Соловки — Летопись возрождения. Отец Герман в Свято-Троице-Сергиевой Лавре: отчитка Сделал доброе дело - готовься к искушению

Чем знаменит Соловецкий монастырь? Где находится Соловецкая обитель? Что мы знаем о подвижниках и насельниках монастыря?

Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах в Белом море . Точный адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, Соловецкое сельское поселение, посёлок Соловецкий, Соловецкие острова.

Добраться на Соловки можно через Архангельск (из аэропортов Васьково и Талаги или через Северное морское пароходство) или Кемь (из порта в пригороде Кеми – Рабочеостровска).

Основатели Соловецкого монастыря

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет “к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему”.

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.

В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

Преподобный Герман и Соловецкий монастырь

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был “сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях”. Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV – начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

Пять столетий истории Соловецкого монастыря

В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь – форпост Православия в Северной Руси.

В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь.

Игуменство святителя Филиппа

В годы игуменства святителя Филиппа (1548 – 1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552 – 1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. По благословению святителя Филиппа прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма. Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь.

В 1558 году заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 году строительство собора было завершено (уже в отсутствие игумена Филиппа). 6 (19) августа храм освящен, а 8 (21) августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в придел.

Соловецкий монастырь и жертвы опричнины

В 1566 году, повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви.

Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году.

В конце XVI века монастырь становится “великой государевой крепостью”. При игумене Иакове в 1582 – 1594 годах были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). В 1601 году он возвел над Святыми вратами церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этому зодчему возможно принадлежат и другие сооружения: западное крыльцо, примыкающее к трапезной; галерея, соединяющая центральные храмы обители, построенные при святителе Филиппе.

Защита монастыря

Тяжелые заботы по защите монастыря и прибрежных владений легли на плечи преподобного Иринарха, который был игуменом с 1614 по1626 год. Отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, нес сторожевую службу. Число “воинских людей” было увеличено до 1040 человек. Понимая трудное положение обители и ее важную роль в обороне Поморья, царь Михаил Феодорович на 5 лет освободил монастырь от уплаты пошлины и пожаловал его новыми угодьями.

В 1646 году игумен Илия получил грамоты от царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо – Преображенском соборе. В 1652 году по царскому указу состоялось перенесение мощей великого угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В монастырь прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом новгородским Никоном, будущим патриархом. Он привез грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. Незадолго до этого события, в 1651 году по указу царя игумен Илия получил сан архимандрита. С этого времени настоятели Соловецкого монастыря возводились в этот сан.

“Соловецкое сидение”

В многовековой истории обители выделяются события, связанные с “Соловецким сидением” (1668 – 1676г.г.), восстанием иноков против церковных реформ. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря.

Посещение обители Петром I (1694, 1702 г.г.) стало свидетельством прощения опального монастыря.

Монастырское хозяйство

В середине XVIII века серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 году по высочайшему указу, так называемым “екатерининским штатам”, в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли. Число монахов в обителях было строго регламентировано светскими чиновниками. Нововведение имело и положительные стороны. Государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себе обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. В 1765 году монастырь становится ставропигиальным: из епархиального подчинения переходит в ведение Святейшего Синода.

В 1777 году было предпринято строительство каменной колокольни, а в 1798 году возведена больничная церковь во имя святителя Филиппа.

В XIX веке новый каменный храм, возведенный на месте деревянного, изменил архитектурный облик обители: в 1834 году завершено строительство церкви святителя Николая.

Испытания военного времени

Монастырь не избежал суровых испытаний военного времени. В 1854 году, когда Россия переживала трагические события Крымской войны, древние крепостные стены выдержали нападение с моря англо-французской эскадры. Оборону монастыря возглавил архимандрит Александр (Павлович).

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство.

В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, построена в 1860 году освященная в его честь церковь.

Паломники в начале XX века

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов – “безбрадых трудников”, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших “ради молитв преподобных” безденежно, и несколько сот наемных рабочих.

Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: “С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда”.

Подвижники благочестия

Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) – первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV – XVI), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов(в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.).

Разрушение Соловецкого монастыря

XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения – офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины.

Добровольное заточение

После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали “инструкторами” на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. “… Не стало больше окутывавшей остров оберегаемой от века тишины; место смиренных монахов и просветленных богомольцев заступили разношерстные лагерники и свирепая охрана; уже меркли тени прежних молельников за Русь и на развалинах скитов и часовен воздвигали лобное место для всего народа, – душа и сердце продолжали испытывать таинственное влияние вершившейся здесь веками жизни… несмотря ни на что! Влияние, заставлявшее вдумываться в значение подвига и испытаний”, – пишет соловецкий узник Олег Васильевич Волков.

Мученики

Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них в 1932 – 1938 годах были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру и Отечество. Более тридцати новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 года. Среди них имена священномучеников Евгения, митрополита Горьковского (1937); Александра, архиепископа Семипалатинского (1937); Илариона, архиепископа Верейского (1929); Петра, архиепископа Воронежского (1929); преподобномучеников архимандрита Вениамина (1928) и иеромонаха Никифора (1928).

Воспоминания

“Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь… Верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей – Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю. И ныне вся Русская Православная Церковь воспевает и прославляет подвиги первооснователей нашей обители вкупе с трудами, испытаниями и страданиями новомучеников и исповедников Соловецких”, – говорит архимандрит Иосиф, с 1992 года наместник возрождающегося Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Восстановление Соловецкого монастыря

Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. Разорение, которое пережила обитель и ее скиты в XX веке, оказалось настолько серьезным, что потребуются колоссальные усилия для воссоздания былого благолепия. Но невозможно восстановить Соловецкие святыни, ограничиваясь лишь реставрацией и хранением исторических и архитектурных памятников.

Возрождение монашеской жизни

В обители начала возрождаться монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Богослужения совершались в домовой церкви, устроенной насельниками обители во втором этаже корпуса у Никольских ворот. В Наместническом корпусе, разделяющем Северный и Центральный дворы монастырского комплекса, большая часть первого этажа была передана монастырю. Там разместились братские кельи, трапезная, подсобные помещения.

Указом от 9 февраля 1992 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил преосвященный Евлогий, епископ (ныне архиепископ) Владимирский и Суздальский.

Новая история

Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 года, наместник монастыря совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давались по жребию: одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзере. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 года, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.

19 – 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время Божественной литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Продолжение древней традиции

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигает Поклонные кресты. Первый из них в наше время был поставлен у Секирной горы 21 августа 1992 года в память всех погибших узников соловецкого лагеря. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер 3 июля 1994 года.

Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: “Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь”.

Летом 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во второй раз посетил Соловецкую обитель. В дар монастырю была передана икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири.

Обретение мощей

В 1999 году на острове Анзер были обретены честные мощи архиепископа Воронежского Петра (Зверева), принявшего мученическую кончину в Соловецких лагерях. Ныне мощи священномученика почивают в монастырской церкви святителя Филиппа, митрополита Московского, а на месте их обретения, за алтарем церкви Воскресения Христова, поставлена часовня. В 2000 году подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита на острове Анзер и перенесены в церковь Воскресения Христова.

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10 (23) августа.

