Бенедикт XVI, Йозеф Ратцингер. Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI)

Дата рождения: 16 апреля 1927 г. Страна: Ватикан Биография:

Родился 16 апреля 1927 г. в маленьком баварском городке Маркт-ам-Инн в Страстную Субботу. Сын полицейского офицера, который критически относился к нацистам.

В 1943 г. из семинарии призван в корпус противовоздушной обороны, в 1944 г. — в армию, в боевых действиях участия не принимал.

Весной 1945 г. дезертировал из армии и направился домой. После окончания войны провел несколько недель в лагере для военнопленных, после освобождения вернулся в семинарию.

29 июня 1951 г. рукоположен в сан священника. В период между 1946 и 1951 гг. изучал теологию и философию в Мюнхенском университете, а также в высшей школе в Фрейзинге. В 1953 г. стал доктором теологии.

Преподавал учение о догматах и фундаментальную теологию в Фрейзинге, Бонне, Мюнстере. С 1969 г. — профессор и вице-президент Регенсбургского университета.

Принял активное участие в работе II Ватиканского собора (1962-1965) в качестве советника-теолога при кардинале Йозефе Фрингусе, имея репутацию одного из самых прогрессивных теологов, лекции которого проходили в переполненных залах.

В марте 1977 г. Папой Павлом VI назначен архиепископом Мюнхенским и Фрейзинским. 28 мая 1977 г. рукоположен в сан епископа.

В июне того же года стал кардиналом, а в ноябре 1981 г. — префектом Конгрегации вероучения и президентом Библейской комиссии, а также главой Папской международной теологической комиссии. После шести лет работы представил главе Ватикана новый катехизис Католической Церкви.

В ноябре 1998 г. избран на должность заместителя декана Коллегии кардиналов, а в ноябре 2002 г. стал ее деканом.

Йозеф Алоиз Ратцингер родился в баварском населённом пункте Марктль. В 1941 году стал членом гитлерюгенда. Солдат зенитного батальона. В 1944 году поступил на службу в Австрийский легион - в подразделение вспомогательного персонала противовоздушной обороны в Мюнхене. При приближении американских войск в 1945 году дезертировал, вернулся домой, но вскоре был арестован. В лагере для военнопленных провёл несколько месяцев.

1946-1951 - высшее образование (теология и философия), в Мюнхенском университете.
29 июня 1951 года получил сан священника. Его рукоположение совершил в соборе Фрайзинга кардинал Михаэль фон Фаульхабер - архиепископ Мюнхена и Фрайзинга.
1953 - защитил диссертацию по наследию блаженного Августина и вошёл в число лучших теологов Германии.
С 1959 - преподаватель кафедры теологии Боннского университета.
С 1966 - главный эксперт в области догматической теологии в университете Тюбинген.

В это время он попытался выступить в качестве главного идеологического оппонента леворадикалов в разгар студенческих волнений, охвативших в 1960-е всю Европу.
В 1970 подписал меморандум 9 немецких теологов с требованием реформ в католической церкви, в котором, в частности, содержалось предложение отменить обет безбрачия. Среди авторов этого документа значился и Йозеф Ратцингер, затем изменивший свои взгляды. Он же ещё в 1977 году написал: «Если целибат не будет обязательным для всех священников, а будет зависеть от персонального выбора, он потеряет свою теологическую сущность. Его значимость исчезнет, и он будет рассматриваться как обыкновенное чудачество».
1972 - в противовес антиклерикальным изданиям основал теологический журнал «Communio», который существует до сих пор.
c 24 марта 1977 - архиепископ Мюнхена и Фрайзинга, с 27 июня - кардинал, назначен папой Павлом VI.
25 ноября 1981 - возглавил Конгрегацию доктрины веры (она же - Святая инквизиция, переименованная в 1908 папой Пием Х).
30 ноября 2002 становится деканом Коллегии кардиналов. Кардинал Йозеф Ратцингер стал первым декан Коллегии кардиналов с 1555 года, который был избран папой римским.
Бенедикт XVI свободно говорит на немецком, итальянском, латинском, английском и испанском языках и читает тексты на древнегреческом языке и иврите.

