Панно шествие князей. Шествие князей Шествие королей

Начало панно «Шествие князей»

В мире нет большего художественного произведения из фарфора, чем протянувшееся на 102 м в длину так называемое «Шествие князей»в Дрездене. Для этого масштабного изображения на северной стене бывшей конюшни королевского дворца потребовалось изготовить свыше 25 тысяч рельефных и расписанных фарфоровых плиток из Майсена. Уникальное панно с историческими фигурами отражает единство королевской правящей знати и народа, устремленных в едином движении к заветной цели.

Короли, маркграфы, курфюрсты, герцоги, ученые, художники и даже простой люд, предводимые королем Саксонии Конрадом Великим (1093-1157) — основателем династии Веттинов, направляются к символической арке победы. Все счастливы, все ликуют. Правители и народ едины.

Первоначально идея создания этого торжественного парада, демонстрации родственной преемственности, связи немцев кровными и духовными узами появилась в далеком 1589 году. Тогда во дворе только что построенной королевской конюшни решили проводить рыцарские турниры. Участие в них принимали короли, маркграфы, курфюрсты, герцоги, известные рыцари, победители турнирных сражений. Это были знаменательные события в жизни Дрездена — резиденции саксонских герцогов, претендовавшей стать столицей близлежащих земель.

Глашатаи объявляли о предстоящих турнирах, называли имена претендентов. Народ жаждал зрелища. И короли, маркграфы, курфюрсты и герцоги собирались продемонстрировать свои великолепные доспехи, своих оруженосцев, выразить признательность дамам. В турнире, где требовалось продемонстрировать умение быстро действовать мечом и копьем, показать силу и ловкость, их нередко заменяли оруженосцы. щепа дубовая для коньяка Музыканты возвещали начало турниров. Закованные в стальные панцири и шлемы, рыцари шпорили коней и с копьями наперевес неслись друг на друга. Иногда выбитые из седла соперники схватку заканчивали на земле.

После турнира устраивались массовые празднества. На огромных вертелах жарили быков, поливая пивом. Угощение доставалось и простолюдинам. Гуляли несколько дней. Эти празднества проводили до XVIII века.

Турнирные сражения во многом повлияли на решение курфюрстов отобразить на стене конюшни родовое начало саксонского рыцарства, первых королей Веттинов.

На внешней стене конюшни стали писать картины в основном известью, редко красками. Постепенно изображение превращалось в связное шествие от первого короля Конрада до Фридриха Августа Сильного, затем в XIX и XX веках до последнего короля Фридриха Августа III. Число фигур множилось. Князей и курфюрстов сопровождали выдающиеся деятели науки, искусства.

Но дожди, ветры смывали творения настенных художников. Дым от печного отопления его чернил. Люди приходили посмотреть на шествие, но любоваться особенно было нечем. Приходилось снова и снова обновлять картины.

Так постепенно вся стена превратилась в художественное панно. И только в 1876 году в честь 800-летия родовых князей Веттинов отцы города Дрездена задумали увековечить самобытные росписи, заменив их на керамические плитки, и назвать панно «Шествие князей».

Но многолетняя работа не дала ожидаемого результата — мелкие темные керамические плитки не создавали ощущения праздничности. Тогда предложили полностью уничтожить изображение и расписать стену обычными фресками.

Но спасение пришло из Майсена — там согласились изготовить фарфоровые художественные плитки, которые будут так плотно прилегать друг к другу, что панно превратится в целостную картину.

Работа началась в 1904 году и завершилась через три года. Фарфоровое «Шествие князей» стало визитной карточкой Дрездена, его гордостью, а турнирный двор за стеной стал старейшим музейным экспонатом в Европе.

Во время налета англо-американской авиации в 1945 году королевский дворец, как и сама конюшня, сильно пострадал от бомбардировки. В центре города не осталось ни одного целого здания. Но удивительным образом уцелела вся стена конюшни с «Шествием князей», из нее выпало лишь несколько плиток. Тем не менее, все панно требовало серьезной реставрации. Эти работы проводились в 1979-1980 годах.

Еще одна основательная реставрация была осуществлена в 2006 году в честь 800-летия Дрездена — административного центра земли Саксония.