На торжества в Соловецкую обитель в августе 2001 года прибыли Святейший Патриарх Алексий II и Президент России В.В. Путин. Патриарх освятил восстановленную церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, Соловецкого чудотворца, передал монастырю ковчег с частицей его святых мощей и чтимую реликвию – принадлежащее некогда святителю Филиппу каменное возглавие.

Освящение часовни

Памятным событием стало освящение часовни на берегу бухты Благополучия, построенной в XIX веке во имя святых апостолов Петра и Павла в память о посещении монастыря Петром I.

Помощь и поддержку Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю оказывают его попечители, ставшие продолжателями издревле существовавших на Руси традиций благотворительности. Многие из них приняли участие в соловецких торжествах и вместе с паломниками молились за патриаршими богослужениями. В 2001 году был образован Попечительский совет, в состав которого вошли около 20 различных организаций.

В августе 2002 года, к главным праздникам Соловецкой обители, в Спасо-Преображенском соборе сооружен пятиярусный иконостас, изготовленный попечением Вячеслава Кисилева, председателя Международного фонда имени преподобного Андрея Рублева.

29 августа 2002 года воздвигнут и освящен Поклонный крест в пустыни Святителя Филиппа, установленный в память невинно осужденных узников соловецкого лагеря. Крест знаменует также место, где находился храм во имя Божией Матери “Живоносный Источник”. Изготовлен крест при поддержке Московской международной детской киношколы.

Имя Божие не бывает поругаемо

Соловецкие острова – место особое в нашем Отечестве. Возрождается прославленная русская святыня. Безумие человеческое, которое творилось здесь, несло разрушения и смерть. “Как бы человек, последующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, будь то язычники-императоры Диоклетиан, Севериан и другие, начиная с Понтийского Пилата, и кончая теми, кто в прошлом веке преследовал всех, кто, исповедуя имя Божие, достойно пронес свой жизненный крест, – все гонители оказались посрамлены, – говорит наместник Соловецкой обители архимандрит Иосиф. Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники Российские. Если в 20-е годы минувшего столетия слово “Соловки” звучало зловеще, то теперь сюда тянутся многие сотни паломников из различных районов нашего необъятного Отечества и из зарубежья. Это свидетельствует о том, что имя Божие не бывает поругаемо”.

Примечания Правмира

Основные даты из истории Соловецкого монастыря

  • В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова.
  • В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.
  • В 1558 году заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия.
  • В конце XVI века монастырь становится “великой государевой крепостью”.
  • В середине XVIII века серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 году по высочайшему указу, так называемым “екатерининским штатам”, в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли.
  • После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН

«Соловки - это престол Божий,
где в любом месте можно совершать литургию».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

С самого открытия выставки «Не-перемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севе-ре в XX веке» на Соловках было ощущение, что она проходит в простран-стве, где герои этого проекта говорят с человеком сами.

Литию на открытии выставки служит духовник обители архимандрит Герман (Чеботарь)

Земля здесь дышит историей, несмо-тря на попытки «закрасить», приберечь на потом рассказ об истории Архипелага советского времени. Соловки - необыч-ное пространство: здесь сходятся линии истории, здесь дышит дух свободы, несмотря ни на что, здесь никуда не спря-таться... Всё открыто, и потому так остро чувствуется именно здесь, на святой зем-ле, чужеродный дух туризма и бизнеса. Но, слава Богу, мы не были туристами: у нас не было задачи «поставить крестик» на карте личной экскурсионной био-графии. Может быть, поэтому каждый день дарил нам встречи с уникальными людьми и реальной историей.

Чудом было каждый раз открывающееся нам со-бирающее действие памяти: сразу вокруг выставки возникли бескорыстные помощники: Пётр Михайло-вич Леонов - наш добрый друг на Соловках, дизайнер Елена Чекушкина, члены Товарищества Северного Мореходства, работающие в морском музее, Анна Пе-тровна Яковлева - экскурсовод Соловецкого музея - и многие другие соловчане, которые приносили букеты цветов, создавали специальные тележки для перевоза выставки, помогали найти витрины, сделать полочки и треноги, выпилить деревянные стрелочки для штенде-ра... Всего не перечислишь.

Соловки стали двадцатым местом проведения выставки на Севере, может быть, самым важным. К моменту экспонирования на архипелаге в составе выставки были представлены планшеты, рассказы-вающие об опыте духовного сопротивления в различ-ных регионах Архангельской области. Ведь в каждом уголке нашей области можно узнать о неиссякаемой силе духа, действующей в сердцах различных людей. Планшеты раскрывают истории жизни священнослу-жителей, писателей, философов, поэтов: архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), отца Павла Флоренского, сщмч. Илариона (Троицкого), сщмч. Николая Родимо-ва, членов общины архим. Сергия (Савельева), епи-скопа Макария (Опоцкого), поэта Иосифа Бродского, сщмч. Вениамина Петроградского и многих других людей праведной жизни, чьи судьбы переплелись с историей Русского Севера.

Открытие выставки состоялось 27 июля в здании бывшего учебного центра для заключённых, которое было построено в 1928-1929 годах на территории рабочего посёлка Соловецкого лагеря особого назна-чения (СЛОНа). Оно началось с литии новомученикам и исповедникам Российским, совершённой архим. Гер-маном, духовником Соловецкого монастыря. А дальше «Неперемолотые» стали собирать людей, приехавших из разных уголков страны: Санкт-Петербурга, Москвы, Курска, Тулы, Петрозаводска, Ярославля, Новгорода, Ижевска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Влади-мира, Архангельска, Северодвинска, Мезени.

Председатель Северодвинского общества «Совесть» Г.В. Шаверина рассказывает о сохранении памяти о невинных жертвах Ягринлага

Центром выставки стала экспозиция, где были представлены личные вещи архим. Сергия (Савелье-ва) - дар членов его общины архангельским малым православным братствам. Для многих посетителей история общины архим. Сергия (Савельева) стала от-кровением. Люди с благоговением прикладывались к священным реликвиям. Чудесным образом ожили для нас и слова о. Сергия: «Ещё я открою тебе одну тай-ну. Свято любя друг друга, мы не замыкались в себе. Родная жизнь тем и замечательна, что человек не один в ней, а вместе с другими проходит свой жизненный путь, и когда мутные волны бьют и угрожают ему по-топлением, то родная любовь спасёт от поглощения безымянной бездной. Она бессильна поглотить тех, кто связан узами любви, так как в ней присутствует Сам Христос: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Вот родная жизнь и является исполнени-ем этого завета. Это тоже чудо».

Во время Дней памяти жертв политических ре-прессий (которые проходят на Соловках уже двадцать шестой раз) с проектом, который был представлен уже в конференц-зале гостиницы «Петербургская», смогли познакомиться представители Польши, Норвегии, Ка-нады. В этом году на митинге в аллее памяти у Соло-вецкого камня не было украинской делегации, поэтому рушник на Поклонный крест, поставленный в память о погибших на этой земле, был повязан представителями Санкт-Петербурга.

