Когда возникла шумерская письменность. Тайны древних шумеров. Научные познания шумеров

Шумерская клинопись - часть того немногочисленного наследия, что осталось после этой К сожалению, большинство архитектурных памятников было утрачено. Остались только глиняные таблички с уникальными письменами, на которых писали шумеры - клинопись. Долгое время она оставалась неразгаданной тайной, однако стараниями ученых у человечества теперь есть данные о том, что представляла собой цивилизация Междуречья.

Шумеры: кто они такие

Шумерская цивилизация (дословный перевод «черноголовые») - одна из самых первых, возникших на нашей планете. Само происхождение народа в истории является одним из острейших вопросов: споры ученых ведутся до сих пор. Этому явлению даже дано обозначение «шумерский вопрос». Поиски археологических данных мало к чему привели, поэтому основным источником изучения стала область лингвистики. Шумеры, клинопись которых сохранилась лучше всего, начали изучаться с точки зрения языкового родства.

Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

Язык шумеров

Шумерский язык - весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Эволюция клинописи

Возникновение клинописи шумеров совпадает с началом хозяйственной деятельности. Связано оно с тем, что необходимо было фиксировать элементы административной деятельности или торговли. Следует сказать, что шумерская клинопись считается первым появившимся письмом, давшим базис другим системам письменности Междуречья.

Изначально фиксировались цифровые значения, пока они были далеки от письменности. Определенную сумму обозначали специальными глиняными фигурками - токенами. Один токен - один предмет.

С развитием хозяйственности это стало неудобно, поэтому на каждой фигурке стали делать специальные обозначения. Хранились токены в специальном контейнере, на котором изображалась печать владельца. К сожалению, чтобы сосчитать наименования, приходилось разбивать хранилище, а потом запечатывать снова. Для удобства рядом с печатью стали изображать информацию о содержимом, а после физически фигурки исчезли вовсе - остались одни оттиски. Так и появились первые глиняные таблички. То, что изображалось на них, было не чем иным, как пиктограммами: конкретными обозначениями конкретных цифр и предметов.

Позднее пиктограммы стали отражать и абстрактные символы. К примеру, птица и изображенное рядом яйцо указывали уже на плодовитость. Такое письмо уже было идеографическим (знаки-символы).

Следующий этап - фонетическое оформление пиктограмм и идеограмм. Следует сказать, что каждому знаку стало соответствовать определенное звуковое оформление, не имеющее отношения к изображенному объекту. Стилистика также меняется, она упрощается (как - расскажем далее). Кроме того, символы для удобства разворачиваются, становятся горизонтально ориентированными.

Возникновение клинописи дало толчок для пополнения словаря начертаний, которое происходит весьма активно.

Клинопись: основные принципы

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали - глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия - район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название - «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Зарождение слогового письма

Как писалось выше, перед тем как появилась клинопись, у шумеров существовал другой тип начертания - пиктография, затем идеография. Позже знаки стали упрощенными, например, вместо целой птицы изображалась только лапа. Да и количество используемых знаков постепенно сокращается - они становятся более универсальными, начинают означать не только прямые понятия, но и отвлеченные - для этого достаточно изобразить рядом другую идеограмму. Так, стоящие рядом «другая страна» и «женщина» обозначали понятие «рабыня». Таким образом, значение конкретных знаков становилось понятным из общего контекста. Этот способ выражения называется логография.

Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

Расшифровка и значение для других языков

Середина XIX века ознаменовалась попытками вникнуть в суть клинописи шумеров. Большие успехи в этом сделал Гротефенд. Однако найденная позволила окончательно расшифровать многие тексты. Высеченные на скале тексты содержали примеры древнеперсидского, эламского и аккадского начертания. Расшифровать тексты смог Роулинс.

Возникновение клинописи шумеров повлияло на письменность других стран Междуречья. Распространяясь, цивилизация несла с собой и словесно-слоговой тип письма, который перенимали другие народы. Особо явно видно вхождение клинописи шумеров в эламское, хурритское, хеттское и урартское письмо.

МХК. 10 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

В IV-I тысячелетиях до н.э. в низовьях двух больших рек Тиг­ра и Евфрата (Месопотамия , или Двуречье , или Междуречье ), а так­же на всей территории Передней Азии жили народы высокой куль­туры, которым мы обязаны основами математических знаний и деле­нием часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высо­чайшие башни, где в качестве строительного материала использо­вался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладыва­ли каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели коле­со и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и брон­зы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достиг­ли больших успехов в области политической теории и практики, во­енного дела и государственного права. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.

В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон , а также Ассирийская держава и Персидское госу­дарство и многие другие. Здесь на протяжении веков возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и возрождались древние сообщества.

В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное пони­мание общей картины мира, четкое представление о мировом уст­ройстве. Его главной темой становится прославление силы и могу­щества человека.

Возникновение письменности

Книги-таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала

К III тысячелетию до н.э. в южных долинах Двуречья сложи­лись многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь бла­годаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) пись­мо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рас­сказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

От сложного пиктографического письма, не позволяющего пере­дать многозначный смысл того или иного слова и понятия, вскоре пришлось отказаться. Например, знак или рисунок для обозначе­ния ноги стали читать как знак, передающий движение: «стоять», «ходить», «бегать». То есть один и тот же знак приобрел несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.

Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдав­ливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таб­лички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение дли­тельного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональ­ному письму - слева направо. Так пиктография, из­вестная ещё первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и пре­образована многими народами. Много интересного о жизни шумеров поведали глиняные таблички, рас­шифровка и прочтение которых потребовали от учё­ных немало усилий и времени. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам учени­ки постигали азы чтения и письма. Из сохранивших­ся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении, а поэтому в табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.

В доме табличек надсмотрщик сделал

мне замечание: «Почему ты опоздал?»

Я испугался, сердце мое бешено

заколотилось,

Подойдя к учителю, я поклонился

до земли.

Отец дома табличек выпросил

мою табличку,
Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком,

мучился с уроком...

Классный надсмотрщик приказал нам:

«Перепишите!»

Я взял свою табличку в руки,

Писал на ней,

Но было на табличке и то, чего я

не понимал,

Чего не мог прочесть...

Судьба писца мне опостылела,

судьбу писца я возненавидел...

Перевод Л. Шаргиной

Учёба в «доме табличек» открывала перед учениками большие возможности: впоследствии они занимали ведущие должности в мастерских и на строительстве, руководили работами по возделыва­нию земель, решали важнейшие государственные вопросы и споры.

В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Асси­рии Ашшурбанипала (669 - ок. 633 г. до н.э.), представляющая со­бой первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблич­ки подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокро­вищем, а потому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было размес­тить на одной табличке, то другие таблички служили её продолже­нием и хранились в специальном ящике.

Книги-таблички в библиотеке Ашшурбанипала копировались с более древних, хранящихся в разных странах. Вот почему царь от­правлял туда наиболее опытных писцов, которые должны были ото­брать самые интересные и значительные «книги», а затем перепи­сать их текст. Иногда таблички были такими древними, со сколоты­ми краями, что их невозможно было восстановить. В этом случае писцы делали пометку: «Стёрто, не знаю». Это была очень кропот­ливая работа, требующая хорошего знания древнего шумерского языка и одновременного перевода на вавилонский язык.

Что же переводили древние писцы в первую очередь? Учебники по языку и грамматике, книги по основам наук: математике, астро­номии, медицине и минералогии. Особым спросом пользовались таб­лички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами.

В 612 г. до н.э. под натиском врагов эти глиняные книги чуть было не погибли. Их спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала ещё крепче и не боялась сырости. Конечно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало учё­ным удивительные сведения о жизни и культуре народов Между­речья.

Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем», III тыс. до н.э.) - правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тысячелетия до н. э.

Архитектура

Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжён­ной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро раз­рушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооруже­ния поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестни­цу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощ­ными и высокими крепостными стенами, башнями и укреплёнными воротами.

Зиккурат в городе Уре. XXI век до н.э.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов - ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астроно­мических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были мас­сивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верх­ней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре , кото­рый частично удалось раскопать из-под занёсших его слоев песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усечённых пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трёх его террас.) Низ был выкрашен в чёрный цвет, первая пирамида - в красный, средняя - в белый, верхняя со святилищем выложена голубым глазурованным кирпичом. Выступающие террасы были засажены декоративными деревьями и кустарниками. План здания позволяет сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, не­проницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носи­ли замкнутый характер. Сохранившаяся в нижней части трёхцвет­ная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое пле­тение, свидетельствует об изысканном декоративном убранстве зиккурата.

Ворота богини Иштар. VI в. до н.э. Музей Пергамон, Берлин

Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона . Путь к городу шёл через ворота, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар . Они были облицованы глазурованным тёмно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-жёлтого цвета и рядами белых и жёлтых драконов - фантастических существ с головой змеи, орлиными задними и львиными передними лапами. Эти символические защитники города придают воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он считался магическим средством от дурного глаза. Краски глазури, не потуск­невшие до сих пор, производят особенно сильное впечатление.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Месопотамии представлено, глав­ным образом рельефами, которые украшали внутренние стены па­радных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выпол­нения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, го­нят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека - царя!

Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжест­венные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружён­ных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.

"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон

Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» - трехъярусную мозаичную плиту, иллюстри­рующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые ко­лесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами - тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизон­тально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса - крупная фигура царя. Слева к ней на­правляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и маль­чиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обе­зоруженных пленников.

Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон

Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охо­ты на диких животных, которая считалась великолепной трениров­кой для военных действий. В композиции «Большая львиная охо­та» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном дви­жении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с си­лой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натя­гивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью ху­дожник изображает рычащую голову льва, защищающегося от уг­розы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспро­изводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке ло­шадиных грив и уздечки.

Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж

Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа - рельефа мемориального характера . Речь идет о камен­ных плитах с округлой поверхностью, на которых символически за­печатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарам­сина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце - сим­волы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сра­зиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глу­бокую пропасть.

Интересна композиция стелы. На срав­нительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасаю­щихся бегством врагов: их копья слома­ны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искрив­лённые ветром деревья, которые лепят­ся по крутым тропам горного ущелья.

Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж

Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вави­лонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной по­зе к богу солнца Шамашу . Голова царя покрыта шап­кой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, остав­ляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венча­ют четыре пары рогов - знак величия, у него длин­ная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти - кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.

