Регламент работы инженера по техническому надзору. Технический надзор в строительстве, или продуманная экономия. Основные надзорные органы

При возведении зданий и сооружений, расширении или техническом перевооружении предприятий, реконструкции, обязательным является технический надзор заказчика.

Технический надзор предусматривает контроль за соответствием объемов работ, стоимости, качества строительно - монтажных работ (СМР) утвержденному проекту и сводной смете, строительным нормам и правилам (СНиП), техническим условиям (ТУ), а также приёмку этих работ. Обязанности инженера технического надзора за строительством предусматривают принятие мер по вводу поднадзорного объекта в эксплуатацию в предусмотренные титульным списком сроки.

Работники технического надзора назначаются приказом заказчика - застройщика и регистрируются органами Государственного архитектурно - строительного контроля (ГАСК). Исходя из сметной стоимости объекта технический надзор может осуществляться как одним представителем заказчика, так и группой специалистов в пределах лимита, предусмотренного сметным финансовым расчетов(СФР).

Инженер технического надзора, назначенный для его осуществления, является ответственным представителем от заказчика - застройщика, дающим подписку по специальной форме. Рассмотрим более подробно обязанности инженера технического надзора. Сразу поясню, что технический надзор вправе осуществлять специалист, который имеет строительное образование и производственный стаж работы по этой специальности 3 и более лет.

Работники технического надзора, ведущие надзор за строительством объектов на просадочных грунтах, за крупнопанельным строительством, в сейсмических районах, над горными выработками должны пройти профильное обучение и иметь удостоверение.

Разместить в проектной организации заказ на проектирование проектно- сметной документации (ПСД), с последующей ее приемкой по акту и проверкой качества.

Открыть финансирование объекта с предоставлением необходимого пакета документов.

Заключить с генподрядной организацией контракт (договор генподряда) на выполнение строительно - монтажных работ с соблюдением всех юридических нюансов. В договоре подряда должны быть обязательно оговорены сумма договора в денежном выражении, сроки строительства, приложен календарный график выполнения работ с разбивкой по кварталам, график производства работ.

В обязанности инженера технического надзора входит оформление необходимых документов для отвода земельного участка под намеченное строительство, технадзор должен обеспечить геодезическую разбивку и закрепление осей, реперов на отведенном участке и передать строительной фирме по акту. Инженер технического надзора должен участвовать в проверке и принять от строительной организации осевую разбивку зданий и сооружений, высотные отметки, отметку низа оснований фундаментов с оформлением соответствующих актов.

Предоставить строительной фирме документацию на снос существующих строений в зоне строительства, переносу коммуникаций, разрешение на снос зеленых насаждений, если они попадают в зону строительства объекта.

Оформить на период строительства с городскими службами разрешение на обеспечение стройплощадки от городских сетей электроснабжением, водоснабжением, предусмотреть отвод сточных вод, газоснабжение, телефонизацию, с определением точки подключения.

Передать строительной фирме утвержденную техническую документацию (рабочие чертежи и сметы). Кроме того, в обязанности инженера технического надзора входит оформление (на основании предусмотренного пакета документов) разрешения на производство работ с указанием сроков (основных СМР и работ подготовительного периода), с последующим продлением его срока действия.

Технадзор обязан вести ежедневный технический контроль за качественным выполнением строительно – монтажных и специальных работ согласно утвержденной технической документации, нормативным документам.

Присутствовать при приёмке скрытых, специальных работ и только после подписания акта на скрытые работы по специальной форме разрешать выполнение последующего по технологии вида работ.

Инженер технического надзора обязан проверять наличие паспортов на конструкции и изделия, поставку которых осуществляют заводы стройиндустрии, на растворы и бетон, поставляемые централизованно, требовать результаты испытания в лабораторных условиях контрольных кубиков для подтверждения проектной марки уложенных в конструкцию материалов.

В отчетный период инженер технического надзора обязан принять от подрядчика выполненные за месяц работы. При этом выполнить обмеры объемов этих работ, проверить качество их выполнения. Если работы выполнены качественно и в соответствии с проектом, то подтвердить их выполнение по акту выполненных работ (форме — 2) и для оплаты (справка по форме — 3).

Проверять своевременность и правильность ведения журналов производства работ, бетонных, сварочных, специальных работ. Обязанности инженера технадзора предусматривают производить соответствующие записи при нарушениях качества работ, отступлений от проекта и устанавливать сроки устранения предписаний.

