Неврозы и тики у детей. Нервный тик у ребенка: возможные причины и методы лечения

Тики – молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.). По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка ). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика – это 3 года и 7-11 лет. Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики ; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;
  • у детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.
  • У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

Классификация тиков:

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)
  • ритуалы (ходьба по кругу)
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики , захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, 3-х лет и 6-7-ми лет, а тики появляются только у некоторых детей. Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает. Роль наследственности Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью : родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики :

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики , то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола – неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение Не смотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка , его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи . Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей. В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков. Провокация тиков: психологический стресс Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики . Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка , внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках – перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами. Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики . Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики . Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья. Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:

  1. Наследственная предрасположенность
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, или как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка , часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра. Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом. Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции. В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнито-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания и консультацию психиатра. Медицинские диагнозы Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года. Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы . Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок. 2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. 3. Психологическая коррекция .

  • Может проводиться индивидуально – для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
  • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) – для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте («прорепетировать» его заранее), что уменьшает вероятность обострения тиков. 4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающий противотревожным действием (антидепрессант) – ФЕНИБУТ, ЗОЛОФТ, ПАКСИЛ и т.д.; уменьшающий выраженность двигательных явлений – ТИАПРИДАЛ, ТЕРАЛЕН и т.д.
    • К базовой терапии, в качестве дополнительной, могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
    Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены. Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно). Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.).. В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка .

    См. статью «Гиперактивный ребенок », № 9, 2004 г.

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование, позволяющее с помощью электродов, накладываемых на голову, регистрировать электрические потенциалы мозга и выявлять соответствующие изменения.

    Магнитно-резонансная томография (МРТ) - один из самых информативных методов диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В его основе лежит способность некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса.

Тики (гиперкинезы) – быстрые повторяющиеся непроизвольные аритмичные движения, обычно вовлекающие определенную группу мышц. Как правило, возникают у детей и занимают одно из ведущих мест среди болезней нервной системы в детском возрасте. Данной патологией страдает около 20 % детей в возрасте до 10 лет, причем мальчики болеют чаще и тяжелее, чем девочки. Существуют критические возрастные периоды, когда вероятность возникновения тиков значительно возрастает. Это происходит в 3 года и 7-10 лет.

Виды тиков

По распространенности процесса тики бывают локальные (возникающие в одной области), множественные и генерализованные.

Выделяют вокальные и моторные (двигательные) тики, которые могут быть сложными и простыми.

Моторные простые гиперкинезы:

  • неритмичные насильственные движения головой (в виде подергиваний);
  • непроизвольное моргание, зажмуривание глаз;
  • движения плечами по типу пожимания;
  • напряжение мышц живота с последующим его втягиванием.

Моторные сложные гиперкинезы:

  • повторение определенных жестов (эхопраксия);
  • вульгарные жесты;
  • прыжки на месте;
  • нанесение ударов по частям собственного тела.

Простые вокальные тики:

  • фырканье, хрюканье;
  • насвистывание;
  • кашель.

Сложные вокальные тики:

  • эхолалия (повторение слов, фраз, звуков, которые услышал больной);
  • копролалия (неконтролируемое выкрикивание неприличных слов).

Причины заболевания


Стрессы и переутомление способствуют возникновению тиков у ребенка в период созревания нервной системы.

Нервные тики могут быть первичными и вторичными. Важная роль в происхождении первичных тиков отводится отягощенной наследственности. В основе их развития лежат расстройства созревания систем двигательного контроля, что связано с дисфункцией базальных ганглиев. Первичные тики подразделяют на преходящие (транзиторные) и хронические (симптомы которых сохраняются больше года).

Вторичные тики также возникают на фоне нарушения функционирования базальных ганглиев, но при этом имеется первичное патологическое состояние, которое к этому привело, а именно:

  • травма головы;
  • повреждение нервной системы во время родов;
  • прием некоторых медикаментов (нейролептиков, психостимуляторов);
  • воспалительные заболевания вещества головного мозга;
  • патология головного мозга сосудистого характера.

Определенную роль в проявлении тиков играют стрессы, психические перегрузки, неблагоприятная обстановка в семье.

Особенности течения тиков у детей

Данное заболевание у каждого ребенка может протекать по-разному. Оно может внезапно проявиться в какой-то период жизни ребенка и так же быстро исчезнуть даже без лечения. А может длиться годами с выраженными симптомами и изменением поведенческих реакций. У детей с тиками часто выявляется раздражительность, тревожность, неспособность сконцентрировать внимание, нарушение координации движений, и др.

Симптомы заболевания усиливаются при волнении и ослабляются при отвлечении внимания, концентрации на определенной деятельности. Если ребенок чем-то заинтересован или играет, тики обычно исчезают. Больные могут усилиями воли на небольшой промежуток времени подавить тики, но впоследствии они возникают с нарастающей силой. Выраженность таких непроизвольных движений может меняться в зависимости от настроения и психоэмоционального состояния ребенка, времени года и даже суток. Для этой патологии характерна стереотипность и возникновение проявлений болезни в определенной области тела, но с течением времени локализация тиков может меняться.


Синдром Туретта

Это заболевание нервной системы, которое характеризуется сочетанием моторных и вокальных тиков у ребенка. Начало болезни приходится на возраст от 5 до 15 лет. Первыми появляются тики на лице, потом в патологический процесс вовлекаются мышцы шеи, рук, ног, туловища. Данная патология имеет хроническое прогрессирующее течение и достигает максимального развития в подростковом периоде, затем выраженность симптомов ослабляется. У части больных тики исчезают бесследно, а у некоторых пациентов сохраняются на всю жизнь.

Для детей с проявлениями синдрома Туретта характерна рассеянность, неусидчивость, отвлекаемость, повышенная ранимость, а иногда агрессивность. У половины больных в подростковом возрасте развивается синдром навязчивости, который проявляется необоснованными страхами, навязчивыми мыслями и действиями. Эти явления возникают вопреки желанию больного, и он не в силах их подавить.

Диагностика

Диагноз базируется на жалобах больного или родителей, истории заболевания, неврологическом осмотре. Рекомендуется обследование пациента для исключения органической патологии. Проводится общеклиническое обследование, электроэнцефалография, компьютерная томография, МРТ, консультация психиатра и др.


Лечение

В большинстве случаев заболевание имеет доброкачественное течение и не требует специального лечения. Детям нужно создать благоприятную психологическую обстановку в семье, избегать психических и физических перегрузок. Определенное значение имеет рациональное питание и полноценный сон. Родителям не следует акцентировать внимание ребенка на симптомах болезни. Детям с тиками рекомендуется ограничить пребывание за компьютером (особенно компьютерные игры), прослушивание громкой музыки, длительный просмотр телевизионных передач, чтение книг при плохом освещении и в положении лежа.