Йозеф Алоиз Ратцингер (Бенедикт XVI, Папа Римский), родился 16 апреля 1927 года в канун великого церковного праздника Пасхи в поселке Марктль-ам-Инн в Баварии, в семье жандармов.
Йозеф Алоиз Ратцингер был третьим и самым младшим ребенком в семье. Когда Йозефу исполнилось два года, семья переехала на австрийскую границу, а когда Йозефу было пять лет он вместе с семьей поселился в городе Аушау, что находится в альпийских горах. В 10 лет Йозеф пошел учиться в классическую гимназию в Траунштайне. Классическая гимназия была выбрана отцом, т.к. отец не был сторонником национал-социализма. В 14 лет Йозеф Ратцингер стал членом фашистской организации "Гитлерюгенд". Некоторые историки отрицают этот факт в биографии Папы Римского. Другие же уверяют, что вступление в фашистскую организацию связано не с разделением идей и планов фашистов, а с тем, что с декабря 1939 года вступление в эту организацию было обязательным для всех мальчиков, достигших возраста четырнадцати лет.
Биография Йозеф Алоиз Ратцингера как будущего служителя церкви началась с 1939 года. В этом году он становится учеником предсеминарии. В годы Второй Мировой войны Йозеф Ратцингер состоял в молодежных частей противовоздушной обороны в качестве вспомогательного персонала. Но учебу он не бросил, продолжал учиться в гимназии - Максимилианс в городе Мюнхене. В 17 лет, а это был призывной возраст на военную службу, Йозеф Ратцингер был зачислен в Австрийский легион. Об этом факте в своей биографии Йозеф Ратцингер вспоминает с неприязнью. Служба не была ему по духу, и в 1945 году он дезертировал. Биография Йозефа Ратцингер не так проста, как кажется. Сбежав из армии, будущий Папа Римский вернулся в Траунштайн. Но в доме Ратцингеров разместился штаб американских войск и Йозефа арестовали, и отправили в лагерь для военнопленных. Но в лагере Йозеф пробыл совсем немного времени, через несколько месяцев его отпустили.
Биография Йозефа Ратцингер с 1946 года по 1951 год связана с получением высшего образования в Богословском институте при Мюнхенском университете. Его специализацией была теология и философия. И уже в 1951 году будущий Папа Римский получил священнический сан. Это было в соборе Фрайзинга, а посвятил Йозефа в священники кардинал Михаэль Фаульхабер – архиепископ Фрайзинга и Мюнхена.
Далее биография Йозефа Ратцингер в плане продолжения карьеры священника также интересна событиями. Уже 1953 году Йозеф Ратцингер защитил диссертацию по богословию в Мюнхенском университете на тему "Народ и дом Божий в экклезиологии Августина", в связи с чем вошел в историю как лучший теолог Германии.
С 1959 года Йозеф Ратцингер начал преподавать теологию в Боннском университете. А в 1966 году стал главным экспертом догматической теологии в Тюбингенском университете.
В 1972 году Йозеф Ратцингер стал одним из основателей теологического журнала «Communio», что переводится как "Причастие". Этот журнал о богословии и культуре издается и по сей день.
24 марта 1977 года Йозеф Ратцингер был назначен архиепископом Мюнхенским и Фрайзингским. 27 июня Папа Павел VI назначил его кардиналом. В 1980 году кардинал Йозеф Ратцингер становится главой специального Совета по делам мирян. А затем Папа Павел VI предлагает ему должность главы Конгрегации по католическому образованию. Занятие этого поста привело бы к уходу из Мюнхенской кафедры и необходимости переезда в Ватикан, и Йозеф Ратцингер отказывается от предлагаемого ему поста главы Конгрегации. Но уже в 1981 году принимает предложение о назначении его префектом Конгрегации по делам вероучения - идеологического ведомства Ватикана и соответственно переезжает в Ватикан. Вместе с тем ему пришлось отказаться от пастырства в Германии. В Ватикане в 1993 году Йозеф Ратцингер становится епископом небольшого городка Веллетри-Сеньи. А в 2000 году Йозеф Ратцингер, становится еще и епископом Ости. Кроме того, с 2002 года занимает пост декана Коллегии кардиналов. Будучи Кардиналом Йозеф Ратцингер является членом комиссии "Экклезия Деи", и по сути он - главный богослов в Ватикане, в связи с чем его взгляды по важным вопросам, затрагивающим общественность, являются официальной позицией Ватикана. Так, Йозеф Ратцингер, ярый противник абортов, в связи с чем в Ватикане признается недопустимость абортов.
Бенедикт XVI высокообразованный человек, о чем говорит и его биография. Он знает немецкий, английский, итальянский, испанский язык, а также древнегреческий и иврит. Папа Римский автор многих работ. Вот некоторые из них: "Истина и веротерпимость", "Конец времени?", "Призванный к причастию","Бог и мир", "Бог подле нас".
Биография Папы Римского известна как биография консервативного человека. Так он жестко осуждает гомосексуализм и браки между лицами одного пола, разводы, клонирование. Кроме того, он ярый противник радикального феминизма. Считает, что феминизм подрывает устои семьи и брака, а также данные свыше Богом различия между мужчиной и женщиной. Консерватизм виден и в его книгах, где он предлагает консервативный путь развития Церкви и "возращение к истокам" и крайне недоволен смешением различных культур, имеющим место во многих странах Запада, по его мнению, современная культура резко противоречит религии и морали.
Биография Папы Римского известна тем фактом, что в Германии ему дали кличку «Panzerkardinal», что переводится как «кардинал-броненосец», ее он получил благодаря своей нетерпимости к либерализму в Католической церкви.
Бенедикт XVI стал самым старшим по возрасту на момент избрания Римским папой со времён Папы Климента XII (избран в 1730 году). Бенедикт XVI - первый Папа римский со времён Павла IV (XVI век), который был избран, будучи деканом Коллегии кардиналов, первый кардинал-епископ, избранный на папство со времён Пия VIII, первый Папа со времён Бенедикта XIII, имевший сан кардинала до избрания долгое время, первый Папа немецкого происхождения за последнюю почти тысячу лет. Первый папа за последние шестьсот лет (после Григория XII), отрёкшийся от престола.
Официальный титул после отречения - Его Святейшество Бенедикт XVI, почётный Папа Римский.

Новый Папа Римский Йозеф Ратцингер был ближайшим соратником своего предшественника Иоанна Павла II, который назначил его на высокие посты в ватиканской иерархии - главы Конгрегации вероучения и декана коллегии кардиналов. Однако трудно представить себе двух столь разных людей. "Польский Папа" до вступления на престол долгие годы был епархиальным архиереем в своей родной стране и был далек от ватиканской курии. Его преемник, напротив, проработал в курии свыше двух десятков лет, став одним из двух наиболее влиятельных ее членов, наряду с государственным секретарем кардиналом Анджело Содано. Мюнхенской епархией же новый Папа руководил менее пяти лет. Иоанн Павел II был известен своими выступлениями перед сотнями тысяч своих почитателей во время многочисленных пастырских поездок. Ратцингер предпочитает массовым акциям углубленные теологические дискуссии с участием знатоков богословия и канонического права. Папу-пастыря сменил Папа-ученый.

Консерватор или реформатор?