Проверять выполнение предписаний, отступлений от проекта. Контролировать своевременное выполнение всех рекомендаций, занесенных в журнал работ представителями авторского надзора , контролирующих органов.

При необходимости инженер технического надзора обращается в проектную организацию для согласования изменений в проекте, замене материалов, возникновении непредвиденных работ с целью их согласования проектировщиками и внесения корректировки в проектно – сметную документацию.

Контролировать выполнение договорных обязательств проектными и строительными фирмами, предъявлять санкции, предусмотренные контрактами (договорами).

Принимать участие в работе комиссии по приемке объекта в эксплуатацию, представить документацию на поставляемое заказчиком оборудование.

При консервации объекта участвовать в освидетельствовании и оценке технического состояния объектов, составлении дефектной ведомости работ, подлежащих выполнению для сохранности конструкций на период консервации.

Технический надзор заказчика обязан известить органы государственного строительного контроля об аварийных ситуациях состояния объектов строительства и принятых мерах по их ликвидации.

Специалисты технического надзора несут предусмотренную законом ответственность за:

  • Подписание актов на выполненные работы не соответствующие утвержденному проекту, нормам СНиП, ТУ при производстве строительно — монтажных и специальных работ.
  • Подтверждение производителю работ завышенных объемов работ по сравнению с фактом в натуре, что ведет к искажению отчетности по списанию материалов материально ответственного лица подрядчика, увеличению сметной стоимости объекта.
  • Подписание несоответствующих действительности актов на скрытые работы, оформление их задним числом, без присутствия на стройплощадке в момент выполнения работ, что может в итоге привести к низкому качеству этих работ.

Технический надзор заказчика является серьезным и ответственным этапом в строительстве, от этого зависит качество возводимых объектов, их надежность. От того как представитель заказчика будет исполнять обязанности инженера технического надзора зависят эксплуатационные качества поднадзорного объекта.

Правительство Москвы

Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы

ПОЛОЖЕНИЕ
о техническом надзоре
заказчика за строительством
зданий и сооружений в г. Москве

МРР-2.2.08-98

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Москва 1998

Утверждено распоряжением Мэра Москвы

Согласовано:

Председатель

Москомархитектуры

Заместитель начальника Управления Департамента экономической политики и развития г. Москвы

Г.Г. Страшнов

А.В. Кузьмин

Заместитель председателя Москомархитектуры

Ю.В. Гольдфайн

Начальник отдела управления подготовки проектирования и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры

Ю.В. Минаев

Москва 1998

1. «Положение о техническом надзоре заказчика за строительством зданий и сооружений в г. Москве» разработано ГУП «НИАЦ» Москомархитектуры под руководством Заместителя начальника координационно-маркетингового управления Москоархитектуры Минаева Ю.В.

В работе приняли участие специалисты Москомархитектуры (Гольдфайн Ю.В., Дронова И.Л.), Управления инвестиционной политики и развития г. Москвы (Страшнов Г.Г.), Управления инвестиционной политики и финансирования из городских источников Комплекса перспективного развития города (Одинцов В.К.), Инспекция Государственного Архитектурно- строительного надзора г. Москвы (Калашников Г.Н.).

2 . Настоящее Положение определяет цели, задачи и методы организации технического надзора заказчика-застройщика, а также его взаимодействия с субъектами инвестиционного процесса (проектировщиком, подрядчиком, инвестором и другими участниками строительства).

Положение разработано с учетом особенностей деятельности технического надзора в условиях г. Москвы.

3 . Утверждено и введено в действие распоряжением мэра от 13.07.98 г № 715-РМ.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее «Положение» определяет цели, задачи, формы и методы организации технического надзора заказчика-застройщика, а также его взаимодействия с субъектами инвестиционного процесса (проектировщиком, подрядчиком, инвестором и другими участниками строительства).

«Положение» разработано с учетом особенностей деятельности технического надзора в условиях г. Москвы.

При разработке «Положение» использованы следующие нормативные акты Российской Федерации и г. Москвы:

«Положение» ориентировано на комплексный и системный подход при организации и формировании технического надзора заказчика-застройщика в ходе реализации проекта (проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Технический надзор заказчика-застройщика за строительством зданий и сооружений направлен на систематическую проверку соответствия объёма, стоимости и качества выполняемых строительно-монтажных работ, утвержденным проектам и сметам. строительным нормативам и правилам, Государственным стандартам.

