Приказы 18 век. Причины возникновения приказов и этапы их формирования. Что обязательно присваивается каждому распорядительному документу

Система государственного делопроизводства начала складываться на Руси в период формирования централизованного государства - с середины XVв. Управление Московским государством сложилось из удельного княжества, а последнее было не столько государство, сколько хозяйство князя, в котором различные части управления поручались отдельным боярам, составляя прообразы будущих административных ведомств.

По мере того, как Московское княжество превращалось в великорусское государство и усложнялись административные задачи, отдельные части управления, находившиеся по приказу князя в ведении того или иного лица, превращались в постоянные присутственные места - "избы" или "приказы". Происхождение приказов связано с практикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему окружению - князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением - Боярской Думой. Московским великим князьям удалось создать сильную централизованную систему управления, в которой все важнейшие функции административного управления выполняли Боярская Дума и приказы. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом - по названию первых государственных учреждений - приказов. Этот период охватывает время с XV по XVII вв. В целом система органов государственного управления в этот период выглядит так: (Рис. 1)

Часть приказов являлась органами территориального управления, а часть ведала отдельными отраслями. Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно не установлено; в XVII в., по мнению исследователей, функционировало от 40 до 70 приказов.

Во главе приказа стоял приказной судья, назначаемый из думных чинов. В его подчинении находились 1-3 дьяка; к концу XVII в. в крупных приказах их было 6-10. На службе состояли также подьячие, в зависимости от знаний, стажа и опыта, разделявшиеся на "старых" (старших), "средней руки" (средних) и "молодых" (младших). В больших приказах подьячие объединялись в "столы", или структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу.В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления четко не разграничивались. Точно можно сказать, что распорядительная деятельность полностью принадлежала приказным судьям, роль дьяков была более скромнее. Они вместе с подьячими занимались организацией и ведением делопроизводства. Через их руки в приказ поступали челобитные, доклады, доношения местных правителей, они хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим, наиболее опытным и уважаемым, и подьячим "средней руки" доверялась сложная работа, связанная с подготовкой решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков, а младшие подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в. обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки, допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалований

На местах в ведении приказов состояли воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою "канцелярию" - приказную избу и помощников - "меньших" воевод и дьяков. В приказной избе хранилась государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказная изба делилась на столы. Например, Нижегородская съезжая изба в 1663 г. состояла из четырех столов: денежного, где хранилась казна и приходно-расходные книги; судного, занимавшегося делопроизводством по вершенным и невершенным судебным делам; сыскного, поместного и ямского, хранившего царские грамоты о поместных делах. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно и присутствие, и канцелярию, и архив. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные - в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.

В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально также привозили из западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. - своя, отечественная. Первую бумажную "мельницу" (фабрику) построили на реке Пахре по приказу патриарха Никона, затем в Москве на реке Яузе. Но только в XVIII в., после строительства нескольких бумажных мануфактур, удалось удовлетворить внутренний спрос на бумагу в России. Первоначально бумага изготавливалась из тряпья, а чернила делались из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков - наростов на дубовых листьях. Тряпка представляла собою массу волоконцев, скрученных в пряжу и, за тем, переплетенных в ткань (Рис.2)

Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало текст особенно стойким, он почти не выцветал. Поэтому документы этого периода, хранящиеся в архивах, достаточно хорошо читаются.

В качестве инструментов письма до второй половины XIX в. использовали гусиные перья, позднее - металлические. С возникновением так называемой скорописи, характеризуемой начертанием округлых букв и использованием большого количества графических сокращений, чтение текстов стало затруднительным, требовались знания и навыки.

В делопроизводстве приказов продолжали использовать столбцовую форму документов. Важные государственные акты имели большие размеры, например, Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Пскорскому монастырю на земли имеет длину более метра, а Соборное уложение 1649 г. насчитывает 309 метров.

Текст в столбцах писали только с одной стороны, оборотная использовалась лишь для проставления помет, резолюции, адреса. Документы хранились свитках или рулонах, иногда для особо важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще они хранилось просто в ларях или сундуках. Пользоваться такими документами было сложно: много времени уходило на развертывание и свертывание столбца, сама склейка не была достаточно прочной. Все это быстро приводило к ветшанию и износу документа. Столбцовая форма делопроизводства была отменена Петром I.

Наряду со столбцовой формой документов в приказах начали применять тетрадную. Тетрадь- лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись списки, финансовые, учетные, регистрационные записи и др. Известно более 300 разновидностей книг: ужинные, умолотные, денежные и др.

Видовой состав документов приказного делопроизводства не был особенно разнообразным: грамоты, приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. Грамоты - это царские указы, посылаемые из приказов на места боярам, воеводам, приказным людям. Отписки- документы, поступавшие в приказы от воевод. Царю приказы представляли отписки или доклады, воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы, приказы между собой сносились памятями, обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных. Внутри каждого вида документов существовало множество разновидностей.

Одним из признаков официального документа является формуляр - совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности. Известно, что в документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста: обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др., включая содержание документа, представляли собой сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа.

Царские указные грамоты, например, начинались обозначением автора и адресата (от кого - кому), после чего излагалось существо вопроса:

"От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, боярину нашему и воеводе князю Якову Куденетовичу Черкасскому..." или: "...князю Ивану Алексеевичу Воротынскому с товарищами...".

Челобитные и отписки начинались с обращения:

"Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп твой..." или: "Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой России самодержцу, бьет челом сирота твой Ивашко Михайлов...".

В заключительной части указной грамоты проставлялась дата и место составления: "Писана в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 7166 года, марта в 16 день".

Челобитная заканчивалась заверительной надписью дьяка: "К сей челобитной Демьянко Блисов руку приложил", а также указывались имена послухов (свидетелей), место и время составления.

Можно также фиксировать некоторые стабильные элементы текста для каждой разновидности документа в приказном делопроизводстве. Например, изложение просьбы в челобитных начиналось традиционной формулой - "...вели государь мне дать...", а заканчивалось - "...царь-государь смилуйся-пожалуй...".

Подготовка документов в приказном делопроизводстве включала следующие этапы: поступление документа, передача его на рассмотрение, подготовка дела к "докладу", рассмотрение и решение дела, оформление документа, содержащего решение.

При поступлении документа на нем проставлялась дата, и дьяк делал помету "Выписать", что означало "Навести справки". Дела в приказе рассматривались по инициативе царя по жалобе, доносу, челобитной, отписке. Если приказ располагал нужными сведениями, "отпуск" (решение) готовилось сразу, если же нет- начинался сбор необходимых материалов. В случае, когда для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей короткими "памятями" или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.

