приступа?

Не паниковать! Не впадать в ступор! Не суетиться! Не заниматься самодеятельной неумелой "реанимацией"! Данный вид приступа не опасен для жизни и быстро заканчивается

Давайте рассмотрим одно из таких заболеваний – аффективно-респираторные приступы (АРП) у детей раннего возраста. Проявляется это состояние (болезнью это называть не совсем корректно) внезапной остановкой дыхания, возникающей на пике вдоха после того, как малыш ударился, перенес неожиданный испуг или зашелся в истерике. Во время закатывания ребенок бледнеет или синеет, чем неизменно повергает своих родных в панику.

Природа АРП

Медики уверены, что аффективно-респираторный синдром можно считать ранней предпосылкой развития истерии и обморочных состояний в будущем. Чтобы понять, что такое АРП, обратите внимание на значение слов в его названии. Аффектом называют сильнейшую эмоцию, не подвластную контролю человека, а термин «респираторный» используется для обозначения всего, что имеет отношение к органам дыхания. Получается, АРП – это состояние, когда на почве сильного эмоционального возбуждения у ребенка нарушается процесс дыхания.

В большинстве случаев приступы случаются у легковозбудимых, избалованных и капризных ребятишек. Впервые это происходит в период от 6 месяцев до 1 года, подобные задержки дыхания могут сохраняться до 4 – 6 лет.

Как выглядит АРП у плачущего малыша

В основном АРП возникает, когда ребенок заходится в сильном плаче, выражая злость или обиду по поводу того, что ему не нравится. В момент такого бурного выражения эмоций малыш внезапно резко замолкает и, открывая рот, словно рыба, не может выдавить из себя ни звука. Со стороны может показаться, будто он притворяется, на самом же деле проявление АРП носит непроизвольный характер.

Дыхание у ребенка останавливается на 30 – 45 сек., лицо при этом бледнеет или синеет, что зависит от фактора, который повлиял на развитие АРП. Тип припадка определяют по внешнему виду плачущего малыша. Условно аффективно-респираторные припадки делят на «бледные» и «синие».

Остановка дыхания по типу «бледного» АРП происходит, если непоседа упал или сильно ударился. Болевая реакция иногда развивается так быстро, что кроха не успевает даже заплакать, причем у него не всегда прощупывается пульс, и в целом закатывание напоминает у взрослого человека.

«Синие» приступы – пик негативных эмоций ребенка, таких как обида, ярость, несогласие. Чаще всего у малышей 1,5–2,5 лет случаются проявления АРП именно «синего» типа. Не имея возможности добиться своего, ребенок кричит и плачет. На верхней точке прерывистого, но очень глубокого вдоха дыхание непроизвольно задерживается, а на лице появляется синюшный оттенок. В этот же момент иногда возникает или, наоборот, резкое снижение тонуса мышц, из-за чего тело ребенка может выгнуться дугой или обмякнуть. Несмотря на внешне страшную картину АРП, которая до смерти пугает родителей, в большинстве случаев малыши приходят в себя самостоятельно.

АРП и здоровье ребенка

Врачи уверяют, что подобные приступы являются возрастным состоянием и для общего здоровья малыша никакой опасности не представляют. Набирать номер нужно лишь в том случае, если дыхание у ребенка оборвалось более чем на 1 минуту. На прием к неврологу стоит записаться, если приступы случаются чаще 1 раза в 5–7 дней, а также если в начале, развитии или окончании АРП появляются необычные симптомы, несвойственные этому припадку.

Во время аффективно-респираторного припадка родители могут помочь ребенку преодолеть удушье: слегка похлопать малыша по щечкам, подуть в лицо, сбрызнуть прохладной водой, «щекочущими» движениями рук пройтись по телу. После того как малыш начнет дышать и придет в себя, его нужно обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Ни за что нельзя показывать ребенку свой страх!