Общим местом стала точка зрения о том, что "Панцеркардинал" является консервативным католиком. Действительно, нынешний Папа неоднократно выступал против однополых браков и абортов, гомосексуализма и радикального феминизма, женского священничества и отмены целибата (безбрачия) клириков. Однако с точно такими же заявлениями выступают многие представители самых разных церквей, включая и православных, для которых подобная позиция является общим местом (исключая целибат, который не соответствует православной традиции). Логичнее считать нового Папу умеренным консерватором - к тому же многие другие возможные кандидаты, считавшиеся либералами, на практике вряд ли пошли бы на масштабные и радикальные реформы, угрожающие церковному единству. Скорее всего, даже Папа-либерал не пошел бы дальше стимулирования полемики по наиболее острым вопросам современной католической жизни и определенных жестов в сторону приверженцев реформ.

Более того, в период действительно весьма консервативного (без "умеренности") понтификата Пия XII (1939-1958 гг.) молодой теолог Ратцингер принадлежал к группе ученых, которых подозревали в модернизме и либерализме. В ходе знаменитого Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.) он был советником германского кардинала Фрингса и принял участие во всех соборных сессиях. В своих трудах кардинал Ратцингер неоднократно уважительно отзывался о решениях собора, которые дали импульс обновлению католицизма, в том числе и оживили теологические дискуссии.

Сам Ратцингер говорил о том, что после собора не он сдвинулся вправо, а мир - влево. Действительно, иногда дискуссии заходили слишком далеко. Так, коллега Ратцингера по Тюбингенскому университету Ганс Кюнг публично отверг папскую энциклику, осуждающую контроль над рождаемостью. Ватикан в ответ подверг его критике, на что Кюнг откликнулся контробвинениями в "инквизиторстве". Затем Кюнг отверг догмат о папской непогрешимости. Кроме того, теолог пришел к выводу, что Христос, вполне возможно, не был Богом, а лишь "представителем Бога". Для любого правоверного католика (да и православного) подобная теория является возмутительной ересью. Только после этого Конгрегация вероучения в 1979 году (то есть еще до прихода в нее Ратцингера) запретила Кюнгу преподавание в католических вузах.

Ратцингер, в отличие от Кюнга, не хотел рвать с церковной традицией, что стоило ему места преподавателя в Тюбингене. В мятежные 60-е годы он оказался слишком негибким, считая, что "любому оскорблению веры необходимо оказывать немедленное сопротивление". Студенческая же масса пыталась сочетать идеи Маркса, Ленина, Мао и "Иисуса как первого революционера". Профессора типа Кюнга стремились адаптироваться к взглядам своих учеников, Ратцингер же не боялся вступать с ними в открытую полемику. Позднее он называл воззрения студентов-леваков "тираническими, бесчеловечными и жестокими": хотя бы потому, что они не призвали за своими оппонентами права на собственное мнение и даже в стиле хунвейбинов применяли по отношению к ним физическое насилие. Одну из лекций будущему Папе так и не удалось закончить - буйные студенты вынесли его на улицу. Не получив поддержки со стороны коллег, Ратцингер был вынужден покинуть Тюбинген и занять кафедру в более спокойном Регенсбургском университете в родной Баварии. Именно за такую позицию его и назвали консерватором.

Уже будучи главой Конгрегации вероучения, Ратцингер был известен тем, что занимался, помимо прочих дел, и вопросами отлучения от церкви виновных в разных проступках, что "модернисты" нередко ставят ему в упрек. Но если посмотреть повнимательнее, то получается, что все "ратцингеровские" отлучения не тянут на "ужасы инквизиции". Действительно, среди отлученных - несколько женщин, которые попытались стать "священницами" и приняли рукоположение от члена одной из маргинальных группировок, не находящейся в общении с Ватиканом. Кроме того, была отлучена директриса клиники-абортария, некий священник, самовольно провозгласивший себя настоятелем храма, и другие подобные персонажи. Для сравнения напомним, что РПЦ в 1993 году без лишних церемоний лишила священного сана Глеба Якунина за несанкционированное участие в парламентских выборах.

Единственный серьезный случай отлучения при Ратцингере связан, как ни странно, не с деятельностью либералов, а с личностью ультраконсервативного архиепископа Марселя Лефевра, который не признал решения Второго Ватиканского собора об отказе от латинской мессы, вышел из подчинения Святого престола и без его разрешения рукоположил четырех епископов. Ратцингер до самого последнего момента лично пытался найти компромисс с Лефевром, но потерпел неудачу - недоверчивый архиепископ отказался мириться с Ватиканом. Только тогда пришлось пойти на крайнюю меру.

Соратник "польского Папы"

Без Ратцингера трудно представить себе понтификат Иоанна Павла II. Во-первых, как и покойный Папа он является противником богословского радикализма, который может сделать католическую церковь с ее многовековой традицией трудноотличимой от протестантизма с его крайне либеральным подходом к морально-нравственным проблемам, а также к церковным традициям (достаточно вспомнить недавнее введение женского священства у англикан).

Во-вторых, "панцеркардинал" сыграл значительную роль в наведении порядка во внутриватиканских делах. Достаточно вспомнить, в каком состоянии покойный Папа принял курию. Ее сотрясали многочисленные скандалы, начиная от обвинений в коррупции в адрес почтенных прелатов (в том числе имевших отношение к Ватиканскому банку, втянутому в сомнительные финансовые операции) и заканчивая упорными слухами о принадлежности некоторых кардиналов к масонству. Говорили даже о том, что Папа Иоанн Павел I, понтификат которого длился всего несколько недель, был отравлен при участии высших иерархов церкви, которых он хотел отстранить от занимаемых ими постов. Имя тогдашнего главы Ватиканского банка американского архиепископа Марцинкуса соседствовало на страницах газет с именами темных дельцов, имеющих прямое отношение к мафии.

