Что такое керамика определение по истории. Керамика - значение слова, определение слова, слово означает. Описание основных понятий

Керамика

Древний сосуд

Зубной металлокерамический протез

В узком смысле слово керамика обозначает глину , прошедшую обжиг .

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами

История

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины . Первые образцы керамики относятся к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура) . В мезолитических культурах керамика используется нерегулярно и, как правило, на позднем этапе; наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре дзёмон на территории Японии. В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур (исключение - период древнейших аграрных сообществ докерамического неолита на ближнем Востоке, когда переход к оседлому образу жизни произошёл раньше многих других технологических инноваций).

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит - ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.

Древнейшие виды керамики - это разнообразные сосуды, а также пряслица , ткацкие грузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась - наносился рельеф штамповкой, прочерчиванием, налепными элементами. Сосуды получали разную окраску в зависимости от способа обжига. Их могли лощить, окрашивать или разрисовывать орнаментом, покрывать ангобом, глянцеватым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata ), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).

К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.

Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний - с более низким ее содержанием и твердый - совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.

Изготовление гончарных форм с использованием и без использования гончарного круга


Ручной и ножной гончарные круги


Намотка глиняного жгута и сглаживание поверхности кувшина

Отис Тафтон Мейсон описал техники плетения корзин американскими индейцами , а также показал способ использования корзины, как основы для изготовления дна кувшина .

История появления керамики на Руси

Керамика в России

Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.

Монголо-татарское нашествие повлияло на развитие древнерусской культуры. История одной из ее ветвей - керамики сместилась из южных регионов в северные и западные пограничные города, в московские земли, поэтому не случайно возрождение изразцового искусства в Древней Руси было связано с Псковом и Москвой. Было уничтожено множество произведений русских гончаров IX-XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, более простым стал орнамент, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая - жёлтая, уцелела только в Новгороде).

Прозрачная керамика

Исторически керамические материалы непрозрачны из-за особенностей их структуры. Однако спекание частиц нанометровых размеров позволило создать прозрачные керамические материалы, обладающие свойствами (диапазоном рабочих длин волн излучения, дисперсией, показателем преломления), лежащими за пределами стандартного диапазона значений для оптических стёкол .

Нанокерамика

Технология производства керамических изделий

Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные фазы:

  1. Приготовление шликера ;
  2. Формовка изделия;
  3. Сушка;
  4. Приготовление глазури и глазуровка (эмалировка);

Сырьё для керамических масс подразделяется на пластичное (глины и каолины) и непластичное. Добавки шамота и кварца уменьшают усадку изделий и вероятность растрескивания на стадии формования. В качестве стеклообразователей используют свинцовый сурик , буру .

Приготовление шликера

Приготовление шликера идёт в три фазы:

  1. Первая фаза: помол полевого шпата и песка (помол ведётся от 10 до 12 часов);
  2. В первую фазу добавляется глина;
  3. Во вторую фазу добавляется каолин. Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.

Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)

Участок по приготовлению глазури

Глазури - глянцевидные сплавы, расплавляющиеся на керамическом черепке слоем толщиной 0,12 - 0,40 мм. Глазурь наносится, чтобы прикрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также для придания изделию с плотным черепком повышенной прочности и привлекательного внешнего вида, для гарантии диэлектрических свойств и защиты декора от механических и химических воздействий.

В состав глазури входит тонко измельчённый циркон , мел , белила . В одну из определяемых технологом ёмкостей загружается готовая глазурь. Её пропускают несколько раз через вибросита и магнитноуловители для извлечения металлических примесей, наличие которых в глазури может повлечь за собой образование дефектов в ходе производства. В состав добавляется клей, и глазурь отправляется на линию.

Формование

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Три ёмкости используются поочерёдно (меняясь примерно раз в сутки) для определённого стенда. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают.

Шликер заливают в просушенные формы. Формы рассчитаны на 80 заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. В форму доливают шликер для поддержания требуемого объема.

После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации).

Ручная обработка изделий

После формования изделия поступают в цех ручной обработки.

После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь. Печь укомплектована модулем предварительной сушки, камерами обеспыливания и обдува. Термическая обработка ведётся при температуре 1230 градусов, длина печи составляет порядка 89 метров. Цикл от погрузки до разгрузки вагонетки составляет около полутора суток. Обжиг изделий в печи проходит в продолжение суток.

После обжига проводят сортировку: разделение на группы подобных изделий, выявление дефектов. Если дефекты устранимы, то они отправляются на доработку и удаляются вручную на участке реставрации. В противном случае изделие считается бракованным.

См. также

  • Музей Гардинера - полностью посвящён керамике

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Сахара (значения)
  • 51 год до н. э.

Смотреть что такое "Керамика" в других словарях:

    Керамика - (греч. keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота,… … Художественная энциклопедия

    Керамика - – изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов и других неорганических соединений. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Керамика –… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    керамика - и, ж. 1. Гончарное искусство и производство. БАС 1. 2. собир. Гончарные изделия. Русская керамика. БАС 1. ♦ КерАмики, керАмик мн. Он преимущественно расписывает керамики. 6. 11. 1879. М.Антокольский В.В. Стасову. Нужно еще упомянуть выставку… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Керамика - Керамика. Птица. Музей исламского искусства. Каир. КЕРАМИКА (греческое keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В истории человечества насчитывается немало материалов, которые сопровождали людей едва ли не с самого зарождения цивилизации. Первым приходит на ум дерево, но не стоит забывать о керамике - обожженной глине, посуду из которой начали изготавливать с незапамятных времен.

Положительных качеств у такого материала хватает: керамика прочная, устойчивая к химическим и высокотемпературным воздействиям, отличается полной экологической безопасностью, да и с внешним видом у нее все в порядке. Кроме того, плитка из не гниет и не покрывается грибком, что позволяет с успехом использовать ее для отделки самых различных технологических помещений и ванных комнат.

Вообще керамика — это посуда или другие вещи из глины (с минеральными присадками или без них), полученная при помощи формовки и последующего высокотемпературного обжига. Чтобы внешний вид таких изделий был красивее, их глазируют.

Какие материалы могут быть использованы в производстве?

Мы уже говорили, что для этих целей используется преимущественно глина, но бывают исключения. Итак, на керамику могут идти следующие материалы:

  • Пластичная основа. Это как раз таки глина или каолин (порода, состоящая из каолинита).
  • Материалы, которые минимизируют осадку при обжиге, позволяют сохранить форму изделия. В дело идет качественный кварцевый песок, некондиция фарфора (бой), шамот.
  • Породы, дающие плотную стекловидную массу при спекании. Идеально подходит полевой шпат, пегматит.
  • Глазурь. Может использоваться как материал из природного сырья, так и многочисленные аналоги, полученные путем химического синтеза.

Классификация

Вот мы и узнали, что керамика - это специальным образом обработанная глина. В качестве факторов, предопределяющих потребительские качества изделия, выделяют вид керамики, способ ее декорирования или формовки.