Осуществление технического надзора заказчика для всех объектов строительства обеспечивается юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующую лицензию (сертификат) на введение технического надзора заказчика и разрешение на строительство объекта в инспекции ИГАСН, в порядке, установленном строительными нормами и правилами (СНиП), статья 748 Гражданского кодекса Р.Ф. и настоящим положениями.

Обязанности технического надзора могут быть возложены на структурные подразделения заказчика-застройщика, ремонтные службы или производственно- технический отдел предприятия или организации, а также на стороннюю организацию (инженерную фирму), имеющую соответствующую лицензию (п. 749 Гражданского кодекса Р. Ф.).

1.2. Работники, ведущие технический надзор, являются ответственным представителем заказчика (застройщика) на строительстве и выполняют свои функции в соответствии с настоящим Положением.

1.3. Технический надзор заказчика-застройщика осуществляется в течение всего периода вновь начинаемого строительства, реконструкции зданий и сооружений.

1.4. Работники, осуществляющие технический надзор за строительством объектов различных конструктивных систем и этажности должны не реже одного раза в два года проходить обучение на специальных курсах по строительству этих объектов и иметь удостоверение об окончании курсов.

1.5. В зависимости от сложности контролируемых объектов за работниками, осуществляющими технический надзор, приказами заказчика закрепляются объекты для ведения технического надзора.

1.6. Работникам технического надзора не разрешается вносить изменения в утвержденные проекты сметы в процессе строительства.

Изменения могут быть внесены только организациями, осуществляющими авторский надзор в соответствии с «Положением об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений в г. Москве», утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 30.12.97 № 938 .

1.7. Технический надзор заказчика осуществляется в тесном взаимодействии с авторским надзором проектной организации.

1.8. На строительство объекта представители технического надзора выезжают в сроки, установленные утвержденным заказчиком графиком.

При возникновении непредвиденных ситуаций, освидетельствования промежуточных и скрытых работ и т.п. посещение объектов представителями технического надзора производится вне графика по вызову представителя заказчика или Инспекции Государственного архитектурно- строительного надзора, других контрольных или надзорных органов, ответственного производителя работ. Вызов осуществляются не позднее, чем за сутки до назначенного освидетельствования.

1.9. Предписания Инспекции ГАСН г. Москвы по вопросам организации производства и приемки строительно-монтажных работ на строительстве объектов является обязательными для исполнения и подлежат контролю со стороны работников, ведущих технический надзор.

1.10. Представители технического надзора заказчика ведут записи в соответствующем разделе общего журнала производства работ, выданного и зарегистрированного Инспекций Госархстройнадзора г. Москвы, по объекту в целом или по строительству его части, пусковому комплексу, очереди, (приложение).

Информация о нарушениях при строительстве объекта передается информационную систему Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.

1.11. Общий журнал работ хранится у подрядчика (генерального подрядчика) до окончания строительства и выдается представителем технического надзора по их требованию.

При сдаче законченного строительством объекта общие и специальные журналы работ передается заказчику и хранятся у него до ввода объекта в эксплуатацию. После ввода объекта в эксплуатацию они передаются заказчиком на постоянное хранение эксплуатирующей организации.

1.12. Обязательным условием, обеспечивающим последующую нормальную эксплуатацию объектов является проверка техническим надзором при сдаче объекта в эксплуатацию наличия в составе проектной документации «Паспорта здания» и «Паспортов квартир» с основными техническими и эксплуатационными характеристиками энергетическими и санитарно-эпидемиологического «Паспортов» на объект.

1.14. Работа технического надзора на подконтрольном объекте заканчивается после решения всех вопросов по вводу его в эксплуатацию и не ранее, чем через месяц после фактического ввода объекта в эксплуатацию (заселения).

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

2.1. Основными задачами технического надзора заказчика являются:

Контроль за обоснованием сроков выполнения работ и достоверностью определения сметой стоимости и договорной цены выполняемых работ;

Контроль за строительством зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, включающий в себя систематическую проверку соответствия объема, стоимости, методов, технологии и качества выполняемых строительно-монтажных работ утвержденным проектам и сметам, строительным нормам и правилам, стандартам и другим нормативно-правовым документам;

Контроль за выполнением работ в договорные сроки и вводом в эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные сроки.

2.2.1. Контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкции, изделий, материалов и поставляемого оборудования, проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов.

2.2.2. Принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения сметой стоимости строительства.

2.2.3. Проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.).

2.2.4. Контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;

2.2.5. Освидетельствование и оценка совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ.

2.2.6. Осуществление по мере готовности с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений.

2.2.7. Участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, состояния и соответствия проекту поступившего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке.