Плиточное панно «Шествие князей» из мейсенского фарфора изображает конную процессию правителей Саксонии. Удивительно, но оно практически не пострадало во время бомбардировок.

Панно «Шествие князей» (Fürstenzug), фото Kamerarauschen

От самого большого в мире панно Шествие князей (Фюрстенцуг — Fürstenzug) из мейсенских фарфоровых плиток так и веет историей. Находится оно в . Здесь изображена торжественная конная процессия, которая отражает 1000-летнюю историю княжеского дома Веттинов, правящего в Саксонии. В составе панно 25000 плиток размером 20х20 сантиметров. Они уложены бесшовно и изготовлены знаменитой Мейсеновской мануфактурой.

«Фюрстенцуг» располагается на внешней стене галереи, которая составляет северную стену конюшенного двора (Stallhof) в комплексе дрезденского .

История создания панно

Детали панно (Август II и АвгустIII), фото alshan

В 1589 году эта стена была украшена картиной, выполненной известковыми красками. На ее месте в 1872-1876 годах была создана картина в технике сграффито известным художником Вильгельмом Вальтером. Для того чтобы сохранить шедевр, в 1904-1907 годах изображение было перенесено на фарфор.

Делалось это так: сначала картина была разбита на множество маленьких квадратиков, а затем перенесена на бумагу. Затем художники скопировали рисунки и перенесли их на заранее обожженные плитки с помощью специальных красок. Плитки обожгли еще раз.

Во время бомбардировок Дрездена в 1945 году в феврале месяце панно не пострадало. Заменить пришлось только 200 плиток.

Как добраться

Ехать трамваем 4, 8, 9 до остановки Theaterplatz.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

На самом большом в мире фарфоровом панно, составленном из 25 тысяч уложенных бесшовно плиток, изображена торжественная конная процессия, отражающая тысячелетнюю историю правившего в Саксонии княжеского дома Веттинов. «Фюрстенцуг» размещён на внешней стене галереи «Длинный ход», составляющей северную стену конюшенного двора «Штальхоф» в комплексе дрезденского дворца-резиденции.
Совершенно невероятных размеров вещь. Длина: 102 м. Высота: 9,5 м. Площадь 957 кв. м.
Ещё в 1589 г. эту стену украшала картина, выполненная известковыми красками. В 1872—1876 гг. по случаю 800-летия княжеского дома Веттинов художник Вильгельм Вальтер создал на её месте картину в технике сграффито. В 1904—1907 гг. недолговечная картина на открытом воздухе была перенесена на керамическую плитку. Изготовили ее на Майсенской мануфактуре.

Картинка открывается частично, в зависимости от ширины вашего монитора. По клику открывается целиком.
В «Шествии князей» принимают участие 94 человека: 35 маркграфов, курфюрстов и королей Саксонии, а также 59 учёных, художников, ремесленников, солдат, детей и крестьян. На картине также присутствуют лошади и две борзые собаки. Помимо представителей дрезденской гимназии Кройцшуле, Лейпцигского университета и Дрезденского технического университета в шествии участвуют художник бидермейера Людвиг Рихтер, скульпторы Эрнст Юлиус Хенель и Иоганнес Шиллинг, а завершает процессию сам Вильгельм Вальтер со своими учениками. В благодарность за порученный заказ и оказанную поддержку художник изобразил двенадцатым справа своего учителя профессора Юлиуса Хюбнера с эскизом «Шествия князей» в руках. Все Веттины, за исключением Генриха I, графа в Эйленбурге (ок. 1089) и последнего короля Саксонии Фридриха Августа III, изображены в хронологическом порядке их правления и снабжены подписями с указанием периода правления. На момент создания живописного панно Фридрих Август III был ещё ребёнком, а при переносе картины на плитку было принято решение сохранить её уже сложившийся исторический облик.


Шествие князей (Германия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Внешнюю стену Штальхофа, длинной галереи, связывающей Дрезденский замок с Конюшенным двором, где нынче расположен Музей транспорта, украшает «Шествие князей» - графическая летопись рода Веттинов, правивших Саксонией без малого 900 лет. Сперва фреску под открытым небом в 1876 г. написал Вильгельм Вальтер в честь 8-векового юбилея правящей династии, однако его творение быстро испортили ветра и дожди. Спустя 30 лет мастера Мейсенской мануфактуры перенесли изображение на плитки, обожгли их и выложили самое большое в мире фарфоровое панно. Американские бомбежки разрушили Дрезден, но эта стена чудом уцелела.