По просьбе Иоанны Марциняк, жены генерально-го консула Республики Польша в Санкт-Петербурге, была проведена экскурсия для польской делегации по выставке «Неперемолотые». Особый интерес у них вы-звала история Свято-Сретенского храма в с. Заостровье и рассказ о том, как простые деревенские бабушки сохраняли свою святыню. Пани Иоанна знает об этом храме не понаслышке: она была в нём несколько лет назад, встречалась с настоятелем отцом Иоанном Приваловым. Искреннее удивились гости, увидев фото, где генеральный консул Польши Пётр Марциняк открывает памятники жертвам советского режима в Яренске и Пинеге. Мы снова убедились в том, как па-мять соединяет людей: краеведы области - О.А. Угрю-мов, Г.А. Данилова, И.А. Дубровина, с которыми сотрудничают поляки, активно помогали и в создании нашего проекта.

По вечерам пространство выставочного зала пре-вращалось в литературно-музыкальную гостиную, где были показаны композиции: «Его называли русским Леонардо да Винчи» об о. Павле Флоренском, «Подвиг длиною в жизнь» о епископе Луке (Войно-Ясенецком), «Пророк в своём отечестве?» о писателе А.И. Солже-ницыне, «А душа не тонет» об Ариадне Эфрон (Цве-таевой), «Последняя из рода Цветаевых», посвящённая Анастасии Цветаевой, и многие другие.

Наталья Голубева, Ольга Тушина

Из отзывов посетителей выставки

«Спасибо вам! Если мы забудем своё прошлое, оно вернётся и напомнит о себе. Такие выставки помогают не забыть и заново ощутить ту внутреннюю связь вре-мён, которая не должна исчезнуть из памяти».

«Пусть к вам приходят люди просвещённые, а если непросвещённые, чтобы они просвещались и чтобы сердца их бились».

«Выставка будит душу, совесть и... вдохновляет: помнить, узнавать, жить с верой, любовью и милосер-дием».

«Вы делаете чрезвычайно важное дело: собираете по крупицам сведения о новомучениках, осмысляете их и рассказываете нам. Это самый лучший способ про-славления новомучеников».

«Спасибо огромное, "неперемолотые" подвижники! Пока вера и служение людям не будут уничтожены - не иссякнет земля Русская "щедротами и богатством". Спасибо вам за память о наших отцах и дедах».

Родился в семье служащих.

С 1950 года был призван епископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) прислуживать за архиерейскими богослужениями. В 1955 году окончил среднюю школу и с благословения Ташкентского архиепископа Ермогена (Голубева) поступил в Саратовскую духовную семинарию, в 1956 году перешел в Ленинградскую духовную семинарию также с разрешения архиепископа Ермогена. В 1958-1960 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1960-1961 гг. был делопроизводителем Ташкентского епархиального управления, в 1962 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1962-1966 гг. учился в Ленинградской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Богослужение Святой Пасхи в его историческом развитии».

26 декабря 1965 года рукоположен во иеродиакона епископом Зарайским Ювеналием (Поярковым); 29 мая 1966 года рукоположен в иеромонаха митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым).

В 1966/67 учебном году иеромонах Герман состоял профессорским стипендиатом по кафедре Византологии, преподавал Литургику в семинарии и догматическое богословие в академии. 11 августа 1967 года был назначен инспектором Ленинградской духовной академии и семинарии с возведением в сан архимандрита, которое состоялось 12 сентября того же года. В 1967/68 учебном году преподавал в академии каноническое право.

В феврале-марте 1968 года был членом делегации Московской Патриархии в Западноевропейском Экзархате, посетил приходы Русской Православной Церкви в Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии; в марте-апреле того же года в составе делегации РПЦ был на III Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге; в июле как член делегации РПЦ принимал участие в работе IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Упсале (Швеция).

28 ноября 1968 года на заседании Священного Синода архимандриту Герману определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, а также ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.

В полдень 5 декабря того же года в храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение архимандрита Германа во епископа Тихвинского. При совершении чина наречения архимандрит Герман произнес речь, в которой, в частности, сказал: «Ваше Высокопреосвященство, Ваши преосвященства, святители Божии! В этот трепетный час, когда я предстою перед Вами, испытывая то, что может испытывать и переживать человек, вступающий на путь апостольского служения, мне вспоминаются внимание, дружелюбие и доброта людей, с которыми Господь судил мне встретиться. Это были школьные учителя и священники, наставники семинарии и академии, архиереи и миряне, большие друзья и просто знакомые, товарищи и сотрудники. Я помню радость моих родителей, когда покойный Владыка Гурий взял меня к себе в алтарь Ташкентского кафедрального собора и я стал его книгодержцем, я помню всех моих духовников, которые трудились над созиданием во мне „сокровенного в сердце человека“. Я знаю, что епископская митра - это терновый венец Христа. Епископ призван служить, а не господствовать, он призван душу отдать за избавление многих».

6 декабря 1968 года в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского была совершена хиротония архимандрита Германа во епископа Тихвинского.

После двухлетнего пребывания в должности ректора Ленинградской духовной академии и семинарии преосвященный Герман был назначен епископом Венским и Австрийским (до 1974 г.), Виленским и Литовским (1974-78 гг.), Тульским и Белевским (1978-86 гг.). В приходе святителя Николая города Вены епископ Герман основал детскую школу русского языка и православного воспитания; начал раз в месяц совершать Божественную Литургию на немецком языке для прихожан, не говорящих по-русски; регулярно выступал с проповедью и чтением Слова Божия по австрийскому радио; в Литве выступал с религиозными чтениями на собраниях епархиального духовенства. В 1980 году организовал епархиальное празднование 600-летия Куликовской победы с участием постоянных членов Священного Синода, за что Святейшим Патриархом Пименом был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. Епископ Герман проводил ежегодно по несколько пастырских собраний духовенства, что было не очень модно в то время; претерпел порицание от уполномоченного Совета по делам религии за требование совершать крещение взрослых через погружение.

29 июля 1986 года Владыке Герману определено быть архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом Средней Европы. В связи с 50-летием Высокопреосвященнейший Герман в 1987 году Святейшим Патриархом Пименом был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени. В 1988 году архиепископ устраивал отдельно в Западном и Восточном Берлине широкие празднования, посвященные 1000-летию Крещения Руси, при поддержке местных властей и религиозной общественности с приглашением Варшавского православного хора. К 20-летию архиерейства Владыка Герман был удостоен Святейшим Патриархом Пименом именной панагии и награжден государственным орденом «Дружба народов».

В 1989 году архиерей выступил инициатором проведения международной научной конференции в связи с празднованием 400-летия учреждения Патриаршества в России. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1990 году он предложил добиваться возвращения в собственность Церкви ее святынь, включая храмы, монастыри и другие виды церковного имущества, что получило одобрение участников Собора. После упразднения экзархатов на Архиерейском Соборе 31 января 1990 года архиепископ Герман получил титул «Берлинский и Лейпцигский», а через год ему было определено стать архиепископом Волгоградским и Камышинским.

25 февраля 2000 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 586 за усердное служение Церкви Божией архиепископ Герман был возведен в сан митрополита.

Награды

Церковные:

  • Орден св. равноап. блгв. кн. Владимира 2-й степени (во внимание к церковным заслугам и в связи с 50-летием со дня рождения, 11 ноября 1987).
  • Орден прп. Сергия Радонежского I степени (2007).
  • Орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (14 сентября 1980).
  • Медаль прп. Сергия Радонежского I степени (1979).
  • Орден прп. Серафима Саровского II степени (2005).
  • Орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.
  • Орден свт. Макария, митр. Московского (февраль 2003).

