Все на чем можно видеть масонские символы. «Скрытая рука» знак масонов? Символы масонов в США

Умирающий сфинкс. Рисунок был использован в качестве флерона (титульной виньетки) в издании: Эккартсгаузен, К. Ключ к таинствам натуры. Сочинение г. Эккартсгаузена. Ч. 2. - СПб.: Печатано в тип. Шнора, 1804. Рис. на стр. 23.

В продолжении , сегодня размещаю прекрасную заметку Соколовской Т.О. «Масонские рисунки и виньетки», опубликованную в журнале «Старые годы» в 1909.

Тира Оттовна являлась крупнейшим специалистом по российскому масонству. Автор многочисленных работ и владелица прекрасного тематического собрания. Мы еще вернемся к ее работам, а сейчас - приятного чтения!

Настоящая статья публикуется в интернете впервые. Распознание текста и приведение его к нормам современного русского языка, - мои. сайт

Масонские рисунки и виньетки

Масонское учение было заключено в символы. Символы, по выражению масонов, это - «язык ока, язык созерцательный, язык души, это - внешний чертеж великих, сокровенных истин» .

Масонская символика была очень богата. Каждому символу приписывалось несколько значений, и чем выше поднимался по мистической лестнице самоусовершенствования человек, искавший масонской премудрости, тем символы делались знамением более сложных понятий.

Первоначальные строгие масонские законы повелевали передавать друг другу все масонское учение изустно, символами, и запрещали толковать для посвящаемых эту символику пером, резцом, или кистью. С возникновением письменных обрядников объяснение символов заняло большую их часть; поэтому обрядники доверялись лишь масонам испытанной верности, под клятвою сохранения их в трехзамочном ларце, за «тремя замками и тремя ключами», и раскрытия значения символов лишь достойным братьям, при условии наблюдения строгой постепенности в изъяснении.

В масонском учении сплелись в пестром хороводе: кристально чистые идеи христианства, туманные выкладки кабалы, темные грезы мистики, волшебные мечты магии и красные призраки политики. Символика передавала все столь различные по существу предметы.

При изучении символики русского масонства материалами могут служить как подлинные масонские знаки и чрезвычайно разрозненные масонские обрядники, и другие документы, разбросанные по различным книгохранилищам, так и печатная масонская литература, издававшаяся в России. Эта литература составляет ныне библиографическую редкость вследствие ее запрещения при Екатерине II в 1793 г., когда большая часть конфискованных масонских изданий была сожжена рукою палача, и вторичного запрещения всей масонской литературы в 1821 г. Александром I.

Символы хранят свою тайну. Будто насмехаясь, с задором глядят на нас все эти масонские звезды, кресты, змеи, цепи, орлы, пеликаны, кинжалы, наугольники, циркули. Под стеклом хранятся они в музейных витринах, тщательно, но без всякой внутренней связи, расположенные правильными рядами, прикрепленные крепко-накрепко к полоскам картона. И изогнутое лезвие пламенного масонского кинжала, символа кровавой мести, ярко серебрится среди золотых звезд, символов всепрощения и божества.

Помимо собственно символических знаков, порою художественно изготовленных из позолоченной меди, бронзы, серебра, золота, слоновой кости или перламутра и изукрашенных эмалью, финифтью, самоцветными и драгоценными камнями. Помимо символических передников-запонов из лайки, замши и цветного шелка, символически расшитых шелками, золотом и серебром и украшенных лентами и розеттами, помимо, наконец, чрезплечных и нашейных лент, символы изображались на перстнях и печатях, на табакерках, на виньетах.сайт

Знаком петербургской ложи Пламенеющей Звезды, основанной 30 июля 1815 г., была звезда с пламенем на пересечении, изображенная на стр. 56 . Это был наиболее распространенный масонский символ, знаменовавший всенаполняющий дух Божества, дух натуры или огонь небесный, Larchhaios. Пять концов звезды означали еще пять ран Иисуса Христа, пламя - неустрашимость в борьбе со злом и тьмою, треугольник - Бога в трех лицах и троичность во всем, в человеке и натуре. Око - единство и согласие, начало и конец всех вещей. Окружающая звезду цепь - мистическую цепь всего видимого и невидимого; она напоминает, что все, существующее в видимом мире, существует в подобии и в невидимом и что все постепенности связаны в круговую непрерывною цепью. Она также указывает на тесное единение масонского братства, в котором каждый масон является одним звеном общей цепи.