Подготовкой дел к докладу занимались столы, где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответного документа. Роль докладчика по делу принадлежала дьяку, решение вопроса- думным дьякам. Решение принималось после его обсуждения. Если думные дьяки вносили свои коррективы в подготовленный проект, после вынесения решения дьяк исправлял документ, а младший подьячий переписывал набело. Подьячий сверял беловик с черновиком, удостоверял его своей подписью- "справой", которая означала соответствие беловика черновику. Юридическую силу документ получал после "приписи" (подписи) дьяка.

Руководители приказов - судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, своих подписей на документах не ставили. Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!

Подпись дьяка была своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк "приписывал" документ на каждой склейке, проставляя по одному слогу своей фамилии на каждой склейке, так чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.

В московских приказах впервые наметилось обособление оконченных дел от текущих. Наряду с хранением документов в кулях, мешках, сундуках в некоторых приказах (например, в Поместном) появились шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов, например, снабжение сундуков замками.В Уложении 1649 г. и ряде указов, принятых позже, были введены нормы письменного оформления различных договоров, благодаря чему установилось внешнее единообразие в деятельности приказов.

Таким образом, в приказной период сложилась система государственного делопроизводства центральных и местных учреждений, сформировались кадры делопроизводственных служащих, были выработаны устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство, принимая частные меры, не вводило общих административных правил и, систематического порядка в организации учреждений и их делопроизводстве. Только с середины XVII в. были предприняты некоторые общие меры для наведения порядка в делопроизводстве, появились отдельные законодательные акты, установившие порядок документирования и составления частных актов.

приказ грамота документирование акт

Раньше, чем усложнилось управление государственными делами, произошло усложнение управления дворцовым хозяйством Московского княжества как вотчины московских князей. Первоначально князья управляли хозяйством лично, поручая, отдельные отрасли его своим слугам. Постепенно около этих слуг образовались целые дворцовые учреждения: это были или отдельные приказы, или подчиненные им части, называвшиеся "дворами". Так вокруг дворецкого сложился приказ Большого дворца, вокруг казначея Казенный приказ, сокольничего Сокольничий приказ, ловчего Ловчий приказ, постельничего Постельный приказ, конюшего Конюшенный приказ.

Самым старым дворцовым приказом является приказ Большого дворца, ведавший первоначально только московскими землями, так как вновь приобретавшийся землями заведовали другие приказы. Приказ Большого дворца разделялся на несколько подчиненных органов дворов (а именно: казенный двор, сытенный двор, кормовой двор, хлебенный двор житенный двор). Для суда дворцовых служащих и крестьян существовал Дворцовый Судный приказ. Приказу Большого дворца были ведомы монастыри до 1649 года, когда для них был учрежден особый приказ Монастырский.

Из ведомства великокняжеского казначея образовался Казенный приказ (приказ Большой Казны), ведавший казну в широком смысле слова: деньги, товары, "твердую рухлядь" (металлы, иконы в ценных окладах, золотая и серебряная посуда, предметы домашнего обихода, драгоценные ткани), "мягкую рухлядь" (меха) и т.д.

Среди московских дворцовых приказов следует отметить еще Конюшенный приказ, который ведал скотоводство вообще и коннозаводство, а также взимание пошлин с куплипродажи скота по всей Московской Руси. Кроме того, в ведении Конюшенного приказа находились все луга, "пожни" на Московской земле и доходы с них, как натурой, так и от продажи сена; в его ведении находилась также конюшенная казна (сбруя и пр), всякого рода средства передвижения: кареты, коляски, сани и т.п.

Разные мелкие нужды царского обихода удовлетворял целый ряд мелких самостоятельных приказов: Аптекарский, золотой и серебряный, Постельный и др.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ. Стрелецкий приказ ведал выдачей стрельцам жалования, наделял их землями и дворами, судил и т.п.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Одним из первых возник Разрядный приказ. Он ведал личным составом боярской и дворянской конницы, фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества по родовитости, знатности. Приказ регулярно проводил смотры дворян и детей боярских, определяя их готовность к воинской службе.

Изготовление, закупку и хранение оружия выполняли Оружейный (заведовал Оружейной палатой) и Пушкарский (создан с появлением артиллерии в годы Ливонской войны) приказы. Последний также на значительной части территории Московского государства заведовал стройкой и содержанием городских укреплений, ведал пушкарями и казенными кузнецами.

Поместный приказ занимался поместными и вотчинными делами, раздавал и отбирал поместья, следил за переходами их и вотчин от одних лиц к другим и судил истцов в земельных делах. Приказ производил описания земель и переписи населения, рассматривал споры по земельным делам служилых людей. В конце первой трети XVII века в Поместном приказе сосредоточилось писцовое дело всех поместных и вотчинных земель, которое до того он разделял с приказом Большого прихода и четвертями.

Под названием четвертей или четей в XVII веке существовало шесть приказов. Вопрос о происхождении четей до конца не выяснен. С уверенностью можно сказать, что в начале второй половины XVI века в связи с отменой кормлений часть государства была разделена между 4 учреждениями, которые получили название четвертей. Чети должны были собирать со своих городов доходы, которые были предназначены на жалованье служилым людям, т.н. четвертчикам вместо отмененных кормлений.

Приказ Большого прихода в XVII веке ведал таможни и лавки в большинстве городов всех четей, а также Москвы. Этот приказ занимался сбором прямых и косвенных налогов на большей части государства. Есть указания, что в его руках было дело дозоров и описаний, отдача на оброк пустошей, оставшихся от поместной раздачи. В его кассу поступал важный в XVI веке налог малые ямские деньги, который в XVII веке утратил свое значение.

В 1624 году создается Иноземский приказ, который ведал военными, в основном офицерами, нанятыми на русскую службу за границей. Он выдавал им жалования, распределял по полкам, решал вопросы, связанные с их проживанием в России, и дела судебного характера.

С 1649 года обязанности по комплектованию полков нового строя (рейтарских, драгунских, солдатских) были возложены на Рейтарский приказ.

Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Приказ судил их за преступления и проступки на службе и т.д.

Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.

В период сословно представительной монархии возникает подобие центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц. В 1682 году он был преобразован в Сыскной приказ. Обеспечением порядка в Москве ведал Земский приказ.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. Этот приказ имел двойное назначение. Во-первых, в нем были ведомы судом и управою дьяки и подьячие всех приказов, то есть ему были подсудны все иски частных лиц к приказным. Во-вторых, он был как бы канцелярией для челобитных, подаваемых царю.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа. Посольский приказ занимался делами иноземной торговли и судил иноземцев в торговых и других делах. В его же руках было дело выкупа пленных.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе.

Каменный приказ управлял во многих городах каменщиками, занимался постройками крепостей, церквей, дворцов и т.д.