Светские:

  • Орден Почёта (28 декабря 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно - нравственных традиций
  • Почётный гражданин города-героя Волгограда (2010 год)
  • Орден Дружбы народов (1988 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций, укрепление межконфессиональных связей, строительство и восстановление храмов


Интервью наместника Соловецкого монастыря — Архимандрита Порфирия для газеты «Дорога к храму»


Для справки: Архимандрит Порфирий (Шутов) родился в 1965 году в городе Сарове*. Высшее экономическое образование получил в Москве. В 1988 году принял святое Крещение. С 1994 года — насельник Свято — Троице – Сергиевой Лавры. Н ес послушание казначея монастыря. В октябре 2009 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. С ноября того же года — директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

— Отец Порфирий, каким было главное событие в Вашей жизни?

— Самый главный в моей жизни момент — обращение к Богу, открытие веры. Господь призвал в Свой чудный свет… В этот момент понимаешь, что настоящая жизнь только начинается, а вся жизнь, которая была до этого – лишь предыстория.

— Как это произошло?

— Все приходят к Богу по-разному, это я и по пастырскому опыту вижу. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин.6:43-44). Когда и почему Господь призывает к Себе? Это тайна, которая уходит в молитвы благочестивых предков. Меня, как и многих других людей, Господь призвал в год тысячелетия Крещения Руси. В тот год Господь явил особую благодать над Россией. Очевидно, это произошло за молитвы наших небесных покровителей всероссийских.

— Эта перемена назревала в Вас постепенно, или был какой-то внешний толчок?

— Постепенным это, конечно, назвать сложно. Это был именно скачок, это было откровение истины, когда мироощущение и мировоззрение встало с головы на ноги.

— А с чего это началось?

— Понимаете, если все планы человека будут исполняться, цели – достигаться, он не захочет задуматься, покаяться, поменять свою жизнь. Он будет пребывать в падшем состоянии. А для того, чтобы человек мог прийти во внятное состояние спасения, ему просто необходимо встретиться с жизненными трудностями, проблемами. Это действие промысла Божия в домостроительстве нашего спасения.

У меня были определенные жизненные трудности внутреннего плана, неудовлетворенность… Я не мог решить задач, которые сам себе поставил. Я переживал достаточно трудное время, и в этот –то момент Человеколюбец и Сердеведец прикоснулся ко мне. Тогда все стало ясно и прозрачно, и я возрадовался.

— Сколько лет Вам тогда было?

— …1988 минус 1965… Мне было 23 года.

— Еще с советских времен существует стереотип, что в монастырь уходят от каких-то несчастий в жизни. Вы с этим согласны?

— Этот стереотип, конечно, неправильный и даже глубоко ложный. Монашество, как мы знаем из святоотеческого предания – это подлинное любомудрие. Говоря словами Василия Великого, Иоанна Златоустого, монашество – это любовь к мудрости, любовь к Истине, которой человек действительно серьезно посвящает свою жизнь. Наоборот, если он не делает этого шага, то он, как говорили святые отцы, «разделяется» между другими ценностями служения и вот этой.

Когда произошла моя встреча с Богом, я еще даже крещеным не был. Все церковное я не воспринимал, для меня это было глубоко чуждо. Но когда я приобрел правильное мироощущение — ощущение присутствия в мире Промыслителя и Творца — я понял, что обречен на монашество, тогда еще даже не будучи крещеным. Потому что, по большому счету, все остальное стало не интересным. А хотелось всегда в жизни профессионально заниматься тем, что выражает какие-то основные мысли и ценности. Я понял: чтобы быть счастливым человеком, нет ничего важнее правильного взгляда на вещи, на мир, на себя. Решительно нет ничего важнее. Все остальное – вторично. И выше этого искусства, этой науки – как иметь правильное мировоззрение – ничего нет. Я просто понял, что должен буду этому служить.

Господь посылал мне и встречи. Огромное значение в плане воцерковления на меня оказал замечательный философ – Генрих (в крещении – Иоанн) Степанович Батищев (1932-1990). Впоследствии он стал моим крестным отцом. Для многих людей, чуждых терминологии и понятиям христианской философии, он мог это изложить, донести. Его философия, язык для многих стали мостом к святоотеческому наследию.

Еще некоторое время побыв в миру, я почувствовал, что те формы, в которых человек живет, они уже становятся оковами, и нужно менять образ жизни, ее форму. И тогда я пришел в монастырь, к монастырской жизни. Затем по благословению отца Кирилла (Павлова) Господь привел меня в Лавру, и отец Кирилл стал моим духовником. С 1994 года я уже находился в стенах Троице-Сергиевой лавры.

— И Патриарх, и священнослужители призывают верующих к активному социальному служению, но многие православные считают, что достаточно просто ходить в храм, молиться. Как настоятель монастыря и директор Соловецкого музея-заповедника скажите, как совмещать молитву и помощь ближнему?

— Эта тема, конечно, не для директора музея. Это, в общем-то, общецерковная проблема, определенный перекос нашего внутрицерковного сознания. Действительно, есть целый ряд людей в нашем Православии, которые точно совершенно основываются на букве святоотеческих текстов.

Безусловно, молитва – самое главное. Никто и не скажет иного. Но как святые отцы понимали молитву? Как целостное состояние человека, внутри которого исполняется двуединая заповедь о любви к Богу и к людям: А если так, то по Иоанну Богослову «если кто говорит, что он ближнего своего не любит, которого он видит, а любит Бога, Которого не видит, тот есть ложь (см. (1 Ин. 4,20)). Происходит рассечение сознания – традиционная ошибка нашего немощного, падшего ума — лжеименного разума, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов. Люди выхватывают одно, забывают другое, у них теряется целостная картина. Это трудность спасения в последние времена, о которой предупреждали все святые. Из-за отсутствия духовного наставничества, правильного духовного руководства, будут происходить уклонения людей. Люди, руководствуясь самыми благими намерениями в духовной жизни, могут уходить совсем не туда. В этом, действительно есть проблема, опасность. Дай Бог нам иметь искренние сердца и приобрести правильное понятие о соотношении в жизни молитвы, любви, и дел милосердия.

— Должен ли православный человек проявлять инициативу, или нужно делать все только по благословению, «за послушание»?

— Опять мы касаемся таких проблемных точек, где очень важно иметь правильное православное понимание. Каким оно должно быть? Правильно: послушание важно, но и инициатива нужна. Наша Церковь называется апостольской. Что это значит? Что есть не только апостольское предание, а и то, что в определенные моменты времени отдельно взятый человек – член Церкви, может быть поставлен Господом в такие условия, когда он становится представителем всей Церкви. Он должен в такие моменты свидетельствовать.

А если он начнет искать кого-то, за кого можно спрятаться, на кого можно переложить свою нравственную ответственность? Он просто не будет живым членом тела Церкви Христовой. У нас, к примеру, есть рука, но когда-то и на нее нужно бывает опереться. А в этот момент рука пойдет за благословением к ноге: «Нога, встань-ка ты лучше вместо меня». Пока рука будет ходить, человек упадет.