Рисунок заимствован из документа ложи Пламенеющей Звезды, находящегося в моем собрании и относящегося к 1817 году.сайт

Следующий рисунок, помещенный на стр. 39 , представляет подобную же пятиконечную звезду, но в несколько ином виде. Присутствие букв и знаков имеет отношение к науке о числах, к кабале, которою увлекалось большинство наших масонов, в особенности розенкрейцеры. Алхимический знак серы знаменует душу, знак Меркурия - дух, знаки соли - тело; знак солнца (кружек с точкою в центре) знаменует дух, разумение, высшую справедливость, золото, масонский орден. Наконец, знак луны - Христа, премудрость, чистую любовь, серебро, истину. Любопытно, что такая именно звезда, с такими же точно знаками помещалась в центре очень сложной, мистической масонской хоругви, где она включена в треугольник, включенный в свой черед в квадрат. Треугольник означал священную Троицу, или троичность во всем существующем, а квадрат, символ натуры, образовывался из «четырех элементов - теплоты, хлада, сухости и влажности»; все же в совокупности изображало сотворение мира.

Верхний рисунок на стр. 56 представляет двуликого Януса, символизировавшего мудрость и одновременно взиравшего на прошедшее и будущее. Кроме того, по масонскому толкованию, это было изображение того древнего латинского царя Януса, который научил своих подданных земледелию, законам и богослужению и в правление которого в Лациуме царил златой век.

Рисунок на стр. 38 представляет сфинкса, символ тайны, молчания, бесстрашия, знания и воли, а также символ посвящения в тайные науки.

Последние три виньетки (на стр. 38, 39 и 56 ) заимствованы из очень редкой, сожженной по распоряжению правительства, книжки под заглавием «Карманная книжка для вольных каменщиков и для тех, которые и не принадлежат к числу оных», изд. 2-е, в Москве, в университетской типографии у Новикова, 1783 г. В первом издании книга имела заглавие: Записная книжка для друзей человечества; вышла в Петербурге в 1779 г . По показанию Новикова, перевод этой книги сделан майором Оболдуевым, а по другим сведениям - Елагиным.

Рисунок на стр. 15 представляет шестиконечную звезду, столь же распространенную в масонской символике, как и пятиконечная. Однако данный рисунок, снабженный цифрами и буквами, является редким вариантом. Обыкновенно в центре помещалась буква G, символизировавшая Бога, Голгофу, знание, геометрию, и пр. Здесь же в середине поставлено священное масонское число 3, знаменовавшее тоже Бога. Числа по вершинам доказывают, что звезде придавалось кабалистическое толкование. Буквы А и К знаменуют Адам Кадмон, что значит, по масонскому толкованию, первосотворенного мирового человека, который, не соединяясь еще с материею, заключал в себе лишь одни духовные свойства. Звезда состоит из двух пересекающихся треугольников, причем треугольник с вершиною вверх изображает человека до грехопадения, а с вершиною вниз - человека после грехопадения. Шесть равных треугольников означают тайну шестидневного творения, время и меру дел Божиих. Вся звезда знаменовала равновесие сил в природе. Это так называемая печать Соломона или щит Давида.

Книга, из которой заимствован этот рисунок, также составляет библиографическую редкость, как сожженная по распоряжению правительства. Заглавие ее - «Братские увещания к некоторым братиям свободным каменщикам, писаны братом Седагом, в Москве, в вольной типографии у И. Лопухина, с указного дозволения, 1784» . Автор книги - доктор Эли, известный масон, руководитель другого, не менее известного, масона И. П. Елагина. Книга была издана первоначально в Петербурге, на немецком языке, а русский перевод с нее сделан майором Оболдуевым.сайт

Рисунок на стр. 24 представляет натуру. По масонскому объяснению этот рисунок найден в Эфиопи в 1556 г. с надписью LIKA ZAREPTOLAM, что значит Творец миров. Голова старца, это - сам Творец; окружающие три языка пламени - символ совершенства; две руки - символ творения; земля и солнце связаны цепью; тело с распростертыми руками - символ гармонии всего в мире. Тело покоится на семи мистических книгах за семью мистическими печатями.