Искусство Древней Передней Азии внесло нема­лый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из са­мых ранних произведений - небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания бо­жества, так называемые адоранты (лат. «поклоне­ние», «обожание»). У них благоговейно сложены ру­ки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое жела­ние божества. Они навсегда застыли в позах смире­ния и покорности. На плече каждой статуэтки - имя того, кого она должна представлять в

Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж

храме. Вот уп­равляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжён­ный выжидающий взгляд? Обращает на себя внима­ние утончённая проработка деталей одежды - юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитка­ми. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.

Общепризнанным шедевром является скульп­турное изображение головы богини Иштар, предвос­хитившее многие античные образцы. Пустые глазни­цы богини когда-то были инкрустированы драгоцен­ными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Во­лосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу не­сколько высокомерное выражение.

Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад

Музыкальное искусство

Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высо­ком уровне развития музыки можно судить по произведениям лите­ратуры и изобразительного искусства. Так, напри­мер, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узна­ём, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом в обществе. Их имена записыва­лись вслед за именами богов и царей. Именами музы­кантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были ран­гом выше.

Во время траурных церемоний храмовые музы­канты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасны­ми звуками. Сохранилось такое приказание царя му­зыкантам:

«Царь повелел певцу предстать и петь перед власте­лином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, уми­ротворилась его душа, осушились его слёзы, прекра­тились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».

Таким образом, музыка должна была доставлять на­слаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые да­вали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемо­ний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приёмов, пиров и торжественных процессий.

Из музыкальных инструментов особое распространение получи­ли арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и ли­ры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвящён­ных культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инст­рументов совершались даже жертвоприношения.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, бо­рющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому боги

Арфа с головой быка. Около 2600 г. До н.э.

Иракский музей, Багдад

ня Иш­тар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозо­вую тучу, которые должны были погубить Гильга­меша.

Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличающихся количеством струн, размером и спосо­бом исполнения, особой популярностью пользова­лись ассирийские горизонтальные арфы. На них иг­рали с помощью медиатора (тонкой длинной палоч­ки). Если же это были вертикальные арфы , то при воспроизведении музыки пользовались только паль­цами.

Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначаю­щие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя учёные до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Между­речье не только исполняли музыку, но и сочиняли её, а также раз­вивали музыкальную теорию.

Вопросы и задания

1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Ка­кое влияние на общий характер развития культуры оказали природные ус­ловия и важнейшие исторические события?

2.Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы её характерные особенности? О чём поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ни­невии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Между­речья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.

4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («Большая львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению с живописью первобыт­ного человека?

5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?

Творческая мастерская

· Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моём едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей - как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоён,

Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

· Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» - выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде неболь­шого сочинения.

· Попробуйте оформить выставку-стенд, на которой были бы представле­ны основные виды искусства Древней Передней Азии.


Похожая информация.


Шумер - цивилизация с исторической местностью в южной Месопотамии и занимавшая территорию современного Ирака. Это - наиболее древняя из известных человеку цивилизаций, колыбель человеческой расы. История Шумерской цивилизации охватывает более чем 3000 лет. С началом в периоде Ubaid во времена первого урегулирования Эриду (середина 6-ого тысячелетия до нашей эры) через период Uruk (4-ое тысячелетие до нашей эры) и династические периоды (3-ье тысячелетие до нашей эры) и до появления Вавилона в начале второго тысячелетия до нашей эры.

Шумерская цивилизация и особенности древней письменности.

Это место рождения письменности, колеса и сельского хозяйства. Наиболее важным из археологических открытий сделанных на территории шумерской цивилизации, несомненно, является письменность. Огромное количество табличек и манускриптов с записями на шумерском языке, было найдено в период изучения шумерской цивилизации. Шумерская письменность - самый старый пример письма на земле. В начале своей истории шумеры пользовались изображениями, иероглифами для письма, позже появились символы, складывающиеся в слоги, слова, предложения. Треугольные или клинописной формы знаки использовались для письма на тростниковой бумаге или же на сырой глине. Данный вид письменности именуется клинопись.

Огромное множество разнообразных текстов, которые написала шумерская цивилизация на шумерском языке, выжило и дошло до нашего времени, были найдены как персональные письма, так и деловые письма, квитанции, лексические списки, законы, гимны, молитвы, истории, ежедневные отчеты, и даже библиотеки, заполненные глиняными табличками. Монументальные надписи и тексты на различных объектах, на статуях или кирпичных постройках, получили большое распространение в шумерской цивилизации . Много текстов выжило в многократных копиях. Шумерский язык продолжал быть языком религии и закона в Месопотамии даже после того, как семиты завладели историческими территориями шумеров. Шумерский язык вообще расценивается как одинокий язык в лингвистике, так как он не принадлежит не к одной из известных языковых семей; аккадский язык, в отличие от языка шумерского принадлежит к языкам семито-хамитской языковой семьи. Было много неудачных попыток соединить шумерский язык, с какой либо языковой группой. Шумерский язык - агглютинативный язык; другими словами, морфемы ("единицы значения") соединены вместе, чтобы создавать слова, в отличие от аналитических языков, где морфемы просто добавляются, для создания предложений.

Шумеры, их устный и письменный язык.

Понимание шумерских текстов сегодня может быть проблематичным даже для экспертов. Самые трудные, это ранние по
времени тексты. Во многих случаях шумеры и их тексты не поддаются полной грамматической оценке, то есть полностью не расшифрованы до сих пор. В течение третьего тысячелетия до нашей эры, развился очень близкий культурный симбиоз между Шумерами и Аккадцами. Влияние шумерского языка на аккадский язык (и наоборот) очевидно во всех областях, от лексического заимствования в крупном масштабе, к синтаксической и морфологической, фонологической конвергенции. Аккадский язык постепенно заменил язык, на котором говорили шумеры, (примерно во 2-3 веках до нашей эры, точное датирование, является предметом дебатов), но шумерский язык продолжал использоваться как священный, церемониальный, литературный и научный язык в Месопотамии вплоть до первого столетия нашей эры.