Церковная дисциплина была расшатана, целый ряд священников, в том числе в Латинской Америке, не скрывал своих симпатий к левацким политическим силам. В Колумбии пастыри не просто вступали в ряды ультралевых групп, тесно связанных с местными наркобаронами, но и становились их лидерами. Многие священники больше славили Фиделя и Че Гевару, чем Иисуса и Марию. На этом фоне избрание Папой польского кардинала выглядело вполне логичным - курия изрядно дискредитировала себя в глазах многих церковных деятелей из разных стран своей неспособностью контролировать положение дел в церкви.

За время понтификата Иоанна Павла II ситуация принципиально изменилась. Был урегулирован скандал вокруг Ватиканского банка. Марцинкуса тихо отправили в отставку. Церковь официально подтвердила свое негативное отношение к масонству, что оказалось очень своевременно в связи с громким скандалом вокруг политизированной ложи "П-2" - это стало одним из первых шагов Ратцингера во главе "инквизиции". Дисциплину удалось навести ценой ряда решительных мер, вплоть до увольнения генерала ордена иезуитов, допустившего разброд и шатания среди подчиненных. Престиж курии постепенно восстановился, что сделало возможным избрание Папой одного из ее представителей.

Папа и политика

Германские политики восприняли избрание "немецкого Папы" с демонстративным энтузиазмом. Особенно был доволен премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер, который заявил, что "произошло историческое событие, переполняющее наши сердца радостью". "Это не только великий день для всемирной церкви, но прекрасный и великолепный день для Баварии и всей Германии", - подчеркнул Штойбер. Радость Штойбера вроде бы понятна. Во-первых, папой избран его земляк, во-вторых, сам Штойбер исповедует католицизм. В-третьих же, в Германии не за горами выборы, и "баварский бультерьер" (так называют Штойбера на родине) имеет неплохие шансы взять реванш за поражение в 2002 года, когда Герхард Шредер с огромным трудом удержался на посту канцлера. И для его "христианской" коалиции ХДС-ХСС поддержка - пусть и опосредованная - со стороны Папы была бы как раз к месту.

Но не все так просто. Дело в том, что отношении между Ратцингером и Штойбером в последние годы никак нельзя назвать идиллическими, причем причина этого - в жесткости и принципиальности первого из них. Все началось с того, что Ратцингер направил Штойберу (не как премьеру, а как главе ХСС) письмо, в котором настаивал на том, чтобы все женщины, сделавшие аборт, получали бы документальное подтверждение отпущения грехов (знаменитые индульгенции), если они желают остаться в лоне католической церкви. Штойбер хоть и католик, и консерватор, и лидер христианской партии, но пойти на такой шаг без проблем для своей репутации - особенно за пределами Баварии - он не мог. Прослыть "религиозным фундаменталистом" для кандидата в канцлеры европейского демократического государства было бы равносильно харакири. Таким образом, "умеренный консерватизм" в рамках католической церкви оказался плохо совместимым с доминирующими тенденциями в современной Европе (и, добавим, Америке). Для многих европейцев позиция Ратцингера в области моральных ценностей является однозначно консервативной без какой-либо умеренности.

Штойбер серьезно обиделся, посчитав, что кардинал поставил его в неудобное положение. Ответом баварского премьера стал отказ прибыть на 75-летний юбилей Ратцингера - вместо него в Ватикан поехала министр по социальным делам Криста Штевенс, которая вызвала новый скандал, прибыв на аудиенцию к Иоанну Павлу II в брючном костюме. Сие действие Ратцингер расценил как оскорбление.

Не исключено, что теперь два баварца помирятся - в конце концов, одно дело конфликтовать с кардиналом, пусть даже и крайне влиятельным, другое дело - с понтификом. Впрочем влияние Ратцингера на политические процессы в Германии не стоит преувеличивать. Проведенный еженедельником "Шпигель" 5-7 апреля социологический опрос показал, что число немцев, выступающих против избрания Ратцингера Папой, превзошло число сторонников в отношении 36% к 29%, тогда как 17% не имеют предпочтений. Впрочем, это было еще до получения сообщения о результатах голосования. Не исключено, что предстоящий в августе визит Папы Бенедикта на родину (это будет его первая зарубежная поездка) повысит его популярность в стране.

Принципиальность в вопросах веры является для нового Папы приоритетом и в определении отношения к политикам из других стран, которые исповедуют католицизм. Например, Ватикан крайне сдержанно воспринял выдвижение Джона Керри кандидатом на пост президента США. Казалось бы, иерархи должны были радоваться - впервые со времен Джона Кеннеди католик мог торжественно въехать в Белый дом. Но Керри - сторонник абортов и вовсе не хотел менять свою позицию в угоду иерархи собственной церкви, теряя при этом миллионы голосов избирателей. Утверждают, что именно Ратцингер стоял за рекомендацией Ватикана отлучать от причастия политиков, не признающих учения церкви (то есть и приемлющих аборты), которая совпала с избирательной кампанией Керри. Впрочем, американские епископы, будучи в большинстве своем людьми либеральными и прагматичными, не пожелали применить санкции ни к Керри, ни к его коллегам-единомышленникам.

Столь же кардинал "неполиткорректен", когда речь идет об отношении политиков к проблеме европейской идентичности. С точки зрения Ратцингера, она носит сугубо христианский характер, и туркам-мусульманам нет места в объединенной Европе. Он подверг критике заявление бывшего президента ФРГ, социал-демократа Йоханнеса Рау, который признал ислам и христианство духовно равнозначными для Европы. Таким образом, новый Папа не боится оказаться в меньшинстве и утратить поддержку тех или иных европейских лидеров, которые выступают в качестве искренних или конъюнктурных сторонников "мультикультурализма".