Различают керамику тонкую (мелкая зернистость на сломе черепка), а также грубую (крупная зернистость). Из тонких разновидностей каждому знаком фарфор, полуфарфор, а также фаянс, плитка из которого есть едва ли не в каждой ванной комнате. Соответственно, грубая керамика (фото вы найдете в статье) - это гончарные горшки. Вещь у нас не слишком распространенная, но известная с глубочайшей древности.

Свойства разных видов керамики

Отличительным признаком фарфора является тонкий, плотный и белый мелкозернистый черепок. Материал очень плохо поглощает влагу (до 0,2 %). Ценные вазы или чашки (очень тонкие) можно просматривать на свет. Края бортика (чаще дно) из-за технологии обжига не покрывают глазурью. Для производства используется преимущественно каолин и

Полуфарфор - промежуточный вариант между вышеописанным фарфором и фаянсом. Несколько грубее, поглощение воды от 3 до 5 %, чаще всего применяется в изготовлении посуды хозяйственного назначения.

Что касается самого фаянса, то он отличается толстым пористым черепком, который на сломе имеет чуть желтоватый оттенок. Способность к поглощению воды высокая, в пределах 9-12 %. Именно из-за этого, а также из-за высокой пористости, любые изделия из керамики этого типа в обязательном порядке покрываются слоем тонкой глазури.

Так как используемая глазировка весьма нестойка к термическим воздействиям, используют эту разновидность керамики исключительно в производстве недорогой посуды повседневного использования, а также для хозяйственных емкостей. Для выделки берут не слишком качественные сорта глин, мел и кварцевый песок. Технология керамики этого сорта также допускает использование (в качестве основы) битого фарфора. Разумеется, перед началом производства его дробят и мелко растирают.

Майолика - это весьма привлекательная внешне керамика. Цена на нее - около тысячи рублей за среднестатистическую вазу. Отличительный признак - очень пористый черепок, может поглощать вплоть до 15 % влаги. Несмотря на это, изделия отличаются тонкими блестящими поверхностями, имеют малую толщину стенок. Последнее обусловлено тем, что майолика изготавливается по технологии литья. Как правило, изделия украшаются глазировкой, также нередко встречаются декоративные барельефы. В производстве этого сорта керамики используются беложгущиеся глины, кварцевый песок, мел и плавни.

Гончарная керамика (фото которой есть в статье). Отличается черепком специфичного красно-коричневого цвета (красножгущиеся глины) и очень большой пористостью. Коэффициент поглощения влаги - до 18 %. Для раскрашивания используются специальные глиняные краски, ангобы. Чтобы защитить их от воздействия влаги, сверху изделия покрываются тонким слоем бесцветной глазури. Что касается сферы использования, то ассортимент представлен не только декоративными горшками, но и вполне практичной посудой для домашнего хозяйства.

Кроме того, к этой же категории относится теплая керамика. Так называются кирпичи, изготовленные из грубо обожженной глины. При производстве такого рода керамики используются специальные вспенивающие реагенты, которые резко повышают пористость материала, а потому его теплоизоляционные качества становятся намного лучше.

Как проходит процесс производства?

Само производство керамики легко разделить на несколько следующих этапов:

  • Добыча и соответствующая подготовка сырья.
  • Формовка, нанесение декоративных узоров или проделывание функциональных отверстий.
  • Литье, полусухая штамповка.
  • Правка, первое просушивание.
  • Высокотемпературная обработка.
  • Глазировка.
  • Повторное обжигание.
  • Декоративная обработка (теплая керамика и аналоги в ней не нуждаются).

Качественные показатели готового изделия определяется характеристиками внешнего вида, полным соответствием функциональному назначению, а также долговечностью.

Технология изготовления

Об основных этапах производства мы поговорили, а потому сейчас давайте обсудим каждый из них в отдельности. Чтобы приготовить первоначальную керамическую массу, выполняются следующие технологические операции: сырье тщательно очищается от посторонних минеральных и органических примесей, дробится и перемалывается. После этого наступает черед перемешивания и добавления различных присадок.

Формовка изделия

Формовка выполняется из жидких или пластичных керамических масс. У пластического формования имеется ряд преимуществ. В первую очередь это выражается в том, что можно делать изделия практически любых форм и размеров. Кроме того, для их изготовления можно приспособить даже самое простое и технологичное оборудование.

Что же касается литья, то для этого применяется масса с влажностью 34-36 %. Заливка производится в гипсовые формы. Это незаменимый способ для изготовления действительно сложных керамических изделий, форма которых физически не допускает применения прочих способов формовки. Кроме того, так производится плитка. Керамика для нее делается не из самых лучших сортов глины (ниже требования), но толщина готовых изделий должна быть как можно более равномерной.

Литье может быть как ручным, так и полностью автоматизированным. После первоначальной просушки продукцию вынимают из форм, после чего приклеивают различные декоративные и функциональные элементы, для присоединения которых используется специальный клей. В прошлом для этой цели применяли глиняное тесто, но оно обеспечивало не слишком высокую прочность.

Сушка

Сушка - наиболее ответственный этап, так как от правильности его проведения зависит как механическая прочность изделия, так и его декоративные характеристики. Разумеется, крайне важно и правильное распределение глазури, от которой зависит устойчивость изделий к воде, а также химическим агентам. Сушка - обязательное условие производства керамики. Для нее используют конвейерные, радиационные и камерные сушилки. Температура на всем протяжении процесса не должна превышать 70-90 °С.

Исключение составляет разве что плитка. Керамика в этом случае весьма толстая, так что в некоторых случаях допускается использование высокотемпературного режима на непродолжительное время.

Обжигание

Вторым по важности технологическим этапом является обжиг керамики. Цель - формовка черепка с точно заданными физико-химическими свойствами, закрепление красящего состава и глазури на поверхности. Обжигание важно тем, что в его ходе протекает множество физико-химических процессов, которые и предопределяют основные потребительские качества изделия. Обычно обжиг проводят в две ступени, но если на поверхность глазури была нанесена краска, проводится так называемый муфельный обжиг (третья ступень).

Первая ступень осуществляется при температуре от 900 до 1250 °С (в зависимости от вида и сорта керамики). Вторая ступень требует температурного режима от 1020 до 1410 °С. Последнее значение используется исключительно для фарфора. Прочую керамику редко обжигают в таком режиме, так как высок риск растрескивания. Если речь идет о среднестатистической красной глине, то изделия из нее и вовсе зачастую «жгут» однократно, при температуре не выше 960-1020 градусов по Цельсию.

Для обжига могут быть использованы печи для керамики двух типов: периодические (горны), а также непрерывные. Разновидностей последних очень много, но более всего распространены тоннельные и роликовые.

О различных дефектах

Специфика изготовления керамических изделий состоит в том, что на различных этапах производства возможно возникновение большого количества самых разнообразных дефектов. Бывают повреждения черепка, глазури или декоративного покрытия. Что касается дефектов черепка, то они чаще всего появляются еще на этапе первичной формовки и первоначальной просушки.