Цивилизация древнего Шумера, ее внезапное появление произвели на человечество эффект, сопоставимый с ядерным взрывом: глыба исторического знания разлетелась на сотни мелких фрагментов, и прошли годы, прежде чем этот монолит смогли скомпоновать по-новому.

Шумеры, которых за полторы сотни лет до периода расцвета их цивилизации вообще практически не «существовало», дали человечеству столько, что многие до сих пор задаются вопросом: а были ли они на самом деле? И если были, почему растворились во тьме веков с безропотной немотой?


До середины XIX века о шумерах никто ничего не знал. Те находки, которые впоследствии признали шумерскими, поначалу относили к иным периодам и другим культурам. И это не поддается объяснению: богатая, хорошо организованная, «мощная» цивилизация настолько глубоко ушла в «подполье», что это противоречит логике. Тем более что достижения древнего Шумера, как выяснилось, настолько впечатляющи, что «скрыть» их практически невозможно, так же как невозможно убрать из истории египетских фараонов, майяские пирамиды, этрусские надгробия, иудейские древности.

Возвышающий обман?

После того как феномен шумерской цивилизации стал общепризнанным фактом, многие из исследователей признали их право на «культурное первородство». Крупнейший эксперт по Шумеру профессор Сэмюел Ной Крамер в одной из своих книг подвел итог этому явлению, объявив, что «история начинается в Шумере». Профессор не погрешил против истины -он пересчитал количество предметов, право открытия которых принадлежит шумерам, и обнаружил, что их было не менее тридцати девяти. И главное, каких предметов! Если бы кто-то из древних цивилизаций изобрел что-то одно, то навсегда вошел бы в историю! А тут целых 39 (!), и одно значительней другого!

Шумеры изобрели колесо, парламент, медицину и множество других вещей, которыми мы пользуемся по сей день



Судите сами: помимо первой системы письменности шумеры придумали колесо, школу, двухпалатный парламент, историков, что-то вроде газеты или журнала, который историки назвали «Альманах земледельца». Они первыми стали изучать космогонию и космологию, собрали сборник пословиц и афоризмов, ввели литературные дебаты, первыми придумали деньги, налоги, издали законы, провели социальные реформы, изобрели медицину (рецепты, по которым мы получаем лекарство в аптеках, тоже впервые появились в древнем Шумере). Они же создали настоящего литературного героя, который в Библии получил имя Ной, а шумеры называли его Зиудсура. Впервые он появился в шумерском эпосе о Гильгамеше задолго до того, как была создана Библия.

Некоторые шумерские начинания до сих пор используются людьми и вызывают восхищение. Например, медицина имела очень высокий уровень. В Ниневии (одном из шумерских городов) обнаружили библиотеку, в которой имелся целый медицинский отдел: около тысячи глиняных табличек! Можете себе представить - сложнейшие медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, в которых рассказывали о гигиенических правилах, об операциях, даже об удалении катаракты и применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях! И все это происходило около 3500 года до нашей эры - то есть более пятидесяти веков назад!

Учитывая древность, когда все это происходило, очень трудно осмыслить и другие достижения цивилизации, спрятанной в междуречье Тигра и Евфрата.

Шумеры были бесстрашными путешественниками и выдающимися мореходами, построившими первые в мире суда. В одной из надписей, раскопанной в городе Лагаш, рассказывается о том, как ремонтировать суда, и перечисляются материалы, которые местный правитель доставлял для строительства храма. Там было все, начиная от золота, серебра, меди до диорита, сердолика и кедра.



Да что говорить: первую печь для обжига кирпича тоже построили в Шумере! Там же изобрели технологию для выплавки металлов из руды, например меди - для этого руда нагревалась до температуры свыше 800 градусов в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, проводился тогда, когда был исчерпан запас натуральной самородной меди. Удивительно, но эти новаторские технологии были освоены шумерами несколько столетий спустя после возникновения цивилизации.

И вообще, шумеры произвели все свои открытия и изобретения в течение очень короткого времени - ста пятидесяти лет! Другие цивилизации за этот промежуток времени только-только становятся на ноги, делают первые шаги, а шумеры, словно безостановочный конвейер, поставили миру образчики изобретательской мысли и гениальных открытий. Глядя на все это, невольно возникает множество вопросов, первый из которых: что же это за чудесный, мифический народ, который явился неизвестно откуда, подарил массу полезных вещей - от колеса до двухпалатного парламента - и ушел в неизвестность, не оставив после себя практически никаких следов?

Уникальная письменность - клинопись тоже изобретение шумеров. Шумерская клинопись долго не поддавалась разгадке, пока ею не занялись английские дипломаты, а одновременно и разведчики





Судя по списку достижений, шумеры были родоначальниками цивилизации, с которой история начала свой отчет. А раз так, то имеет смысл приглядеться к ним повнимательней, чтобы понять - как это стало возможно? Откуда этот загадочный этнос черпал материал для вдохновения?