Основные лечебные мероприятия:

  1. Психотерапия (индивидуальная или групповая).
  2. Физиотерапия.
  3. Медикаментозное лечение:
  • нейролептики (эглонил, галоперидол);
  • антидепрессанты (анафранил);
  • ноотропные препараты (ноофен, фенибут, глицин);
  • препараты магния (магне В6);
  • витамины.

Лечение физическими факторами


Лечебный массаж помогает ребенку расслабиться и уменьшает его возбудимость.

Помогает успокоить ребенка, нормализовать работу его нервной системы, уменьшает проявления болезни.

Основные физические методы лечения детей с тиками:

  • (оказывает седативное действие, нормализует эмоциональное состояние больных, улучшает кровоснабжение мозговой ткани и обмен веществ; длительность процедуры около часа, при этом ребенок находится в состоянии дремоты, курс лечения составляет 10-12 процедур);
  • на шейно-воротниковую зону (оказывает опосредованное действие на нервную систему, снижает общую возбудимость);
  • (повышает устойчивость организма к стрессовым влияниям, улучшает настроение и работу нервной системы; длительность сеанса 20-30 минут, рекомендуется проведение 10-12 таких сеансов);
  • (успокаивают, расслабляют, улучшают сон; принимать такие ванны нужно через день).

Заключение

Появление тиков у ребенка служит поводом для тщательного медицинского обследования, так как тики могут быть начальным проявлением более серьезного заболевания. Прогноз относительно выздоровления у большинства пациентов благоприятный. Однако у части больных заболевание полностью не регрессирует. Существует мнение, что при раннем дебюте болезни (особенно в возрасте до 3 лет) она имеет более тяжелое и длительное течение.

Врач-невролог Николай Заваденко рассказывает о нервных тиках у детей:

Телеканал «Беларусь 1», программа «Детский доктор», выпуск на тему «Тики у детей»:

Нервный тик – разновидность гиперкинезов (насильственных движений ), представляющая собой кратковременное, стереотипное, нормально скоординированное, но неуместно совершаемое движение определенной группы мышц, возникающее внезапно и повторяющееся многократно. Нервный тик характеризуется как непреодолимое желание совершить определенное действие, и хотя ребенок осознает само наличие тика, препятствовать его появлениям он не в силах.

По данным последних исследований, до 25% детей младшего школьного возраста страдают от нервного тика, причем мальчики болеют в три раза чаще девочек. Часто данное заболевание не наносит серьезного вреда здоровью ребенка и с возрастом проходит бесследно, поэтому лишь 20% детей с нервным тиком обращаются за специализированной медицинской помощью. Однако в некоторых случаях нервный тик может иметь весьма выраженные проявления, наносить серьезный вред физическому и психоэмоциональному состоянию ребенка и проявляться в старшем возрасте. В таких случаях необходима помощь врача-специалиста.

Нервный тик может быть моторным или вокальным (голосовым ).

Моторными тиками являются:

  • моргание глазом/глазами;
  • нахмуривание лба;
  • гримасничанье;
  • сморщивание носа;
  • покусывание губы;
  • подергивание головой, рукой или ногой.
Вокальными тиками являются:
  • сопение носом;
  • покашливание;
  • фырканье;
  • шипение.
Интересные факты
  • Нервный тик, в отличие от других видов навязчивых движений, либо не осознается ребенком, либо осознается как физиологическая потребность.
  • При появлении тиков сам ребенок длительное время может их не замечать, не испытывая при этом никакого дискомфорта, а поводом обращения к врачу становится беспокойство родителей.
  • Нервный тик может подавляться усилием воли ребенка в течение непродолжительного времени (несколько минут ). При этом нарастает нервное напряжение и в скором времени нервный тик возобновляется с большей силой, могут появляться новые тики.
  • Нервный тик может вовлекать сразу несколько групп мышц, что придает ему вид целенаправленного, скоординированного движения.
  • Нервный тик проявляется только в состоянии бодрствования. Во сне ребенок не проявляет никаких признаков заболевания.
  • Нервными тиками страдали такие знаменитые личности как Моцарт и Наполеон.

Иннервация мышц лица

Для понимания механизма возникновения нервного тика нужны определенные знания из области анатомии и физиологии. В данном разделе будет описана физиология скелетных мышц, так как именно их сокращение происходит при нервном тике, а также анатомические особенности иннервации мышц лица (наиболее часто нервный тик у детей затрагивает мимические мышцы ).

Пирамидная и экстрапирамидная системы

Все произвольные движения человека контролируются определенными нервными клетками (нейронами ), расположенными в двигательной зоне коры головного мозга – в прецентральной извилине. Совокупность этих нейронов получила название пирамидной системы.

Помимо прецентральной извилины различают двигательные зоны в других участках головного мозга – в коре лобной доли, в подкорковых образованиях. Нейроны данных зон ответственны за координацию движений, стереотипные движения, поддержание мышечного тонуса и называются экстрапирамидной системой.

Каждое произвольное движение включает сокращение одних групп мышц и одновременное расслабление других. Однако человек не задумывается о том, какие мышцы нужно сократить, а какие расслабить, чтобы совершить определенное движение – это происходит автоматически, благодаря деятельности экстрапирамидной системы.

Пирамидная и экстрапирамидная системы неразрывно связаны между собой и с другими зонами головного мозга. Исследованиями последних лет установлено, что возникновение нервных тиков связано с повышенной активностью экстрапирамидной системы.

Нервы, иннервирующие мышцы лица

Сокращению скелетной мышцы предшествует образование нервного импульса в двигательных нейронах прецентральной извилины. Образовавшийся импульс проводится по нервным волокнам к каждой мышце человеческого тела, вызывая ее сокращение.

К каждой мышце идут двигательные нервные волокна от определенных нервов. Мышцы лица получают двигательную иннервацию преимущественно от лицевого нерва (n. Facialis ) а также, частично, от тройничного нерва (n. Trigeminus ), который иннервирует височную и жевательные мышцы.

В зону иннервации лицевого нерва входят:

  • мышцы лба;
  • круговая мышца глазницы;
  • щечные мышцы;
  • мышцы носа;
  • мышцы губ;
  • круговая мышца рта;
  • скуловые мышцы;
  • подкожная мышца шеи;

Синапс

В зоне контакта нервного волокна с мышечной клеткой образуется синапс – особый комплекс, обеспечивающий передачу нервного импульса между двумя живыми клетками.

Передача нервного импульса происходит посредством определенных химических веществ – медиаторов. Медиатором, регулирующим передачу нервного импульса к скелетным мышцам, является ацетилхолин. Выделяясь из окончания нервной клетки, ацетилхолин взаимодействует с определенными участками (рецепторами ) на мышечной клетке, обуславливая передачу нервного импульса к мышце.