2.2.8. Контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации.

2.2.9. Проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ затрат на устранение дефектов и переделки.

2.2.10. Контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации (исполнительных схем инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов работ) и внесенных в нее изменений в связи с выполненными недостатками и дефектами при производстве строительно-монтажных работ.

2.2.11. Контроль исполнения строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного надзора, а также требований технического надзора заказчика, относящихся к вопросам качества выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом.

2.2.12. Участие в проведении рабочими комиссиями (приемочными комиссиями) проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке.

2.2.13. Участие в освидетельствовании объектов, зданий, подлежащих консервации и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ.

2.2.14. Участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, инспекциями и комиссиями.

2.2.15. Извещение органов государственного надзора всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий.

3. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

Работники технического надзора обязаны:

3.1. Способствовать своей деятельностью выполнению графика строительства, утвержденного заказчиком и вводу их в эксплуатацию в установленные сроки, а также активно участвовать в решении вопросов обеспечения объектов материально-техническими средствами, поставляемыми заказчиком (застройщиком).

3.2. При наличии утвержденной проектной документации, регистрировать строительство в Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы и оформлять разрешение на выполнение подготовительных и основных строительно-монтажных работ, а также ежегодно перерегистрировать переходящее строительство.

3.3. Передавать подрядной строительной организации утвержденную и зарегистрированную техническую документацию в порядке, установленном правилами о подрядных договорах по строительству, с надписью на каждом чертеже о принятии к выполнению работ, а также разрешения, выданные Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора (п. .). Следить, чтобы эти документы постоянно находились на строительной площадке.

3.4. Контролировать выполнение мероприятий по обеспечению сохранения объектов, расположенных вблизи объектов строительства, предусмотренных в проектной документации.

3.5. Участвовать, совместно с проектной организацией, в рассмотрении предложений подрядчика по повышению качества, снижению стоимости и сокращению сроков.

3.6. Участвовать в контроле разбивки и закреплении на участке основных осей зданий и сооружений и опорных реперов, в проверке и приемке детальной разбивки осей зданий и сооружений, а также вертикальных отметок оснований, фундаментов и перекрытий, оформляя приемку актами.

3.7. Осуществлять технический надзор за своевременностью и качеством выполнения всех строительно-монтажных работ и их соответствием утвержденной проектно-сметной документации, за точным соблюдением строительных норм, правил и технических условий выполнения и приемки общестроительных, монтажных, отделочных и специальных работ, а также особенностей работ, выполняемых в зимнее время.

3.8. Проверять наличие паспортов, результатов лабораторных анализов и испытаний материалов, деталей и конструкций, применяемых на строительстве; требовать от подрядчика периодической проверки соответствия качества строительных материалов, деталей и конструкций паспортным данным. Участвовать в отборе образцов и следить за получением результатов лабораторных испытаний.

3.9. Принимать участие в оформлении актов на рекламацию и предъявлять претензии к поставщикам при поставке ими на строительные площадки недоброкачественных строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, не отвечающий требованиям проекта и нормативных актов и дает предложение ИГАСН о запрещении их применения.

3.10. Принимать участие в освидетельствовании и оформлении актами скрытых и специальных работ, не допуская выполнения следующего вида работ до полписания актов.

Акты на скрытые работы должны быть составлены немедленно после их окончания, если в дальнейшем ходе строительства этот вид работ или конструкций должен быть скрыт.

При крупнопанельном строительстве работники технического надзора совместно с представителями строительной организации обязаны принимать работы поэтажно, составляя акты о правильности установки элементов сборных конструкций, плотности примыкания их к опорным плоскостям и друг к другу, качестве заделки швов, сварных соединений, антикоррозийной защиты и др.

3.11. Определять объем выполненных работ и принимать их от подрядчика при условии соответствия качества выполнения утвержденным проектам и техническим условиям, а также оформлять акты для оплаты этих работ.

3.12. Контролировать своевременность и правильность ведения общего и специальных журналов работ, а также своевременность фиксации на отдельном комплекте рабочих чертежей данных об изменениях, внесенных в процессе строительства.

3.13. Записывать результаты технического надзора за строительством в журнале работ или составлять акты, в которых должны быть указаны:

а) какие отступления от проекта, дефекты и нарушения технических условий при строительно-монтажных работах были обнаружены и по чьей вине произошли;

б) конкретные требования, направленные на устранения выявленных дефектов, отступлений от проекта и нарушений технических условий с указанием сроков их устранения.