Низкие истины

Версий о том, откуда пришли шумеры и где находится их родина, существует немало, однако окончательно эта тайна не разрешена. Начнем с того, что даже наименование «шумеры» появилось недавно - сами они называли себя черноголовыми (почему - тоже неясно). Однако то, что их родина - не Междуречье, совершенно очевидно: их внешний вид, язык, культура были совершенно чужды племенам, жившим в те времена в Месопотамии! Более того, шумерский язык не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков!

Большинство ученых-историков склоняется к тому, что первоначальным местом обитания шумеров была некая гористая местность в Азии - недаром слова «страна» и «гора» на шумерском языке пишутся одинаково. А принимая во внимание их умение строить корабли и «быть на ты» с водой, они жили или на берегу моря, или рядом с ним. Шумеры и в Междуречье пришли по воде: вначале они появились в дельте Тигра, а уже потом стали осваивать болотистые, непригодные для жизни берега.

Осушив их, шумеры возвели разнообразные здания, причем на искусственных насыпях или на террасах, сложенных из сырцового кирпича. Подобный метод постройки, скорей всего, не свойственен равнинным жителям. Исходя из этого, ученые предположили, что их родина - остров Дильмун (нынешнее название - Бахрейн). Этот остров, расположенный в Персидском заливе, упоминается в шумерском эпосе о Гильгамеше. Шумеры называли Дильмун своей родиной, их корабли посещали остров, однако современные исследователи считают, что нет никаких серьезных доказательств того, что Дильмун был колыбелью древнего Шумера.

Гильгамеш в окружении быкоподобных людей поддерживает крылатый диск - символ ассирийского бога Ашшура



Существует версия и о том, что родиной шумеров были Индия, Закавказье и даже Западная Африка. Но тогда непонятно: почему на пресловутой шумерской родине на тот момент никакого особенного прогресса не наблюдалось, а в Междуречье, куда приплыли беглецы, случился неожиданный взлет? Да и какие суда, допустим, были в том же Закавказье? Или в Древней Индии?

Существует версия и о том, что шумеры - это потомки коренного населения затонувшей Атлантиды, атлантов. Сторонники подобной версии утверждают, что этот остров-государство погиб в результате извержения вулкана и гигантских цунами, накрывших даже континент. Невзирая на всю спорность подобной версии, она хотя бы объясняет тайну возникновения шумеров.

Если предположить, что извержение вулкана на острове Санторин, расположенном в Средиземном море, погубило цивилизацию атлантов в самом ее расцвете, почему бы не допустить, что часть населения спаслась и впоследствии осела в Междуречье? А ведь атланты (если считать, что именно они населяли Санторин) имели высокоразвитую цивилизацию, которая славилась прекрасными мореходами, зодчими, врачами, знающими, как строить государство и управлять им.

Самый надежный способ установить родственную связь между теми или иными народами - это сравнить их языки. Связь может быть близкой - тогда считается, что языки относятся к одной языковой группе. В этом смысле у всех народов, в том числе и давно исчезнувших, есть языковые родственники среди народов, живущих по сей день.

Но шумеры - единственный народ, не имеющий языковой родни! Они уникальны и неповторимы и в этом! Да и расшифровка их языка и письменности сопровождалась рядом обстоятельств, которые иначе, как подозрительными, не назовешь.

Британский след

Самым важным пунктом в длинной цепи обстоятельств, приведших к открытию древнего Шумера, было то, что его нашли не благодаря любознательности археологов, а в... кабинетах ученых. Увы, право обнаружения самой древней цивилизации принадлежит лингвистам. Пытаясь постичь тайны клинообразного письма, они, как сыщики в детективном романе, вышли на след неизвестного доселе народа.

Но вначале это было не более чем догадкой, пока в середине XIX века поиском не занялись сотрудники британского и французского консульств (как известно, большинство сотрудников консульств - профессиональные разведчики).

Бехистунская надпись



Вначале это был офицер британской армии майор Генри Роулинсон. В 1837-1844 годах этот любознательный военный, дешифровщик персидской клинописи, срисовал Бехистунскую надпись - трехъязычную надпись на скале между Керманшахом и Хамаданом в Иране. Эту надпись, сделанную на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, майор расшифровывал в течение 9 лет (кстати, подобная же надпись была на Розеттском камне в Египте, который нашли под руководством барона Денона, тоже дипломата и разведчика, в свое время выставленного за шпионаж из России).

Уже тогда у отдельных ученых возникло подозрение, что перевод с древнеперсидского языка подозрителен и похож на язык посольских шифровальщиков. Но Роулинсон тут же представил ученым глиняные словари, изготовленные древними персами. Они-то и подтолкнули ученых к поискам древней цивилизации, существующей в этих местах.

Включился в этот поиск и Эрнест де Саржак - еще один дипломат, на этот раз французский. В 1877 он нашел статуэтку, сделанную в неизвестном стиле. Саржак организовал раскопки в той местности и - что вы думаете? - достал из-под земли целую груду невиданной красоты артефактов. Так в один прекрасный день нашлись следы народа, давшего миру первую в истории письменность - и вавилонянам, и ассирийцам, и более поздним крупным городам-государствам Малой Азии и Ближнего Востока.

Удивительная везучесть сопутствовала и бывшему лондонскому граверу Джорджу Смиту, расшифровавшему выдающийся шумерский эпос о Гильгамеше. В 1872-м он работал ассистентом египетско-ассирийского отделения Британского музея. Во время дешифровки части текста, записанного на глиняных табличках (в Лондон их прислал Ормуз Расам, приятель Роулинсона и тоже разведчик), Смит обнаружил, что на ряде табличек описываются подвиги героя по имени Гильгамеш.