АРП и судороги

Иногда аффективно-респираторный приступ сопровождается судорогами. Почему так происходит? Если дыхание малыша во время приступа сбилось больше, чем на 60 сек., он теряет сознание. В медицинской практике такое состояние известно как атонический неэпилептический приступ. Возникает он в результате кислородного голодания мозга из-за остановки дыхания и выполняет защитную функцию. Когда человек находится в обмороке, мозг потребляет намного меньше кислорода, чем обычно.

Атоническое состояние далее трансформируется в тоническое. Все мышцы тела сильно напрягаются: ребенок вытягивается или выгибается дугой. Если мозг испытывает достаточно сильную гипоксию, начинаются судороги. Внешне это проявляется подергиванием конечностей и всего тела в целом. В это же время на почве отсутствия дыхания в организме накапливается углекислый газ, за счет которого рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы – у ребенка получается сделать вдох и очнуться. После судорожного АРП малыш крепко засыпает и спит не менее 1,5–2 ч.

И хотя врачи утверждают, что подобные приступы не несут опасности для жизни человека, родителям, которые видели, как судорога сводит тело их ребенка, от этого не легче. Чтобы убедиться в том, что с малышом все в порядке, нужна консультация компетентного специалиста – невролога: иногда в основе подобных судорожных приступов лежат заболевания нервной системы. В единичных случаях у детей, которым пришлось испытать такие приступы, в будущем могут появиться приступы эпилептической этиологии.

Как вести себя родителям

Рассказывая об аффективно-респираторном синдроме, МирСоветов подчеркивает – корни проблемы имеют очень специфический характер, и причины этого патологического состояния следует искать не в малыше, а в той обстановке, в которой он растет и развивается. Основная миссия по борьбе с АРП возлагается при этом не на врачей, а на родителей пострадавшего.

В ходе научных исследований ученые выяснили, что у родителей 25–27% ребятишек, страдающих АРП, в прошлом были такие же приступы. Но это отнюдь не свидетельствует о том, что приступы передаются по наследству. Уместнее всего в этом случае говорить о традициях воспитания в семье, где два поколения – родители и дети - страдали в свое время одинаковой проблемой. Врачи сходятся во мнении, что основным фактором, вызывающим зачатки детской истерии в виде АРП, можно считать конфликты родителей, стрессовые ситуации для ребенка в семье, его чрезмерная опека родителями.

Аффективно-респираторный приступ является в основном невротическим расстройством, поэтому первостепенное внимание родители должны уделить ненавязчивой коррекции психологического мировосприятия малыша.

Когда вы, к несчастью, стали свидетелем АРП у своего ребенка, сразу подумайте о том, как вы строите отношения со своим чадом. Может, вы чрезмерно опекаете его, пытаясь оградить даже от незначительных жизненных невзгод, или слишком балуете, ни в чем ему не отказывая? Тем более нужно обратиться к психологу, если в семье отсутствует взаимопонимание между супругами.

Огромное значение для развития крепкой детской психики имеет правильный режим дня, основанный на сбалансированной физической и умственной нагрузке. Внимательно следите за малышом в течение дня – так вы сможете предугадать и не допустить развития АРП. Например, голодный и уставший ребенок будет капризничать больше, чем тот, которого вовремя покормили и уложили спать. Так и во всем остальном: сборы в , поход в гости или в магазин – все должно доставлять малышу наименьший дискомфорт.

Обязательно говорите с маленьким человечком о его чувствах. В некоторых случаях истерики появляются и продолжают повторяться с завидной регулярностью только потому, что ребенок не может совладать со своими чувствами и вовремя остановиться. Помогите капризуле понять, что все его эмоции – гнев, расстройство, обида – естественны, и с ними так или иначе можно справиться. Обязательно научите ребенка искусству компромисса, которое не раз выручит его в будущем.