Какая-то часть производственного брака проявляется практически сразу, а пятна или что-то подобное появляются только после обжига. В связи с «капризностью» конечной продукции имеется требование жестко контролировать чистоту всех используемых на производстве инструментов.

Описание основных понятий

Глазурь - это специальные расплавы, которые наносятся на поверхность готового изделия. Толщина их составляет 0,12—0,40 мм. Назначение глазурей довольно разнообразно. Во-первых, поверхность плитки или посуды покрывается плотным декоративным слоем, который не только способствует возникновению приятного внешнего вида, но и значительно повышает механическую прочность. Кроме того, покрытие дает надежную защиту от физических и химических воздействий, что особенно актуально для хозяйственной посуды.

Под декорированием понимается нанесение декоративной окраски или узоров. Нередко в условиях используются фигурные штампы, с помощью которых массовое производство однотипных изделий. Для нанесения узора на края горшка используется штемпельный валик. Соответственно, заключительные операции заключаются в устранении мелких дефектов, шлифовке ножки и края.

Некоторые сведения о глазури и красках

Глазури подразделяются на прозрачные и непрозрачные разновидности, бывают они окрашенными и полностью бесцветными. Керамические краски применяют для украшения практически всех разновидностей изделий из обожженной глины. В основе их лежат или металлы, или их оксиды. При нагревании они образуют стойкие соединения, которые не только красивы, но и весьма долговечны. Такая керамика, отзывы о которой всегда прекрасны, с давних пор была украшением во многих зажиточных домах.

Краски делятся по способу их нанесения: или на слой глазури, или же под него. Как можно понять, в последнем случае красящий состав наносится непосредственно на черепок. Только потом его закрывают слоем глазури, а изделие обжигается в печи. Если состав наносится непосредственно на слой глазури, его фиксируют температурой не меньше 600-850 °С.

Что касается вспомогательных материалов, то их используют для изготовления форм для обжига и литья.

Сведения об изготовлении литейных форм

Чтобы изготовить достаточно прочные и качественные формы, используется формовочный гипс. Его делают, тонко измельчая порошок полуводного гидрата сернокислого кальция. Особенность такого гипса в том, что при смешивании с водой он должен превращаться в достаточно пластичное и упругое тесто. Но главное - этот состав должен схватываться в точно определенные сроки, что гарантирует действительно качественный обжиг. Если гипса по каким-то причинам нет, может быть использован карборунд. Допускается применение прочих огнеупорных материалов.

Вот Это такой материал, без которого невозможно себе представить ни одной кухни или ванной комнаты. Впрочем, есть и другая ее разновидность, изделия из которой могут быть настоящими украшениями любого дома.

Художественная керамика

Под «художественными» понимаются изделия, украшенные особенно тонким рельефом или лепниной. Конечно же, прочих отличий от обычной керамики фактически нет, но в технологии изготовления есть немало тонкостей. О них-то мы сейчас и поговорим.

Первоначальная подготовка сырья

Как вы понимаете, художественная керамика мало в чем отличается от своих «бытовых» аналогов, но при ее изготовлении нужно требовательнее подходить к отбору сырья. Все то же самое, что и в прошлом случае, но все операции выполняются более тонко. Кроме того, использовать следует исключительно мелкоизмельченный каолин (диаметр частиц менее 2 мкм).

Что это дает? Такой подход позволяет получать намного более пластичную массу, а также минимум в два раза увеличивает прочность просушенных изделий. Кроме того, следует брать только мелкий так как он резко уменьшает осадку готовой продукции, что для художественной керамики крайне важно.

Сушка художественной керамики

Как мы уже указывали в первой части статьи, сушка - один из самых важных этапов. Если говорить о художественной керамике, то это утверждение становится еще более актуальным. Следует знать, что усадочные явления при обжиге тонких изделий протекают неравномерно, что может привести к большим неприятностям, вплоть до порчи всего изделия. А потому крайне важно выбрать правильный режим нагрева, дабы художественная керамика не превратилась в кучу черепков.

Если изделия плоские, то их настоятельно советуется сушить исключительно в формах. Сперва их слегка подвяливают, пока будущая керамика не приобретет необходимой плотности, и только после этого ее можно вынимать и досушивать до влажности 1-2,5 %.

Чтобы проводить данный процесс массово, используют специальные конвейерные сушилки. В особенно сложных случаях высушивание проводится в устройствах, которые работают по периодическому принципу. Так делают ради того, чтобы тонкая керамика не пересохла и не треснула. Длительность сушки колеблется от 30 минут до трех часов.

Вот вы и узнали, что такое керамика. Это один из самых старых материалов, что когда-либо производился человечеством. Несмотря на свою древность, керамика весьма востребована и по сей день.

(греч. квартал гончаров), находился в сев.-зап. части Афин. Часть К. лежала вне пределов города, за Дипилонскими воротами. Здесь находился некрополь, где государство хоронило павших на войне афинских граждан. В ходе раскопок К. было найдено множество ваз геометрия, стиля.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЕРАМИКА

гончарное искусство - изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. По применению К. разделяют на строительную - кирпич, кафель, черепица и др., бытовую и сантехническую - посуда, умывальники и др., электротехническую, радиотехническую, огнеупоры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЕРАМИКА

(англ. pottery). При высыхании глина теряет много воды, вновь включая ее при увлажнении. При обжиге глины вода улетучивается из ее молекул при температуре 400° С и не восстанавливается при последующем отсыревании, глина превращается в К. При температуре свыше 1000° С частицы начинают плавиться, но такие температуры были недоступны древнейшим гончарам. К. имеет много преимуществ. Сырье для нее широко распространено, формовка и обжиг несложны, глине можно придать бесчисленное множество форм и орнаментов. Неудобство, состоящее в хрупкости, представляет собой еще одно преимущество для археолога, поскольку в виде черепков К. почти неуничтожима. Все эти факторы придают ей огромное значение в археологии. К. - одна из наиболее массовых находок на всяком поселении, где она использовалась, наиболее яркий индикатор культурных различий, развития и родственности, техника ее изготовления сравнительно легко выявляется при керамическом анализе. Можно установить, была ли она вылеплена, составлена из колец или сделана на кругу. Легко выявить состав изделий, а также характер обработки поверхности (ангоб, роспись, лощение). Предметом исследований являются также разнообразные методы орнамента. Легкость нанесения орнамента многим первобытным народам давала единственную возможность выразить свои творческие способности. Информация, которую несет К., часто является уникальной.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Керамик

греч. Kerameikos)

гончарный квартал в северо-западной части Афин, разделенный городской стеной на две части; его загородная часть служила в 491 г. до н.э. местом захоронения погибших на войне афинян.