Он понял, что части рассказа не хватает, поскольку несколько табличек отсутствуют. Находка Смита вызвала сенсацию. Газета «Дейли телеграф» даже пообещала 1000 фунтов тому, кто найдет отсутствующие фрагменты сказания. Джордж воспользовался этим и отправился в Месопотамию. И что вы думаете? Его экспедиции удалось найти 384 таблички, среди которых оказалась и недостающая часть эпоса, перевернувшего наше представление о Древнем мире.

Все эти «странности» и «случайности», сопутствующие большому открытию, привели к тому, что в мире появилось немало сторонников конспирологической версии, которая гласит: древнего Шумера никогда не было, все это дело рук бригады аферистов!

Но зачем им это было нужно? Ответ прост: в середине XIX века европейцы решили прочно обосноваться на Ближнем Востоке и в Малой Азии, где явственно пахло большой выгодой. Но для того чтобы присутствие выглядело законным, требовалась теория, оправдывающая их появление. И тогда появился миф о индоарийцах - белокожих предках европейцев, которые жили здесь испокон веков, до прихода семитов, арабов и прочих «нечистых». Так возникла идея о древнем Шумере - великой цивилизации, которая существовала в Междуречье и подарила человечеству величайшие открытия.

Но как тогда быть с глиняными табличками, клинописью, золотыми украшениями и прочими материальными доказательствами реальности шумеров? «Все это было собрано из самых разных источников, - утверждают конспирологи. - Недаром неоднородность культурного наследия шумеров объясняют тем, что у них каждый город был отдельным государством - Ур, Лагаш, Ниневия».

Впрочем, серьезные ученые на эти возражения не обращают внимания. Тем более что это, да простит нас древний Шумер, не более чем версия, на которую можно попросту махнуть рукой.

Игорь РОДИОНОВ

ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК

ЮЖНОЕВРОПЕЙСКИЙ СТВОЛ

49 000 г. до н.э. возник "евроазиатский" моноязык.

Расчетное возникновение моноязыка – «по лингвистическим данным, это никак не глубже, чем 40 – 50 тыс. л. Это максимум, потому что те макросемьи, которые нам известны, имеют датировку порядка 15 – 17 тысяч. Для сведения воедино других языковых семей может потребоваться еще два-три этажа, но исходный пункт не может быть старше 40 – 50 тысяч лет.

В" зоне "плодородного полумесяца" (Синай) общий или "евроазиатский" язык 38 000 л. н. начал разбиваться на диалекты".

Обособление основных протоязыков, исходящих из южноевропеоидного ствола, произошло в районе 15-12 тыс. до н.э.

Их образовалось три:

сино-кавказский,

ностратический и

афразийский (семито-хамитский).

Не исключено существование в то время и других протоязыков, которые в будущем бесследно исчезли (к ним можно отнести «банановые» языки Междуречья и шумерский, хотя последний часто сближают с сино-кавказским). К особенностям сино-кавказских языков относят сложную глагольную морфологию, которая образуется по схожим принципам, и эргативное построение предложений, противопоставляемое номинативной конструкции ностратических языков.

9 - 8 тыс. до н.э. произошло деление сино-кавказской (дене-кавказской, протохурритской, карийской, китайско-кавказской, палеоевразийской) общности, дислоцированной от Малой Азии (ЧАЙОНЮ-ТЕПЕЗИ ) и Балкан до Памира.

- 8 700 г. до н.э. - выделение шумерского языка.

Расселение ностратов по Средней Азии и Ирану разделило сино-кавказцев на три зоны: восточную, западную и северную, между которыми располагалась урало-дравидо-алтайская ностратическая общность. Наиболее обособленной была северная, образовавшаяся ещё в 8 700 тыс. до н.э. одной из первых.

8 700 г. до н.э. - выделение северной сино-кавказской ветви языков (семья надене). Мосан, хайда, тлингиты, атапаски, эйяк.

7 900 г. до н.э. - выделение языков басков и аквитанцев.

По данным генетических исследований, после жителей Эфиопии наиболее древними являются жители Сардинии (аккадийцы) и баски.

Часть синокавказцев, ушедших на запад, дала начало населению Западной Европы, говорившему на прабаскских языках.

Небольшие группы андитов 7 900 г. до н.э. направились к Японии (смешавшись с австралоидами, образовали расу айнов на островах Японии), на юг Китая, Малайзию, Индонезию и Австралию.

6 200 г. до н.э. - выделение языка бурушасков.

Некоторые учёные считают бурушасков к западным или восточным сино-кавказцам. Они появились в Кашмире раньше индоарийцев и не контактировали с дравидами.

5 900 г. до н.э. - выделение восточной синокавказской ветви языков.

5.100 г. до н.э.- выделение языка кетов (Енисейские языки: кетский, югский и др.) и китайцев, тибетцев и бирманцев.

6 тыс. до н.э. сино-кавказцы в Малой Азии разделились на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы (алародийскую), которые стали развиваться автономно, но четкой локализации этих групп не произошло.

4 500 г. до н.э. - выделение языка хаттов и ашуйцев.