На стр. 23 изображен умирающий сфинкс; дерево здесь - символ человека; корень его - дух, ствол - свойства души, ветви - способности, листья - слова, цветы - воля, плод - добродетели. С одной стороны - иссохшее дерево, знаменующее зло, с другой - зеленеющее, знаменующее добро. Под надписью «Знание добра и зла» разумелись познания в тайных науках. Лента с двумя ключами символизировала способность познавать всевозможные тайны человеческого сердца и хранить о них молчание. Под названием «Умирающего Сфинкса» в Петербурге, в начале XIX века, существовала ложа под управлением А. Ф. Лабзина.

Семисвечник (стр. 30 ) изображал священное масонское число семь, состоящее из трех (начала духовного) и четырех (начала телесного). Семь есть символ человеческой жизни, символ рождения и бытия, времени. По масонским понятиям, семь ступеней вели к притвору храма премудрости; для вступления в храм истины нужно было научиться семи наукам, отвергнуть семь пороков, приобрести семь даров премудрости. На семь частей масоны разделяли человеческое тело, внутренние и внешние его органы. Цветущие деревья на рисунке означали необходимость всегда носить в своем сердце закон Божий в цветущем состоянии. Два херувима по бокам как бы охраняли кивот с законом.

На стр. 35 мы видим ангела, держащего в распростертых руках треугольник и треугольник в круге. Треугольник - символ божества; это опять-таки священное число три; треугольник в круге - Бог в природе, в творении. Масштаб под ногами ангела показывает, что все часы дня и ночи должны быть посвящены служению истине; кубический камень, на котором масоны как бы обязывались точить свои орудия, есть образ постоянства и бдительности.

Свернувшаяся кольцом змея (стр. 51 ) с черепом и прямоугольником в середине означает состояние человека после грехопадения.

Последние пять виньеток (на стр. 23, 24, 30, 35 и 51 ) взяты из русского перевода сочинения Эккартсгаузена «Ключ к таинствам натуры», в 4-х частях, изд. 2-ое, в Петербурге, печатано в Морской типографии 1821 г. Эккартсгаузен - один из мистиков, наиболее почитавшийся русскими масонами; поименованное сочинение переведено также мистиком, издателем «Сионского Вестника», масоном А. Ф. Лабзиным. Рисунок № 6 заимствован был Лабзиным с немецкого подлинника; вообще же к русскому изданию были приложены гравюры русских граверов Ухтомского, Галактионова и Сандерса. «Ключ к таинствам натуры» тоже редкое издание, как запрещенное.

Богиня Изида. Рис. на стр. 29

Рисунок на стр. 29 изображает богиню Изиду, как символ природы и масонского ордена. Масштабом проверяется, соответствуют ли человеческие действия законам вечных истин. Подпись «закон, средства, цель», по масонскому объяснению, значит: «равное ко всем почитание должно руководствовать ум ваш, как закон; равная любовь должна руководствовать сердце ваше, как средство; равная польза для всех должна руководствовать действия ваши, как цель» . Рисунок заимствован из редкой масонской книги «Путешествие молодого Костиса от востока к полудню», печатано в Петербурге, в 1801 г., заимствовано и переведено из Эккартсгаузена.

На стр. 3 в виде солнца представлены масонство и справедливость, а в виде трех животных: кабана, осла и обезьяны - звериное царство или «царство тьмы и телесной природы». Это, - как выражались масоны, скоточеловеки, ведущие от создания мира брань с началом добра и света. Заимствован рисунок из запрещенной книги «Письма к другу и завещание сыну об ордене свободных каменщиков», Петербург, 1816 г.; перевод сделан Лабзиным с французского языка.

Небольшая, незначащая на первый взгляд виньетка на стр. 55 включает в себе масонские символы. Масонские законы повелевали: «добродетель да будет шлемом твоим, благоразумие - панцирем, а светлостью его - кротость, мудрость - щитом твоим, воля - копьем, низлагающим врагов твоих, мечом пламенным - неутомимая деятельность» . Эти воинские доспехи включены в виньетку.

Рисунок на стр. 54 изображает сфинкса. Последние два рисунка заимствованы из книги: «Влияние истинного свободного каменщичества во всеобщее благо государств», сочинения Карла фон Плюменека, перевод с 2-го немецкого издания, печатано в 1816 г., в Москве, в Университетской типографии.