в Др. Греции

1) квартал гончаров, расположенный обычно вне городских стен;

2) район некрополя в Афинах на месте первонач. К. в сев.-зап. части города. Раскопками выявлены древ, мастерские горшечников, но, как установлено, уже в XII в. до н. э. это место служило для захоронений умерших в могилах, обложенных камнем; после 1100 преобладал обряд кремации. Погребальные сосуды - дар умершему и памятник на его могиле - известны здесь в особом варианте: т. н. «Дипилонские» вазы (750). В VII в. на К. распространяются грунтовые могилы, с VI в. над погребением возводятся высокие насыпи, позже (с 350) - с дополнением гальки. В V в. некрополь К. приобрел roc-венное знач.: здесь хоронили погибших в битве за отечество. Лучшие мастера изготовляли саркофаги, стелы, статуи и небол. храмы, составлявшие пеструю картину некрополя. В IV в. он расширился к югу от р. Эридан; увлечение роскошными надгробиями заставило Деметрия Фалерского принять закон против роскоши, запрещающий ставить огромные стелы. С того вр. было разрешено отмечать могилу лишь небол. колонкой. Сохран. стелы находятся теперь в музеях; на К., общий вид к-рого реконструирован, выставлены копии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЕРАМИКА

в 7 - 6 вв. до н.э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончар. круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавш. для облицовки зданий, к-рые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидет. находки - плиты из обожжен. глины с нанесен. на них цветными рисунками, применявш. для отделки фризов. Ведущее место в развитии строит. К. занимал Коринф; только в 5 в. до н.э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6 - 5 вв. до н.э. представлена расписн. вотивными табличками (напр., таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесен. на них рельефами, предназнач. для декора стен, появл. только в 4 в. до н.э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогат. функцию (при изготовл. бронз. статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоят. вид иск-ва до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н.э.). В обл. керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски - об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н.э.; подобно этрусским погребал. урнам, эти саркофаги украшены рельефами, отдельные части выполнены из обожжен. глины. К числу пластич. произв. из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавш. для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем, худож. ценность произв. мелкой керамич. пластики невелика, за исключ. знаменитых терракот из Танагры. Важную обл. К. составляют чисто худож. произв. - гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произв. монументал. скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения - веретена для ткацких станков, грузила для рыболовец. сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев - формы для отливки монет. О технологии изготовл. керамич. изделий можно судить по найден. остаткам печей для обжига, инструментам для изготовл. моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавш. при изготовл. керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в к-рых глина комбинируется с др. материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология произ-ва К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относит. крупное произ-во с применением значит. числа рабов. В последние десятилетия существования Рим. республики крупные предприниматели организовывали спец. керамич. мастерские, к-рые давали большое кол-во изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассн. образцами, к-рые были недоступны широким массам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЕРАМИКА

(греч. Keramike гончарное искусство) - изделия и материалы из глин и их смесей с минеральными добавками и неорганическими соединениями, закрепленные обжигом при очень высокой температуре в печи. Слово происходит от названия предместья Афин, где работали гончары. Керамика широко распространена в быту (посуда), в строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, а также в скульптуре и при-кладном искусстве. Основными видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.

Изделия из глины использовались человеком еще на заре его существования, в палеолите. Обжиг глиня-ных изделий начался в неолите ок. 5 тыс. лет до н.э. Обожженная глина стала первым искусственным материалом, созданным человеком. В основном из нее де-лали посуду, которую покрывали орнаментом, имевшим не только эстетическое, но и магическое значение. Разные народы создали свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнамента, способ об-работки поверхности, цвет. Использование глины в строительстве жилищ началось в IV–III тыс. до н.э. в трипольской культуре. Гончарный круг был изобретен на Древнем Востоке и был известен во всем Старом Свете. Америка до появления европейцев с ним знако-ма не была, хотя и создала высокие образцы гончарно-го искусства. На Востоке также впервые стали покрывать керамические изделия цветной глазурью - как посуду, так и кирпичи для строительства зданий. Изделия из белой глины - каолина (материал для изготовления фарфора) впервые были созданы в Китае в

I тыс. н.э., настоящий фарфор - в VI–VII вв. Большое влияние на развитие керамики оказала античность, создавшая более 20 видов современных по форме сосудов с богатой вазописью (чернофигурной и краснофигурной), статуэтки, декоративные архитектурные детали. В Риме началось производство обожженного кирпича, из которого сооружались сложные архитектурные конструк-ции. В странах Ближнего и Среднего Востока в средние века достигли расцвета архитектурный декор, узорная кирпичная кладка, майолика, мозаика (здания Самарканда и Бухары X–ХV вв.). Также в это время производится утварь с росписью, покрытая люстром (глазурью с металлическим отливом, имитирующим золото и серебро), прекрасными образцами которой служат иранские и испано-мавританские сосуды ХIII–ХV вв. В Европе подъем керамического искусства наступает с эпохи Возрождения (итальянская майолика, французский фаянс, а в ХVIII в. - европейский фар-фор (изобретен в Германий И. Ф. Бетгером), после че-го появляются европейские фарфоровые заводы в Майссене, Севре, Вене).

На Руси керамическое производство существовало с Х в. В ХVII в. в Москве возникли крупные мастерские, производившие посуду, игрушки, светильники и др., а кирпич делали с ХVI в. Тогда же началось производ-ство изразцов. В середине ХVIII в. Д. И. Виноградовым был изобретен фарфор, и появляются российские фарфоровые заводы в Петербурге, в Дмитрове, в Дулеве. При этом сохранялось и кустарное производство бытовой и художественной керамики, среди которой наибольшей известностью пользуются промыслы в Гжели, а также дымковская игрушка. В конце XIX -начале XX вв. керамикой занимаются многие художни-ки, архитекторы П. Пикассо, М. Врубель, В. Фаворский. В. Мухина и др.). Помимо авторской, развивается также архитектурная, парковая, фонтанная, бытовая керамика.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Керамика

В 7 - 6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки - плиты из обожженной глины с нанесенными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной К. занимал Коринф; только в 5 в. до н. э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6 - 5 вв. до н. э. представлена расписными вотивными табличками (например, таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесенными на них рельефами, предназнач. для декора стен, появляются только в 4 в. до н. э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогательную функцию (при изготовлении бронзовых статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоятельный вид искусства до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н. э.). В области керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски - об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н. э.; подобно этрусским погребальным урнам, эти саркофаги украшены рельефами, о гдельные части выполнены из обожженной глины. К числу пластич. произведений из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавшиеся для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем художеств, ценность произведений мелкой керамич. пластики невелика, за исключением знаменитых терракот из Танагры. Важную область К. составляют чисто художеств, произведения - гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произведений монументальной скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения - веретена для ткацких станков, грузила для рыболовецких сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев - формы для отливки монет. О технологии изготовления керамич. изделий можно судить по найденным остаткам печей для обжига, инструментам для изготовления моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавшихся при изготовлении керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в которых глина комбинируется с другим материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология производства К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относительно крупное производство с применением значительного числа рабов. В последние десятилетия существования Римской республики крупные предприниматели организовывали специализированные керамич. мастерские, которые давали большое количество изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассными образцами, которые были недоступны широким массам.

рис. 1. Большие керамические сосуды для хранения продуктов; чтобы охладить, их зарывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост (найдены в Кноссе, Трое, Тиринфе).