Важное место в системе приказов занимал Печатный, который хранил государевы печати и собирал печатные пошлины со всех документов, которые исходили из всех приказов, за исключением приказа Большого Дворца, который обладал самостоятельностью и сам брал пошлины со своих грамот.

Казенные сообщения с городами поддерживал один из древнейших приказов ямской. Он строил ямские слободы, наблюдал за ними, судил ямщиков, а в XVII веке стал собирать один из самых тяжелых прямых налогов большие ямские деньги. Последнее придало ему значение важного финансового приказа.

При царе Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, который можно рассматривать как симптом упадка приказного строя. Приказ Тайных дел это личная канцелярия царя. Он имел право требовать отчетности от любого приказа или представления для проверки отдельных дел и документов.

Другим контрольным органом при Алексее Михайловиче был Счетный приказ. По специальным указам царя дьяки и подьячие других приказов были обязаны предоставить в него приходные и расходные книги для проверки законности и правильности финансовых операций.

Число приказов постоянно увеличивалось: от тридцати в конце XVI в. до восьмидесяти в конце XVII в. Приказная система, формировавшаяся на протяжении длительного времени без определенного плана и последовательности, была чрезвычайно громоздкой и запутанной. В. О. Ключевский метко сравнил ее с хаотичной дворцовой застройкой: «Московское управление складывалось, как строились государевы московские дворцы: вместе с ростом царской семьи и хозяйства к основному корпусу прибавлялись пристройки и надстройки, терема, светлицы, новые крыльца и переходы».

Хотя каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, строгого разграничения компетенции между ними не существовало. Насчитывалось до 15 приказов по военному управлению, не менее 10 по государственному хозяйству и до 13 по дворцовому ведомству. Поскольку сфера деятельности многих приказов совпадали, ни одному исследователю еще не удалось составить удовлетворительную классификацию этих учреждений. С большой дозой условности можно подразделить приказы на

  • 1) отраслевые,
  • 2) территориальные и
  • 3) дворцовые. В свою очередь отраслевые приказы можно подразделить на
  • а) сословные,
  • б)военные,
  • в) судебно-полицейские и г)финансовые. Общегосударственными приказами в полном смысле слова являлись всего несколько приказов, и в их числе Посольский, который «ведал дела всех окрестных государств», Ямской, ведавший почтовой службой на территории всего государства. Посольский приказ поначалу являлся всего лишь исполнительным органом или своего рода канцелярией, оформлявший решения Боярской думы по делам, связанным с дипломатическими отношениями. В дальнейшем этот приказ превратился в самостоятельное и влиятельное учреждение. Приказу был подведомственен дипломатический состав: великие послы, легкие послы, посланцы, гонцы. В штате Посольского приказа состояли толмачи (переводчики), приставы, золотописцы для украшения дипломатических грамот.

Ряд приказов занимался делами отдельных сословий. Важнейшими считались Разрядный приказ, заведовал распределением и назначением служилых людей «по отечеству» и Поместный приказ, наделявший дворян поместьями. Разрядный приказ был самым большим, здесь ведали комплектованием личного состава армии, администрации, приказов, составляли «смотренные списки» служилых людей, отмечая, кто из них в «естях» (присутствует), а кто в «нетях» (отсутствует). Под контроль Монастырского приказа, созданного после упорного сопротивления церковных властей, были поставлены монастырские земли и монастырские крестьяне. Холопий приказ разбирал все дела, связанные с кабальными людьми и кабальными записями. Земский приказ ведал посадскими людьми московскими черными сотнями и слободами и посадским населением небольших городов. Этот приказ также занимался городским благоустройством: мостил дороги и чистил улицы перед царским выездом, для чего содержалось около пятидесяти «земских метельщиков».

К группе приказов, занимавшихся военными делами, относились Стрелецкий, Пушкарский, Казачий. После создания регулярных «полков иноземного строя» появились Рейтарский и Иноземный приказы, вооружением занималась Оружейная палата и Ствольный приказ, в период войны создавались временные приказы Сбора ратных людей и Сбора даточных людей, выкуп пленных был обязанностью Полоняничного приказа.

Судебно-полицейские функции выполняли Московский и Владимирский судные приказы, Приказ сыскных дел и Разбойный приказ, при котором, по словам Г. Котошихина, были «мастеры заплечные; а будет тех мастеров на Москве с 50 человек, и даётся им годовое жалованье». Впрочем, как уже отмечалось, поскольку в Московском государстве не существовало разделения административных и судебных функций, то на практике суд и расправа производилась в самых различных приказах. Например, стрелец судился и наказывался в Стрелецком приказе, кабальный человек в Холопьем и так далее. При многих приказах были свои застенки и свой штат заплечных мастеров, пусть и не столь многочисленных и квалифицированных, как в Разбойном приказе. Жалобы на должностных лиц принимались в Челобитном приказе, а на высших сановников в Приказе, что на сильных бьют челом. Впрочем, это учреждение просуществовало недолго (16191639 гг.).

Торговлей и финансами ведал приказ Большой казны. Этот приказ управлял казенными мануфактурами, Денежным двором, внешней и внутренней торговлей, людьми гостиной и суконной сотен. Приказ Большого прихода ведал сборами с лавок, гостиных дворов, с погребов, с меры, таможенными пошлинами. Сбором прямых и косвенных налогов в отдельных районах ведали так называемые «чети» или «четверти». Несмотря на свое возникновение в середине XVI в. на этапе укрепления централизованного государства, эти учреждения носили черты эпохи феодальной раздробленности. Даже их названия напоминали о некогда независимых княжествах и республиках: Новгородская, Ярославская и Костромская, Владимирская, Устюжская, Галицкая четверти. Сборами отдельных видов налогов занимались приказы Сбора стрелецких денег и Сбора запросных и пятинных денег и т.д. Впрочем, взыскание различного рода денежных и натуральных повинностей входил в обязанность практически всех административных органов, разница состояла только в масштабах. Приказ Большого прихода собирал более полумиллиона рублей, а сборы некоторых приказов не превышали нескольких тысяч рублей, из которых покрывались собственные административные расходы. Учетом денежных поступлений из всех источников, а также контролем за расходами занимался Счетный приказ.