Структура мышцы

Скелетная мышца представляет собой совокупность мышечных волокон. Каждое мышечное волокно состоит из длинных мышечных клеток (миоцитов ) и содержит множество миофибрилл – тонких нитевидных образований, проходящих параллельно вдоль всей длины мышечного волокна.

Помимо миофибрилл в мышечных клетках имеются митохондрии, являющиеся источником АТФ (аденозинтрифосфата ) – энергии, необходимой для мышечного сокращения, саркоплазматическая сеть, представляющая собой комплекс цистерн, расположенных в непосредственной близости от миофибрилл, и депонирующий кальций, необходимый для мышечного сокращения. Важным внутриклеточным элементом является магний, способствующий высвобождению энергии АТФ и участвующий в процессе мышечного сокращения.

Непосредственно сократительным аппаратом мышечных волокон является саркомер – комплекс, состоящий из сократительных белков – актина и миозина. Данные белки имеют форму нитей, расположенных параллельно друг другу. На белке миозине имеются своеобразные отростки, называемые миозиновыми мостиками. В покое прямого контакта между миозином и актином не происходит.

Сокращение мышцы

При поступлении нервного импульса к мышечной клетке происходит быстрое высвобождение кальция из места его депонирования. Кальций, наряду с магнием, связывается с определенными регуляторными зонами на поверхности актина и делает возможным контакт между актином и миозином посредством миозиновых мостиков. Миозиновые мостики присоединяются к актиновым нитям под углом примерно 90° и затем изменяют свое положение на 45°, вызывая тем самым взаимное сближение актиновых нитей и мышечное сокращение.

После прекращения поступления нервных импульсов к мышечной клетке кальций из клетки быстро переносится обратно в саркоплазматические цистерны. Уменьшение внутриклеточной концентрации кальция приводит к отсоединению миозиновых мостиков от нитей актина и возвращению их в первоначальное положение – мышца расслабляется.

Причины нервного тика

В зависимости от первоначального состояния нервной системы ребенка различают:
  • первичные нервные тики;
  • вторичные нервные тики.

Первичные нервные тики

Первичным (идиопатическим ) принято называть нервный тик, который является единственным проявлением расстройства нервной системы .

Чаще всего первые проявления нервных тиков наступают у детей в возрасте от 7 до 12 лет, то есть в период психомоторного развития, когда нервная система ребенка наиболее уязвима к всевозможным психологическим и эмоциональным перегрузкам. Появление тиков в возрасте до 5 лет говорит о том, что тик является следствием какого-либо другого заболевания.

Причинами первичных нервных тиков являются:

  • Психоэмоциональное потрясение. Наиболее частая причина нервных тиков у детей. Возникновение тика может спровоцировать как острая психоэмоциональная травма (испуг, ссора с родителями ), так и длительная неблагоприятная психологическая обстановка в семье (недостаток внимания к ребенку, чрезмерная требовательность и строгость в воспитании ).
  • Тик первого сентября. Примерно у 10% детей нервный тик дебютирует в первые дни посещения школы. Это связано с новой обстановкой, новыми знакомствами, определенными правилами и ограничениями, что является сильным эмоциональным потрясением для ребенка.
  • Нарушение питания. Недостаток в организме кальция и магния, участвующих в мышечном сокращении, может вызвать судорожную активность мышц, в том числе и тики.
  • Злоупотребление психостимуляторами. Чай, кофе, всевозможные энергетические напитки активируют центральную нервную систему, заставляя ее работать «на износ». При частом употреблении таких напитков происходит процесс нервного истощения, что проявляется повышенной раздражительностью, эмоциональной нестабильностью и, как следствие, нервными тиками.
  • Переутомление. Хроническое недосыпание, длительное пребывание за компьютером, чтение книг при плохом освещении ведут к повышению активности различных зон головного мозга с вовлечением экстрапирамидных систем и развитием нервных тиков.
  • Наследственная предрасположенность. Последние исследования указывают на то, что нервный тик передается по аутосомно-доминантному типу наследования (если у одного из родителей есть дефектный ген, то у него будет проявляться данное заболевание, а вероятность наследования его ребенком составляет 50% ). Наличие генетической предрасположенности не обязательно приведет к развитию заболевания, но шанс возникновения нервного тика у таких детей больше, чем у детей без генетической предрасположенности.
По степени выраженности первичный нервный тик может быть:
  • Локальным – вовлекается одна мышца/группа мышц, и данный тик доминирует на протяжении всего периода заболевания.
  • Множественным – проявляется в нескольких группах мышц одновременно.
  • Генерализованным (Синдром Туретта ) – наследственное заболевание, характеризующееся генерализованными моторными тиками различных групп мышц в сочетании с вокальными тиками.
По длительности первичный нервный тик бывает:
  • Транзиторным – длительностью от 2 недель до 1 года, после чего проходит бесследно. Через определенное время тик может возобновиться. Транзиторные тики могут быть локальными или множественными, моторными и вокальными.
  • Хроническим – длительностью более 1 года. Может быть как локальным, так и множественным. В течение болезни могут исчезать тики в одних группах мышц и появляться в других, однако полной ремиссии не наступает.

Вторичные нервные тики

Вторичные тики развиваются на фоне предшествующих заболеваний нервной системы. Клинические проявления первичных и вторичных нервных тиков схожи.

Факторами, способствующими возникновению нервных тиков, являются:

  • врожденные заболевания нервной системы;
  • черепно-мозговая травма, в том числе и врожденная;
  • энцефалит – инфекционно-воспалительное заболевание головного мозга;
  • генерализованные инфекции – вирус герпеса , цитомегаловирус , стрептококк ;
  • интоксикация угарным газом, опиатами;
  • опухоли головного мозга;
  • некоторые медикаменты – антипсихотические препараты, антидепрессанты , противосудорожные, стимуляторы центральной нервной системы (кофеин );
  • невралгия тройничного нерва – гиперчувствительность кожи лица, проявляющаяся болью при любых прикосновениях к лицевой области;
  • наследственные заболевания – хорея Гентингтона, торсионная дистония.

Изменения в организме ребенка при нервном тике

При нервном тике происходят изменения функции всех структур организма, участвующих в мышечном сокращении.

Головной мозг
Под влиянием перечисленных выше факторов повышается активность экстрапирамидной системы головного мозга, что приводит к избыточному образованию нервных импульсов.

Нервные волокна
Избыточные нервные импульсы проводятся по двигательным нервам к скелетным мышцам. В зоне контакта нервных волокон с мышечными клетками, в области синапсов, происходит избыточное выделение медиатора ацетилхолина, что вызывает сокращения иннервируемых мышц.

Мышечные волокна
Как было сказано ранее, сокращение мышц требует наличия кальция и энергии. При нервном тике частые сокращения определенных мышц повторяются в течение нескольких часов или на протяжении всего дня. Энергия (АТФ ), используемая мышцей в процессе сокращения, расходуется в больших количествах, а ее запасы не всегда успевают восстанавливаться. Это может привести к мышечной слабости и болям в мышцах.

