Человек который развивается сам рождается дважды. Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе. «Личность рождается дважды» (Леонтьев): закономерности развития личности в онтогенезе. Далее - взросление

Понятие «человек», как и любое другое понятие в нашем языке - это конвенция, заключенная людьми. Поэтому правильно вопрос ставить иначе - не «с какого момента человек является человеком», как будто бы он сам по себе может являться человеком, в отрыве от нас, а «с какого момента мы должны признавать человека человеком».

Подобного рода определения никогда не создаются просто так, они конструируются под задачу. Если наша задача определить, что есть человек, в медицинских целях, где человек - тот, кого надо лечить как человека, то мы получим несколько иное определение, нежели если у нас юридический вопрос и человек - тот, за лишение жизни которого полагается наказание. И проложенные двумя разными определениями границы могут пересекаться таким образом, что не всякий, кто человек в медицинском смысле, окажется человеком в юридическом и наоборот.

Так вот, я думаю, многие со мной согласятся, что мы, когда ведем речь об убийстве, которое должно преследоваться по закону, говорим не о всякой жизни в биологическом смысле - ведь не судим мы за убийство тараканов илр микробов. Жизнь, лишение которой мы воспринимаем убийством - это жизнь чувствующего и мыслящего существа, способного страдать, испытывать боль и страх, осознавать, что с ним происходит. Мы не знаем, в какой именно миг эмбрион приобретает эту способность, но в 6 месяцев она уже определенно есть, он способен реагировать на внешние раздражители. А до 3 месяцев этой способности определенно нет. Соответсвенно, между 3 и 6 месяцами беременности пролегает серая зона, где у нас нет уверенности, имеет ли мы дело уже с мыслящим существом или еще нет. До этого момента перед нами не более, чем кусок плоти. Такой же, как тело с необратимо мертвым мозгом, подключенное к аппарату жизнеобеспечения. Формально это еще жизнь, в смысле протекания химических процессов, но в этом смысле и орган, готовый к пересадке, жив, однако человека, который прервет эту «жизнь» по неосторожности, например, случайно вытряхнув орган из контейнера, мы вряд ли будем судить за убийство, а лишь за нанесенный вред. Так же и человек с мертвым мозгом - конечно, мы никому не позволим ходить по больницам и отключать таких людей от аппаратов просто потому, что захотелось, но у нас есть процедура принятия такого решения и решающий голос тут принадлежит родственникам человека, некогда жившего в этом теле. По их воле мы можем приостановить его биологическую жизнь, потому что его жизнь мыслящего индивида давно прекратилась. И мы не будем предьявлять его родственникам обвинение в убийстве.

Тот же принцип применяем и к эмбриону. Пока мы уверены, что он не начал свою жизнь мыслящего индивида, мать вправе принять решение о том, что не хочет продолжать его биологическое существование. Только она, потому что именно на ее плечах лежит задача по обеспечению его жизни, она тот аппарат, к которому эмбрион подключен и мы не вправе, из соображений гуманизма, принуждать ее быть таким аппаратом.

После трех месяцев наше отношение к проблеме закономерно меняется - если раньше на одной чаше весов были права матери, как мыслящего индивида, а с другой не было ничего, то теперь весы постепенно уравниваются. Мы запрещаем аборт иначе, как по медицинским показателям, потому что право этого ребенка на жизнь уже перевешивает лишение матери права выбора, хотя врачи все еще обязаны спасать в случае выбора мать, а не ребенка - актуальная жизнь ценнее потенциальной.

В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами.

Личность «рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, … второй раз - когда возникает его сознательная личность» (Леонтьев, с.211) .

Подробнее.