Рисунок на стр. 7 - виньетка ложи Белого Орла. Орел - символ духовных стремлений и царственности каменщического искусства; циркуль - символ совести; наугольник - закона. Ложа Белого Орла была основана в Петербурге в 1817 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.

На стр. 46 - виньетка ложи Палестины. Здесь - два распростертых херувимских крыла, циркуль, масштаб, меч, как символ Божьего правосудия и борьбы за идею, и слова: Salut, Force, Union т. е. здравие, сила, единство. На мече слова: за Бога, Царя и братство. Ложа Палестины была основана в 1809 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.

Виньетка на стр. 36 - печать ложи Астреи. Изображена богиня правосудия Астрея, которая, по масонскому убеждению, в особенности покровительствовала масонам. В руках у нее циркуль, знак совести, и наугольник, знак закономерности. Ложа Астреи была великою, управляющею ложею; она была основана в 1815 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1819 года.

Рисунок на стр. 45 - печать ложи Петра к Истине. Здесь представлена прекрасная богиня премудрости, глядящаяся в пламенное зеркало истины; в левой ее руке - циркуль, проводящий круг вечности, с правой ее стороны - сфинкс, как знак того, что масонство есть путь к истине. Основана ложа была в 1810 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.

Рисунки на стр. 41 и 52 заимствованы из упомянутой выше масонской книжки «Братские увещания», рисунок же на стр. 42 встречается в виде книжного знака на изданиях масона Н. И. Новикова.


Перечисленные мною выше рисунки и виньетки представляют собою в различных сочетаниях простейшие общемасонские символы. При учреждении русских лож от иностранных русские масоны получали и образцы символических знаков, чему примером может служить великолепная книга, присланная из Англии при учреждении в России в 1772 г. Великой провинциальной ложи и наполненная различными масонскими рисунками. Первоначально символические знаки и печати, вероятно, изготовлялись за границей. Так, сохранились счета об уплате денег за знаки, поставленные из Берлина. Впоследствии же знаки приготовлялись в России, где гравировались и металлические доски для отпечатания виньеток и печатей: подобные доски, хотя и в очень ограниченном числе, сохраняются в наших музеях.

Тира Соколовская.

В апреле 1906 года в Государственный исторический музей поступило заявление от почетного потомственного гражданина Москвы Петра Ивановича Щукина:

«Честь имею обратиться в Управление музея с предложением принять от меня в дар мое, нигде не заложенное и свободное от всяких обязательств владение в городе Москве со всеми на нем постройками, с моим собранием старинных русских и иностранных вещей, восточной коллекцией, картинной галереей, собранием рисунков и гравюр, библиотекой, рукописным архивом и со всей обстановкой».

В числе этого огромного пожертвования к Историческому музею перешел 101 масонский предмет, и в их числе - запоны, предплечные ленты, табакерки, ритуальные чаши и т. д., которые пополнили собрание масонских предметов, составившееся из ряда пожертвований и небольшого количества купленных вещей.

Масонство, как его определяет «Советский энциклопедический словарь», - это религиозно-этическое учение, возникшее в XVIII веке в Англии. Потом оно распространилось в буржуазных и дворянских кругах других стран, в том числе и в России. Названия, организация (объединение в ложи), традиции, основные правила поведения и ответственности заимствованы масонами у членов средневековых цехов - братств строителей-каменщиков и отчасти от рыцарских и мистических орденов.

Масонская и антимасонская литература сообщают, что в появлении масонства и его целях особой тайны как будто бы нет, поэтому считается, что произошло оно от средневековой гильдии английских мастеров-каменщиков. В Средние века дворцы, аббатства, монастыри и величественные соборы строились иногда в течение целых столетий.

При таких темпах работ каменотесы, каменщики и архитекторы в силу необходимости постоянно жили вблизи построек. Они собирались и хранили свои инструменты в особых помещениях, которые впоследствии назвали ложами. Отсюда и братства строителей, и их собрания получили названия лож, а их члены - вольных каменщиков (по-английски free masoins, по-французски - franc-macons). Принадлежность к той или иной ложе определялась специальными паролями, тайными знаками и особой одеждой.