При недостатке кальция определенное количество миозиновых мостиков не может соединиться с нитями актина, что обуславливает мышечную слабость и может вызвать мышечный спазм (длительное, непроизвольное, часто болезненное сокращение мышцы ).

Психоэмоциональное состояние ребенка
Постоянные нервные тики, проявляющиеся подмигиванием, гримасничаньем, сопением и другими способами, привлекают к ребенку внимание окружающих. Естественно, это накладывает серьезный отпечаток на эмоциональное состояние ребенка – он начинает чувствовать свой дефект (хотя до этого, возможно, не придавал ему никакого значения ).

Некоторые дети, находясь в общественных местах, например, в школе, пытаются подавить проявление нервного тика усилием воли. Это, как упоминалось ранее, приводит к еще большему росту психоэмоционального напряжения, и в результате нервный тик становятся более выраженными, могут появляться новые тики.

Интересное занятие создает в мозге ребенка зону активности, которая заглушает патологические импульсы, исходящие из экстрапирамидной зоны, и нервный тик исчезает.

Данный эффект является временным, и после прекращения «отвлекающего» занятия нервный тик возобновится.

Быстрое устранение нервного тика век

  • Умеренно надавливать пальцем в области надбровной дуги (место выхода из полости черепа нерва, иннервирующего кожу верхнего века ) и удерживать в течение 10 секунд.
  • С такой же силой надавить в области внутреннего и наружного углов глаза, удерживая в течение 10 секунд.
  • Сильно зажмурить оба глаза на 3 – 5 секунд. При этом нужно максимально напрячь веки. Повторить 3 раза с интервалом в 1 минуту.
Выполнение данных приемов может снизить выраженность нервного тика, однако эффект этот временный – от нескольких минут до нескольких часов, после чего нервный тик возобновится.

Компресс из листьев герани

Измельчить 7 – 10 зеленых листьев герани и приложить к пораженной тиком области. Накрыть прокладкой из нескольких слоев марли и обернуть теплым шарфом или платком. Через час убрать повязку и промыть кожу в области приложения компресса теплой водой.

Лечение нервного тика

Примерно 10 - 15% первичных нервных тиков, будучи слабовыраженными, не оказывают серьезного влияния на здоровье и психоэмоциональное состояние ребенка и проходят самостоятельно через некоторое время (недели – месяцы ). Если нервный тик сильно выражен, доставляет неудобства ребенку и негативно влияет на его психоэмоциональное состояние, необходимо как можно раньше начать лечение, чтобы предотвратить прогрессирование заболевания.


В лечении нервного тика у детей различают:
  • немедикаментозные методы лечения;
  • медикаментозные методы лечения;
  • народные методы лечения.

Немедикаментозные методы лечения

Являются приоритетными методами лечения при первичных нервных тиках, а также при вторичных нервных тиках в составе комплексной терапии. Немедикаментозное лечение включает комплекс мероприятий, направленных на восстановление нормального состояния нервной системы, обмена веществ, нормализацию психоэмоционального и душевного состояния ребенка.

Основными направлениями немедикаментозного лечения нервного тика у детей являются:

  • индивидуальная психотерапия;
  • создание благоприятной обстановки в семье;
  • организация режима труда и отдыха;
  • полноценный сон;
  • полноценное питание;
  • исключение нервного перенапряжения.
Индивидуальная психотерапия
Это наиболее предпочтительный метод лечения первичных нервных тиков у детей, так как в большинстве случаев их возникновение связано со стрессом и измененным психоэмоциональным состоянием ребенка. Детский психиатр поможет ребенку разобраться в причинах повышенной возбудимости и нервозности, тем самым устраняя причину возникновения нервного тика, научит правильному отношению к нервному тику.

После курса психотерапии у детей отмечается значительное улучшение эмоционального фона, нормализация сна, уменьшение или исчезновение нервных тиков.

Создание благоприятной обстановки в семье
В первую очередь, родителям следует понять, что нервный тик – это не баловство, не капризы ребенка, а заболевание, требующее соответствующего лечения. Если у ребенка появился нервный тик, не следует ругать его, требовать, чтобы он контролировал себя, говорить, что над ним будут смеяться в школе и так далее. Ребенок не в силах самостоятельно справиться с нервным тиком, а неправильное отношение родителей только усиливает его внутреннее психоэмоциональное напряжение и усугубляет течение заболевания.

Как должны вести себя родители, если у ребенка появился нервный тик?

  • не заострять внимание на нервном тике ребенка;
  • относиться к ребенку как к здоровому, нормальному человеку;
  • по возможности оградить ребенка от всякого рода стрессовых ситуаций;
  • поддерживать в семье спокойную, уютную обстановку;
  • постараться выяснить, какие проблемы есть или были у ребенка в недавнем времени и помочь в их решении;
  • при необходимости своевременно обратиться к детскому невропатологу.

Организация режим труда и отдыха
Неправильное распределение времени приводит к переутомлению, стрессу и нервному истощению ребенка. При нервном тике крайне важно исключить эти факторы, для чего рекомендуется соблюдать определенные правила относительно работы и отдыха.

Подъем 7.00
Утренняя гимнастика, туалет 7.00 – 7.30
Завтрак 7.30 – 7.50
Дорога в школу 7.50 – 8.30
Учеба в школе 8.30 – 13.00
Прогулка после школы 13.00 – 13.30
Обед 13.30 – 14.00
Послеобеденный отдых/сон 14.00 – 15.30
Прогулки на свежем воздухе 15.30 – 16.00
Полдник 16.00 – 16.15
Учеба, чтение книг 16.15 – 17.30
Игры на свежем воздухе, работа по дому 17.30 – 19.00
Ужин 19.00 – 19.30
Отдых 19.30 – 20.30
Подготовка ко сну 20.30 – 21.00
Сон 21.00 – 7.00

Полноценный сон
Во сне происходит восстановление нервной, иммунной, и других систем организма. Нарушение структуры сна и хроническое недосыпание приводит к росту нервного напряжения, ухудшению эмоционального состояния, повышенной раздражительности, что может проявляться нервными тиками.
Полноценное питание
Ребенок должен соблюдать время основных приемов пищи, питание должно быть регулярным, полноценным и сбалансированным, то есть содержать все необходимые для роста и развития ребенка вещества – белки , жиры , углеводы , различные витамины , минералы и микроэлементы.

Особое внимание следует уделить продуктам, содержащим кальций, так как недостаток этого элемента уменьшает порог возбуждения мышечных клеток и способствует проявлению нервных тиков.