3.14. Следить за своевременным выполнением всех требований и указаний, записанных в журнале работ техническим и авторским надзором, работниками Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы и другими представителями органов Государственного надзора.

3.15. Следить за правильным проведением подрядными организациями индивидуальных испытаний смонтированного оборудования с надлежащим оформлением их результатов; согласовывать с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией крановых и грузоподъемных сооружений.

3.16. Участвовать в рабочей комиссии по приемке (заказчиком-застройщиком) от подрядной организации зданий и сооружений, законченных строительством. В случае обнаружения незаконченных работ составлять перечень выявленных недоделок и дефектов, устанавливать сроки их устранения с последующим проведением повторной приемки объекта. Не допускать приемки от подрядчика объектов, не законченных строительством.

Сбор рабочей комиссии входит в обязанности заказчика (застройщика), который назначает председателя и членов комиссии со стороны застройщика и извещает подрядчика и другие заинтересованные организации о времени работы комиссии.

3.17. Подготавливать совместно с подрядчиком техническую документацию для предъявления законченного строительством объекта Государственной приемочной комиссии.

3.18. Участвовать в приемке Государственной комиссией объекта и знакомить членов комиссии с технической документацией и актом приемки объекта рабочей комиссией.

3.19. Не допускать частичного или полного ввода в эксплуатацию объекта без приемки его Государственной комиссией.

В случае обнаружения самовольного ввода в эксплуатацию объекта строительства, технический надзор обязан совместно с подрядной организацией составить акт, в котором указать время, обстоятельство и должностных лиц, виновных в самовольном вводе объекта в действие. Акт направить инвестору (либо заказчику), Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы.

3.20. Сообщать Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы о случаях консервации и смены подрядной организации.

3.21. Участвовать совместно с представителями строительной организации в ежегодной инвентаризации выполненных работ.

3.22. Передавать организации, принявшей объект в эксплуатацию всю документацию, составленную в процессе строительства (акты на скрытие работы, акты приемки инженерных коммуникаций и др.), а также акт приемки объекта рабочей комиссией заказчика (застройщика).

Все дополнительные функции выполняются по особому распоряжению (приказу) или по отдельному договору.

3.23. Контролировать обеспечение своевременного завоза и приемки оборудования на объектах, надлежащего его хранения на приобъектных складах.

3.24. Ежеквартально, в соответствии с установленным порядком организовывать непосредственно на строительных площадках «Дни качества» совместно с Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы, авторским надзором и подрядной организацией.

3.25. Совместно с проектными организациями на особо важных объектах разрабатывать и осуществлять программы испытаний ответственных конструкций.

3.26. Производить проверки устойчивости конструкций зданий в период весеннего оттаивания и соблюдения строительными организациями необходимых мероприятий, обеспечивающих надежность сооружений.

3.28. Рассматривать письма и жалобы граждан по вопросам строительства и качества введенных в эксплуатацию объектов, принимать необходимые меры по устранению отмеченных недостатков, готовить предложения руководству заказчика-застройщика по реализации предложений граждан и ответы на письма в установленные законодательством сроки.

4. ПРАВА РАБОТНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

Работники технического надзора имеют право:

4.1. Требовать от строительной организации выполнения работ в полном соответствии с утвержденной проектной документацией, точного соблюдения строительных норм, правил и технических условий на производство и приемку работ. Запрещать подрядной организации применять не соответствующие ГОСТам и техническим условиям недоброкачественные строительные материалы, детали и конструкции.

4.2. Вносить в журналы работ обязательные для строительной организации требования и указания о качестве строительства, применяемых материалов, деталей и конструкций, а также о соблюдении требований утвержденной проектно-сметной документации.

4.3. Не принимать к оплате работы, выполненные с нарушением утвержденного проекта, технических условий и правил ведения строительных работ, выполненных с применением недоброкачественных материалов, деталий и конструкций. Требовать немедленного устранения обнаружения дефектов за счет организаций, виновных в их допущении.

4.4. При возникновении признаков деформации или угрозы разрушения конструкций возводимого здания или сооружения вносить предложения ИГАСН о приостановке строительства, требовать от строительной и проектной организации принятия немедленных мер для предотвращения аварии, безотлагательно сообщая об этом руководству заказчика и подрядной организации, а также инвестору и Инспекции ГАСН г. Москвы.