Хаттский язык имеет чёткие пересечения с адыго-абхазскими и картвельскими, но не имеет почти ничего общего с нахско-дагестанскими и хурритскими. Язык хаттов являлся связующим звеном между сино-кавказскими и ностратическими (картвельской группой).

4 500 г. до н.э. - выделение нахо-дагестанских, хурритского, урартского языков и языка "народов моря".

Нахско-дагестанский язык имеет чёткие схождения с хурритскими (порядка 100 общих корней) – с одной стороны, и адыго-абхазскими – с другой, а так же точки соприкосновения с чадскими языками афразийской (макро) семьи. Ингушский язык принадлежит к нахской (вайнахской) ветви. С хурритскими языками связывали кетский язык.

Периоды шумерского языка

Вычленяют пять основных периодов в истории шумерского языка по характеру письма, языка и орфографии письменных памятников.
1.Архаический (3500-2750 гг. до н. э.), стадия пиктографии, когда грамматические морфемы ещё графически не выражены. Порядок знаков на письме не соответствует порядку чтения. Тематика текстов трактуется неоднозначно.

2.Старошумерский (в дальнейшем СШ, 2750-2136 гг. до н. э.), первая стадия клинописного письма, когда ряд важнейших грамматических морфем уже передаётся на письме. Представлен текстами различной тематики, как историческими (Лагаш, Урук и др.), так и религиозно-литературными (Абу-Салабих, Фара и Эбла). В период господства Династии Аккада (2315-2200 гг. до н. э.) впервые появляются двуязычные царские надписи.

В Старошумерский период Шумерский язык был межгосударственным языком общения не только для чисто шумерских городов-государств Южной Месопотамии, но и, например, города-государства Эбла (на территории северной Сирии).

В Старошумерский период (когда существовало несколько шумерских городов-государств) сложно выявить достаточно значительные диалектные различия в царских надписях и экономических текстах из Лагаша, Ура и Ниппура. . Томсен допускает существование юго-восточного (лагашского) диалекта шумерского языка благодаря такому факту, как различение двух групп гласных (в глагольных префиксах): открытых (a, ě, ŏ) и закрытых (ē, i, u) в отличие от общешумерского, где это не выявлено .
Возможно, имел место и профессиональный жаргон: т. н. ‘язык лодочников’ (eme-ma2-lah4-a), ‘язык пастухов’ (eme-udula) и ‘язык жрецов nu’eš’ (eme-nu-eša3), однако письменных памятников на нём не обнаружено. .

3. Новошумерский (в дальнейшем НШ, 2136-1996 гг. до н. э.), когда почти все грамматические морфемы выражены графически.

Представлен религиозно-литературными и деловыми текстами Гудеа, правителя II-й династии Лагаша (2136-2104 гг. до н. э.) на лагашском диалекте.

Многочисленные тексты делового и юридического характера дошли от III-й династии Ура (2100-1996 гг. до н. э.), в том числе законы Шульги, переписка царей и чиновников.

Считается, что религиозно-литературные композиции, дошедшие в более поздних копиях, были записаны именно в этот период.

Шумерский язык был официальным государственным языком на территории Двуречья, и, в частности, при ‘Царстве Шумера и Аккада’ (т. н. III-й династии Ура, 2112-1996 гг. до н. э.) - на нём составлялись царские надписи, религиозно-литературные тексты, хозяйственные и юридические документы

В дальнейшем, в течение Старовавилонского периода (2000-1800 гг. до н. э.) шумерский письменный постепенно заменяется аккадским. Так, царские надписи составлялись уже на двух языках.

4. Позднешумерский или Старовавилонский шумерский (в дальнейшем СВ, 1996-1736 гг. до н. э.), когда все грамматические морфемы выражены графически.

Представлен религиозно-литературными и магическими текстами преимущественно Ниппурской школы, шумеро-аккадскими словарями, лексическими, грамматическими и терминологическими справочниками, законами Липит-Иштара, царя Иссина. Двуязычные царские надписи дошли от I-й династии Вавилона (1894-1736 гг. до н. э.). В лексике и грамматике ощущается влияние аккадского языка.

После уничтожения большей части шумерского населения вавилонским царём Самсуилуной во время восстания Рим-Сина II в 1736 г. до н. э., последовавшей за этим гибелью шумерских школ (‘эдуба’) и переноса центра учёности в пригород Вавилона - Борсиппу, а в особенности после 1450 г. до н. э. (конец последней месопотамской династии Приморья с шумерскими именами правителей) сведений о разговорном шумерском языке больше нет.

На отрезке с 1736 до I-х веков до н. э. шумерский язык остаётся научным и литургическим языком месопотамской культуры, выполняя на Древнем Востоке роль средневековой латыни. Многочисленные научные (напр., Астролябия ‘В’) и религиозные тексты как повествовательного (напр., Lugal ud me-lam2-bi), так и магического плана (напр., Udug-hul-a-meš, аккад. Utukkī Lemnūti) существовали в двух версиях: шумерской и аккадской, обеспечивая двуязычный статус ассиро-вавилонской цивилизации. Матричный характер идеографического письма, заимствованного у шумеров, применявшегося в восточносемитском аккадском, урартском и индоевропейском хеттском, способствовало многовековому применению шумерских слов-идеограмм в этих языках и тем самым второй жизни лексики шумерского языка.

5. Послешумерский (в дальнейшем ПШ, 1736 г. до н. э.- 2 в. до н. э.). Представлен религиозно-литературными, литургическими и магическими текстами (копии позднешумерского периода), в том числе и на диалекте Eme-sal, шумерскими фразами и глоссами в аккадских текстах.