Новый Папа и православная церковь

Избрание кардинала Ратцингера Папой вызвало массу комментариев относительно характера будущих контактов между Ватиканом и Русской православной церковью. По большей части, они выдержаны в сдержанно-оптимистическом ключе - мол, "консерватор" и немец Ратцингер лучше поймет "консерватора" и немца Ридигера, чем польский Папа Войтыла, выходец из страны, исторического конкурента России в борьбе за влияние в славянском мире. Что при Ратцингере Святой престол не будет поддерживать униатов в Украине, а то и отзовет из России польских священников, которых РПЦ обвиняет в прозелитизме на своей канонической территории. После чего, вероятно, и станет возможной эпохальная встреча Папы и Патриарха, которая так и не состоялась при жизни Иоанна Павла II. Либеральный же Папа усилил бы католическую "экспансию" на Восток и не смог бы понять русских хранителей традиции.

Действительно, Ратцингер, будучи умеренным консерватором, уважает восточно-православную богословскую и литургическую традицию. Он называет Россию страной, "которая через великие иконы открыла нам особенный взгляд на Христа и своих святых", а также полагает, что в ней "через любовь к литургии всегда сохранялась вера, несмотря на все исторические потрясения". Но вот никакого права на каноническую территорию, неприкосновенную для инославных миссионеров, он не признавал и не признает. Еще будучи кардиналом, он осудил частое использование термина "церкви-сестры" в отношении православных церквей и четко зафиксировал свою позицию: "строго говоря, существует лишь одна Церковь". Понятно, что речь идет о католической церкви. А раз так, то какие-либо серьезные уступки православию в период понтификата Бенедикта XVI выглядят крайне маловероятными.

Что касается отношения к Польше и польским священникам, то любой Папа - прежде всего реалист. Сейчас Польша является одной из наиболее позитивно относящихся к католицизму европейских стран, ее представители до самого конца отстаивали включение в текст Конституции объединенной Европы упоминание о "христианских корнях" Старого Света, поддерживая позицию Ватикана. Если Ратцингер хочет преодолеть кризис католицизма в современной Европе, то без поддержки поляков ему не обойтись. Да, в ближайшем окружении Папы не будет польских прелатов, но показательно, что уже в этом году он собирается посетить Польшу, подчеркивая тем самым, что высоко ценит верность этой страны принципам католицизма - кстати, куда менее модернистского, чем, например, в Германии: это также не может не привлекать нового Папу. Поэтому спокойной жизни при новом Папе РПЦ ждать не приходится.

Папа Бенедикт

Избранное новым Папой имя - Бенедикт XVI - дает возможность порассуждать о приоритетах начинающегося понтификата. Действительно, несмотря на свою роль ближайшего соратника Иоанна Павла II и репутацию продолжателя его дела, Ратцингер не взял себе его имя, что внешне выглядело бы логично. Скорее всего, это произошло по двум причинам. Первая может заключаться в том, что новый Папа не хочет быть "тенью" своего великого предшественника и не согласен с теми, кто рассматривает его понтификата как "переходный". Действительно, несмотря на почтенный возраст, новый понтифик известен своей энергией, а его интеллектуальные способности являются столь же выдающимися, как и много лет назад. Напомним в связи с этим, что последний по времени выбор "переходного Папы" привел в Ватикан столь же пожилого кардинала Ронкалли, ставшего Папой Иоанном XXIII и успевшим заложить основы масштабной реформы католической церкви.

Что же до второй причины, то она, скорее всего, заключается в нежелании Ратцингера лишний раз подчеркивать уважение к либеральной католической традиции, неразрывно связанной с именами Иоанна XXIII и Павла VI.. Отсюда и уважение, которое питает Ратцингер к фигуре основателя консервативного ордена "Опус Деи" Хосемарии Эскривы де Балагера - в этом он был солидарен со своим почившим предшественником.

Выбор же имени Бенедикт, по словам самого Ратцингера, связан с тем, что святой Бенедикт Нурсийский, живший в VI веке и считающийся основателем европейского монашества, является также католическим патроном "Старого света". Сейчас, когда Европа отходит от христианства, такое напоминание выглядит как своеобразная программа, направленная на возврат к истокам. Кроме того, имя Бенедикт напоминает о другом Папе, носившем его - Бенедикте XV, понтификат которого пришелся на годы первой мировой войны. Как и Ратцингер, он был выходцем из курии, был умеренным церковным деятелем. В период войны он неоднократно обращался к воюющим сторонам с призывом к миру, за что в странах Антанты, имевших больше шансов на победу, его обвиняли в прогерманских симпатиях - вспомним, что и сейчас Ватикан резко негативно относится к силовым методам разрешения конфликтов, включая недавнюю войну в Ираке. Бенедикт XV осуждал геноцид армян и преследования верующих в советской России. Кроме того, при нем был принят новый Кодекс канонического права, который сыграл значительную роль в упорядочивании религиозного законодательства. Новая редакция кодекса вышла в свет в 1980-е годы при активном участии Ратцингера.

Таким образом, новый Папа сделал заявку на проведение умеренного курса, дистанцируясь как от крайних критиков "Второго Ватикана" (в противном случае он, скорее всего, избрал бы имя Пий, которое носили несколько крайне консервативных Пап), так и от сторонников либерального курса, пытаясь найти "золотую середину". Вряд ли он будет столь же популярен как его предшественник, но, видимо, жесткий и принципиальный в вопросах веры Папа Бенедикт XVI к этому и не стремится.

Великий инквизитор на Святом престоле

19 апреля конклав кардиналов с третьей попытки избрал новым Папой Римским 78-летнего немецкого кардинала Йозефа Ратцингера. По всей видимости, в ходе двух первых голосований, после которых из трубы на крыше Сикстинской капеллы начинал идти черный дым, "прогрессивное" крыло коллегии кардиналов пыталось отвратить неотвратимое. Ортодокса и консерватора Йозефа Ратцингера уже несколько лет считали фаворитом среди других претендентов на Святой престол. В последние дни понтификата Иоанна Павла II и в преддверии конклава противники Ратцингера тщетно пытались доказать, что католической церкви нужен человек не столь несгибаемых взглядов и к тому же более молодой. Однако Господь, решающий, по словам католиков, кому быть его наместником на Земле, рассудил иначе.