Отдельную группу составляли территориальные приказы. Собственно говоря, территориальный принцип прослеживался даже в деятельности «четей», или «четвертей», которые обладали не только финансовыми, но и административными правами по отношению к тяглому населению подведомственных им областей. Пограничные, отдаленные и сравнительно недавно присоединенные территории управлялись из Москвы особыми приказами: Сибирским приказом, Малороссийским приказом, приказом Великого княжества Смоленского, приказом Великого княжества Литовского, приказом Казанского дворца. Все они являлись центральными учреждениями. Большую группу приказов составляли дворцовые приказы. Поскольку власть в Московском государстве во многом носила личный характер, не существовало четкой границы между общегосударственными приказами и учреждениями, обслуживавшими потребности царя и придворных. В Казенном дворе хранилась царская казна, неотделимая от казны государственной. И знатным людям, и духовенству, и царской прислуге с этого двора ежегодно выдавались меха, сукно, сафьян на сапоги и так далее. Царскими доходами и расходами ведал приказ Большого дворца, собиравший на нужды царского двора подати с 8 московских слобод и 40 российских городов. Приказу Большого дворца подчинялись дворы: Сытенный, на котором выдавали вино, мед и пиво, Кормовой, на котором готовилась еда для царского стола и послов, и Житный, на который свозился хлеб и другие продовольственные припасы из дворцовых сел, Хлебенный, на котором пекли хлебы и калачи, Коровий, на котором доили царское стадо и готовили молочные продукты. В Конюшенном считалось более 40 тысяч лошадей. Кроме царских приказов были и приказы, подчинявшиеся главе русской православной церкви: патриарший дворцовый приказ, патриарший казенный приказ и патриарший судный приказ.

акт руководителя органа государственного управления, госучреждения. В Вооруженных Силах - письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРИКАЗЫ

органы центр. управления в России 16 - нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина "приказ", употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. 16 в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных "путей" (формы управления периода феод. раздробленности), П. были постоянно действующими учреждениями. Каждый П. был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоят. штат. Но приказная система представляла собой только нач. этап централизации гос. аппарата. Она не имела стройного внутр. единства и четкого разграничения функций между отд. учреждениями; для многих П. было характерно совмещение суд., адм. и финанс. функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Зарождение приказной системы происходит в кон. 15 - нач. 16 вв. Большинство исследователей (А. А. Зимин, А. К. Леонтьев и др.) появление П. связывает с перестройкой великокняж. дворцово-вотчинного управления, в результате к-рой были созданы дворцовые учреждения - Казна и Большой дворец. А. В. Чернов считает, что П. выросли непосредственно из личных поручений, к-рые давались вел. князьями отд. должностным лицам из среды господств. класса. Основой создания П. послужили дьяческий штат Казны и врем. боярские комиссии, создававшиеся для решения отд. вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отд. вопросам гос. управления приводила к выделению этих вопросов в отд. ведомства, а затем в самостоят. учреждения. Они получили назв. дьячьих изб, а позднее - П. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования сер. 16 в. В это время сложилась осн. сеть постоянных П., число к-рых к кон. 16 в. достигло 22. Воен. реформы привели к оформлению Разрядного П., ведавшего личным составом и службой поместного войска и Поместного П., к-рому было поручено обеспечение этого войска землей. К этому же времени относится создание Стрелецкого П., ведавшего др. частью рус. армии - стрелецким войском. Перестройка системы ямской гоньбы привела к созданию Ямского П. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного П. Расширение междунар. связей способствовало обособлению Посольского П. и т. д. Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отд. земель, вошедших в состав гос-ва, явилось создание наряду с общегос. финанс. П. Большого прихода терр. судебно-адм.-финанс. четвертей (см. Чети), а также специальных суд. П. с областной компетенцией. Расширение границ на Ю.-В. положило начало существованию П. Казанского дворца. В 1-й пол. 17 в., после освобождения страны от польск. и швед. интервентов, перед царским пр-вом встали задачи по организации обороны страны и восстановлению ее х-ва, что определило на первых порах направления дальнейшего развития приказной системы. Пр-во восстановило временно ликвидированные П. (Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела и др.) и создало большое количество новых. Только в 1613-19 было организовано 11 П. При этом наблюдалась тенденция к дроблению однородных функций между различными учреждениями. В области воен. управления были созданы П.: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с П. Большого прихода начали действовать П. Новой четверти и Большой казны, а полномочия терр. четвертей были значительно расширены. В 1-й пол. 17 в. создавались также врем. П., к-рые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали свое существование. В воен. время возникали П. Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Врем. характер носили также многочисл. сыскные П. В результате к сер. 17 в. число постоянно действующих П. возросло почти вдвое по сравнению с кон. 16 в., а вместе с временными их насчитывалось ок. 80. В эти годы имели место и попытки централизации управления путем объединения руководства неск. П. в одних руках. Во 2-й пол. 17 в., особенно на рубеже 17-18 вв., громоздкая и сложная сеть П. была не в состоянии справиться с теми задачами, к-рые ставило перед ними складывающееся абсолютистское гос-во. Возникновение новых областей управления и расширение гос. границ вело к учреждению новых П., что еще более затрудняло слаженность работы гос. аппарата. Уже в 50-60-х гг. пр-во пыталось перестроить работу центр. учреждений. Были созданы П. Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных П. и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. пр-во провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Оно провело объединение большинства четвертей с Посольским П., создало на базе П. Большой казны крупное финанс. учреждение, в к-ром слились П. Большого прихода и Новой четверти, передав ему значит. часть финанс. функций четвертой. Укрупнения П. производились и в 1699-1701. Но отд. улучшения не смогли внести существенных изменений в общий строй приказного управления. Создание учреждений нового типа (их первоначально также наз. П.) и ликвидация приказной системы происходили в нач. 18 в. В 1698 был организован Военно-Морской П., в 1700 - Адмиралтейский, в 1701 - Артиллерийский и т. д. Реформа аппарата управления и введение в 1718-1720 коллегий привели к ликвидации приказной системы в целом. На протяжении 1-й четв. 18 в. прекратило свое существование подавляющее большинство П. Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, напр., Сибирский П.). П. находились в непосредств. ведении царя и Боярской думы. Руководство П. было коллегиальным. Стоявшие во главе П. лица получили назв. судей (от суд. функций большинства П.). Состав судей был различным. В 16 в. среди них преобладали дьяки, в 17 в. нек-рые крупные П. возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших П. (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством П. Непосредств. делопроизводство велось подьячими. В штат П. входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава П. ("приказных людей") колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально П. не имели внутр. структурного деления. Оно появилось примерно с нач. 17 в., когда с усложнением деятельности П. начали создаваться столы или повытья, образовывавшиеся по функциональным или терр. принципам. Пестрота, разнохарактерность П., нечеткость в распределении между ними областей управления на всем протяжении их существования привели к тому, что в ист. лит-ре сложилось неск. классификац. схем для разделения П. по характеру их деятельности. Наиболее распространенным, хотя и не лишенным условности, является следующее деление П.: все П. разделяются на гос. и дворцовые; гос. П. в свою очередь разделяются на П., ведавшие вопросами внеш. политики, и П. с внутриполитич. компетенцией; последние - на П. общегос. и обл. значения; и, наконец, П. с гос. компетенцией делятся на адм., финанс. и судебные. Термин "П." применялся не только к центр. учреждениям. П. наз. также нек-рые местные дворцовые учреждения, как, напр., возникшие в 20-х гг. 17 в. Новгородский и Псковский дворцовые П., находившиеся в ведении П. Большой казны. Назв. П. употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Список приказов 16-17 вв.1 Аптекарский (Аптекарская палата), 1594/95-1714; первоначально дворцовый, впоследствии общегос. учреждение, ведал вопросами мед. службы. Астраханских дел, упомянут в 1643. Большого дворца (Большой дворец), 1534-1728; ведал дворцовым х-вом, населением дворцовых волостей, а также Хлебным, Кормовым и Сытным дворами. Большого прихода (Большой приход), 1554/55-1699; ведал сборами с населения: в 16 в. - прямыми и косвенными, в 17 в. - гл. обр. таможенными. Большой казны (Большая казна), 1621/22-1718; ведал сборами прямых налогов с торг. и ремесл. населения городов, монетным делом, казенной пром-стью; с 1680 - таможенными и кабацкими сборами. Бронный, 1573 - 1-я пол. 17 в.; осуществлял контроль за изготовлением воен. доспехов. Великого княжества Литовского (Литовский, Литовских управных дел), 1657-1674/75 (соединен с Устюжской четвертью); создан для управления завоеванными с 1654 землями Литвы. Великой России, 1687/88-1700; ведал управлением терр. слободских полков (Сумского, Харьковского и др.). Верхней типографии, 1680-?; ведал придворной типографией. Владимирской четверти (Владимирская четь, Владимирский), 60-70-е гг. 16 в. - 1690, терр. назв. с 1629; ведал управлением 26-30 городов с уездами (Владимиром, Мценском, Орлом и др.). Галицкой четверти (Галицкая четь, Галицкий), 60-70-е гг. 16 в. - 1680 (соединен с Посольским П.), терр. назв. с 1606; ведал управлением 22-25 городов с уездами (Галичем, Белоозером, Шуей и др.). Городового дела, 1638-44; ведал строительством системы укреплений по юж. границе гос-ва. Денежного и хлебного сбора, в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность; временный, создававшийся в воен. время, ведал натуральными и ден. сборами на воен. нужды. Денежной раздачи, в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность; временный, создававшийся в воен. время, ведал раздачей жалования ратным людям. Доимочный, 70-е гг. 17 в. - 1701; ведал сбором недоимок за прошлые годы. Житный (Житных дворов), 16 в. - 80-е гг. 17 в. (соединен со Стрелецким П.); дворцовый, ведал приемом и выдачей казенных припасов, поступавших для хранения на Житные дворы. Записной, 1657-59; ведал составлением истории династии Романовых. Земский (Земский двор), 1564-1699; ведал управлением Москвы, сбором налогов с ее тяглого населения, судом по уголовным и гражд. делам. Золотых дел (Золотой), 1624-56 (соединен с Серебряным П. в П. Золотых и серебряных дел); дворцовый, ведал надзором за изготовлением золотых ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой палатой. Золотых и серебряных дел, 1656-1700 (соединен с Оружейной палатой); дворцовый, ведал надзором за изготовлением ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой и Серебряной палатами. Иконный, 1622-53; ведал дворцовыми иконописцами, работавшими в иконописной палате. Иноземский (Иноземный), 1624-1701 (соединен с П. Рейтарских дел); ведал иностранцами, поступившими на рус. службу. Казанского дворца (Казанский дворец, Мещерский дворец), 60-е гг. 16 в. - 1709; ведал терр., присоединенной к России в 16 в. после завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, в 17 в. часть земель переходит в ведение др. П. Казачий (Казачий разряд, П. сбора казачьих кормов), 1613-43; ведал сбором хлеба на жалование казакам и служилым людям по прибору. Казенный (Казенный двор), 1512-1700 (соединен с П. Большого дворца); дворцовый, являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, к-рые ее изготовляли (скорняками и др.). Калмыцких дел, 1661; ведал переговорами с калмыцкими тайшами по поводу принятия ими рус. подданства. Каменных дел (Каменный), 1583/84, 1615/16-1700 (соединен с П. Большого дворца); ведал казенным каменным строительством, заготовкой строит. материалов и записными каменщиками и кирпичниками. Княжества Смоленского (Смоленский), 1663/64-1712; ведал управлением смоленскими землями, возвращенными в ходе рус.