рис. 2. Терракотовая форма и полученное с ее помощью изображение справа) из Тарента (сер. 4 в. до н. э.).

рис. 3. Керамические штампы с выпуклым рисунком для оттиска изображений (свиньи из Рейнцаберна), маски с бородой, надписи (преимущественно изделия римских провинций 1-2 вв. н. э.). Позитивный штамп оттискивался в форме, поэтому рельефное изображение также было позитивным.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Керамика

от греч. keramos - глина)

гончарное производство, а также изделия из обожженной глины, преимущественно посуда (лепная и гончарная к., изготовленная на гончарном круге). Форма и стиль керамических изделий постоянно менялись в зависимости от хозяйственных потребностей, спроса и моды. В период эгейской цивилизации возник своеобразный стиль вазописи «камарес» (от названия критского поселения, где археологами впервые найдены подобные изделия). В VI в. до н.э. в Элладе возникли чернофигурные и краснофигурные стили вазописи. Основой их сюжетов были мифологические сценки, а также реалии повседневной жизни. В эпоху эллинизма стали популярными т. наз. магарские чаши, поверхность которых не разукрашивалась, а обрабатывалась тисненым орнаментом. В Риме была распространена краснолаковая рельефная посуда (terra sigillata).

В широком употреблении у греков были пифосы - большие глиняные бочки с широкой или узкой горловиной для хранения воды, масла, вина, зерна, рыбы, оливок и т.д. Наиболее популярной тарой были амфоры - кувшины с двумя ручками, в которых перевозили вино и масло. Специально изготовленные амфоры служили наградой на Панафинейских играх: поверхность их старательно разукрашивали, днище имело широкую подставку. Сосудом для воды служили также гидрии, подобные амфорам, но с тремя ручками для удобства. Сосудом для приготовления вина к употреблению были кратеры. Разливали вина киафами. Для питья служили преимущественно килики и канфары. Для хранения парфюмерии античные модницы употребляли лекифы и алабастры; последний вид также служил атлетам для хранения масла, которым они натирались перед соревнованиями.

Керамические изделия Эллады представляли важную отрасль искусства и ремесла. Они экспортировались во все города Причерноморья и Средиземноморья. Цены на керамические изделия зависели от качества изготовления и вида, напр., в классическую эпоху кратер мог стоить 3-4 обола, гидрия - 2-6 драхм, а килик - 1-4 драхмы. В Италии наиболее распространенной была этрусская керамика (особенно вазы «буккеро»). Славились также керамические центры Южн. Италии, где мастерами были преимущественно греки.

Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953; Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983; Сидорова Н.А., Тугушова О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1955; Buschor E. Criechische Vasen. Mьnchen, 1940; Folsom R.S. Handbook of Greek pottery. A guide for amateurs. London, 1967; Paul E. Antike Keramik. Entdeckung und Erforschung bemalter Tongefдsse in Griechenland und Italien. Leipzig, 1982.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

(греч. keramike techne - гончарное иск-во)

вид производ.-худож. деятельности, к-рый состоит в изготовлении изделий из глины, обожженных в спец. гончарных печах. В широком знач. этого слова - сами эти изделия, среди к-рых различают неск. типов. (1) Сосуды, сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные (вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, ангоб, роспись, полива). В К., связанной как с бытовой, так и с культовой стороной жизни, отразились представления человека об окружающем мире (сосуд как модель космоса); отождествление вазы и тела человека, имевшее с древ, времен магический смысл, сохран. в назв. частей сосуда (губы, шейка, ручки, тулово, ножка); будучи одним из видов худож. деятельности человека, К. отражает, в своих особых формах, эстет, потребности. В Др. Греции первые образцы К. известны с к. VII тыс. до н. э. (поселение в Неа-Никомедия, Южн. Македония). В К. Крита (III-II тыс.) складываются прообразы основных типов сосудов; наибол. разнообразия гр. К. достигает в VI - V вв. Формы и размеры ваз определялись их назначением. Вино и воду наливали в амфоры, стамносы, пелики, смешивали - в кратерах (неск. разновидностей) и диносах, охлаждали, опуская в жидкость псиктер, разливали по чашам для питья - киликам, скифосам, канфарам, ритонам - из кувшинов - ольп и ойнохой, черпали киафом. Воду из источника приносили в гидрии. Нек-рые разновидности сосудов имели строго опред. назнач.: панафинейская амфора, наполненная маслом, была призом победителю в Панафинейских состязаниях; лебес гамикос применялся для свадебных церемоний, во время к-рых омовения совершали водой, принесенной в лутрофоре; посл. также мог быть надгробием на могиле юноши, девушки; в эпоху геометрики с аналог, целью использовались амфоры и кратеры высотой до 1,5 м; стамносы, амфоры, гидрии (т. н. гидрии стиля Гадра) служили урнами для пепла; в погребальном обряде широко использовался лекиф - для масел и благовоний. Атлет приносил в палестру масло в арибалле, алабастре; женщины хранили украшения и косметику в шкатулках - пиксидах или леканах, посл. были обязательными в числе свадебных подарков.

Возлияния божеству совершались из фиалы. Пифос (глиняная бочка, врытая в землю) служил для хранения зерна, масла, вина; перевозили эти и др. припасы в особых узкогорлых амфорах с заостренной узкой ножкой. Общим в развитии всех форм сосудов явл. изменение пропорций - от тяжелых массивных к более стройным, вытянутым. Наряду с простой или украшенной росписями (орнаментальными, фигурными) существовала рельефная К., исполненная в спец. формах («мегарские» чаши, каленская К.) или украшенная декором, сделанным с помощью штампов (этрусская К. буккеро). На мн. керам. сосудах имеются надписи: процарапанные по лаку, глине после обжига - т. н. графитти - имя владельца, жертвователя, посвящение божеству, имя купца, торговые отметки, исполненные гончаром или вазописцем в процессе росписи вазы, до обжига. Посл. характерны для расписной К. VI - V вв. Это может быть имя персонажа, назв. предмета, слова, к-рыми обмениваются герои, имена юношей, т. н. «любимцев», посвятительные надписи божеству. Особую группу составляют имена гончаров (или владельцев мастерских) и вазописцев, первые с глаголом «сделал», вторые - «расписал». Известно около 40 таких подлинных имен. Поскольку по стил. признакам росписей можно выделить гораздо больше мастеров, вазописцам принято давать условные имена - по им. гончара (если оно есть, «мастер Андокида»), по месту хранения наиб, известной вазы (мастер Лондон Е-497), по им. нашедшего ее археолога или владельца (ваза Франсуа, мастер Сабурова), по мифолог, сюжету или герою (мастер Разрушения Трои, мастер Ниобид, мастер Ахилла), по им. «любимца» (мастер Эвайон). (2) Плоские расписанные или рельефные керам. плиты для облицовки и украшения стен зданий (терракота архитектурная). (3) Керам. скульптура (терракота). (4) Урны для пепла и саркофаги (этрусское искусство). (5) Различные штампы, печати, грузила для рыболовных сетей и ткацких станков и т. д.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Древнейшие горшки неолита, как правило, имеют большие размеры и очень тонкие стенки. Высота сосудов зачастую достигает полуметра и более, а между тем толщина их стенок не превышает 1 см, т.е. отношение толщины к диаметру составляет 1:25, 1:30 и даже 1:50. Шедевр архитектурного зодчества - купол Пантеона имеет соотношение диаметра к толщине купола 1:20. Иными словами, в каменном веке при создании сосудов достигалось более оптимальное соотношение толщины и диаметра свода, нежели в более поздние времена. Следует иметь в виду, что купол в Пантеоне сооружали из прочных материалов, тогда как сосуд изготовлялся из песка и глины, в мокром состоянии рыхлых и тяжелых материалов. Свод сосуда должен был бы неминуемо рухнуть под собственной тяжестью, если бы не была точно рассчитана его форма. Археологи называют такие сосуды яйцевидными, своей формой они напоминают огромные яйца.