Первое рождение: подчинение социальным нормам

​​​​​​​Личность в ребенке появляется тогда, когда ребенок уже не равен своим природным влечениями, уже может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет , уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо. Они уже могут подождать - в отличие от младенца, который "подождать" - не понимает. Ребенок становится внутри социальным. Не только внешне послушным, но и внутренне социальным: он сам понимает, что хорошо, а что плохо. Если он совершит плохой поступок, ему уже внутренне плохо, ему самому плохо. См. Эффект горькой конфеты

Первое рождение личности невозможно в одиночку, оно происходит только при наличии социума, хотя бы минимального. Тут обязательно есть хотя бы двое людей: жрец и его прихожанин, учитель и его ученик, взрослый и ребенок. В этом смысле говорят, что первое рождение личности происходит внутри социального индивида. О самостоятельности и взрослости тут речь не идет.

Ребенок социален, но не вполне: он может подчинять свою биологическую природу, но только когда за ним следят взрослые. Он становится послушен, он все понимает, но и только. Сам за собой он еще не следит.

Дети ходят в школу, иногда даже с удовольствием, если там интересно, но до подросткового возраста дети не говорят: "Мне нужно учиться". Если в кино интереснее, чем в школе, они (при отсутствии контроля взрослых) выбирают кино.

Второе рождение личности: осознанная самостоятельность

Второе рождение происходит тогда, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. Второе рождение обычно совпадает с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование.

Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался (Леонтьев Д.А., 2002).

Подросток сам начинает следить за собой. Сам себя организует на уроки. Сам следит за своей речью или осанкой. Позже - сам выбирает себе правильных друзей, сам осуществляет выбор профессии, сам решает создавать или не создавать семью, и с кем.

Социальная среда - необходимое условие развития личности. «Необходимая» для первого рождения личности и «недостаточная», для второго, которое совершается уже без общественных опор, вне социального индивида. Человек решает проблему самостоятельно. Самостоятельный выбор профессии – это не всегда самый удачный шаг, но это шаг личности. Создание семьи - тоже правильный выбор должен быть самостоятельным.

Далее - взросление

Взросление - это рост осознанной самостоятельности.

Насколько подросток становится все более ответственным и все более самостоятельным, настолько он взрослеет. Когда подросток сам начинает обеспечивать себя - он становится молодым человеком. Когда содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей - он стал

Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды» , говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериоризации социальных норм является «феномен горькой конфеты » (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали - и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение - отношение «ребенок-взрослый», второе - «ребенок -предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.



Второе рождение личности , по А.Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.



Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В.Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо решать самому) - и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась - «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.

Рождение личности - событие, которые из человека делают личность. Рождения личности - моменты биографии, когда человек перерождается в личность, создает себя, как личность.

Представление о рождении личности возможно только при определенном понимании личности, а именно:

  • личность - это не просто природный или социальный субъект, это культурный субъект - субъект, направленный в позитивную сторону. См.>
  • личность - это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

С этой точки зрения, пациент Фрейда - это тот, кто не удачно родился в первый раз, он не знает, к какой социальной группе ему «пристать», в его семье было не все хорошо, и он не считает это «своим». Кроме того, он не родился второй раз, потому что не понимает разницы между Я и ОНО.

Представление о рождении/рождениях личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.>), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.>).

Рождения личности и теория Эрика Эриксона

Эпигенетическую теория Эрика Эриксона можно рассмотреть как теорию последовательных и естественных, природно заданных (определенных) личностных рождений. Акцент у Эриксона не на том, родишься ты в следующий этап или нет, а - пройдешь ли ты его или нет. См.>

Личность рождается дважды

В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева формирование личности - то же самое, что ее рождение. Единственно, согласно А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.>

Личностные кризисы и рождение личности

Похоже, что с каждым новым рождением может рождаться личность более развитая. Первое рождение личности, второе рождение... Или - пройдя через кризис, личность может ломаться и деградировать. Первая смерть личности. вторая смерть... См.>

Возвратимся к проблеме определения понятия «личность» в современной психологической литературе. В широком смысле слова личность - это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). Эта точка зрения на личность подразумевает, что, изучая, например, телосложение и его связь с особенностями темперамента, мы занимаемся личностью. При этом подчеркивается уникальная не-

1 Эта проблема часто формулируется в психологии как проблема соотношения «интеллекта» (под которым в данном случае подразумеваются все познавательные процессы) и «аффекта» (под которым в данном случае имеются в виду все мотивационно-смысловые стороны деятельности человека). Как мы видим, в деятельностном подходе эта проблема диалектически решена: аффект и интеллект находятся друг с другом в конкретном единстве.