Выборы 265-го Папы Римского завершились в рекордно короткие сроки. Для сравнения - предыдущего понтифика выбрали с девятой попытки. Как и тогда, в 1978-м году, дым, сообщающий верующим об исходе очередного голосования, был сероватым. В многотысячной толпе на площади перед собором святого Петра никак не могли понять, пора ли начинать ликование. Сомнения развеялись со звоном колоколов базилики. Примерно через час на балкон собора вышел чилийский кардинал Хорхе Артуро Медина Эстевес, который произнес долгожданные слова: "Annutio vobis gaudium magnum: habemus Papam!", что в переводе с латыни означает "Великую радость возвещаю вам: у нас есть Папа!". Имя нового понтифика и он сам, вышедший вслед за кардиналом Эстевесом на балкон, вызвали в толпе настоящее ликование.

Наверняка среди зрителей, большая часть из которых наблюдала за сменой власти в Ватикане впервые, были и разочарованные. По свидетельству некоторых журналистов, итальянцы, услышав имя Ратцингера, расстраивались до слез и уходили с площади. На самом деле, верится в это с трудом. Как бы ни хотелось кому-то видеть на папском престоле другого человека, всеобщее ликование и торжественность момента захватили всех. Одна итальянка средних лет в кратком интервью российскому телеканалу НТВ сказала, что ожидала от кардиналов другого решения, но - "Ратцингер, так Ратцингер". Другие со счастливыми лицами кричали, что не сомневались в победе немецкого кардинала. Так или иначе, но, глядя на благословляющего толпу Йозефа Ратцингера, а ныне Бенедикта XVI, было ясно, что в роли Папы Римского он чувствует себя очень естественно.

Номер шестнадцатый

Вопрос о том, какое имя новый понтифик выберет себе после избрания, был не менее важен, чем само его назначение. Считается, что Папы берут имена тех своих предшественников, которые наиболее им импонируют, и, таким образом, отдают им дань уважения. Называя свое новое имя, избранник тем самым словно намекает на то, чего стоит ждать пастве. Перед нынешними выборами среди возможных имен называли Иоанна Павла III, Пия XIII и ряд других, но о Бенедикте почему-то не вспоминали.

Последний до вчерашнего дня Папа по имени Бенедикт, пятнадцатый по счету, возглавлял католическую церковь с сентября 1914 по январь 1922 года. Он был итальянцем - выходцем из Генуи, в миру его звали Джакомо делла Кьеза. Интересно, что все Бенедикты на Святом престоле были либо итальянцами, либо, в редких случаях, французами. Еще один Бенедикт - антипапа - был испанцем.

Вообще, Бенедикт XVI стал всего лишь восьмым выходцем из Германии среди наместников святого Петра. Понтификат первых шести его предшественников пришелся на одиннадцатый век, а седьмой - Адриан VI (1522-1523) - был последним до Кароля Войтылы иностранцем во главе Ватикана. Самым влиятельным из пап-соотечественников Бенедикта XVI был Лев IX (1049-1054), на семилетний понтификат которого приходится одно из важных событий в истории христианской церкви - ее окончательный раскол на римско-католический Запад и византийский Восток (1054).

Но вернемся к имени нового понтифика, которое, как считают, может пролить свет на ближайшее будущее католической церкви. Понтификат Бенедикта XV пришелся на Первую мировую войну - он был избран на папский престол через месяц после ее начала. Папа выступил яростным противником войны, предприняв несколько неудачных попыток примирить противников. В своих дипломатических шагах Папа не делал различия между союзами держав, участвовавших в войне, заявляя о нейтралитете, хотя некоторые историки утверждают, что он был противником социалистов. Аргументом в пользу этого мнения служит то, что Папа считал основной причиной войны дехристианизацию мира, воинствующее безверие. После войны Бенедикт XV делал все для того, чтобы установить хорошие отношения со старыми и новыми государствами преобразованной Восточной и Центральной Европы (к Советской России это, естественно, не относилось). Для примирения с Францией Папа канонизировал ее национальную героиню Жанну Д"Арк.

Из других свершений Бенедикта XV нужно отметить утверждение Кодекса канонического права, действующего до сих пор, и создание Конгрегации по делам восточных церквей в мае 1917 года. Сейчас эта структура ведает делами восточных католических церквей любых обрядов. Ее юрисдикция распространяется на католические церкви в Африке, на Ближнем Востоке, на Балканах, в постсоветских республиках.

Кроме того, Папа регламентировал церковные проповеди и запретил вести с кафедры политическую агитацию. В своей энциклике 1920 года на 1500-летие со дня смерти одного из отцов церкви святого Иеронима Бенедикт XV предупредил богословов о необходимости согласовывать в интересах веры традицию и новые научные результаты.

В целом, Бенедикта XV можно назвать миротворцем и неплохим дипломатом. В самой церкви он провел не так много реформ, к тому же упорядочиванием церковной жизни активно занимался его предшественник Пий X. Бенедикт XV был хорошим оратором, восторженно относился к классической литературе и к итальянскому языку.

Говорят, что новый Папа - консерватор, но мы еще не знаем, какого курса он намерен придерживаться. Говорят, что он - "переходный" понтифик... но только время покажет, какую позицию он займет, когда встретится лицом к лицу со всеми проблемами, поразившими католическую церковь.