Что посмотреть

Прогулка вдоль величественной картины равнозначна лекции по истории Саксонии. На 101 м растянулась торжественная процессия с участием 35 графов, курфюрстов, королей и еще 59 человек сопровождающей свиты из герольдов, солдат, студентов, профессоров, крестьян, рудокопов и художников. Первым выступает легендарный основатель династии, владетель Лужицкой марки Генрих I. Историки по сей день спорят о времени его правления.

Зато остальные персонажи обозначены не только датами и именами, но и народными прозвищами. Все они написаны с портретным сходством, в костюмах и с оружием соответствующей эпохи. На картине нет последнего саксонского короля Альберта III, при создании первоначальной фрески он был еще маленьким, а при ее переносе на фарфор сам запретил менять какие-либо детали.

Замыкает процессию автопортрет самого Вильгельма Вальтера в окружении коллег, рассматривающих эскиз «Шествия». Рядом с ним - дети, среди них девочка в венке, единственный представитель женского пола на картине. Кто она - дочь художника? Неизвестно.

Практическая информация

Адрес: Дрезден, Taschenberg, 2.

Как добраться: трамваями №№ 4, 8, 9 до ост. Theaterplatz.

На улице Августштрассе с внешней стороны Конного двора. Настенная фреска, имеющая в длину 102 метра, выполнена в технике сграффито с 1872 по 1876 год по дизайну Вильгельма Вальтера. В 1907 году картина, плохо хранившаяся на открытом воздухе, была перенесена на керамическую основу из около 25,000 уложенных бесшовно плиток мейсенского фарфора. Панно чудесным образом практически не пострадало во время бомбардировок Дрездена в конце Второй Мировой войны: пришлось заменить всего лишь 200 плиток.

Картина показывает Маркграфов, Курфюрстов, Герцогов и Королей Дома Веттинов, правивших в Саксонии и оставивших свои следы в ее истории.

В левой части панно надпись Ein Furstenstamm Dess Heldenlauf Reicht Bis Zu Unsern Tagen, In Grauer Vorzeit Ging Er Auf Mit Unsres Volkes Sagen. В моем дилетантском переводе - «Род Князей со славой идет от времен седой древности до наших дней в народных преданиях».

В начале процессии - герольды, трубачи, знаменосцы:

Правители:

1. Конрад Великий. Основатель династии Веттинов. Правил 1123–1156. Маркграф Мейсена. В 1125 году получил Королевское разрешение на владение Маркграфством Мейсен.

2. Оттон Богатый. Правил 1156–1190. Маркграф Мейсена. При нем были впервые разработаны серебряные копи Фрейберга. Его статуя находится на Рыночной площади Фрейберга.

3. Альбрехт Гордый. Правил 1190–1195. Маркграф Мейсена.

* * *

4. Дитрих I Угнетенный. Правил 1197–1221. Маркграф Мейсена. Старший брат Альбрехта Гордого, при наследовании престола был обделен, поэтому получил это прозвище.

5. Генрих III Светлейший. Правил 1221–1288. Маркграф Мейсена. При нем произошел расцвет Дома Веттинов. Получил во владение ландграфство Тюрингия, включая пфальцграфство Саксония. Построен первый каменный мост через Эльбу.

* * *

6. Альбрехт II Негодный. Правил 1288–1307. Маркграф Мейсена. Получил прозвище за постоянные войны с отцом, братом и своими сыновьями от первого брака.

7. Фридрих I Укушенный. Правил 1307–1323. Маркграф Мейсена. Свое прозвище получил оттого, что его мать, Маргарита, дочь Императора Фридриха II Гогенштауфена, убегая от своего мужа (Альбрехта II), жестоко обращавшегося с нею, при расставании с сыном во время судорожных рыданий укусила ему щеку.

8. Фридрих II Серьезный. Правил 1323–1349. Маркграф Мейсена. Зять германского Короля Людвига Баварского. После его смерти получил предложение германской короны, но отказался в пользу Карла IV Люксембурга.

9. Фридрих III Строгий. Правил 1349–1381. Маркграф Мейсена.