В зависимости от возраста потребность в кальции у детей следующая:

  • от 4 до 8 лет – 1000 мг (1 грамм ) кальция в сутки;
  • от 9 до 18 лет – 1300 мг (1,3 грамма ) кальция в сутки.
Наименование продукта Содержание кальция в 100 г продукта
Плавленый сыр 300 мг
Капуста белая 210 мг
Молоко коровье 110 мг
Черный хлеб 100 мг
Творог 95 мг
Сметана 80 – 90 мг
Сухофрукты 80 мг
Черный шоколад 60 мг
Белый хлеб 20 мг

Исключить нервное перенапряжение
Занятия, требующие предельной концентрации внимания ребенка, приводят к быстрой утомляемости, плохому сну и росту нервного напряжения. В результате проявления нервного тика усиливаются, могут появляться новые тики.

При нервном тике у ребенка следует исключить или ограничить:

  • компьютерные и видеоигры, особенно перед сном;
  • длительный просмотр телевизора, более 1 – 1,5 часов в сутки;
  • чтение книг в неподходящих условиях – в транспорте, при плохом освещении, лежа;
  • прослушивание громкой музыки, особенно за 2 часа перед сном;
  • тонизирующие напитки – чай, кофе, особенно после 18.00.

Медикаментозное лечение нервного тика

Медикаментозное лечение используется для лечения первичных и вторичных нервных тиков. Для медикаментозного лечения нервного тика у детей применяются успокоительные и антипсихотические препараты, а также средства, улучшающие кровоснабжение и обменные процессы мозга. Следует начинать с наиболее «легких» препаратов и с минимальной терапевтической дозы.

Медикаменты, назначаемые детям при нервном тике

Название медикамента Механизм действия Способы применения и дозировка у детей
Ново-Пассит Комбинированный успокоительный препарат растительного происхождения. Снижает психоэмоциональное напряжение, облегчает процесс засыпания. Рекомендуется примерять для нормализации психоэмоционального состояния по 1 чайной ложке 2 - 3 раза в день.
Тиоридазин (Сонапакс) Антипсихотический препарат.
  • устраняет чувство тревожности и страха;
  • снимает психоэмоциональное напряжение.
Применяется внутрь, после еды.
  • от 3 до 7 лет – 10 мг утром и вечером;
  • от 7 до 16 лет – 10 мг три раза в день, каждые 8 часов;
  • от 16 до 18 лет – 2 таблетки по 20 мг три раза в день, каждые 8 часов.
Циннаризин Препарат, улучшающий мозговое кровообращение. Снижает поступление кальция в мышечные клетки сосудов. Расширяет мозговые сосуды, увеличивая приток крови к головному мозгу. Принимать 2 раза в день, утром и вечером, по 12,5 мг через 30 минут после еды. Лечение длительное – от нескольких недель до нескольких месяцев.
Фенибут Ноотропный препарат, действующий на уровне головного мозга.
  • нормализует мозговой метаболизм;
  • улучшает кровоснабжение мозга;
  • увеличивают устойчивость мозга перед различными повреждающими факторами;
  • устраняет чувство тревоги и беспокойства;
  • нормализует сон.
Независимо от приема пищи.
  • до 7 лет – 100 мг 3 раза в сутки;
  • от 8 до 14 лет – 200 – 250 мг 3 раза в сутки;
  • старше 15 лет – 250 – 300 мг 3 раза в сутки.
Диазепам (Седуксен, Сибазон, Реланиум) Препарат из группы транквилизаторов.
  • снимает эмоциональную напряженность, чувство тревожности и страха;
  • оказывает успокаивающий эффект;
  • снижает двигательную активность;
  • ускоряет процесс засыпания;
  • увеличивает продолжительность и глубину сна;
  • расслабляет мышцы посредством действия на головной и спиной мозг.
При выраженных проявлениях нервных тиков, независимо от приема пищи.
  • от 1 до 3 лет – 1 мг утром и вечером;
  • от 3 до 7 лет – 2 мг утром и вечером;
  • старше 7 лет – 2,5 – 3 мг утром и вечером.
Курс лечения – не более 2 месяцев.
Галоперидол Сильнодействующий антипсихотический препарат.
  • в большей степени, чем сонапакс устраняет чувство тревоги и снимает психоэмоциональное напряжение;
  • сильнее, чем диазепам подавляет избыточную двигательную активность.
Применяется в тяжелых случаях нервных тиков, при неэффективности других препаратов.
Дозу устанавливает врач-невропатолог, основываясь на диагнозе и общем состоянии ребенка.
Кальция Глюконат Препарат кальция, восполняющий недостаток данного микроэлемента в организме. Нормализует процессы мышечного сокращения и расслабления. Принимать перед едой. Перед употреблением измельчить. Запивать стаканом молока.
  • от 5 до 7 лет – 1 г 3 раза в сутки;
  • от 8 до 10 лет – 1,5 г 3 раза в сутки;
  • от 11 до 15 лет – 2,5 г 3 раза в сутки;
  • старше 15 лет – 2,5 – 3 г три раза в стуки.

Народные методы лечения нервного тика

Доказано, что применение успокоительных сборов, отваров и настоев оказывает благоприятное влияние на нервную систему ребенка и уменьшает проявления нервного тика.

Успокоительные средства, применяемые при нервном тике у детей

Название средства Способ приготовления Правила применения
Настой пустырника
  • 2 столовые ложки измельченной сухой травы растения залить стаканом кипятка (200 мл );
  • охладить в течение двух часов при комнатной температуре;
  • процедить через марлю несколько раз;
  • полученный настой хранить в защищенном от солнца месте при комнатной температуре.
Принимать 3 раза в день, за 30 минут до приема пищи.
  • от 7 до 14 лет - по 1 чайной ложке;
  • старше 14 лет – по 1 десертной ложке.
Длительность применения не более 1 месяца.
Настой корня валерианы
  • 1 столовую ложку измельченного корня растения залить стаканом горячей кипяченой воды;
  • в течение 15 минут нагревать на кипящей водяной бане;
  • охладить при комнатной температуре и процедить несколько раз через марлю;
  • хранить при температуре не выше 20ºС в защищенном от солнца месте.
Давать детям по 1 чайной ложке полученного настоя 4 раза в день через 30 минут после еды и перед сном.
Не рекомендуется принимать настой более полутора месяцев.
Настой цветков аптечной ромашки
  • 1 столовую ложку сухих цветков поместить в термос и залить 1 стаканом (200 мл ) кипятка;
  • настоять течение 3 часов, тщательно процедить;
  • хранить при температуре не выше 20ºС.
Детям рекомендуется принимать по четверти стакана отвара (50 мл ) три раза в день, через 30 минут после еды.
Настой плодов боярышника
  • 1 столовую ложку высушенных и измельченных плодов растения залить стаканом кипятка;
  • настоять в течение 2 часов;
  • тщательно процедить через марлю.
Детям старше 7 лет принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день, за 30 минут до еды.
Рекомендуемая длительность применения – не более 1 месяца.