Например, найденные при раскопках неолитического поселения Муллино IIA (VI тыс. до н.э.) очень редкие целые сосуды имеют диаметр 30-40 см, высоту 50-70 см, а толщину стенок всего 1 см. По форме они напоминают яйцо, у которого срезана на 1/4 тупая часть. При любой другой форме сосуды бы развалились под собственной тяжестью еще до обжига. Чем объяснить столь правильную форму - расчетом или подражанием природе - яйцу? Сказать трудно. Но как бы то ни было, более оптимальной формы свода в архитектуре до сих пор не существует.

В Иерихоне найдены глиняные жилища с яйцевидным сводом (их возраст ок. 10 тыс. лет).

Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тыс. лет позднее). Это фигурки животных и людей, сделанные из глины, и куски обожженной глины. Радиокарбонным анализом установлено, что они сделаны 25600170 лет назад. Первые керамические сосуды были очень хрупкими и часто разбивались. Поэтому-то так много находят на раскопках черепков. Посуду делали часто и в большом количестве. В сосудах хранилось самое ценное - зерно Для будущего урожая, от которого полностью зависела жизнь человека. Пропадет зерно - нечего будет посадить на следующий год, людей постигнет голод. Когда засуха охватывала большие территории, зверя становилось меньше, пруды и озера высыхали, рыба исчезала. Тогда одна надежда оставалась на урожай, от него зависела и жизнь домашних животных.

Поэтому горшки с семенами берегли, их разрисовывали различными магическими знаками, которые должны были отпугнуть злых духов и демонов. Одни племена наносили охраняющие рисунки краской по стенкам сосудов, другие выдавливали магические знаки по сырой глине. По этим рисункам можно узнать многое: какое племя жило на том или ином месте, откуда оно пришло, сколько жило, в каких духов веровали и т.д. Родственные племена по-одинаковому разрисовывали К.

Напр., на Ближнем Востоке разрисовывали посуду краской. Так же делали племена на ю. Украины (трипольцы) и в Средней Азии.

Самые древние горшки из глины найдены в Гандж Даре. Они сделаны ок. 100 веков тому назад. К. грубовата, плохо украшена. Такие горшки существуют на Ближнем и Среднем Востоке до 6000 г. до н.э. А ок. 80 веков назад там появляется К., стенки которой раскрашены. Такая крашеная К. появляется и на стоянках неолита Крита, Греции, Балкан и Средней Азии. Оттиски на сырой глине продолжали делать лишь в умеренной зоне Европы и Средиземноморье (К- импрессо). На самой же прародине цивилизации оттиски палочками стали делать лишь на глиняных книгах. Получается, что где-то за 1,5-2 тыс. лет до появления обожженных глиняных книг кто-то "запретил" оттискивать на сырой глине значки, горшки стали разрисовывать краской. Почему "запретили", точнее, почему перестали оттискивать на стенках сосудов всякие изображения-орнаменты? А может быть, потому, что в то время уже стали писать на сырой глине? Ведь ок. 6 тыс. лет назад глиняные книги стали обжигать, а до этого времени, может быть, их не обжигали и поэтому они не дошли до нас.

Может быть. А на с., куда глиняные горшки попали до того, как их стали красить, продолжали оттискивать на их стенках разными острыми предметами, а потом и специальными штампами всякие орнаменты. Письменности здесь не знали долго. Она появилась в В. Европе на 4-5 тыс. лет позднее, чем в Месопотамии.

Может быть, поэтому не было опасности перепутать письмо на глиняных табличках с обломками горшков с выдавленным на них орнаментом. Может быть, и так. Однако орнамент и на сосудах интересен. Вначале орнамент процарапывали острой палочкой на сырой глине. Он выглядел как какие-то волны или линии дождя. Потом стали краем раковины оттискивать более сложные рисунки. Чтобы рисунки были наряднее, края раковины стали зазубривать. Позднее появились штампы из круглых плоских галек. Подбирали красивые гальки. По краям таких плоских галек наносились зубчиками нарезки. Если надавить слегка краем такого штампа по мокрой глине, то получается отпечаток, сходный с тем, как если бы к ней была приложена гребенка с тупыми зубьями. Оттиски таких штампов и называют часто "гребенчатыми" или "зубчатыми". Некоторые штампы, например в Муллино, Давлеканово, изготовлялись из створки раковины. Оттиски штампов из створки раковины давали красивый тонкий с широкими зубчиками отпечаток. Комбинация различных оттисков, штампов и создавала сложный рисунок на стенках сосудов. Конечно, таким штампом было трудно изобразить какие-то сцены из жизни людей. Однако древние мастера и такими штампами создавали удивительные картины. На горшках изображались волны, озеро, плывущие по ним "уточки" и т.п., т.е. все то, что окружало первобытного человека, чем он жил.

Недавние исследования ученых Эрмитажа показали, что все точки линии, замысловатые и, казалось бы, одинаковые рисунки выполнялись часто на сырой глине разными предметами, в том числе и обломанными косточками животных, а часто и их челюстями. Оттиски челюстей волка, бобра, росомахи, зайца образовывали одинаковый для нас рисунок, но для древнего человека оттиски челюсти зайца или волка имели совсем разный смысл. За каждым из них вставал образ особого зверя, а сходные для нас линии из оттисков "гребенки" могли изображать драматическую сцену погони волка за зайцем и т.п. Когда узоры стали наносить краской, изобразить животное рисунком челюсти стало труднее, поэтому художникам приходилось рисовать их целиком. Поэтому оттисками простых точек и линий изображались более сложные и образные сцены, чем рисунки козлов или баранов красками. Первобытный человек хорошо отличал отпечаток челюсти одного животного от другого, а для нас разгадать сложные рисунки на стенках сосудов оказалось труднее, чем понять реалистичные рисунки.

Изготовление К. Гончары в Африке и сейчас делают горшки тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляется сушиться на солнце. Когда он немного подсохнет, к нему мало-помалу прилепляются по кускам остальные стенки, которые выравниваются.