-польск. войны 1654-67. Конюшенный, 1573-1728; ведал царским выездом и сборами пошлин с торговли лошадьми. Костромской четверти (Костромская четь, Костромской, Ярославская четверть), 60-70-е гг. 16 в. - 1700 (в 1680 соединен со Стрелецким П.), терр. назв. с 20-х гг. 17 в.; ведал управлением 17-22 городов с уездами (Кострома, Ярославль, Муром и др.). Купецких дел, 1664-78; ведал оценкой мехов и др. вопросами, связанными с погран. торговлей рус. купцов (был подчинен Сибирскому П.). Литовских полоняничных дел, 1634-36; создан для решения судьбы пленных, захваченных во время рус.-польск. войны 1633-34. Лифляндских дел (Лифляндский земский П.), 1658-62; ведал землями, завоеванными в Лифляндии во время русско-швед. войны 1656-61. Ловчий, 1509 - 1-я пол. 17 в., дворцовый; ведал царской охотой. Малой России (Малороссийский), 1662-1722 (в 1667 подчинен Посольскому П.); ведал отношениями с Украиной, имевшей автономное управление. Мещанского суда, 1666; ведал судом над белорус. населением Мещанской слободы в Москве. Монастырский, 1650-75, 1701-25; ведал хоз. делами монастырей, с 1701 и суд. делами церковнослужителей. Мушкетного дела, 1663-64; ведал изготовлением ручного огнестрельного оружия (был подчинен Оружейной палате). Новгородской четверти (Новгородский), 60-70-е гг. 16 в. - 1720 (в 1680 подчинен Посольскому П.), терр. назв. с 1601; ведал управлением 21-33 городов с уездами (Новгород, Псков, Архангельск, Вологда и др.). Новой аптеки, 1673-74 (соединен с Аптекарским П.); создан в связи с постройкой новой аптеки в Москве. Новой четверти (Новая четь, Кабацкий П.), 1619-1680 (соединен с П. Большой казны); ведал кабацкими сборами с Москвы и юж. городов (до 1665), борьбой с корчемством, в 1678 и сношениями с калмыками. Оружейной палаты (Оружейный), 1-я пол. 16 в., возобновлен в 1613 - до 20-х гг. 18 в.; ведал произ-вом холодного и ручного огнестрельного оружия. Панихидный (П. у вечного поминка), 1628-97; ведал поминанием лиц царской семьи. Панский, 1614-23; ведал служилыми иностранцами, выходцами из стран Зап. Европы. Патриарший дворцовый, 1620-1726 (в 1701 - передан в ведение Монастырского П., в 1721 - Синода, в 1726 соединен с Коллегией экономии); ведал управлением патриаршим х-вом, сборами с раскольников и др. Патриарший казенный, 1617/18-1726 (в 1701 передан в ведение Монастырского П., в 1721 - Синода, в 1726 соединен с Коллегией экономии); ведал сбором налогов, поступавших в патриаршую казну. Патриарший судный (Патриарший разряд, Патриарший духовный), нач. 17 в. - 1700; ведал суд. делами о преступлениях против веры, назначением духовенства на должности и др. Патриарший церковных дел, 1674-90; ведал надзором за благочинием в церквах и поведением духовенства. Печатный, 16 в. - 1722; ведал хранением и прикладыванием гос. печатей и сбором печатных пошлин (был подчинен Посольскому П.). Печатный (Книгопечатного дела), 1553-1722 (преобразован в Типографскую контору при Синоде); ведал работой Моск. печатного двора. Полковых дел, упомянут в 1661 (был подчинен П. Казанского дворца). Полоняничный, сер. 16 в. - 1679; ведал выкупом рус. населения, попавшего в плен. Поместный, 1577-1720 (в 1712 подчинен Сенату); ведал вопросами феод. землевладения, судом по земельным спорам, описанием земель. Посольский, 1549-1720; ведал сношениями с иностр. гос-вами. Постельничий, 1573 (по мнению А. К. Леонтьева, 50-е гг. 16 в.) - 1-я пол. 17 в., дворцовый; ведал царской спальней, а также лицами, обслуживавшими царскую семью. Преображенский (до 1695 - Преображенская канцелярия), 1686-1729; ведал "потешными" полками, позднее - проведением рекрутских наборов, полицейской службой, с 1697 - делами о гос. преступлениях. Приказных дел, 1622-60-е гг. 17 в.; исполнял особые поручения, являлся апелляционной инстанцией для суд. дел Поместного и Холопьего П. Пушкарский, 1677-1700; ведал артиллерией рус. армии и обслуживающим ее населением, в его управлении находились казенный Пушечный двор и пороховые мельницы. Разбойный (с 80-х гг. 17 в. - Разбойный сыскной), 1555/56 (по мнению А. К. Леонтьева, 1539) - 1701; ведал контролем за решением уголовных дел в приказных избах. Разрядный (Разряд, Большой разряд), 1555/56 (по мнению А. К. Леонтьева, 30-е гг. 16 в.) - 1711; ведал обороной гос-ва, учетом и управлением служилыми людьми, назначением на гражд. должности, 33 погран. городами с уездами. Ратных дел, 1633; функции неясны. Рейтарский, 1649-1701 (соединен с Иноземским П.); ведал полками "нового строя". Розыскных дел, 1689-94; создан для следствия по делу Ф. Л. Шакловитого и его сообщников. Рудного сыска, 1642-1709 или 1710; ведал организацией разведок залежей полезных ископаемых. Сбора даточных людей (Сбора ратных и даточных людей, Сбора ратных и доимки даточных людей), 1633 - кон. 30-х гг. 17 в., 1651-54 (соединен с П. Костромской четверти), временный; ведал набором тяглых людей для тыловых работ в воен. время, занимался также комплектованием драгунских и солдатских полков. Сбора немецких кормов (П. немецких кормов, п. сбора хлебных и мясных запасов), 1632 - кон. 30-х гг. 17 в.; ведал сбором продовольствия для наемных иностр. войск на рус. службе. Сбора пятинных и запросных денег (Сбора пятинных и земских денег), 1616-18, 1632-37, временный; ведал сбором чрезвычайных налогов, идущих на воен. нужды. Сбора ратных людей, 1637-1654; ведал проведением набора людей и сбора ден. средств для обороны юж. границ гос-ва. Сбора стрелецкого хлеба, 1672-1697; ведал натуральными сборами на армию. Семеновский, между 1688 и 1693-1718; ведал формированием Семеновского полка и сбором средств на его содержание. Серебряный (Серебряная палата), упомянут в 1613-56 (соединен с П. Золотых дел, в П. Золотых и серебряных дел); ведал ювелирными работами для нужд двора. Сибирский, 1637-1727, 1730-17 63; ведал управлением Сибири. Соборного дела, упомянут в 1653; ведал живописными и ремонтными работами в кремлевских соборах. Сокольничий, 1550 - 2-я пол. 17 в.; дворцовый, ведал придворной соколиной охотой. Ствольный, 1647-66; ведал изготовлением стволов для ручного огнестрельного оружия (был подчинен Оружейной палате). Стрелецкий (П. Надворной пехоты), 1571-1701 (реорганизован в П. Земских дел); ведал стрелецкими полками, в 1672-83 - также сбором стрелецкого хлеба и стрелецких денег. Строения богаделен, 1670-80; ведал постройкой богаделен в Москве и др. городах. Судный, 1699-1700; ведал суд. делами служилых людей. Судный Владимирский, 1582/83-1699 (объединен с Московским судным П. и переименован в Судный П.); ведал суд. делами высшего слоя служилых людей (думных и моск. чинов). Судный дворцовый, 1664/65-1709; ведал суд. делами дворцовых служителей. Судный Дмитровский, 1595 - нач. 17 в.; ведал суд. делами служилых людей Дмитровского уезда, неподсудных местным воеводам. Судный Казанский, 1591-1719; ведал суд. делами служилых людей Ср. и Ниж. Поволжья. Судный Московский, 1598-1699 (объединен с Владимирским и переименован в Судный П.); ведал суд. делами служилых людей Моск. и др. уездов. Счетный (Счетных дел, Столовых и счетных дел), 1656-77/78; осуществлял финанс. контроль за деятельностью центр. учреждений, с 1670 ведал сбором недоимок. Сыскной (Сыскных дел), 1619; создан для разбора жалоб, гл. обр. по земельным делам. Сыскной, 1638-42; ведал сыском посадских людей, заложившихся за вотчинников в Москве и Ярославле. Сыскной, 1648-52; проводил "посадское строение", 1649-52. Сыскной (Сыскных заставных дел), 1657-60-е гг. 17 в.; создан для выяснения размеров опустошений после эпидемии 1654-55; ведал предупредительными санитарными мерами. Сыскной, 1662; создан для следствия над участниками Моск. восстания 1662. Тайных дел (Тайный), 1654-76; собств. канцелярия царя; осуществлял контроль за деятельностью гос. учреждений, ведал делами о политич. преступлениях, с 1663 и дворцовыми землями. Устюжской четверти (Устюжский), 60-70-е гг. 16 в. - 1680 (соединен с Посольским П.), терр. назв. с 1611; ведал управлением 22-26 городов с уездами (Устюг, Сольвычегодск, Можайск и др.). Хлебный, 1663-83; ведал натуральными сборами для армии, а также житницами, в к-рые свозился "стрелецкий хлеб", управлял нек-рыми дворцовыми вотчинами (Скопин, Романов и др.). Холопий (Холопьего суда), 50-70-е гг. 16 в. - 1681, 1683-1704; ведал регистрацией кабальных актов и суд. делами о холопах. Царевой мастерской палаты, 1613 - нач. 18 в.; ведал изготовлением царской одежды и мастеровыми людьми, ее изготовлявшими. Царицыны мастерской палаты (Постельный), 1656 (по мнению С. К. Богоявленского, 1626) - 1701; ведал изготовлением одежды для цариц и царских детей, а также дворцовым населением Кадашевской слободы и с. Брейтова. Челобитный, упомянут в 1550, 1613-85 (соединен с Владимирским судным П.); являлся апелляционной инстанцией по делам др. приказов, в него поступали все челобитные на имя царя. Ямской, 1550-1723; ведал организацией ямского дела. Лит.: Вернер И. И., О времени и причинах образования Моск. приказов, М., 1907; Веселовский С. Б., Приказный строй управления Моск. гос-ва, К., 1912; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946; Зимин A. A., О сложении приказной системы на Руси, "Доклады и сообщения Ин-та истории АН СССР", в. 3, М., 1954; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, (М.), 1961; Устюгов Н. В., Эволюция приказного строя Рус. гос-ва в XVII в., "Абсолютизм в России", сб. ст., М., 1964; Чернов А. В., О зарождении приказного управления в процессе образования Рус. централизованного гос-ва, "Тр. МГИАИ", т. 19, М., 1965. Н. P. Демидова. Москва. -***-***-***- 1 Список составлен на основе имеющейся литературы. В нем нет части сыскных П. 17 в. и П., созданных в последние годы 17 в. и нач. 18 в. Из множества сыскных П. в список включены наиболее значительные, действовавшие сравнительно долгое время. П. последних лет 17 в. и нач. 18 в. - Адмиралтейский, Артиллерийский, Военно-Морских дел, Провиантский, Земских дел (1701), Синодальный дворцовый и др. - в список не включены потому, что они представляли собой новый тип центр. учреждений, отличный от П. 16-17 вв. В списке после назв. П. указаны крайние даты его существования и функции П. (как правило, первая дата имеет в виду первое упоминание в источниках приказной избы или П.). Упразднение и восстановление П. показаны перерывом в датах (напр., Монастырский, 1650-75, 1701-25). П. в списке даны в алфавитном порядке.