Другие методы лечения нервного тика у детей

В лечении нервных тиков у детей успешно применяются:
  • расслабляющий массаж;
  • электросон.
Расслабляющий массаж
Правильно выполненный массаж снижает возбуждение нервной системы, уменьшает психоэмоциональное напряжение, улучшает кровообращение головного мозга и мышц, восстанавливает душевный комфорт, что может уменьшить выраженность тиков. При нервном тике рекомендуется расслабляющий массаж спины, головы, лица, ног. Точечный массаж области тика не рекомендуется, так как это создает дополнительное раздражение и может привести к более выраженным проявлениям заболевания.

Электросон
Это метод физиотерапии, при котором используются слабые низкочастотные электрические импульсы. Они проникают в полость черепа через глазницы и воздействуют на ЦНС (центральную нервную систему ), усиливая процессы торможения в головном мозге и вызывая наступление сна.

Эффекты электросна:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • успокаивающее действие;
  • улучшение кровоснабжения и питания мозга;
  • нормализация обмена белков, жиров и углеводов.
Процедура электросна проводится в специальном помещении поликлиники или стационара, оборудованном удобной кушеткой с подушкой и одеялом. Помещение должно быть изолированно от уличного шума и солнечного света.

Ребенок должен снять верхнюю одежду и лечь на кушетку. На глаза ребенка одевается специальная маска, через которую подается электрический ток. Частота тока обычно не превышает 120 герц, сила тока равна 1 – 2 миллиампера.

Процедура длится от 60 до 90 минут – в это время ребенок находится в состоянии дремоты или сна. Для достижения лечебного эффекта обычно назначается 10 – 12 сеансов электросна.

Профилактика повторений нервного тика

Современные условия жизни в больших городах неизбежно приводят к повышению нервного напряжения и возникновению стрессов. Дети, ввиду функциональной незрелости нервной системы, особо чувствительны к перенапряжению. Если у ребенка имеется предрасположенность к нервным тикам, то очень велика вероятность их появления в раннем возрасте. Однако сегодня нервный тик – заболевание излечимое, и при соблюдении определенных правил и ограничений можно не вспоминать о данном недуге в течение долгих лет.

Что нужно делать, чтобы избежать повторения нервного тика?

  • поддерживать нормальную психоэмоциональную обстановку в семье;
  • обеспечить полноценное питание и сон;
  • обучать ребенка правильному поведению при стрессах;
  • заниматься йогой , медитацией;
  • регулярно заниматься спортом (плаванием, легкой атлетикой );
  • проводить на свежем воздухе не менее 1 часа каждый день;
  • проветривать комнату ребенка перед сном.

Что может спровоцировать повторение нервного тика?

  • стресс;
  • переутомление;
  • хроническое недосыпание;
  • напряженная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • недостаток кальция в организме;
  • злоупотребление тонизирующими напитками;
  • длительный просмотр телевизора;
  • проведение большого количества времени за компьютером;
  • длительные видеоигры.

– внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

    Синонимичные названия тиков – тиковые гиперкинезы , нервные тики. Распространенность составляет 13% у мальчиков, 11% у девочек. Тики у детей возникают в промежутке от 2 до 18 лет. Пиковые периоды – 3 года и 7-10 лет, эпидемиологический показатель достигает 20%. Наименее вероятен дебют заболевания после 15 лет, наиболее высокий риск развития отмечается у первоклассников – кризис семи лет и начало школьного обучения становятся провоцирующими факторами «тиков первого сентября». У мальчиков заболевание протекает тяжелее и хуже поддается терапии. У значительной части пациентов выявляются сезонные и суточные обострения симптоматики, гиперкинезы усиливаются в вечернее время, осенью и зимой.

    Причины тиков у детей

    Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

    • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии , инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
    • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
    • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
    • Черепно-мозговые травмы . Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
    • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
    • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью , церебрастеническим синдромом , тревожными расстройствами . Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

    Патогенез

    Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

    Классификация

    Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

    • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
    • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
    • Синдром Туретта . Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

    Симптомы тиков у детей

    Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

    При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

    Простые вокальные тики часто представляют собой покашливания, шмыганье носом, шумные вдохи и выдохи. Реже наблюдаются повизгивания, насвистывания, проговаривание простых высоких звуков – «а», «у», «ай». В периоды обострения нервных тиков вокальные симптомы могут меняться, что ошибочно расценивается как новый дебют. Пример: ребенок покашливал, в ремиссии вокальных симптомов не наблюдалось, позже появилось шумное дыхание. Сложные вокализмы возникают у 6% пациентов с болезнью Туретта. Представляют непроизвольное произнесение отдельных слов.

    Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

    При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

    Осложнения

    К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

    Диагностика

    Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом , психиатром , психологом . Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

    • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
    • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
    • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
    • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ , МРТ головного мозга . Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

    Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

    Лечение тиков у детей

    Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

    • Соблюдение режима дня. Предусматривает предупреждение голода, усталости, умственного и эмоционального истощения, физическую и интеллектуальную активность, следование графику приема пищи, отхода ко сну и пробуждения. Время просмотра телепередач, компьютерных игр сокращается до минимума.
    • Семейная психотерапия . Причиной тиков может быть хроническая психотравмирующая ситуация, стиль воспитания. Сеансы психотерапии включают анализ внутрисемейных отношений, проработку негативного отношения к тикам. Участников обучают методам, помогающим справиться с тревогой, напряжением, проблемами ребенка.
    • Индивидуальная, групповая психотерапия. Наедине с психотерапевтом пациент рассказывает о переживаниях, страхах, отношении к заболеванию. Методами когнитивно-поведенческой терапии прорабатываются комплексы, осваиваются способы релаксации, саморегуляции, позволяющие частично управлять гиперкинезами. На групповых встречах тренируются навыки общения, разрешения конфликтов.
    • Психокоррекция. направлены на развитие отстающих когнитивных функций. Выполняются упражнения на коррекцию пространственного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля. В итоге ребенок испытывает меньше трудностей при школьном обучении.
    • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются неврологом. Подбор средств, продолжительность лечения, дозировка определяются индивидуально. Базовая терапия основана на применении противотревожных лекарств (анксиолитики, антидепрессанты) и медикаментов, уменьшающих выраженность двигательных явлений (антипсихотики). Дополнительно показаны ноотропы, сосудистые препараты, витамины.
    • Физиотерапия. Сеансы оказывают успокаивающее действие, нормализуют процессы возбуждения и торможения в нервной системе, уменьшают симптомы болезни. Используется электросон , гальванизация сегментарных зон, лечебный массаж , электрофорез воротниковой зоны, озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону, аэрофитотерапия, хвойные ванны .
    • БОС-терапия . Метод биологической обратной связи представлен комплексом процедур, позволяющих пациенту прочувствовать и освоить управление определенной физиологической функцией. При гиперкинезах ребенок через компьютерную программу получает информацию о состоянии мышц, в процессе тренинга осваивает произвольное расслабление и сокращение.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

Описание генерализованного тика у детей и основные этиологические факторы его развития. Клиническая картина проявлений и разновидности симптомов, которые встречаются при данной нозологии. Главные подходы к лечению синдрома Туретта у ребенка.