* * *

10. Фридрих I Воинственный. Правил как Маркграф Мейссена 1407–1428, как Курфюрст Саксонии 1423–1428. Также известен как Фридрих IV Сварливый, Марграф Мейсена. В 1409 году основал университет в Лейпциге. В благодарность за помощь в борьбе с гуситским движением Король Богемии Сигизмунд даровал ему Герцогство Саксен–Виттенберг, включавшее титул Курфюрста (выборщика Императоров) и должность наследного рехйсмаршала. В 1423 году получил титул Герцога и Курфюрста Саксонии, поэтому на картине изображен в шапке, накидке и с мечом Курфюрста. Когда саксонское войско было уничтожено гуситами, а предводительствуемое Фридрихом Имперское войско бежало при их виде, Фридрих от горя скончался.

* * *

11. Фридрих II Миролюбивый. Правил 1428–1464. Курфюрст Саксонии.

12. Эрнст. Правил 1464–1486 вместе с братом Альбрехтом. Курфюрст Саксонии. Построил крепость Альбрехтсбург в Мейсене.

13. Альбрехт III Храбрый. Правил 1464–1485 вместе с братом Эрнстом как Курфюрст Саксонии. В 1485 году владения были разделены, что привело к образованию двух линий Дома Веттинов – Эрнестинской и Альбертинской. В 1486–1500 годах - Герцог Саксонии и Маркграф Мейсена; резиденция в Дрездене.

* * *

Девизы вверху:
«Слово Бога вечно» (лат. Verbum Domini Manet in Aeternum)
«Хвала тебе, Боже» (лат. Laus Tibi Deo)
«Вера моя - в Бога» (лат. Spes mea in Deo est). Кстати, это еще и девиз Древнего и Принятого Шотландского Устава масонства

14. Фридрих III Мудрый. Правил 1486–1525. Курфюрст Саксонии. Резиденции в Виттенберге и Торгау. Основал университет в Виттенберге в 1502 году, поддерживал Реформацию и Мартина Лютера, предоставил ему убежище в Вартбурге.

15. Иоганн Твердый. Правил 1525–1532. Курфюрст Саксонии из Эрнестинской линии. Проживал в Виттенберге и Торгау. Вождь протестантской Шмалькальденской лиги.

16. Иоганн Фридрих Великодушный. Правил 1532–1547. Курфюрст Саксонии из Эрнестинской линии. Проживал в Виттенберге и Торгау. Протестант, в 1547 году попал в плен к войскам Императора и потерял титул Курфюрста и часть земель в пользу Альбертинской линии.

* * *

Девизы вверху:
«Да будет имя Господне благословенно» (нем. der Name des Herrn sei gelobt). Библия: Иов, 20-22
«Бог - моя помощь и спасение» (нем. Gott is mein Helfer und Erretter). Библия: Псалом 70

17. Георг I Бородатый. Правил 1500–1539. Герцог Саксонии из Альбертинской линии. Резиденция в Дрездене. Католик.

18. Генрих V Благочестивый. Правил 1539–1541. Герцог Саксонии из Альбертинской линии. Резиденция в Дрездене. Лютеранин.

* * *

Девизы вверху:
«В конце побеждает доброе дело» (нем. Endlich eberwindet die gute Sache)
«Начало мудрости - страх Господень» (нем. Die Furcht des Herrn ist er Weisheit Anfang). Библия: Притч.9:10
«Христос - цель моей жизни» (нем. Christus meines Lebens Ziel)

19. Мориц. Правил 1541–1547 как Герцог Саксонии, 1548–1553 как Курфюрст Саксонии. Резиденция в Дрезден. Успешно сражался на стороне католического Императора Карла V против протестантских князей из Шмалькальденской лиги. Получил земли и титул Курфюрста за свою службу. Изображен на монументе Морица в верхней части бастиона конце Брюлевской террасы протягивающим меч Императора своему брату Августу.

20. Август. Правил 1553–1586. Курфюрст Саксонии. Положил основание коллекции предметов наук и искусств в Дрезденском замке. Его называли «Отец Август» за достижения в сфере экономики и управления страной, а также за то, что у него было 15 детей.

21. Кристиан I. Правил 1586–1591. Курфюрст Саксонии.