Президент Коста-Рики Абель Пачеко

Нового Папу Бенедикта XVI также называют интеллектуалом - он владеет 10 языками, обладает 8 докторскими степенями по теологии и философии, слывет хорошим пианистом. Что касается его мировоззрений, то ни для кого не секрет, что для кардинала Ратцингера на первом месте всегда было твердое следование церковным канонам и доктринам. По его собственным словам, когда-то он считался либералом, но с тех пор мир настолько изменился, что теперь его воззрения стали консервативными. Избрание Ратцингера главой католической церкви означает, что на ближайшие несколько лет о радикальных реформах, таких как отмена целибата, ослабление запрета на использование контрацептивных средств, смягчение позиции по вопросу об однополых браках и, особенно, абортах, стоит забыть. Впрочем, об умеренных реформах, скорее всего, - тоже.

Споспешник истине

Будущий Бенедикт XVI родился в небольшом баварском городе Марктл-ам-Инн 16 апреля 1927 года, так что его крещение пришлось на страстную субботу. Маленький Йозеф стал первым младенцем, крещенным в тот день в местной церкви накануне Пасхи, и позже он назвал это знаком свыше. Родителей Ратцингера звали Йозеф (Иосиф) и Мария, что также выглядит весьма символично.

В своих воспоминаниях Ратцингер затрудняется сказать, какое место он считает домом своего детства. Его отец был полицейским, который постоянно получал новые назначения, и семья переезжала с места на место. Правда, в 1932 году поводом для переезда стало не новое назначение, а критические высказывания, которые Ратцинегер-старший отпускал в адрес нацистов. В 1937 году, после того как отец Ратцингера был уволен со службы, семья поселилась в городе Траунштейн, где Ратцингер и провел большую часть своей юности. В местной гимназии он изучал классические языки - греческий и латинский.

В год начала Второй мировой войны Ратцингер стал слушателем местной семинарии, таким образом положив начало своей духовной карьере. Особенно удивительным на этом фоне кажется связь молодого Йозефа с нацистским движением. В автобиографии и книге "Соль земли" Ратцингер рассказывает, что вступил в молодежную фашистскую организацию "Гитлерюгенд" против воли, вслед за своим старшим братом Георгом. Это случилось в 1941 году. В одном из недавних интервью, еще будучи кардиналом, Ратцингер подчеркнул, что вскоре перестал посещать собрания "Гитлерюгенда", хотя это и стоило ему утраты значительных льгот при оплате обучения.

В 1943 году 16-летний семинарист вместе со всеми своими однокашниками был призван в войска противовоздушной обороны. Год спустя он достиг призывного возраста, и его направили на работы под руководством австрийского легиона. Позже Ратцингер напишет, что легион состоял из "фанатичных идеологов, беспрестанно нас тиранивших". В ноябре 1944 года Йозеф был направлен на прохождение военной подготовки в качестве пехотинца, однако из-за слабого здоровья почти не участвовал в обучении.

Незадолго до конца войны, когда армия союзников была уже близко, молодой солдат не выдержал и дезертировал из армии, вернувшись в родное селение. И надо же было такому случится, что именно в доме Ратцингеров союзники, занявшие Траунштейн, устроили свой штаб. Когда выяснилось, что младший Йозеф служил в немецкой армии, его отправили в лагерь для военнопленных. Правда, он провел там всего несколько месяцев и был освобожден 19 июня 1945 года. Уже в ноябре Йозеф смог возобновить занятия в духовной семинарии.

В 1951 году, спустя два года после поступления в богословский институт при Мюнхенском университете, 24-летний Йозеф Ратцингер был рукоположен в священники кардиналом Фаульхабером. Вместе с ним духовный сан получил его старший брат. В 1953 году Ратцингер с успехом защитил в Мюнхенском университете докторскую диссертацию "Люди и Дом божий в учении о Церкви святого Августина", а шесть лет спустя занял пост преподавателя кафедры богословия Боннского университета.

Не только сегодня, не только в специфических условиях нашей современной ситуации вера оказывается чем-то проблематичным и даже почти невозможным. Вера - это всегда скачок через бесконечную пропасть, скачок из мира человеческого обладания, который сам завладевает человеком. Вера всегда заключает в себе нечто от рискованного разрыва и прыжка за черту осязаемого. В любую эпоху в ней содержится риск принять в качестве подлинной реальности и данности не одно лишь зримое. Никогда вера не была просто способом подхватить человеческое существование, соскальзывающее в пропасть от самого себя; она всегда призывала к глубинному экзистенциальному решению и во все времена требовала от человека внутреннего переворота, достижимого только путем осознанно принятого решения.

Йозеф Ратцингер

В годы проведения Второго Ватиканского собора (1962-1965) Йозеф Ратцингер имел возможность познакомиться с будущим Папой Римским Иоанном Павлом II, который тогда был одним из самых молодых участников собора, епископом Каролем Войтылой. Ратцингер присутствовал на всех четырех сессиях собора в качестве советника кельнского кардинала Йозефа Фрингса.

В 1963 году Ратцингер перешел в университет Мюнстера, а три года спустя занял должность замглавы кафедры догматической теологии в университете Тюбингена. В 1968 году в университете, вслед за всей Европой, начались волнения, связанные со стремительным распространением среди студентов промарксистких взглядов. Вспоминая это время в книге "Соль земли", Ратцингер называл доминировавшие тогда воззрения "тираническими, бесчеловечными и жестокими". По его словам, тогда он понял, что "любому оскорблению веры необходимо оказывать немедленное сопротивление". Во время одного из выступлений Ратцингера, вступившего в борьбу с модной идеологией, группа студентов просто вынесла из университета.

В результате святой отец решил оставить мятежный Тюбинген и вернулся в родную Баварию. Он начала преподавать в университете Регенсбурга и через некоторое время стал деканом, а затем вице-президентом университета и в конце концов - советником немецких епископов по вопросам богословия.