Правильная форма горшка придается тем, что, держа горшок на коленях, женщины просовывают левую руку с круглым или плоским камнем в горшок, подставляя его к внутренней поверхности стенки, а правой рукой ударяют дощечкой по соответствующему месту на внешней стороне и выравнивают при этом как поверхность, так и толщину горшка. Когда горшок готов, его сперва сушат на солнце, а потом обжигают на слое хвороста, обкладывая листьями, тонкими прутьями и т.п. Положив горшки в несколько рядов один над другим и обложив кучу мелким легким хворостом, поджигают костер.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кера́мика (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
Современные высокотемпературные сверхпроводящие материалы также являются керамикой.

ФАРФОР

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) - вид керамики, непроницаемый для воды и газа.
В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.
В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Свойства
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым).
Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор,
что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый.
Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого,
и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор
Твёрдый фарфор (англ.)русск., в состав которого входит 47-66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами.
Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).
Мягкий фарфор
Мягкий фарфор (англ.)русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25-40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата.
Температура обжига не превышает 1300-1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда). Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом.
В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.
История фарфора.
Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор. Попытки открыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.
Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.
Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы.
Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.
Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.
Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.
В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.
В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

ФАЯНС

Фаянс (фр. faïence , от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак.
История фаянса
Близкие к фаянсу изделия изготовлялись в древнем Египте, Китае IV-V вв., позднее - в Иране, Корее, Японии в XI-XIII вв.
Европейский фаянс
Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI века во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII-XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии, России.
Определились характерные черты художественного фаянса: мягкость линий, обобщенность форм, многообразие способов украшения - росписью, рельефом, цветными глазурями.

МАЙОЛИКА

Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
История
Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров (см. мудехар, азулежу).
В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи Возрождения Лука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике. Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра истории и теории искусств


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История керамики» на тему:

«Керамика. Основные виды керамики»


Выполнила:

Студентка группы 1-ДЗ-41

Направление подготовки 073900. 62

«Теория и история искусств»

Политыко Татьяна Андреевна


Санкт-Петербург - 2013 г.


1. Введение


Неплодородная земля, намокая, превращается в однородный жидкий состав, а после высыхания становится пылью - казалось бы, совершенно бесполезный и ненужный материал. Но, к счастью, ещё тысячелетия назад человек узнал уникальные свойства, пожалуй, самой распространенной земной породы - глины.

Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера <#"justify">-изучить теорию по теме «Керамика. Основные виды керамики»;

-проанализировать полученную информацию;

Сделать выводы.

Выбранная мною тема была и будет актуальна до тех пор, пока существует керамика, её создатели, исследователи и ценители.


2. Керамика


2.1 Этимология


Слово «керамика» берёт своё начало в Греции: древнегреческие слова «keramos», что означает «глина», а так же «keramike» - гончарное искусство, сочетаясь, дают нам этот термин. Общий смысл его подразумевает любые глиняные изделие, подвергнутые тепловой обработке, чаще всего обжигу.


2.2 Появление


Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот незадача: посуда из необожжённой глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костёр, становилась твёрдой, как камень и не размывалась дождями. Возможно, именно это наблюдение натолкнуло человека обжигать посуду в костре.

Как бы то ни было, но обожжённая в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который впоследствии получил название керамики.

Как и другие подобные открытия, керамика не является изобретением какого-либо одного народа - её осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, но это не исключает дальнейшего взаимодействия.

Формы посуды развивались соответственно потребностям быта и художественным традициям народов. Так, например, переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоскому поду печи и столу. У каждого народа были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности, которую оставляли с естественной фактурой и цветом глины или лощили, изменяли цвет путём восстановительного обжига, расписывали, покрывали ангобом <#"justify">2.3 Основные инструменты


В арсенале современного гончара имеется достаточно много различных приспособлений. (илл.№5)

Одними из главных инструментов являются стеки, которые иногда называют «длинными пальцами». Стеки предназначены для производства самых мелких работ при отделке внутренней и внешней поверхностей керамических изделий.

Деревянными или костяными ножами и скребками обрабатывается поверхность. Почти все мастера используют в своей работе обычную речную гальку, при помощи которой стенки сосудов не только выравниваются, но и подвергаются лощению. Для декорирования керамики используются металлические и деревянные палочки, кисти, пипетки, аэрографы, а также другие специальные приспособления.

Кроме всего вышеперечисленного, самыми необходимыми и распространенными являются шаблоны, клюшки, колотушки, струна, ложки, скалки, различные ножи (как обычные, так и специальные гончарные) циркули и кронциркули и др.

Следует отметить, что до сих пор большую часть инструментов для обработки и декорирования сосудов, мастер изготавливает сам. В том числе и самые крупные, сложные в создании: гончарный круг и горн.


2.3.1 Гончарный круг

Рассказывая о керамике, невозможно обойти вниманием один из важнейших её инструментов - гончарный круг. Это нехитрое устройство было изобретено около 7 тысяч лет назад, с того времени практически не менялось.

Первые ручные круги появились в Древней Месопотамии в долине Тигра и Евфрата у шумеров в IV тысячелетии до нашей эры. Приблизительно в это же время он начал применяться в Иране и Индии. На европейских землях он стал известен довольно поздно, лишь около 500-х годов до н.э.

Самыми первыми и простыми его формами были круглые деревянные площадки-диски на вертикальном стержне, вращавшемся в выдолбленной колодке. Они предназначались для поддержки глины при формовке и вращались вручную. Это позволяло гончарам резко повысить производительность труда, значительно улучшить качество и увеличить разнообразие изделий.

Прообразом первых гончарных кругов послужили, вероятно, плоские подставки в виде листа растения, куска циновки, камня и т.п., на которых изделия поворачивались во время формовки и которые не позволяли влажной глине прилипать к земле. Постепенно конструкция гончарного круга совершенствовалась. Уже в III тысячелетии до н.э. появился простейший поворотный круг, приводимый в движение руками. Позже появились механические - с «ножной» конструкции, а потом технический прогресс представил нам электрические гончарные круги - такое устройство не требует физических усилий, но предполагает достаточно высокий уровень мастерства, так как обладает высокой скоростью вращения.


2.3.2 Гончарный горн

После того как сосуды снимали с круга, их подвергали обжигу. До появления данного приспособления, тепловую обработку проводили костровым способом, или в печи. Но это имело свои недостатки. И только обжиг в специальном гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, давал полную прокалённость всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет хорошо прокаленной глины.

Гончарный горн - печь для обжига керамических изделий. Обжиг осуществляется горячими газами, получаемыми при сгорании топлива; для полного обжига нужна равномерная температура, не ниже 700-900°C, что невозможно на костре и в домашней печи. Горн появился в странах Древнего Востока (Двуречье, Египет) примерно в третьем тысячелетии до н.э.


2.4 Обработка глины, процесс создания изделия


«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре…» - герой этой загадки обычный глиняный горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием.


2.4.1 Карьерные работы («на копанце»)

Карьерные работы включают добычу, транспортировку и хранение промежуточного запаса глины. Вылеживание замоченной глины, ее вымораживание в течении годичного срока на открытом воздухе разрушает природную структуру глины, что повышает пластичность и формовочные свойства керамической массы.