Краткое описание и условия производства работ, должность, фамилия, инициалы и подпись ответственного лица

Замечания требования и предложения технадзора заказчика по качеству выполненных работ и примененных материалов

Отметка об исполнении


Начались строительные работы, но вы переживаете о качестве выполнения всех процессов командой подрядчика? Значит, следует нанять специалистов из НП «Федерация Судебных Экспертов». Это команда профессионалов, которые смогут обеспечить должный контроль, своевременно выявят дефекты и помогут их устранить. Позвонив по указанным телефонам на сайте вы можете узнать цены на строительные услуги.

Цели технического надзора

Строительство – это длительный процесс, требующий не только больших затрат и сбора пакета документов для различных инстанций, но и серьезной ответственности. Длительность эксплуатации зданий и сооружений напрямую зависит от профессионализма работников и качества используемых материалов. Четкое следованию проекту и постоянный технический надзор за выполнением строительных работ, также играют немаловажную роль.

Основными целями технадзора являются:

  • Высокое качество строительства.
  • Контроль за соответствием данных из сметы реальности.
  • Сдача проекта в установленные сроки.
  • Контроль за материалами, используемыми в строительстве.

Если требуется надзор уже на готовом объекте, проводят строительную экспертизу. Она помогает определить степень разрушения здания, качество материалов, которые использовались при постройке и оценить техническое состояние.

Наши преимущества:

Процесс технического контроля является обязательным при возведении такого типа построек:

  • Общественные здания и сооружения.
  • Развлекательные заведения.
  • Жилые дома и комплексы.
  • Промышленные здания.
  • Авто и железные дороги.
  • Линейные сооружения.

Обычно, технадзор осуществляют государственные специалисты. Но они часто так и не пребывают на объект. Итог весьма плачевен – здание могут не запустить в эксплуатацию из-за отсутствия важных документов от данного органа. Как избежать подобной ситуации? Достаточно просто – строит обратиться к лицензированным специалистам из «Федерации Судебных Экспертов». Это квалифицированные профессионалы, работающие быстро, точно и эффективно.

Кто может осуществлять технический надзор

Инженер технического надзора – это человек, который имеет право следить за ходом строительства, осуществляя контроль. Специалист должен иметь документы, которые соответствуют законодательству и выданы специальной комиссией. Контроль над ходом строительства, на протяжении всего проекта, обеспечивает заказчик. Сотрудники компании, которая проводит строительные работы на оговариваемом объекте, не имеют права осуществлять технический надзор. Инженеров контроля может быть несколько: по одному для каждого вида работ:

  • Проектирование.
  • Строительные работы.
  • Монтаж сантехники.
  • Электрические работы.
  • Монтаж систем вентиляции и кондиционирования.

Количество специалистов зависит от сложности и масштабности строительства. После каждого посещения объекта инженер должен сдавать документы технического надзора, в которых указываются:

  • Дефекты и ошибки.
  • Подтверждение нарушений документально.
  • Описание расхода средств.
  • График выполнения строительства.

Чаще всего, заказчик нанимает человека, который осуществляет надзор после возникновения конфликтных ситуаций на объекте. Но далеко не каждый имеет право на проведение подобных проверок и наблюдений.

Инженер технадзора должен предоставить документ, подтверждающий его квалификацию. Обычно – это лицензия государственного образца. Помните: третьи лица не имеют права давать заключения технического надзора. Любая документация, полученная от них, будет признана недействительной. Поэтому лучше сразу обращаться к лицензированным профессионалам из «Федерации Судебных Экспертов». С ними вы получаете достоверный, а главное – юридически значимый результат.

Обязанности специалиста и функции технадзора в строительстве

Стандартная должностная инструкция инженера строительного контроля включает в себя такие пункты:

  1. Общие положения:
    • Указывается кому подчиняется специалист.
    • Перечисляются сертификаты и опыт работы инженера.
    • Навыки, которыми должен обладать сотрудник.
    • На кого возлагаются обязанности на время отсутствия инженера.
  2. Функциональные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.
  5. Условия найма.

Каждый пункт должен быть заполнен. Инструкция предоставляется исключительно на бланке государственного образца. Произвольное написание недопустимо. Стандартно, функциональные обязанности инженера технадзора таковы:

  • Проверка сертификатов и документов, которые подтверждают качество используемых материалов, оборудования, конструкций. Соответствие выполняемой работы с проектной документацией.
  • Учет принятых и оплаченных строительных работ.
  • Оценка выполненных работ вместе с заказчиком.
  • Ставят в известность нанимателя о несоответствии качества материалов.
  • Оформление актов с указанием нарушений.
  • Участие в государственных проверках.