В 1972 году Ратцингер вместе с рядом других богословов в противовес антиклерикальным журналам и газетам, заполонившим Европу, основал теологический журнал Communio ("причастие" - лат.), посвященный католическому богословию и культуре. Со временем издание стало очень популярно среди католиков, оно выходит и по сей день.

24 марта 1977 года Йозеф Ратцингер стал архиепископом Мюнхена, а уже в июне Папа Павел VI возвел 50-летнего архиепископа в ранг кардинала. Принимая сан архиепископа, отец Ратцингер выбрал в качестве своего духовного девиза определение из 8 стиха 3-го послания святого апостола Иоанна - "споспешник истине".

Год спустя кардинал Ратцингер принял участие в своем первом конклаве кардиналов, который завершился избранием польского кардинала Войтылы Папой Римским. Через два года Иоанн Павел II предложил мюнхенскому кардиналу возглавить Конгрегацию католического образования, однако Ратцингер отказался, сославшись на то, что не может покинуть свой пост в Мюнхене так скоро. Однако уже в 1981 году он согласился стать префектом Конгрегации вероучения, занимающей первое место среди прочих ватиканских конгрегаций. Именно она до начала XX века называлась Святой инквизицией, за которой закрепилась печальная слава одного из самых жестоких карательных органов в европейской истории.

Конгрегацию вероучения кардинал Ратцингер возглавлял вплоть до того момента, как стал Папой Бенедиктом XVI. Кроме того, 3 декабря 2002 года Ратцингер был избран деканом кардинальской коллегии, став таким образом "правой рукой" слабеющего Иоанна Павла II и одним из самых влиятельных людей в Ватикане. Именно при Ратцингере на посту префекта Конгрегации вероучения было отменено использование выражения "церкви-сестры" в диалоге с православными церквями, что стало в свое время преградой для встречи покойного понтифика и российского Патриарха Алексия II. За подписью Ратцингера Конгрегация издавала документы, исключающие возможность признания гомосексуализма как нормальной части христианской жизни, а также осуждающие однополые браки и радикальный феминизм как явления, ставящие под угрозу институт брака.

За твердую веру

Бывшего префекта Конгрегации вероучения - по понятным причинам - иногда называли "Великим инквизитором". Конечно, современная "инквизиция" никого в тюрьму не сажает и страшным пыткам не подвергает. Однако жесткости в высказываниях Ратцингеру не занимать. На церемонии открытия конклава 18 апреля Ратцингер высказался резко против попыток модернизации и либерализации католической церкви. "Веру, которая пытается следить за новыми веяниями и модой, нельзя назвать взрослой, зрелой. Зрелая вера - это вера твердая, укоренившаяся, непоколебимая в своей любви к Христу. И именно эта любовь вдохновляет нас на все благое и дает нам силы и средства различать доброе от злого и истинное от ложного", - подчеркнул кардинал, еще не зная, что спустя сутки эти слова станут программой нового Папы Римского.

А значит, католическая церковь вынесла свой приговор современному миру, отказавшись признать заслуживающими внимания те изменения, которые произошли в нем за последние четверть века. Своим восшествием на престол новый Папа Бенедикт XVI напоминает, что глава Ватикана является преемником святого апостола Петра, про которого Иисус Христос сказал: "На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".

    Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) - Йозеф Алоиз Ратцингер (Joseph Alois Ratzinger) родился 16 апреля 1927 года в селении Марктль ам Инн в Баварии (Германия) в семье полицейского. Когда ему было два года его семья переехала на австрийскую границу, а в 1932 году в альпийский городок… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Ратцингер, Йозеф - Бенедикт XVI Benedictus PP. XVI 265 й папа римский … Википедия

    Йозеф - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Йозеф многозначный антропоним … Википедия

    Ратцингер - (нем. Ratzinger) немецкая фамилия. Известные носители: Ратцингер, Георг: Георг Ратцингер (1844 1899) баварский политик и публицист Георг Ратцингер (род. 1924) его внучатый племянник, немецкий священнослужитель и музыкант… … Википедия

    Фрингс, Йозеф - Кардинал Йозеф Фрингс Kardinal Josef Frings … Википедия

    Бенедикт XVI - У этого термина существуют и другие значения, см. Бенедикт. Бенедикт XVI Benedictus PP. XVI … Википедия

    Конклав 2005 года - Похороны Иоанна Павла II Содержание … Википедия

    Бенедикт XVI (папа римский) - Бенедикт XVI Benedictus PP. XVI … Википедия

    Левада, Уильям - Кардинал Уильям Джозеф Левада Cardinal William Joseph Levada … Википедия

    Папа Римский Бенедикт XVI - Глава римско‑католической церкви Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Алоиз Ратцингер, Joseph Alois Ratzinger) родился 16 апреля 1927 года в селении Марктль‑ам‑Инн в Баварии (Германия) в семье полицейского. Когда ему было два года, его семья… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Богословие Литургии , Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI). Выход в свет на русском языке книги Йозефа Ратцингера (папы Римского на покое Бенедикта XVI) 171;Богословие литургии 187;приурочен к 90-летию со дня рождения этого выдающегося иерарха и… Купить за 1586 руб
  • Иисус из Назарета , Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI). В своей первой написанной в сане понтифика книге Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) подводит своеобразный итог многолетним трудам, в центре которых неизменно оказывается главный вопрос -… Купить за 540 руб
  • Иисус из Назарета. Часть вторая. От Входа в Иерусалим до Воскресения , Кардинал Йозеф Ратцингер, Папа Бенедикт XVI. «Наконец-то, я могу предложить вниманию читателей вторую часть моей книги об Иисусе из Назарета. Ввиду ожидаемого разнообразия откликов на первую часть меня особенно воодушевил тот факт, что…