Содержание статьи:

Генерализованный тик у детей (синдром Туретта) - это наследственное неврологическое заболевание, которое проявляется наличием тиков - как моторных, так и вокальных. Часто в структуре нозологии выделяют копролалию - бесконтрольное выкрикивание нецензурных слов и выражений. Чаще всего первые симптомы появляются в раннем детстве. К периоду полового созревания разворачивается полная картина синдрома Туретта.

Описание и развитие генерализованного тика у ребенка


В основе данного заболевания лежит нейрохимический сбой, который влечет за собой соответствующую симптоматику. Известно, что психические процессы в организме человека регулируются с помощью системы гормонов - дофамина, норадреналина и серотонина. Все эмоции, которые можно выразить, формируются за счет соотношения разных уровней этих веществ. Также от них зависит множество других важных функций организма.

Синдром Туретта вызван, собственно, сбоем идеального баланса между данными нейромедиаторами. Именно поэтому первой возникает симптоматика, которая проявляется изменениями в поведении, эмоциональном реагировании и нарушением регуляции моторных функций.

Статистические данные утверждают, что мальчики болеют в среднем в 4 раза чаще, чем девочки. Заболевание возникает в возрасте от 4 до 15 лет. В зависимости от степени выраженности симптомов проявляется адаптация конкретного человека во взрослой жизни.

Существующие методики лечения только облегчают симптомы и улучшают самочувствие. Полностью излечить генерализованные тики, к сожалению, пока невозможно.

Причины генерализованных тиков у детей


Данное заболевание принято считать наследственным, так как оно передается из поколения в поколение аутосомно, как по доминантному, так и по рецессивному типу. То есть наверняка предсказать 100% вероятность рождения ребенка с синдромом Жиля де ла Туретта нельзя.

Хотя статистика показывает, что мальчики гораздо чаще болеют этой нозологией, исследования так и не подтвердили связь гена с Y хромосомой на данный момент. Даже наличие предрасположенности или же изменений в ДНК не гарантирует развитие этой болезни. Для запуска необходимы провоцирующие факторы. То есть даже если ребенок унаследовал ген Туретта, он не обязательно будет болеть, а может остаться просто носителем на всю жизнь.

Предрасполагающие факторы можно поделить на несколько групп:

  • Инфекция . Развитие в организме воспалительного процесса с агрессивным возбудителем значительно ослабляет иммунную систему ребенка, истощает ресурсы и требует длительного восстановительного периода. На этом фоне легко возникает дисбаланс в системе нейромедиаторов, который может запустить генетическую склонность к синдрому Туретта. Чаще всего провоцирует проявление гена именно стрептококковая инфекция. Она специфически воздействует на нейрохимический баланс и может вызывать развитие клинической симптоматики заболевания.
  • Интоксикации . Имеются ввиду как длительное воздействие сильнодействующих веществ, так и острые отравления ядами. То есть любое поступление в организм токсинов, которые негативно воздействуют на центральную нервную систему, легко спровоцирует развитие синдрома Туретта, если определенный ген детерминирован в ДНК ребенка. Нейротоксины напрямую разрушают баланс между дофамином, норадреналином и серотонином, тем самым вызывая первичную симптоматику интоксикации. Спустя некоторое время присоединяются симптомы данного заболевания.
  • Гипертермия . Особую опасность для ребенка и его центральной нервной системы несут фебрильные состояния и лихорадки, когда температура превышает 38°С. Если эти цифры переходят за 40°С, опасность для жизни ребенка возрастает в несколько раз. Лихорадка, кроме прямого негативного воздействия, может провоцировать развитие различной симптоматики, которую детерминирует ДНК, в том числе и генерализированные тики.
  • Эмоциональные перенапряжения . Тяжелый психологический стресс, который долго не проходит, способен оставлять после себя следы на долгие годы. В основном расшатанная детская психика дополняется различными болезнями, которые до этого не проявлялись. Склонность к развитию синдрома Туретта переходит в полноценную болезнь.
  • Прием психотропных средств . Наличие у детей различных психологических проблем и болезней в отдельных случаях требует назначения препаратов, которые воздействуют на баланс нейромедиаторов. Таким образом, внешнее вмешательство фармакологическими препаратами позволяет скорректировать имеющееся психическое расстройство и достичь лучшего самочувствия. Кроме этого, воздействие психотропных средств может запустить каскад реакций, что проявят синдром Туретта.

Основные признаки генерализованного тика у ребенка

Первые проявления данного заболевания могут быть заметны уже в возрасте от 4 лет. Основными симптомами, составляющими синдром Туретта, являются непроизвольные действия (генерализованные тики), в том числе и вербальные выражения, которые происходят бессознательно. Человек совершенно не контролирует их, несмотря на эмоциональную окраску в виде копролалии. Также это могут быть звуки, движения и другие стереотипные проявления непроизвольного характера.

Общие характеристики


Дети с синдромом Туретта достаточно заметны в обществе благодаря характерным тикам:
  1. Однообразность . У каждого ребенка вырабатывается свой индивидуальный набор движений, выражений, который повторяется время от времени в виде приступа.
  2. Быстротечность . Каждый тик занимает несколько секунд и прекращается. Один приступ может характеризоваться набором различных моторных и вокальных тиков, которые имеют четкое начало и окончание.
  3. Период спокойствия . Относительно небольшое количество времени ребенок, страдающий данным заболеванием, проводит без приступов. Чаще всего такое случается при отсутствии любого рода раздражителей в полном покое.
  4. Ритмичность . Приступы могут быть разными по продолжительности, а также наступать в одно время чаще, а в другое реже.
  5. Доминанта . Каждый тик при синдроме Туретта сопровождается характерным началом. Ребенок чувствует непреодолимое желание совершить некое действие или выразить вербально. При этом ощущения похожи на зуд, который уменьшиться, лишь удовлетворив потребность.

Двигательные тики


Своеобразные спонтанные действия, в основе которых лежит перемещение частей тела в бессмысленные и даже странные позы. В большинстве случаев они приносят, как минимум, физическое неудобство и болевые ощущения. Чаще всего это напряжение какой-либо группы мышц, прыжок, хлопок, стереотипное действие с помощью мимических мышц, постукивание, клацанье.

Часто двигательные тики дублируют нецензурные выражения в виде характерных жестов. Естественно, ребенок совершенно не контролирует в данный момент собственное тело, и все действия следует воспринимать как проявление болезни.