Как видите, спектр обязанностей специалиста достаточно широк. Практически, он должен провести полную проверку и выявить дефекты, если таковые имеются. Также эксперт обязан дать рекомендации по устранению несоответствий. Все это на высшем уровне выполняют специалисты из НП «Федерация Судебных Экспертов». С ними вы всегда можете быть уверены в качестве выполнения всех строительных процессов.

НП «Федерация Судебных Экспертов»: объективность и профессионализм

Для проверки строительства нужен специалист, у которого есть документация инженера технического надзора, форма предписания технического надзора в строительстве, но государственный эксперт только тянет время? Хватит терять время – пора действовать! Для этого достаточно обратиться к специалистам «Федерации Судебных Экспертов».

Это лицензированные профессионалы, с которыми вы всегда получаете массу преимуществ:

  • Скорость. Пока государственные специалисты только начинают изучать вашу документацию – эксперты из НП уже прибыли на объект для проведения проверки. Качество. Опытные профессионалы из некоммерческого партнерства могут похвастаться не только знаниями, но и солидной технической базой. Это позволяет получать максимально точные результаты и замечать даже малейшие несоответствия.
  • Профессионализм. Вся документация, полученная от сотрудников «Федерации Судебных Экспертов» имеет юридическую значимость и полностью соответствует стандартам действующего законодательства.

Строительство уже заканчивается, а документы технического надзора так и не получены? Значит, пора пригласить проверенных специалистов из НП «Федерация Судебных Экспертов». С ними вы всегда получаете точность, качество и эффективность.

Основная цель контроля и надзора в строительстве - избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.

Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.

Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.

Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.

Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.

Основные надзорные органы

Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.

Как происходит осуществление строительного контроля?

Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.

Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.

Госнадзорные структуры

Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?

  • ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
  • ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
  • ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
  • ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
  • ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
  • ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.

Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством

На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:

  • Роспотребнадзор;
  • Ростехнадзор;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?

Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.

Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.

Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора , завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.

Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.

Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.

Строительный контроль и технический надзор - нормативные документы по этому вопросу представляют значимость для всех участников строительных отношений: проектировщиков, застройщиков, подрядных организаций и контролирующих органов. В настоящей статье будут перечислены основные акты с краткой характеристикой их базовых положений.

Градостроительный кодекс как один из основополагающих документов в сфере строительного контроля и надзора

Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) является базовым документом в рассматриваемой сфере. Согласно ст. 3 данного кодекса градостроительные отношения регулируются:

  • ГрК РФ;
  • законами и иными правовыми актами федерального уровня;
  • законами и иными правовыми актами регионального уровня;
  • актами органов местного самоуправления.

Непосредственно вопросам строительного контроля и государственного строительного надзора посвящены ст. 53 и 54 кодекса соответственно.

В соответствии с ч. 8 ст. 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными документами на уровне РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 было утверждено положение о проведении строительного контроля.

Если в соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль осуществляется заказчиком и иными указанными в данной норме лицами, то государственный строительный надзор осуществляется представителями госвласти в соответствии со ст. 54 ГрК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 54 ГрК РФ Правительство РФ устанавливает порядок проведения государственного надзора. Такой порядок определен положением об осуществлении государственного стройнадзора в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (далее — положение о стройнадзоре).

ВАЖНО! В соответствии с п. 3 ст. 8 закона «О введении в действие ГрК РФ» от 29.12.2004 № 191-ФЗ документы, разрешающие строительство и ввод в эксплуатацию, выданные до вступления в силу ГрК РФ, являются действующими.

Положение о строительном надзоре

Порядок надзора за строительством, осуществляемого государством, регулируется, как было указано в предыдущем разделе, положением о стройнадзоре. При этом законодательство о защите прав организаций при проведении проверок применяется, но с учетом особенностей, установленных градостроительным правом.

Согласно п. 2 положения о стройнадзоре надзор осуществляется:

  • при строительстве, когда экспертиза документации обязательна;
  • реконструкции с обязательной экспертизой документации.

Ростехнадзор и Минобороны осуществляют стройнадзор в отношении:

  • объектов атомной энергетики;
  • опасных объектов производства;
  • линий связи;
  • объектов инфраструктуры военного назначения.

Государственный стройнадзор большинства остальных объектов осуществляется региональными органами власти.

С 01.01.2018 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294 при организации регионального строительного надзора применяется риск-ориентированный подход, при котором количество проводимых проверок за период строительства/реконструкции здания, сооружения будет зависеть от уровня риска, присвоенного возводимому объекту.