Так и Церковь держится на личностях. Роль личности в истории, точнее говоря, в судьбе остается огромной. Бог через людей творит Свое дело, Он укрепляет силу, волю человека. Все Предание нашей Церкви об этом свидетельствует. Кто такие свидетели Истины? Мученики. Кто такие преподобные? Это дерзновенные люди, силы которых Господь укреплял, а они шли и свидетельствовали истину Христову в разных ситуациях.

— То есть, нельзя уходить в кусты, когда от тебя что-то требуется?

— Ни в коем случае! Это, опять-таки, наши очень серьезные погрешности церковного сознания, которые вредят. Это как восприятие некой ереси. Ересь, как мы знаем – страшный грех, из-за которого человек теряет спасение, если он усваивает какое-то еретическое представление. Будь то высокой нравственности человек. Почему это страшный грех? Потому что в любой ереси есть хула, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов. В любой ереси все разделяется, а где-то в чем-то привносится свое человеческое мудрование лжеименного ума. Таким образом, к чистейшей божественной истине примешивается вот это падшее, или прямиком внушенное темными силами, и все помрачается. Одной ложкой дегтя портится большая бочка с медом.

— Отец Порфирий, расскажите о братии Соловецкого монастыря.

— Сейчас у нас 99 братий, включая трудников (то есть кандидатов в послушники), их 30. Послушников, иноков, монахов (в том числе и имеющих сан) у нас 66. Братство растет. В монастырь приходят новые братия: по-настоящему серьезные, ищущие подлинного монашеского жития. Соловки дают уникальные, по сравнению со многими другими столичными и околостоличными обителями, условия: тишину, возможность сбалансированного труда и молитвы. На Соловках абсолютно особый дух.

— Как лучше приехать в Соловецкий монастырь? Одному, в составе паломнической группы, или, вообще, в качестве трудника?

— Это как у кого на душе лежит.

— А с точки зрения монастыря? Все-таки, у вас свои порядки, а тут еще столько людей приезжает…

— В наши порядки все вписывается. Другое дело, когда группа приезжает, или сезон навигации… Как правило, в таких случаях лучше согласовывать свои намерения заранее. Особенно это касается групп, где есть дети или больные люди. То, что называется паломнической инфраструктурой, которая позволила бы без ограничения принять всех паломников, пока еще нет. Ситуация другая: основные гостиницы еще не восстановлены, поэтому организаторам таких поездок, надо заранее созвониться с монастырем, посоветоваться. Но возможности есть. Есть варианты, как и где остановиться.

— Сколько времени нужно провести на Соловках, чтобы получить духовный плод от поездки?

— Даже те, кто прилетают сюда на один день, не изменившимися не уезжают. Но так же, как и на древний Афон, на Соловки нужно приехать хотя бы на 3 дня. Это дает большую пользу.

— Что бы Вы посоветовали посетить на Соловках?:

— Знаете, это все решается как-то постепенно. Важно, конечно, планировать поездку, но не менее важно быть и открытым к тому промыслу, который там тебя поведет. Сами небесные игумены определяют человеку, лучше ли ему отказаться от дополнительной экскурсии и побывать на богослужении, или наоборот. Но они всякий раз вносят свои коррективы и нужно быть внимательным к таким знакам, которые даются с Неба.

— Кто Ваш любимый соловецкий святой?

— Я не выделяю кого-то из них. Все соловецкие святые: древние преподобные, святители, новомученики и исповедники – это, конечно, звезды на небе нашем, поэтому я не выделяю «любимого» или «нелюбимого» среди них.

— Что самое главное в жизни?

— Быть со Христом. Вот и все. Больше ничего не надо. Во Христе жить, спасаться. А все остальное – не страшно: проблемы, болезни, скорби, даже смерть: «Кто отлучит нас от любви Божией?» (Рим.8:35)

— Ваши пожелания читателям газеты «Дорога к храму».

— Само название вашего города — «Мирный» обращает мысль к величайшей ценности – мирному устроению духа. Фактически, можно поставить знак равенства между ней и спасением. «Стяжи дух мирен» — говорил преподобный Серафим Саровский. Так что жителям Мирного я желаю соответствовать тому высокому духовному названию города, которое он носит.

*до 1995 года – Арзмас-16

беседовала Анна Эмке

Соловки. Знаете ли вы, что:

— Соловецкий архипелаг, состоящий из шести больших островов и множества малых островков, находится в Белом море, в 165 километрах от Северного полярного круга. Ближайшие населенные пункты на материке - Архангельск, Кемь и Беломорск.

— Во II и I тысячелетии до н. э. на Соловецких островах племенами саамов, населявших южное и западное побережье Белого моря, были сооружены языческие капища, а также некоторые мегалитические постройки.

— Первый поклонный крест на Соловецкой земле был поставлен преподобными Савватием и Германом в 1492 году на том месте, где сейчас находится Савватьевский скит, расположенный в километре от Сосновой губы, куда впервые прибыли преподобные.

— Название одной из самых высоких гор Соловецких островов – Секирной связано с чудом, случившимся во времена преподобных Савватия и Германа. Два ангела высекли жену карельского рыбака, собиравшуюся поселиться на острове. Предназначенном Богом для жилища иноческого.

— Трапезная палата Соловецкого монастыря – одна из самых больших одностолпных палат средневековой Руси, ее площадь – около 500 м 2 .

— На Соловецких островах 564 озера, 78 из них объединены каналами и вошли в питьевую систему, сооружение которой в XVI веке начато при игумене Филиппе (Колычеве), а гавань на Заяцком острове, тоже относящаяся ко временам игумена Филиппа, является древнейшим из сохранившихся сооружений этого назначения на территории России.

— Крепость Соловецкого монастыря, возведенная в 1582-1596 годах при игумене Иакове по последнему слову фортификационного искусства того времени, уникальна. Технические приемы, примененные при ее строительстве, до сих пор остаются загадкой.

— По молитве основателя Свято — Троицкого скита на острове Анзер – преподобного Елеазара Господь послал царю Михаилу Федоровичу Романову наследника — будущего царя Алексея Михайловича.

— Из пострижеников Соловецких вышли два патриарха — Патриарх Иоасаф I (1634-1641 г.г.) и патриарх Никон (1652-1658 г.г.).

— Валунная дамба длиной около 1 км, проложенная в 1865-1871 годах между Большим Соловецким и Большим Муксалтинским островами, является уникальным гидротехническим сооружением и не имеет аналогов в мире.

— Свято-Вознесенская церковь на Секирной горе (1862г.) – единственная а России церковь-маяк. Ее свет, зажигавшийся в ночное время, с 15 августа по 15 ноября и видимый за 100 верст и помогал плавающим, путешествующим и терпящим бедствие на море.

— К началу XX века на островах Соловецкого архипелага у монастыря было 6 скитов, 3 пустыни. 17 храмов (31 престол) и около 30 часовен.

— Поклонный крест у святого источника на острове Анзер был установлен 6 ноября 1917 года (н.ст.). Чудесным образом Крест Господень, воздвигнутый в дни богоборческой смуты, сохранился до наших дней.