Раньше, чем усложнилось управление государственными делами, произошло усложнение управления дворцовым хозяйством Московского княжества как вотчины московских князей. Первоначально князья управляли хозяйством лично, поручая, отдельные отрасли его своим слугам. Постепенно около этих слуг образовались целые дворцовые учреждения: это были или отдельные приказы, или подчиненные им части, называвшиеся "дворами". Так вокруг дворецкого сложился приказ Большого дворца, вокруг казначея - Казенный приказ, сокольничего - Сокольничий приказ, ловчего - Ловчий приказ, постельничего - Постельный приказ, конюшего - Конюшенный приказ.

Самым старым дворцовым приказом является приказ Большого дворца, ведавший первоначально только московскими землями, так как вновь приобретавшимися землями заведовали другие приказы. Приказ Большого дворца разделялся на несколько подчиненных органов - дворов (а именно: казенный двор, сытенный двор, кормовой двор, хлебенный двор житенный двор). Для суда дворцовых служащих и крестьян существовал Дворцовый Судный приказ. Приказу Большого дворца были ведомы монастыри до 1649 года, когда для них был учрежден особый приказ - Монастырский.

Из ведомства великокняжеского казначея образовался Казенный приказ (приказ Большой Казны), ведавший казну в широком смысле слова: деньги, товары, "твердую рухлядь" (металлы, иконы в ценных окладах, золотая и серебряная посуда, предметы домашнего обихода, драгоценные ткани), "мягкую рухлядь" (меха) и т.д.

Среди московских дворцовых приказов следует отметить еще Конюшенный приказ, который ведал скотоводство вообще и коннозаводство, а также взимание пошлин с купли-продажи скота по всей Московской Руси. Кроме того, в ведении Конюшенного приказа находились все луга, "пожни" на Московской земле и доходы с них, как натурой, так и от продажи сена; в его ведении находилась также конюшенная казна (сбруя и пр), всякого рода средства передвижения: кареты, коляски, сани и т.п.

Разные мелкие нужды царского обихода удовлетворял целый ряд мелких самостоятельных приказов: Аптекарский, золотой и серебряный, Постельный и др Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 373.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ. Стрелецкий приказ ведал выдачей стрельцам жалования, наделял их землями и дворами, судил и т.п.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.) История отечественного государства и права / Под. ред. О. И. Чистякова. Ч. 1., М. 2003. С. 233.

Одним из первых возник Разрядный приказ. Он ведал личным составом боярской и дворянской конницы, фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества -- по родовитости, знатности. Приказ регулярно проводил смотры дворян и детей боярских, определяя их готовность к воинской службе.

Изготовление, закупку и хранение оружия выполняли Оружейный (заведовал Оружейной палатой) и Пушкарский (создан с появлением артиллерии в годы Ливонской войны) приказы. Последний также на значительной части территории Московского государства заведовал стройкой и содержанием городских укреплений, ведал пушкарями и казенными кузнецами Сенин А. С. История российской государственности. М. 2003. С. 53.

Поместный приказ занимался поместными и вотчинными делами, раздавал и отбирал поместья, следил за переходами их и вотчин от одних лиц к другим и судил истцов в земельных делах. Приказ производил описания земель и переписи населения, рассматривал споры по земельным делам служилых людей. В конце первой трети XVII века в Поместном приказе сосредоточилось писцовое дело всех поместных и вотчинных земель, которое до того он разделял с приказом Большого прихода и четвертями Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 371.

Под названием четвертей или четей в XVII веке существовало шесть приказов. Вопрос о происхождении четей до конца не выяснен. С уверенностью можно сказать, что в начале второй половины XVI века в связи с отменой кормлений часть государства была разделена между 4 учреждениями, которые получили название четвертей. Чети должны были собирать со своих городов доходы, которые были предназначены на жалованье служилым людям, т.н. четвертчикам вместо отмененных кормлений.

Приказ Большого прихода в XVII веке ведал таможни и лавки в большинстве городов всех четей, а также Москвы. Этот приказ занимался сбором прямых и косвенных налогов на большей части государства. Есть указания, что в его руках было дело дозоров и описаний, отдача на оброк пустошей, оставшихся от поместной раздачи. В его кассу поступал важный в XVI веке налог - малые ямские деньги, который в XVII веке утратил свое значение.