При тяжелых приступах задержки дыхания врач может назначить малышу курс лечения с применением нейропротекторов и успокоительных препаратов (Пантогама, Пантокальцина) продолжительностью в 1,5–2 месяца.

Однако если мама сможет не подпускать ребенка к той опасной грани, за которой начинаются капризы и истерики, без медикаментозного лечения вполне можно обойтись.

К большому сожалению, родители не могут уберечь своего ребенка от всех бед и болезней, как бы ни старались ухаживать за ним с максимальной заботой, ограждать от всяческих угроз и рисков. Аффективно-респираторные приступы у ребенка вызывают сильную тревогу, а иногда и настоящий шок у взрослых. Малыш начинает синеть или бледнеть, неметь, задыхаться, в чем причины такого состояния и что делать – неизвестно.

Аффективно-респираторные приступы у детей – это такое состояние, при котором после сильного эмоционального стресса, испуга, гнева, обиды происходит неконтролируемая остановка дыхания. Обычно это случается на максимальном вдохе.

Чтобы понять причины возникновения такого состояния у ребенка, следует просто внимательно вслушаться и вдуматься в название патологии. Состояние аффекта – это эмоциональный всплеск любого характера, контролировать который человек не может.

«Респираторные » – обозначает дыхательные. То есть проблема затрагивает не только эмоции, но и органы дыхания. Ну а что такое приступы, объяснять не нужно. У взрослых подобное состояние отмечается очень редко, намного чаще встречается оно у детей раннего возраста. Лечение ребенка необходимо, чем опасны АРП, ниже рассмотрим более подробно.

Приступы, сопровождающиеся остановкой дыхания у ребенка могут возникать не только при истерике, есть и другие провоцирующие факторы:

  • падение;
  • сильная боль;
  • неожиданность, испуг.

От взрослых требуется вовремя обратить внимание на состояние малыша и помочь ему – нередко родители считают, что ребенок притворяется, ругают его и оставляют один на один со страшной патологией.

Как распознать патологию

Подобные приступы у ребенка почти всегда начинаются с плача. Точнее, вначале разыгрывается сцена, в ходе которой происходит нечто неприемлемое и нетерпимое для малыша. Он начинает плакать, кричать, может топать ногами, отбрасывать от себя мелкие предметы и отталкивать взрослых.

Такие приступы у ребенка сами по себе еще не пугают, распространенная реакция взрослых в этом случае – нашлепать несговорчивого, непослушного и невоспитанного кроху.

И вот тут чаще всего и случается АРП:


  1. Набрав полные легкие воздуха для очередного захода истерического плача, малыш внезапно замолкает и замирает.
  2. Ротик ребенка может открываться и закрываться, но при этом не издается ни звука.
  3. Подобные приступы могут длиться до одной минуты, при этом личико крохи бледнеет или синеет – цвет кожных покровов определяют причины, по которым возник приступ. При испуге или боли кожа бледнеет, при ярости и гневе – синеет.

Иногда во время припадка тело ребенка сильно напрягается, буквально выгибаясь дугой. А иногда малыш обмякает и просто «сползает » на руки взрослым. Такие симптомы доводят до истерики уже родителей. Хотя малыш зачастую спустя некоторое время приходит в себя самостоятельно.

Причины возникновения

Все люди делятся по темпераменту и эмоциональному складу на различные типы. Кто-то остается хладнокровным и апатичным даже в чрезвычайных ситуациях, другим достаточно мелочи, чтобы вспыхнуть, как спичка, и выйти из равновесия. У ребенка все эмоции и переживания выражаются ярче, чем у взрослых. Судить о характере человека можно уже по его поведению в младенческом возрасте.

Если у ребенка импульсивный, вспыльчивый характер, если он бурно реагирует на выпавшую соску, не вовремя поданную бутылочку с едой или запоздалую смену памперса, родители должны быть очень внимательны и осторожны. Аффективно-респираторные приступы обычно возникают у тех детей в возрасте от 1 месяцев и до двух лет, которые избалованы и легко возбудимы. Для взрослых детская истерика без особого повода должна стать тревожным звоночком – у ребенка склонность к АРП.