Принято разделять двигательные тики на две основные группы:

  • Простые тики . Сюда относятся такие действия, которые вовлекают только одну группу мышц. Они стереотипные и непродолжительные. Чаще всего такой тик воспринимается как одномоментное подергивание конечности или другого участка тела и доставляет гораздо меньше неприятностей, чем следующая группа.
  • Сложные тики . В таких участвуют мышцы нескольких групп, которые действуют сообща для выражения некоторых довольно сложных движений. Ребенок может целенаправленно биться головой о стену, гримасничать, касаться себя или же окружающих. Сложные тики занимают больше времени и выглядят так, как будто человек осознает, что делает. На самом же деле это не так.

Звуковые тики


Сюда относят не только словесные неосознанные выражения, но и разного рода звуки. Ребенок может издавать шепот, шипение, покашливание и даже свист. Такие короткие звуковые тики чаще всего заметны в беседе, когда больной пытается объяснить что-либо важное. Дефекты речи часто возникают во время эмоционально насыщенного разговора или просто волнения. Аналогично двигательным тикам, звуковые также разделяют на простые (шипение, свист, шепот) и сложные (слова и словосочетания).

Кроме того, выделяют несколько наиболее распространенных разновидностей вокальных тиков:

  1. Копролалия . Данный признак наблюдается почти у трети всех пациентов с генерализованными тиками. Характеризуется появлением в беседе фраз и слов с нецензурными выражениями. Возникает также, как и другие симптомы, совершенно непроизвольно и не зависит от той ситуации, в которой ребенок пребывает на данный момент. То есть ругаться он может как на улице, в доме, в гостях, так и в концертном зале.
  2. Эхолалия . Навязчивое повторение последних слов, сказанных собеседником. Ребенок вырывает из контекста отдельную фразу и постоянно повторяет. Чаще всего она не несет никакой смысловой нагрузки.
  3. Палилалия . Навязчивое повторение своих собственных слов. Ребенок, как будто бы застревает на той фразе, которую сказал, и не способен продолжить мысль. Обычно после нескольких повторений проявления палилалии уменьшаются.

Особенности лечения генерализованных тиков у детей

Принято считать, что до конца данное заболевания вылечить нельзя. Существующие методики направлены на уменьшение количества проявляющихся симптомов, а также адаптацию больных в обществе. Ведь синдром Туретта представляет собой большую социальную проблему. Почти здоровые дети не могут адаптироваться к жизни из-за тиков, которые усложняют общение с другими. Поэтому в первую очередь лечение генерализованных тиков у детей направлено на помощь в социализации больных и приспособлении их к нормальному образу жизни.

Поддержка родных


Это крайне важный аспект в плане адаптации ребенка к такому образу жизни, где большую её часть занимает болезнь. В первую очередь родителям необходимо создать такие условия, где ребенка будут воспринимать как обычного среднестатистического.

Следует объяснить особенности болезни учителям в школе или воспитателям. Дети с синдромом Туретта вполне могут учиться наравне со всеми, их не обязательно отправлять в отдельный закрытый интернат для «особенных». Это только усугубит положение и уверенность ребенка в собственной неполноценности.

Важно объяснить ему суть его болезни так, чтобы он не считал тики чем-то постыдным или же крайне нежелательным. Следует убедить его, что симптомы остаются симптомами, как при бронхиальной астме, сахарном диабете, других соматических заболеваниях, так и при синдроме Туретта. Когда окружающие, родители, друзья и учителя начнут не замечать симптомов и акцентировать внимание на чем-то действительно важном, ребенку будет гораздо легче в эмоциональном плане. Следовательно, частота тиков со временем может уменьшиться.

Ни в коем случае нельзя кричать и ругать его за проявления болезни, он совершенно не виноват в своих действиях/выражениях и не заслуживает даже повышенного тона. Если родным и близким не удастся создать благоприятную атмосферу для развития ребенка с синдромом Туретта, эффективность фармакотерапии будет гораздо ниже, чем ожидается.

Медикаментозная терапия


Применение фармакологических препаратов должно происходить под строгим контролем врача, ведь только специалист понимает, как лечить синдром Туретта правильно. Использование психотропных средств требует повышенного контроля и тщательного подбора дозировки в каждом отдельном случае. Большинство препаратов, которые применяются при генерализованных тиках, имеют много побочных эффектов. Врач взвешивает вероятную пользу от применения и возможность нежелательных проявлений каждого препарата, учитывая индивидуальные признаки заболевания, и назначает терапию.

Особенности фармакотерапии при синдроме Туретта у ребенка:

  • Дозировка . Количество психотропного препарата должно быть минимальным на сутки в начале лечения и постепенно возрастать до той необходимой терапевтической дозы, что будет оказывать ожидаемый эффект.
  • Продолжительность . Назначаются фармакологические средства при этой болезни надолго. Организм привыкает к новому веществу и включает его в метаболизм. Резкая отмена препарата может вызвать целый ряд побочных явлений, среди которых ухудшение симптомов болезни.
  • Поддержка дозы . Наращивание разовой или суточной дозировки препарата происходит до первых признаков её эффективности. Она называется минимально эффективная или поддерживающая. На этой дозировке врач останавливается и назначает на длительное время.
  • Коррекция . Любые изменения в схеме лечения происходят постепенно с наращиванием или снижением дозировок препаратов.

Немедикаментозные методы лечения


С каждым годом проводится масса исследований, которые направлены на поиск новых путей лечения генерализованных нервных тиков у детей. Часть из них сосредоточена на применении немедикаментозных методов. Их использование не вызывает побочных эффектов и может быть назначено в большем количестве случаев.

Чаще всего используют следующие методики:

  1. Психотерапия . Опытный специалист поможет ребенку разобрать по деталям все свои комплексы, связанные с болезнью, а также постепенно избавиться от них. С помощью психотерапии вырабатываются модели поведения в обществе, которые минимизируют шансы быть отвергнутым и непринятым, а также научат справляться с повседневными задачами.
  2. Поведенческая терапия . С помощью специальных тренингов со специалистами ребенок учится определять будущий приступ и гасить его путем сознательных установочных движений, а не бессознательных тиков. Если удается сформировать четкую связь между осознанным движением и накатывающим приступом, получится подавлять свои симптомы. Естественно, метод требует постоянных тренировок над собой.
  3. Электростимуляция . Данный метод используется в крайних случаях, когда симптомы не устраняются с помощью фармакологических препаратов (даже в больших дозах) и психотерапии. Такие устойчивые формы синдрома Туретта лечат с помощью вживления в участки мозга электростимулятора. Он воздействует непосредственно на те зоны, которые отвечают за проявления тиков.
Как лечить генерализованный тик у детей - смотрите на видео:


Синдром Жиля де ла Туретта - огромная проблема современности. Начинаясь в детском возрасте, заболевание осложняет весь процесс взросления, накладывая свой отпечаток на характер и личность человека. Именно поэтому ранняя диагностика и лечение помогут ребенку в будущем адаптироваться к нормальной жизни. При появлении первых генерализованных тиков следует обязательно обратиться к врачу.