— В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ и был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). 7 июня 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Уже в 1920-е на Соловках находились 25-30 тысяч заключенных, в том числе многие выдающиеся мыслители и священнослужители.

— Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко».

— Во времена Соловецкого лагеря (СЛОН) в сентябре 1925 года были одновременно вскрыты и поруганы мощи преподобных Зосимы и Савватия в Свято- Троицком соборе обители и мощи преподобного Германа в церкви его имени, и были переданы как экспонат в лагерный музей. В 1939 году святые мощи преподобных были вывезены в Москву.

— Голгофа Иерусалимская и Голгофа Анзерская находятся на одном меридиане – 36 градусов восточной долготы.

— После того, как начальство Соловецкого лагеря приказало спилить все могильные кресты на Голгофе (Анзер), которые во множестве стояли там еще со времен преподобного Иова, Господь явил чудо. На южном склоне горы, на месте страдания узников Соловецких выросла береза в виде креста.

— СЛОН располагался на Соловках до 1929 года.

— На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – узников Соловков. Около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

— В 1937 году на островах открыли Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН) для содержания политзаключенных. Точное число людей, умерших от голода, болезней, непосильного труда и просто расстрелянных без суда и следствия, до сих пор не установлено. Лагерь просуществовал до 1939 года.

— 2 июля 1989 года на Соловки впервые прибыл игумен Герман (Чеботарь), который, подобно своему небесному покровителю – преподобному Герману. Приведшему на Соловки первых монашествующих, много сделал для того, чтобы в конце XX века монахи вернулись на остров.

— 21 января 1990 года впервые после лагерного времени на острове была отслужена Божественная литургия. Ее совершил игумен Герман (Чеботарь) в квартире в здании бывшей биологической станции на Сельдяном мысу.

— В 1992 году в обитель были возвращены мощи ее основателей – преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

подготовила монахиня Елена (Эмке)

Информация для паломников и туристов:

Как добраться?

1. Самолетом из Архангельска. Время в пути – 50 минут.

2. Если ехать на Соловки первый раз, надо непременно плыть на корабле, а не лететь на самолете. В путеводителях можно прочитать: «Монастырь, как сказочный град Китеж, вырастает прямо из воды», но никакие слова не передадут живое впечатление от этого зрелища. До станции Кемь можно добраться поездом мурманского направления. Далее морем до Соловков от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Как правило, навигация на Белом море открывается в начале июня. Катер отходит от причала в соседнем поселке Рабочеостровск в 8 утра. До поселка вас довезет либо городской автобус № 1, либо маршрутка, либо такси за 300 рублей. В 6.30 утра обязательно надо быть на причале. Можно заранее купить билеты на катер в гостинице около причала. Тогда вы сможете получить места в трюме, где не так холодно и не качает. Не забудьте взять с собой теплые вещи: шапку, перчатки, теплую куртку. Если вы не попадете в трюм, все это пригодится.

Подробную информацию о движении транспорта, стоимости билетов можно найти на информационном портале http://www.solovki.info.

Как и где жить?

На острове есть все: больница, библиотека, почта, магазины. Есть телефонные будки, сотовая связь (кроме компании «Билайн»). Магазины в сезон работают до двух часов ночи. Есть и промтоварный магазин, где в случае чего можно купить резиновые сапоги, дождевик и т. д.

Кроме того, на островах процветает частный сектор. Еще на причале вас начнут атаковать люди с табличками «Сдам жилье». Стоимость койко-места у частников колеблется от 200 до 400 рублей и более в зависимости от удобств. Во время «соловецких праздников» бывает наплыв паломников, поэтому жилье найти довольно сложно, если не позаботиться об этом заранее.

Для паломников за стенами крепости, в поселке, функционирует бесплатная монастырская гостиница. На территории самого монастыря есть корпус для трудников-мужчин. Чтобы устроиться трудником, необходимо отдельно договориться с благочинным обители.

Женщины-трудницы проживают, как и паломники, в паломнической гостинице в поселке. Монастырская гостиница представляет собой двухэтажный деревянный барак (до революции это было ремесленное училище). Все комнаты, тесноватые и душные, сплошь заполнены металлическими кроватями, вплотную придвинутыми друг к другу. Каждая паломническая группа готовит себе пищу отдельно на общей кухне, а едят в коридорах за длинными деревянными столами. После 23.00 двери гостиницы закрываются до утра. Трудники обедают в отдельной трапезной.

Контакты паломнической службы Соловецкого монастыря: 164070 Архангельская обл., пос. Соловецкий, Соловецкий монастырь. Тел./факс: 8 (818-35-90) 2-98, дежурный, спросить паломническую службу) или моб. тел.: +7-911-575-83-10.

Наиболее популярные маршруты:

1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме - Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом. Попасть сюда можно только по морю с экскурсией.

2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница - 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны.

3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор. Попасть на остров можно только по морю с экскурсией.

4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение - результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба - редкое по красоте место.

Подробнее о церковной жизни монастыря можно узнать на сайте www.solovki-monastyr.ru.

По материалам журнала Нескучный сад

(Ирина Сечина «Там, где земля сливается с небом», август 2010 года)

Последнее обновление страницы: 16.02.2013 20:20:32

Впервые мы попали на Соловки в 1988 году. В то время мы ходили в турпоходы . Приближались «ноябрьские праздники», которые туристы традиционно использовали для вылазки на природу . Обсуждая, куда можно податься в осеннее межсезонье в нашем болотистом крае, один из членов нашей туристской группы предложил Соловецкие острова, на которых он как-то побывал. Так мы и оказались впервые на Соловках .

Второй раз мы прилетели на Соловки в Крещенские дни 1990 года. Стояли ясные морозные дни. Одно из незабываемых впечатлений: вышли мы по утру с фотоаппаратом из «Соловецкого Кремля» - так его тогда называли - чтобы сфотографировать его со всех сторон. Пока обходили - уже наступил закат. И неудивительно : от Соловков до Полярного круга всего 165 км.

Тогда мы узнали, что Соловецкому музею очень нужны экскурсоводы на летнее время, для подготовки которых в Архангельске были организованы специальные курсы. И с началом навигации мы приехали на Соловки уже в новом качестве - экскурсоводов Соловецкого музея-заповедника. Водили экскурсии по «памятникам архитектуры», и даже в мыслях не было , что эти «памятники» скоро заживут своей первоначальной жизнью.

А между тем на Соловецком острове уже действовала православная община, зарегистрированная 14 апреля 1989 года Советом по делам религий при Совмине СССР. Собственно говоря, от этой даты и можно отсчитывать историю возобновленного Соловецкого монастыря. Для окормления верующих на Соловки был командирован настоятель храма прп. Сергия Радонежского села Ширша (в нескольких километрах от Новодвинска ) игумен Герман (Чеботарь), ставший с 19 мая 1990 года уже постоянным священником и председателем этой общины. Будучи сам родом из Молдавии , и нареченный при монашеском постриге еще в семинарии в честь преподобного Германа Соловецкого, мог ли он предполагать, что ему самому доведется идти по стопам своего тезоименитого предшественника - стать возобновителем Соловецкой обители? Вскоре к нему присоединился его родной брат, иеромонах Зосима (назначен 5 октября 1990 года), постриженный в честь первого соловецкого игумена, и до весны 1992 года эти два монаха собственно и представляли собою возобновленный Соловецкий монастырь.