В 1624 году создается Иноземский приказ, который ведал военными, в основном офицерами, нанятыми на русскую службу за границей. Он выдавал им жалования, распределял по полкам, решал вопросы, связанные с их проживанием в России, и дела судебного характера.

С 1649 года обязанности по комплектованию полков нового строя (рейтарских, драгунских, солдатских) были возложены на Рейтарский приказ Сенин А. С. История российской государственности. М. 2003. С. 53.

Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Приказ судил их за преступления и проступки на службе и т.д.

Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины История отечественного государства и права / Под. ред. О. И. Чистякова. Ч. 1., М. 2003. С. 233.

В период сословно-представительной монархии возникает подобие центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц. В 1682 году он был преобразован в Сыскной приказ. Обеспечением порядка в Москве ведал Земский приказ.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии -- могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. Этот приказ имел двойное назначение. Во-первых, в нем были ведомы судом и управою дьяки и подьячие всех приказов, то есть ему были подсудны все иски частных лиц к приказным. Во-вторых, он был как бы канцелярией для челобитных, подаваемых царю Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 357.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ История отечественного государства и права / Под. ред. О. И. Чистякова. Ч. 1., М. 2003. С. 234.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа. Посольский приказ занимался делами иноземной торговли и судил иноземцев в торговых и других делах. В его же руках было дело выкупа пленных Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 370.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе История отечественного государства и права / Под. ред. О. И. Чистякова. Ч. 1., М. 2003. С. 235.

Каменный приказ управлял во многих городах каменщиками, занимался постройками крепостей, церквей, дворцов и т.д.

Важное место в системе приказов занимал Печатный, который хранил государевы печати и собирал печатные пошлины со всех документов, которые исходили из всех приказов, за исключением приказа Большого Дворца, который обладал самостоятельностью и сам брал пошлины со своих грамот.

Казенные сообщения с городами поддерживал один из древнейших приказов - ямской. Он строил ямские слободы, наблюдал за ними, судил ямщиков, а в XVII веке стал собирать один из самых тяжелых прямых налогов - большие ямские деньги. Последнее придало ему значение важного финансового приказа.

При царе Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, который можно рассматривать как симптом упадка приказного строя Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 364. Приказ Тайных дел - это личная канцелярия царя. Он имел право требовать отчетности от любого приказа или представления для проверки отдельных дел и документов.

Другим контрольным органом при Алексее Михайловиче был Счетный приказ. По специальным указам царя дьяки и подьячие других приказов были обязаны предоставить в него приходные и расходные книги для проверки законности и правильности финансовых операций Сенин А. С. История российской государственности. М. 2003. С. 55.

Приказы - органы централизованного управления Российским государством в XVII веке, которые подчинялись царю и Боярской думе.

Приказы, как органы отраслевого управления центральной власти Русского государства оформились в 1550 году, с началом реформ Ивана IV и Избранной рады. Почти через столетие, в XVII веке система приказов достигла своего совершенства.

В начале государственности на Руси функции центральной власти исполняла дружина. Позднее полномочия перешли к Боярской думе, которая, в свою очередь передала исполнительные функции «приказам». Великие князья, а потом и цари просто приказывали какому-нибудь боярину или другому «государеву человеку» ведать определёнными отраслевыми делами в государстве. Те, подчиняясь воле государя, создавали соответствующий управленческий аппарат, который, не мудрствуя, называли просто «приказом».

Первые приказы были введены в систему государственной власти ещё в 1512 году Иваном III. Тогда появились: житный, казённый, конюшенный, постельный, разрядный, холопий и Большого двора приказы. Василий III добавил к уже имеющимся: кравчий, ловчий и оружничий приказы. Судебник 1550 года закрепил и расширил систему приказов, придав им официальные функции исполнительной власти (своего рода правительства страны).

Структурные особенности системы приказов XVII века

Приказы осуществляли центральное управление Российским государством.

Направление деятельности

Название приказа

Общие функции

Общегосударственное

Посольский, приказ Тайных дел, Челобитный

Деятельность при непосредственном участии царя.

Административное и судебно-полицейское

Сыскных дел, Владимирский и Московский судных дел, Ямской, приказ, что на «сильных» челом бьют и др.

Регулировали правовую систему и специальные отрасли управления государством.

Военные дела

Бронный, Рейтарский, Ствольный, Городового дела, Каменных дел, Оружейная палата и др.

Ведали всеми вопросами, касающимися войска, вооружения и обеспечения.

Финансовые дела

Большой казны, Денежных сборов, Сбора стрелецких денег, Сбора запросных и пятинных денег, Сбора доимочных денег и др.

Наполнение государственной казны и распределение необходимых трат.

Дворцовые дела

Дворцовый судный, Конюшенный, Ловчий Постельничий, Сокольничий, Панихидный и др.

Ведал делами царского двора, дворцовых земель и имений.

Территориальное (областное) управление

Великой России, Малороссийский, Великого княжества Литовского, Великого княжества Смоленского, Лифлянский и др.

Ведали делами определённых территорий

К концу XVII века число приказов увеличилось до 55, кроме собственного названия «приказы», аналогичные управленческие службы носили и другие названия: палаты, избы, дворы, трети и четверти. В XVII веке — это была уже громоздкая, забюрократизированная, неповоротливая система государственного управления.

Состав, устройство и функционирование приказов

Всякий приказ делился на две части: одна непосредственно решала проблемы (судьи), другая вела делопроизводство (дьяки и подьячие). Назначение и увольнение судей, дьяков и подьячих было прерогативой верховной власти. Штаты приказов формировались в соответствии с направлением деятельности. Однако подведомственность приказов не имела строгих границ, иногда до такой степени, что порой название учреждение не совсем подходило к роду его деятельности.

Режим работы судей дьяков и других приказных был ежедневным, за исключением воскресных и праздничных дней. Во многих приказах канцелярия разделялась на «стол» под руководством дьяка и «повытье» под началом подьячего ведавших определённым родом дел, или ветвью управления. Взаимоотношения между указами происходили путём письмоводства «памятей» и в отдельных случаях «указов». Прошения и решения учреждений оформлялись в виде «челобитий» и «приказов» по особой форме.

Сложившееся в XVII веке приказное делопроизводство было преобразовано в новый канцелярский порядок реформами Петра I в начале XVIII века. А сами приказы царь-реформатор заменил коллегиями. Но не все, например Малороссийский приказ функционировал при Петре I под своим именем, а Ямской, только переиначили в канцелярию. В 1730 (до 1775 года) восстановили Сибирский приказ. Окончательно приказную систему управления ликвидировала Екатерина II в 1775 году.