Шумерский язык - агглютинативный. На синтаксическом уровне язык классифицируется как эргативный.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Главным источником для изучения шумерского языка служат тексты на этом языке, использующие различные системы письменности. Это:

пиктографический шрифт (Урук, Джемдет Наср, Архаический Ур), типологически близкий к раннему эламскому;

клинопись в её основных вариантах - классической шумерской и различных видах аккадской: старовавилонской, средневавилонской, среднеассирийской и значительно упрощённой новоассирийской и нововавилонской. Клинописный знак использует все четыре основных направления света и их инварианты, за исключением направления на юго-восток. Шумеры сперва писали вертикальными столбцами, позднее - строками, слева направо.

Ок. 3.500 г. до н.э. развивается пиктографическая письменность в Шумере.

Письменность прошла несколько фаз своего развития и довольно быстро усовершенствовалась. Первоначальные рисунки предметов, малопригодные для обозначения сложных понятий, были заменены значками, передававшими звуки речи. Так возникло фонетическое письмо.

Древнейшие таблички Урука представляют собой пиктограммы, изображающие человека, части его тела, орудия и пр. Эти "слова" говорят о людях, о животных и растениях, об орудиях и сосудах и т.д.

Уже 2 900 г. до н.э. появляется идеографическое письмо вместо рисунчатого.

Позднее пиктограммы стали заменяться идеограмами, смысл которых не совпадал со значением рисунка. Знак ноги, например, стал обозначать не только ногу, но и различные действия, связанные с ногой. Первоначально таких значков, в которых уже нелегко было разгадать прототип-картинку, насчитывалось около 2000. Очень скоро их число сократилось почти на две трети; одним и тем же знаком стали передавать одинаково звучавшие или однокоренные слова (например, слова, обозначавшие орудие пахоты и пахоту). После этого возникло слоговое письмо. Но ни шумеры, ни народы, заимствовавшие у них систему письма, не сделали следующего шага - не создали алфавитного письма.

Шумерская письменность носит словесно-слоговой характер. В её основе лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие (концепт), и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало тысячи. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием. Так как рисуночный знак выражал чаще всего не одно понятие, а несколько понятийно связанных словесных значений, то логограммы могли относиться к ассоциативно связанным объектам (например, знак звезды для dingir- ‘бог’, изображение ноги для gub- ‘стоять’, du-, re6-, ra2- ‘идти’, gen- ‘быть твёрдым’, tum2- ‘приносить’). Наличие знаков, выражавших более одного слова, создавало полифонию. С другой стороны, в шумерском имелось большое количество омонимичных слов - омофонов, видимо, различавшихся только музыкальными тонами, специфически не отражавшимися в графике. В результате получается, что для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных может иметь-ся до десятка разных знаков, различающихся не в зависимости от звучания слова, а от его семантики. В шумерологии (здесь используется наиболее удобная система Даймеля) при транслитерации таких ‘омофонов’ приняты следующие обозначения: du, du2, du3, du4, du5, du6, и т. д., в порядке примерной частотности.
В шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведе-нию непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, ло-гограммы начинают применяться как силлабограммы. Любое шумер-ское слово в форме чистой основы передаётся идеограммой-лого-граммой, а слово с грамматическими формантами посредством знака-идеограммы для основы слова и знаками-силлабограммами (в слоговом значении) для формантов. Гласные форманты, выступающие в виде суффиксов, выполняют при этом и роль фонетических комплементов, поскольку повторяя последний согласный основы, указывают на чте-ние знака-идеограммы, например, знак ‘нога’ с последующим знаком ‘ba’ следует читать gub-ba /guba/ ‘стоящий’, ‘поставленный’< /gub + a/, а со знаком ‘na’: gin-na /gina/ < /gin-a/ ‘ушедший’. В конце первой половины III тыс. до н. э. появились детерминативы, обозначающие категорию понятия, например, детерминативы деревянных, тростни-ковых, каменных предметов, животных, птиц, рыб и т. д.
Следует отметить правила транслитерации шумерских текстов. Каждый знак транслитерируется строчными прямыми латинскими буквами, отделяясь от транслитерации другого знака в пределах того же слова дефисом. Детерминативы пишутся над строкой. Если правильный выбор того или иного чтения знака в данном контексте сделать нельзя, то знак транслитерируется прописными латинскими буквами в его наиболее обычном чтении. Удвоенных согласных в шумерском нет, поэтому написания типа gub-ba носят чисто орфографический характер, и их следует читать /guba/.

Глиняная табличка с шумерскими надписями

Пиктограммами и клинописью писали на глиняных табличках, которые затем обжигали в печах. Шумерские писцы выдавливали клинописные знаки вначале на небольших (4-5 см. в длину и 2.5 см. в ширину) и "пузатых" глиняных табличках. Со временем они становились крупнее (11х10 см.) и более плоскими. В Шумере широко были распространены цилиндрические печати. Эти печати в период Джемдет-Насра получили широкое распространение. В них воплотились великолепный художественный вкус и замечательное мастерство шумерских резчиков. Цилиндрические печати периода Урука имеют 8 см. в высоту и 5 см. в диаметре. Оттиск такой печати длиной 16 см. рассказывает о многом: здесь и картины быта, и отголоски давно забытых верований.