повторимость личности уже на уровне телесной организации (рост, вес, цвет глаз, особенности внешности и т.п.). «Правда» этой точки зрения состоит в том, что человек действительно уникален и индивидуален уже на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже собственно личностных свойств. Но войдет ли та или иная физическая особенность в структуру собственно личности - в этом можно сомневаться.

А. Н.Леонтьев приводит в этой связи следующий пример. У мальчика врожденный вывих бедра. Определит ли данный грубый анатомический дефект его личностные особенности, как думают некоторые люди (считая, что, родившись с тем или иным уродством, например с горбом и т.п., человек уже автоматически становится злобным завистником, мечтающим отомстить всему человечеству за свои недостатки)? Нет. Сам по себе дефект выступает лишь «органической предпосылкой» формирования личности, а на базе этих предпосылок могут быть сформированы разные типы личности. Как говорил в таких случаях Л. С. Выготский, если взрослый определенным образом не «означит» этот дефект, он может вообще не существовать для ребенка или восприниматься им просто как индивидуальная особенность. Впрочем, нельзя отрицать, что имеющиеся дефекты накладывают ограничения на приемы и технику воспитания.

Обратимся в этой связи к литературному примеру (может быть, он покажется кому-то немного искусственным, но зато он хорошо иллюстрирует процесс означивания дефекта другим человеком и тем самым осознания данного индивидного свойства как «дефекта» его обладателем). В опере П.И.Чайковского «Иоланта» главная героиня слепа от рождения, но не знает об этом, поскольку окружающие тщательно выстроили способы общения с ней и избегают упоминаний в речи соответствующих слов. Случайная встреча «открывает ей глаза»: она не такая, как все, она не знает о мире, который знаком любому зрячему человеку. И девушка переживает, можно сказать, душевный кризис и чувствует себя неполноценной. Так что какой именно будет личность мальчика с врожденным вывихом тазобедренного сустава (станет ли он завистником или будет, напротив, чрезвычайно доброжелателен к людям) - зависит от очень многих факторов, которые нельзя искать в самом дефекте и в самом индивиде.


Поэтому в школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность», сужая при этом объем последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся). Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической 1 эволюции. Индивид - продукт онтогенетическо-

1 Выше говорилось, что в чистом виде биологического развития человека в условиях человеческого общества не бывает. Поэтому надо помнить об условности термина «биологическое» по отношению к развитию человека даже на самых ранних этапах его приобщения к культуре.

го развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Конечно, становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь в абстракции отделить от становления собственно личности, которая характеризует человека уже с другой - социальной - стороны. Поэтому А. Н.Леонтьев давал более узкое определение личности, чем это встречалось в подавляющем числе концепций зарубежной психологии, и с данной позицией согласны практически все отечественные психологи.

Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериори-зации социальных норм является «феномен горькой конфеты» (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали - и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение - отношение «ребенок - взрослый», второе - «ребенок - предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что

одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.

Второе рождение личности, по А. Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.

Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В. Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо

решать самому) - и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась - «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.

Впрочем, всю диалектику становления человека личностью можно понять, лишь изучив соответствующую систему курсов по психологии личности. В следующем параграфе мы представим ориентировочную основу дальнейшего движения в проблематику психологии личности, предложив возможную схему строения личности (в данном случае мы используем понятие «личность» в самом широком смысле - как синоним понятия «человек»). В создании данной схемы (имеющей исключительно учебный характер) были использованы материалы исследований А. Г.Асмолова и Д.А.Леонтьева, работы которых можно рекомендовать читателю для дальнейшего знакомства с проблемами психологии личности .