В книге «Рассказы о «детях вдовы» В. Бегун пишет, что «у строителей в ложах выработались определенные правила поведения. Прием новых членов обставлялся особым ритуалом, посвящаемый давал клятву сохранять профессиональную тайну и другие тайны Ордена вольных каменщиков». Вскоре в английские ложи, прославившиеся духом вольности, стали вступать люди, никакого отношения не имевшие к строительному делу. Это были представители либеральной буржуазии и знати, которых совсем не смущало соседство с простыми каменотесами и каменщиками. А 24 июня 1717 года, в день Святого Иоанна Крестителя, была создана «Великая ложа» во главе с великим мастером Антони Сейером.

Поскольку масонство приобрело форму организации, понадобилось принять устав: так появилась «Книга конституций» (или «Книга уставов»), в которой излагались условия вступления в братство вольных каменщиков, их права и обязанности, нормы поведения в ложе и вне её, взаимоотношения между начальниками и подчиненными. Правда, американский исследователь масонства Р. Джонсон считает, что все эти правила были определены еще в «Старой хартии масонства», которая датируется XIV веком: именно в ней уже содержались требования, которым должен отвечать масон.

Кандидат в масоны должен быть «свободным мужчиной, рожденным от свободной женщины». В братство масонов не дозволялось вступать «младым и престарелым», так как первые еще малонадежны, а старые уже негодны перед лицом неумолимо надвигающейся немощи. Умственно отсталых, по понятным причинам, тоже не принимали.

В 1721 году пресвитерианский пастор и доктор богословия Д. Андерсен составил «Новую книгу конституций», которая посвящалась герцогу Монтегю, первому титулованному гроссмейстеру франкмасонов. В этом кодексе масонских уставов, традиций и обычаев была глава «Об обязанностях франкмасонов», в которой говорилось следующее:

Масон по самому положению своему подчиняется законам морали, и не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была. Но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей.

Сами себя масоны называют строителями духовного храма премудрости в сердцах человеческих. По определению собственных уставов масонства, «франкмасонство есть учреждение филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своей целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципов солидарности. Франкмасонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы - взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести». Масоны исходят из мысли, что никакие общественные отношения, даже самые прогрессивные, не могут даровать людям всемирного благополучия: рай на земле можно достичь только путем нравственного, умственного и физического совершенствования каждой отдельной личности. Орден вольных каменщиков и ставил своей целью повести человечество к достижению земного Эдема - золотого века, царства любви и истины. Поэтому первым и обязательным условием для принятия в масонское братство было искание света: новичок при посвящении в первую степень масонства - в ученики - именуется ищущим.

Однако многовековое существование среди различных народов привело к расколу первичного (чистого) масонства. Как течение общественное, оно постоянно видоизменялось, а потом распалось на несколько толков, которые стали называться системами. Отдавая дань времени и подчиняясь иногда власти единоличных правителей, масонство приняло в себя учения мистиков, теософов, алхимиков и др.

Первоначально масонство имело три иерархических степени: ученик, товарищ (подмастерье) и мастер. Но со временем стали образовываться ложи с большим количеством степеней: сначала их число достигало 9, потом 33, а в некоторых ложах оно доходило до 99. Каждая из степеней старалась превзойти предыдущую каким-либо «эзотерическим» способом: например, рыцари 28-й степени шотландского образца не признавали никакой эры и вместо года выставляли семь нулей, так как по масонскому обычаю считается, что летоисчисление ведется от 4000 года до нашей эры. Таким образом, единое прежде, масонство разбилось на несколько ручьев, каждый из которых имел свое течение и свои особенности, поэтому сейчас говорить о масонстве как едином и неделимом целом нельзя. Однако для всех лож общим является предание о мудром царе Соломоне, который решил построить Великий Храм - «дом имени господа своего». И построить его так, чтобы он символически передал потомству, всем жаждущим познать истину, божественные познания, которые знал Адам до грехопадения. Главным строителем храма был назначен Адонирам, обладавший знанием «божественной истины».

Предание об убийстве великого мастера имеет несколько версий, но сущность у всех одна. Для постройки Великого Храма было собрано 130 тысяч человек, которых Адонирам разделил на три степени (по искусству их ремесел) - учеников, товарищей и мастеров - и «дал им особое слово и знак, чтобы при плате было легче их признавать». Ученики получили символическое слово «Иоаким», товарищи - Вооз, а мастера - Иегова. Мастера за свою работу получали более высокую плату, и поэтому три товарища решили выпытать у Адонирама мастерское слово. Воспользовавшись тем, что Адонирам по вечерам ходил осматривать работы в Храме, первый из подмастерьев остановил его у южных ворот и стал требовать заветное слово. Не получив желаемого, он ударил Адонирама молотком; у северных ворот второй товарищ нанес ему удар киркой. Адонирам бросился спасаться к восточным воротам, и едва он успел бросить в колодец золотой священный треугольник, как третий товарищ нанес ему смертельный удар циркулем. Преступники зарыли тело Адонирама за городом, а в могилу воткнули ветку акации.