Нельзя сказать, что лечение нужно начинать незамедлительно. Но если малыш не научится держать себя в руках, мириться с отказом взрослых купить конфету или нежеланием друга по песочнице делиться игрушкой, очень скоро лечение будет необходимо – подобные приступы могут привести к очень серьезным последствиям для ребенка.

Основные методы лечения

Медикаментозное лечение, несмотря на то, что взрослых такое детское состояние очень пугает, требуется только в том случае, если АРП беспокоят каждые 5-7 дней. Тогда приступы считаются патологией и требуют наблюдения у невропатолога.

Но маленькому капризуле нужно неотложное лечение, если произошел сильный, продолжительный приступ. Помочь крохе родители могут таким образом:

  • взять малыша на руки, посадить себе на колени;
  • похлопать его по щечкам, легонько подуть в личико;
  • осторожно и легко пощекотать ребенка вдоль тела;
  • обрызгать его прохладной водой – не окатить так, чтобы полилось ручьем.


Важно растормошить ребенка, привести его в чувство, не допустить затяжного припадка. А затем, когда он снова сможет вдохнуть и выдохнуть воздух, нужно ласково поговорить с ним, успокоить, приласкать. Ни в коем случае нельзя рассказывать малышу, как сильно он вас пугает, и, тем более, ругать его и кричать.

Медикаментозное лечение требуется, если приступы становятся очень частыми и дыхание исчезает больше чем на одну минуту. В этом случае из-за кислородного голодания мозга вначале ребенок падает в обморок. Это ужасно пугает родителей, но на самом деле таким способом организм пытается защитить себя и обезопасить.

Когда человек теряет сознание, все его органы и ткани потребляют намного меньше кислорода. Потому при гипоксии зачастую происходит обморок – медики в этом случае диагностируют атонический приступ неэпилептического характера, специальное лечение которого не требуется.

Спустя некоторое время атоническое состояние переходит в тоническое. То есть все мышечные ткани напрягаются. Тело ребенка вытягивается стрункой, а затем начинают конвульсивно сокращаться конечности. Состояние ребенка очень напоминает припадок эпилепсии, но это не он – согласно статистике, лишь в 7% случаев АРП в раннем возрасте приводит к развитию эпилепсии у школьников.

В этот же период времени в крови начинает скапливаться углекислый газ. Это вызывает рефлекс, расслабляющий гладкую мускулатуру гортани, которая при АРП находится в состоянии спазма. Ребенок бессознательно делает вдох – и приходит в себя. Примечательно, что после аффективно-рефлекторного приступа малыш почти тотчас же засыпает и крепко спит не менее часа.

Также лечение лекарственными средствами и физиопроцедурами требуется, если при частых АРП была выявлена какая-либо патология со стороны нервной системы. В любом случае консультация и обследование у невролога необходимы.

Народная медицина при АРП

Сразу нужно сказать — лечение народными средствами при такой патологии малоэффективно. Некоторые педиатры и фитотерапевты рекомендуют малышам курс гомеопатических препаратов седативного действия. Подойдут и домашние лекарства – например, отвары валерианы, мелиссы, пустырника. Но, как показывает практика, лечение у психотерапевта и правильное поведение родителей в данной ситуации куда действенней.

Профилактические мероприятия


Приступы не повторятся и лечение медикаментами или народными средствами не понадобится, если родители осознают – в большинстве случаев причина АРП у ребенка кроется в его неудовлетворенности эмоциональной обстановкой в семье. Конфликты между родителями, постоянные наказания от мамы или папы или же, наоборот, чрезмерная опека и вседозволенность – именно такие факторы становятся причиной нестабильного состояния крохи и его неадекватного поведения в нестандартной, выходящей за рамки привычной, ситуации.