Когда строительство завершено, производится проверка соответствия строительства техрегламентам и проектной документации, в случае положительного завершения которой выдается заключение о соответствии, являющееся в дальнейшем одним из оснований для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ВАЖНО! ВС РФ признал недействующими нормы положения о стройнадзоре, согласно которым надзор проводится также в отношении жилых домов этажностью не более 3 этажей, предназначенных для проживания одной семьи (решение ВС РФ от 10.04.2008 № ГКПИ08-547, определение кассационной коллегии ВС РФ от 08.07.2008 № КАС08-309).

Административный регламент Ростехнадзора № 38 о строительном надзоре

В настоящем разделе статьи будет рассмотрен административный регламент Ростехнадзора № 38 о строительном надзоре — один из ключевых актов в рассматриваемой сфере.

Административный регламент по исполнению Ростехнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного стройнадзора… (далее — регламент о стройнадзоре) утвержден приказом Ростехнадзора от 31.12.2013 № 38. Данный регламент касается возведения и реконструкции объектов капстроительства следующих категорий:

  • межрегиональное строительство (от 2 субъектов РФ);
  • строительство для посольств, консульств и зарубежных представительств РФ;
  • строительство, например, на территории континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ;
  • строительство военных объектов;
  • строительство, предполагающее гостайну.

В разделе V регламента определена возможность обжалования действий проверяющих во внесудебном порядке. Согласно п. 158 регламента срок для рассмотрения жалобы составляет 1 месяц. При запросе дополнительных документов возможно продление сроков, но также не более чем на месяц.

Акты региональных госкомитетов (ГК по жилищному и строительному надзору) в рассматриваемой сфере

На уровне субъектов РФ принимаются соответствующие регламенты органов власти, осуществляющих строительный надзор, например:

  • административный регламент ГК Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору по предоставлению госуслуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство…, утв. ГК РБ по жилищному и строительному надзору от 18.05.2015 № 368;
  • административный регламент по исполнению управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) госфункции по осуществлению регионального государственного стройнадзора…, утв. приказом управления госстройжилнадзора РС (Я) от 20.04.2015 № 40;
  • административный регламент исполнения ГК Псковской области по строительному и жилищному надзору госфункции по осуществлению регионального государственного стройнадзора, утв. приказом ГК ПО по строительному и жилищному надзору от 09.07.2014 № 399-ОД.

Региональные регламенты (на примере административного регламента министерства строительного комплекса МО по исполнению госфункции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства, утв. распоряжением МС МО от 27.12.2016 № 428) регулируют следующие вопросы:

  • базовые принципы и применяемые нормы;
  • то, каким образом осуществляется соответствующая госфункция;
  • особенности отдельных процедур, в том числе совершаемых в электронной форме;
  • досудебный порядок оспаривания действий и решений контролирующих органов и их должностных лиц.

Нормативные правовые акты в сфере технического надзора

Понятие контроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов дано в ст. 2 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. В соответствии с указанной статьей под данным видом надзора понимается проверка выполнения требований техрегламентов в отношении продукции, а также процессов ее строительства, проектирования, изготовления, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Согласно пп. 1, 2 ст. 4 указанного закона законодательство о техрегулировании и контрольной деятельности в этой сфере состоит, помимо данного закона, также из не противоречащих ему законов и подзаконных актов федерального уровня.

При этом согласно п. 3 данной статьи федеральные органы исполнительной власти и госкорпорация «Роскосмос» могут издавать только рекомендательные акты. В ст. 5 и 9.1 рассматриваемого закона определены случаи, когда органы исполнительной власти могут принимать не только документы рекомендательного характера. В частности, такие общеобязательные акты на основании п. 1 ст. 9.1 могут быть приняты по поручению Правительства РФ или главы государства.

Отдельные направления технического контроля регламентированы отдельными специальными подзаконными актами. Так, технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия регламентирован ГОСТ Р 56254-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технадзор на объектах культурного наследия. Основные положения», утв. приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1803-ст.

Итак, нормативная основа проведения строительного контроля и технического надзора весьма разветвленная. В настоящей статье были представлены базовые документы, такие как Градостроительный кодекс, утвержденное Правительством РФ положение, принятый Ростехнадзором регламент и регламенты региональных органов власти, осуществляющих соответствующие надзорные полномочия. Учет положений данных документов в организации работы предприятий строительного сектора позволит наладить оптимальное взаимодействие с проверяющими органами в установленных правовых рамках.