2.4.2 Механическая обработка («на топтанце»)

Механическая обработка глины осуществляется вручную или с помощью глинообрабатывающих машин, чтобы исключить из массы разные излишки (чаще камушки), и получить необходимые формовочные свойства.


2.4.3 Формование («на кружале»)

Существуют следующие основные способы формовки: способ литья, пластический способ - свободная лепка, формование на гончарном круге, ручной оттиск в форме, формование по вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика, полусухой и сухой способы. Их различают по количеству содержащейся воды.


2.4.4 Сушка

Сушкой называют процесс удаления влаги из материалов испарением. Сушка необходима для придания сырцу механической прочности и подготовки его к обжигу. Наиболее распространены конвективный и радиационный способы сушки.


2.4.5 Обжиг («на пожаре»)

Обжиг завершает изготовление керамических изделий. В процессе обжига формируется их структура, определяющая технические свойства изделия. Часто именно обжиг создает непредсказуемость результата: во время обжига краски меняют не только свою текстуру, прочность, но и цвет.

Раньше, чтобы сосуд не впитывал влагу, он должен был побывать на «обваре», для чего его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку. Постепенно обваривание стало применяться все реже и реже. Чтобы защитить керамическое изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тончайшим слоем стекла - так называемой глазурью, или поливой.


3. Виды керамики


Основными технологическими видами керамики являются терракота <#"justify">3.1 Терракота


Терракота - разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. Терракота выпускается промышленностью в виде неглазированных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или кремового цветов. Цветовой оттенок терракоты в значительной степени зависит от условий обжига. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Терракота изготовляется из особых, довольно широко распространённых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру: от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой, и цвет <#"justify">3.2 Майолика


Майолика - это вид тонкокерамических изделий из обычной коричневой глины, которая известна с эпохи неолита. В изломе обожженный черепок майолики природного «глиняного» цвета от светло-коричневого до рыжеватого оттенка. Водопоглощение майолики с белым черепком - 12%, с цветным - 16%. Для майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с добавками. В технике майолики создаются как декоративные панно <#"justify">3.3 Фаянс


Фаянс - тонкокерамические изделия с пористым (проницаемым жидкостями) черепом, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Он способный поглощать до 9-12% воды. Для изготовления фаянса используют огнеупорные беложгущиеся глины (каолин) с добавлением мела, кварцевого песка и др. В отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, за счёт чего выглядит более тяжёлым (общая пористость 26-30%). Фаянс представлен в основном столовой посудой,причём около 70% изделий составляют тарелки. Также из него создают художественно-декоративные изделия, по большей части вазы для цветов, декоративные настенные тарелки и сувениры. Ввиду своей относительно высокой твёрдости, высшим сортом фаянса считается опак.

Своё название фаянс получил от наименования итальянского города Фаэнца («Faenza»), славившегося производством таких изделий. Примечательно, что во Франции <#"justify">3.4 Фарфор


Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Как майолика и фаянс относится к тонкокерамическим изделиям. От так схожего на первый взгляд с ним фаянса, он отличается рядом особых свойств, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Черепок его плотный и наиболее тонких местах прозрачный. Водопоглощение у фарфора совсем небольшое - до 0,2 %. Это непористая керамика. Состоит он из смеси различных сортов глины (в большей степени - высококачественный каолин) с песком, полевым шпатом и т.п. и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Глазурь <#"justify">В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури то образуется особый вид фарфора - бисквитный. Фарфор фриттованный - хорошо просвечиваемый мягкий фарфор. Французский, английский, европейский, восточный, полуфарфор - голова кругом идёт от количества разновидностей фарфора. Но, несмотря ни на что, самым качественным и ценным в обществе считается китайский фарфор.

керамика гончарный фаянс фарфор


Заключение


Изучив большое количество материала об истории и видах керамики, я сделала следующие выводы:

.В своих наилучших образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времён и народов;

.Распространённость керамики и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на изделиях орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историческим источником;

.Огромное множество предметов, окружающих нас в повседневной жизни являются керамическими изделиями. Глину и керамику применяют в медицинских, химических, строительных, архитектурных, высокотехнических целях.

.Искусство керамики - одно из наиболее древних, здесь накоплен опыт многих тысячелетий. Уникальность сырья, многообразие методов формования и декорирования, многостадийность керамической технологии делают её достаточно сложным предметом для изучения.

.Несомненно, закреплять теоретические знания по данной теме необходимо на практике. Во-первых, когда начинающий мастер хотя бы единожды выполнит работу самостоятельно, техника будет уже не только в его голове, но и в руках. Кроме того, большим плюсом будет развитие тактильных ощущений у детишек, фантазии и усидчивости у взрослых. Во-вторых, процесс создания керамических изделий, независимо от их принадлежности к кому-либо виду, является чудесным релаксирующим и одухотворяющим лекарством.

.Керамика - интересный, нужный и действительно изящный вид художественного искусства, достойный изучения и восхищения.


Источники


1.Г.Я. Федотов «Большая энциклопедия ремёсел» - М.: «Эксмо», 2008. - 608с.

.О.Е. Базилевич «Производство гончарной посуды» - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Государственное издательство местной промышленности РСФСР, 1994. - 49с.

.У.Д. Кингери «Введение в керамику» - 2.е изд. - М.: Издательство литературы по строительству, 1967. - 503с.

4.С. Мэрилин «Керамика. Энциклопедия» - М.: «Арт-народник», 2012. -192с.

5.www.ceramics-pottery.ru

6.www.kefa.ru <#"justify">Список иллюстраций


1.Вестониская Венера. Вестониц, между 29 000 и 25 000 гг. до н.э.

.Статуэтки из Танагры. Танагра, Греция, ок. 300 до н.э.

.Пифоз. Древняя Греция, 7 в. до н.э.

.Кувшин, чёрнолощёная керамика. Россия, 19 в.

.Некоторые гончарные вспомогательные инструменты

Гончарный круг

Гончарный горн

.Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди; фрагмент. Китай, 210 - 209 гг. до н. э.

.Мадонна с младенцем. Лука делла Роббиа. Флоренция, 1455 г

.Навкратийский кубок из Ольвии. 6в. до н. э.

11.Фарфоровая ваза <#"justify">.

Альбом иллюстраций

1.ВестоницкаяВенера. Вестониц, Моравия, между 29 000 и 25 000 гг. до н.э.


2. Статуэтки из Танагры. Танагра, Греция, ок. 300 до н.э. С лева на право: девушка с тамбурином, девушка с цветочной гирляндой, юноша, сидящий на скамье.

3.Пифоз. Древняя Греция, 7 в. до н.э.

4.Кувшин, чёрнолощёная керамика. Россия, 19 в.

Некоторые вспомогательные инструменты

6.Гончарный круг

7.Гончарный горн

Терракота. Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди; фрагмент. Китай, 210-209 гг. до н. э.

10. Фаянс Навкратийский кубок из Ольвии. VI в. до н. э.

11. Фарфор Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин . Китай, 17 - 19 век