Между тем, в документах , хранящихся в монастырском архиве, с сентября 1990 года речь уже идет не об общине верующих, а именно о монастыре . А 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение открыть Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный мужской монастырь. Эта дата и считается официально днем возобновления Соловецкого монастыря. Временно исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман. Здесь нужно пояснить: ставропигиальным называется монастырь, настоятелем которого является Святейший Патриарх; управляет монастырем он через своего «представителя», называемого наместником.

Сейчас, глядя на благолепие и обустроенность Соловецкого монастыря, трудно представить, какие испытания пришлось пережить первым соловецким монахам, и сколько трудов выпало на их долю. Когда отец Герман только прибыл на остров , то ему не давали возможности не только совершать богослужения, но даже не имел он «где главу подклонить» Лк. 9:58. . Монастырь был доступен ему не более , чем экскурсантам. Богослужения и требы поначалу совершались в жилых помещениях. Потом выхлопотали Филипповскую часовню на берегу моря (это первая часовня, которую встречают паломники на пути к монастырю от поселковых причалов). Часовня была освящена 2 июля 1989 года, и все богослужения стали совершаться в ней . А 27 сентября 1990 года, в праздник Крестовоздвижения, Соловецкому монастырю были переданы «в безвозмездное пользование» 2-й и 3-й этажи трехэтажного корпуса - «недвижимого памятника истории и культуры » , - расположенного в Северном дворике монастыря у Никольских ворот. Второй этаж приспособили под домовую церковь: соединили две большие комнаты, прорезав стену между ними широкой аркой, и с конца октября 1990 года в ней начались ежедневные богослужения. Там было тепло и уютно , и храм этот любили все прихожане и паломники . На третьем этаже корпуса расположилась гостиница для паломников. Первый же этаж продолжал занимать продовольственный магазин, называемый в народе «Кремлевским» (поскольку находился в стенах «Соловецкого Кремля»).

К этому времени в Наместническом корпусе, разделяющем собой Северный и Центральный дворы монастыря, большая часть первого этажа была передана монастырю (там находились братские кельи, братская трапезная, кухня, подсобные помещения, в подклете - овощехранилище); меньшая же часть этажа принадлежала музею (там был отдел научной пропаганды, заведовавший экскурсоводами). На втором и третьем этажах по-прежнему располагалась поселковая гостиница. Восточную часть второго этажа занимал местный «дом культуры», который каждый субботний вечер врывался в тихую монастырскую жизнь оглушительными дискотеками, сопровождавшимися многими безобразиями, происходившими на глазах у братии . В заявлении на имя председателя районного совета пос. Соловецкий и генерального директора музея-заповедника братия подчеркивали: «Считаем оскорбительным плясание на месте духовных подвигов и месте мучений тысяч невинно репрессированных людей» .

Наличие магазина прямо под храмом также не способствовало спокойной монастырской жизни: грохот грузовых машин, хождение людей, зачастую в нетрезвом состоянии, продажа, а нередко и распитие в магазине спиртных напитков. Кроме того, в центре Северного дворика, в бывшем Кожевенном корпусе монастыря, находился коммерческий винный магазин. Всё это и многое другое вынуждало братию монастыря неоднократно обращаться к музейному и поселковому начальству, в Архангельскую епархию и даже в Московскою Патриархию с просьбой помочь устранить эти беззакония. «По вечерам воспитанные без страха Божия подростки в стенах монастыря устраивают гулянки, сквернословят, дерутся, бьют стекла и фонари , ломают замки, гоняют на мотоциклах … Греховная мирская жизнь, происходящая буквально у стен монастыря, создает искушения, которые, к несчастью , некоторые из послушников не смогли преодолеть и уехали с острова » , - писал в рапорте Святейшему Патриарху в декабре 1991 года игумен Герман.

Водворение святой обители на Соловках ознаменовалось «огненными искушениями». 8 или 9 октября 1990 года, когда отец Герман уехал на несколько дней в свой бывший приход на престольный праздник (прп. Сергия Радонежского), была подожжена и ограблена его келья. Поджигатель включил электроплитку, обложил ее тряпками, но огонь не успел сильно разгореться - отключили электричество в монастыре . Сам пожарный рассказывал об этом , как о чуде . А неделю спустя, 16 октября, была подожжена и сгорела крыша бывшей Преображенской гостиницы, что возле бухты Благополучия, из которой в те дни выводилась находившаяся там воинская часть - так здание с тех пор и стоит без крыши. И нас , экскурсоводов, даже специально предупреждали об опасности поджогов.

Но несмотря на все трудности, жизнь постепенно налаживалась. Ежедневно совершалась молитва; очень медленно, но все же наполнялся храм прихожанами. Почти каждое воскресенье после литургии совершалось крещение: крестили и детей , и взрослых , причем, кажется, с самого начала полным погружением в Святом озере. Практически все местные жители, которые хотели креститься, были крещены о. Германом и о . Зосимой в это время.

Первый раз храм оказался до отказа наполненным в январе 1991 года, на Рождество Христово. Но как раз за несколько дней до праздника на братию обрушился грипп. Отец Герман был с высокой температурой и совсем без голоса. Из послушников на ногах был только один, который всю ночную службу и пел , и читал . Отец Зосима уехал в Архангельск , и служить пришлось отцу Герману, который все возгласы произносил шепотом и еле держался на ногах . Пришедшие на службу из любопытства были, конечно, разочарованы и скоро ушли, но человек 20 постоянных прихожан стали свидетелями того, как к утру у батюшки появился голос, и он произнес проповедь о помощи Божией, которая всегда приходит в благом деле, каким бы трудным и безнадежным оно ни казалось. Лишь бы была вера!

В то время , как земля Соловецкая стала вновь освящаться монашеской молитвой, музейные и поселковые власти производили иногда противоречащие христианскому духу действия, порой даже кощунственные. Уже было принято решение о поэтапной передаче памятников архипелага во владение монастыря, когда начал осуществляться проект приспособления монастырских храмов и корпусов для мирских нужд, согласно которому в подклетах Троицкого собора, где покоятся останки многих Соловецких подвижников, намечалось устроить трансформаторную подстанцию; под алтарем Никольского храма - санузлы; в Александровской часовне, что у стен монастыря, - разместить электрощитовую канализационной насосной станции. Но молитвами Соловецких святых, молениями и хлопотами современной братии монастыря, милостию Божией эти кощунственные проекты не осуществились . Напротив, светские организации, занимавшие монастырские помещения, постепенно уступали место законному владельцу: все магазины из Северного дворика переехали за пределы монастыря, и на первом этаже корпуса у Никольских ворот, под домовой церковью, теперь братская трапезная и кухня ; весь Наместнический корпус принадлежит монастырю: в нем расположены братские кельи и некоторые монастырские службы.

Надо сказать, что большинство соловчан не были отрицательно настроены к возвращению Церкви на архипелаг . По данным опроса населения, проведенного в апреле 1990 года, из 640 опрошенных только 69 были принципиально против передачи островов Церкви.