22. Кристиан II. Правил 1591–1611. Курфюрст Саксонии.

23. Иоганн Георг I. Правил 1611–1656. Курфюрст Саксонии. В Тридцатилетней войне поначалу из тактических соображений лавировал между протестантами и католиками. В 1631 году вступил в союз с Швецией; в 1635 вышел из войны посредством Пражского мира, приобретя Нижнюю и Верхнюю Лузацию.

* * *

Девизы вверху:
«Бог и Отечество» (нем. Gott und der Vaterlande)
«Господь – знамя мое» (нем. Der Herr ist mein Panier)

24. Иоганн Георг II. Правил 1656–1680. Курфюрст Саксонии. Современник французского Короля-Солнце Людовика XIV, при котором достиг апогея абсолютизм. Дрезден стал культурным центром. Лейпцигская ярмарка стала одним из важнейших европейских рынков.

25. Иоганн Георг III. Правил 1680–1691. Курфюрст Саксонии. Принял участие в освобождении Вены, осажденной турками.

26. Иоганн Георг IV. Правил 1691–1694. Курфюрст Саксонии.

27. Фридрих Август I. Правил 1694–1733 как Курфюрст Саксонии. С 1697 года Король Польши и Великий Князь Литвы под именем Август II, для чего принял католичество. При нем произошел расцвет барочного искусства; основана Мейсенская фарфоровая мануфактура. Дрезден достиг архитектурной кульминации: построен Цвингер. Прозвище получил за огромную физическую силу. Позолоченная конная статуя Августа находится на площади Нойштадтер Маркт в Дрездене.

28. Фридрих Август II. Правил 1733–1763 как Курфюрст Саксонии, 1734–1763 как Король Польский и Великий князь Литовский под именем Август III. При нем распространились коррупция и влияние министра графа Генриха фон Брюля. Саксония разграблена прусскими войсками Фридриха II во время Семилетней войны (1756–1763). Покровительствовал искусствам, приобрел выдающиеся произведения для картинной галереи. Построена католическая Придворная церковь.

* * *

Девиз вверху:
«Помни о Провидении» (лат. Providentiae Memor). Девиз Королевства Саксония до конца его существования

29. Фридрих Кристиан. Правил 1763. Курфюрст Саксонии. Отстранил Брюля. Начаты крупные конституционные реформы.

30. Фридрих Август III Справедливый. Правил 1763–1827 как Курфюрст Саксонии. Примкнул к Наполеону и вступил в Рейнский союз. Получил Королевский статус в 1806 году и с тех пор правил как Король Саксонии Фридрих Август I. Потерпел поражение в Битве народов под Лейпцигом. Потерял 2/3 территории в пользу Пруссии. Памятник находится на Японской площади Дрездена.

31. Антон Добрый. Правил 1827–1836. Король Саксонии. Революционные выступления 1830–1831 годов привели к установлению конституционной Монархии.

32. Фридрих Август. Правил 1836–1854. Король Саксонии. Освободил крестьян от крепостной службы и наследного верноподданничества. В мае 1849 года с помощью прусских войск была подавлена революция.

33. Иоганн. Правил 1854–1873. Король Саксонии. В 1871 году Саксония вступила в Германскую Империю. Перевел под псевдонимом Филалет на немецкий язык «Божественную комедию» Данте. Конная статуя находится на Театральной площади Дрездена.

34. Альберт. Правил 1873–1902. Король Саксонии.

35. Георг. Правил 1902–1904. Король Саксонии.

Нет на картине: 36. Фридрих Август III. Правил 1904–1918. Король Саксонии. Отрекся от престола 3 ноября 1918 года вследствие революции.



В конце процессии - художники, ученые, ремесленники, шахтеры, крестьяне, ученики Школы Креста в Дрездене, студенты Высшей технической школы Дрездена и университета Лейпцига. Один из художников, изображенных на картине - мастер бидермейера Людвиг Рихтер, а самый последний - Вильгельм Вальтер собственной персоной.

Завершает картину надпись: Alter Stamm Sei Stets Erneut In Edler Fürsten Reihe, Wie Alle Zeit Dein Volk Dir Weiht Alte Deutsche Treue - «Тебе, древний род, что вечно продолжается в благородном ряду князей, во все времена твой народ посвящает старинную немецкую верность».