Как только монастырь возобновил деятельность, стали приезжать паломники из ближних и дальних мест. Немало людей обрело здесь духовное пристанище. У многих отсчет времени жизни начался с Соловков 90-х годов. И от многих приходилось слышать, что на Соловки приезжают, как домой. А дома живут ожиданием следующей поездки на Соловки .

Для паломников, приезжавших в монастырь еще в первые годы, за радостью неведомы были скорбные стороны жизни братии. Для многих гостей обители не существовало здесь ничего отрицательного. Богомольцы видели только чудо возрождения святой обители, и оно захватывало их целиком. На глазах оживало мертвое; скорбно молчавшее долгие годы начинало подавать голос; безвозвратно ушедшее в прошлое - возвращаться. Всё в обители дышало любовью, и любое дело, творимое во благо ее, приносило великое утешение душе.

Многие испытания пришлось пережить первым соловецким монахам, и много трудов выпало на их долю. Но всё , чего касалась рука Церкви, чудесным образом преображалось; то, что раньше наводило уныние своей заброшенностью - вдохновенными трудами и молитвами приведенное в порядок , начинало источать мир.

Прошел первый год жизни монастыря. Подготовительный этап закончился. Был храм, хоть небольшой; было жилье для братии, хозяйство.

9 февраля 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен Иосиф (с 21 августа 1992 года - архимандрит). На Соловки он был переведен из Иоанно -Богословского монастыря под Рязанью, где исполнял обязанности эконома. У отца Иосифа был уже значительный опыт в деле восстановления монастырей. До Иоанно -Богословского монастыря он участвовал в возрождении Свято-Данилова монастыря в Москве , Оптиной пустыни.

Поставление нового наместника совершил в домовом храме обители епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (ныне архиепископ), в то время председатель Синодальной комиссии по делам монастырей. В день поставления впервые в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был совершен водосвятный молебен.

Новый наместник сразу же начал активные переговоры с дирекцией Соловецкого музея-заповедника о возвращении монастырю храмов, келейных корпусов, хозяйственных построек, принадлежавших ему прежде. Одной из первых монастырю была возвращена надвратная Благовещенская церковь (1601 г. ). Этот единственный сохранившийся во всех испытаниях соловецкий храм, находящийся над главными, Святыми вратами обители, и единственно пригодный для Богослужения как в зимнее время (есть печь), так и в летнее . И в нем единственном уцелела настенная роспись (XIX в. ), каркас иконостаса. Правда, иконостас был совершенно пуст - ни одной иконы. Частично пришлось заполнить его новыми иконами (праздничный ряд), а две большие иконы - Благовещение Пресвятой Богородицы (копия с храмовой иконы XVII в. ) и Преображение Господне (XIX в. ) - выдал музей из своих фондов монастырю во «временное пользование». Впоследствии храм преобразился стараниями иконописцев, резчиков, художников: написаны и вставлены в иконостас недостающие иконы, вырезаны из дерева новые Царские врата по подобию тех, которые были здесь в прежние монастырские времена, с узорной надписью по бокам об истории их создания; врата и весь иконостас заново позолочены.

5 апреля 1992 года наместником монастыря игуменом Иосифом было совершено малое освящение надвратной Благовещенской церкви. А 7 апреля, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, была отслужена первая за много лет праздничная Литургия в обновленном храме; вечером того же дня состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена постригаемым давались по жребию : одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, первооснователя соловецкого, другому - Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзер. Теперь все три первоначальника соловецких, преподобные Зосима, Савватий и Герман , стали иметь тезоименитых последователей из числа современной братии. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре .

Много можно было бы рассказывать о первых днях Соловецкой обители, первых службах, первых событиях, первых помощниках… Эта неизгладимая благодарная память прорезывает годы, являясь основанием, на котором созидается все последующее, тем светом, который освещает все происходящее в дальнейшем .

Самым важным событием в жизни монастыря со времени его возобновления было возвращение в обитель святых мощей ее основателей: преподобных Зосимы, Савватия и Германа . Мощи их в сентябре 1925 года были вскрыты и осквернены органами ОГПУ и сначала хранились в историко -археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения, созданного при Соловецком лагере, а после закрытия лагеря в 1939 году были переданы в Центральный антирелигиозный музей в Москве (ЦАМ). После его упразднения в 1946 году большая часть фондов, среди которых были и мощи Соловецких основателей, была передана в Государственный музей истории религии и атеизма , располагавшийся в Казанском соборе Ленинграда.

16 июня 1990 года, на 7-й день после Интронизации Святейшего Патриарха Алексия II, состоялась торжественная передача мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Русской Православной Церкви. Мощи временно были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры - в то время Соловецкий монастырь еще не был передан Церкви. И только тогда, когда монастырь «встал на ноги », появилась возможность вернуть мощи его основателей под кров родной обители.

Событие это произошло в юбилейном для человечества 7500-м году от Сотворения мира, от Рождества же Христова 1992-м . 20 августа святые останки преподобных Зосимы, Савватия и Германа прибыли на корабле к Соловецкому берегу в сопровождении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и множества гостей. Впервые за всю многовековую историю обители Первосвятитель Русской Православной Церкви посетил Соловецкую землю.

Сразу по прибытии мощи были помещены в главном храме монастыря - Спасо-Преображенском соборе, где проходили праздничные богослужения, а затем - в постоянно действующем Благовещенском храме.

Август 1992 года незабываем. Множество паломников, духовенства и мирян , прибыло тогда на священный остров. Монастырь как будто вернулся в те времена , когда ничто не нарушало течения его многотрудной, невидимой мирскому взору жизни. Праздничные патриаршие богослужения совершались в Преображенском соборе - ободранном, изъязвленном многими беззакониями страшных времен соловецкого лагеря, но невидимо духовно преобразившемся в те дни , словно былое великолепие вернулось к нему : собор сиял огнями свечей, красотою священнических облачений, теплотою сердец человеческих, и ликовал многоголосным торжествующим пением.

Теперь день 21 августа стал днем празднования не только первого (1566), но и второго (1992) перенесения святых мощей соловецких первоначальников, и теперь это стал праздник не только преподобных Зосимы и Савватия , но и преподобного Германа, в равном подвиге подвизавшегося с ними . Наконец произошло то, что давно назревало в духовных глубинах Церкви: соединилось воедино почитание всех трех основателей славной Соловецкой обители (до тех пор преподобному Герману уделялась меньшая честь по сравнению с его сподвижниками), и вместе , под одной сенью, упокоились их многоцелебные мощи.

Во время праздничной Литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита, совершил награждение за труды по восстановлению обители игуменов Германа и Мефодия , иеромонахов Зосимы и Елеазара . 22 августа Святейший Патриарх освятил архиерейским чином надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и совершил первую хиротонию в стенах возрожденной обители, рукоположив инока Иринарха в сан иеродиакона.

В этот же день вечером гости покидали Соловецкую обитель. Когда катера отчаливали от монастырской пристани, над монастырем распростерлась радуга, основанием своим цепляющаяся за вековые валуны неприступной соловецкой крепости. Это было свидетельство явного благоволения Божия к происходившему на Соловках в те достопамятные дни.

Николай и Елена
АНДРУЩЕНКО.

Написано в 2009 году для газеты «Корабел», опубликовано с небольшими сокращениями в