Царь Соломон послал на поиски пропавшего Адонирама, и тело его было найдено, так как земля оказалась рыхлой, а ветка акации зазеленела. Мастера опасались, что древнее мастерское слово уже потеряло значение, и решили заменить его первым, какое будет произнесено при открытии гроба. Прикоснувшись к трупу, один из мастеров воскликнул: «Макбенак!». Это выражение и было принято отличительным словом степени мастера.

Кандидат, желающий вступить в братство вольных каменщиков, пишет заявление, в котором сообщает, что он чтит и уважает правила масонского ордена, и хочет стать его членом, не ища для себя лично никаких льгот и привилегий. Правила приема кандидата в разных масонских ложах бывают различными, но даже одного черного шара бывает достаточно, чтобы в приеме отказать. Если же кандидата, после обсуждения его личностных качеств и репутации, все же решают принять, то он подвергается обряду посвящения в ученики.

В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, везет его в ложу, где собрались уже все приглашенные масоны. Ложа обозначается символом - продолговатым треугольником: этим знаком, по объяснению масонов, обозначалась до Птолемея вселенная. По приезде новичка отводят в «черную комнату», где оставляют одного, предупредив, что он может снять наложенную на него повязку только тогда, когда совершенно стихнет всякий шум и не будет слышно даже малейшего отзвука удаляющихся шагов.

Комната размышлений обычно бывает без окон и дверей, потолок в ней низкий. В одном углу стоят черный стол и два стула, на столе - берцовые кости и череп, из глазных впадин которого выбивается синеватое пламя. Тут же лежат Библия и песочные часы. В противоположном углу стоит человеческий скелет с надписью: «Ты сам такой будешь». В других углах комнаты стоят гробы: в одном - искусно сделанный труп с признаками гниения, другой гроб - пустой.

Перед началом посвящения новичок подвергается обстоятельному допросу: он должен подтвердить, что решение вступить в масонское братство является его свободной волей и было подсказано доброй славой Ордена, что он хочет новых знаний, самосовершенствования и готов быть полезным для своих братьев. Когда эта часть ритуала завершена, кандидата просят снять часть одежды, потом на полураздетого неофита надевают колпак, а на шею повязывают веревку, конец которой волочится по земле. Колпак закрывает глаза новичка, передвигаться самостоятельно он не может, поэтому в ложу его вводят за руку. Перед клятвой кандидат встает на обнаженное левое колено, а его правая нога ставится впереди под прямым углом.

Священное писание открыто, чтобы новичок не мог сказать, что он заблуждался от неведения: на нем лежит циркуль и поверх его концов - треугольник. Левую руку кандидата кладут на Библию ладонью вверх, а его правая рука ложится на циркуль и угольник ладонью вниз. В таком положении неофит «клятвенно дает торжественное обещание»: с сего момента и впредь всегда и везде хранить в тайне, никогда и никому не открывать уменья, части или стороны тайной вести древнего братства Вольных каменщиков. Никому на этом свете никогда не напечатаю, не нарисую, не сниму отпечаток, не отрежу, не вырежу, не помечу и не сделаю гравюры ни с чего, что движется или неподвижно, что бы дало малейшее представление о слове, букве и знаке, пусть читаемом или нечитаемом. И таким образом, не допущу, чтобы тайна масонства из-за моей неосторожности стала достоянием посторонних.

Не доверяя свои идеи, мечтания и замыслы перу, кисти и резцу, масоны доверили их символическим изображениям. Ни в одной политической, религиозной или какой-либо другой системе символы не играли такой колоссальной роли, как в масонстве. Об этом же говорят и сами вольные каменщики: «Язык в наших ложах иносказателен», «Символы предоставляют мысли свободу и простор, догмат же сковывает и подчиняет», «Своеобразность учения вольных каменщиков заключается в том, что оно воплощает в жизнь свои гуманитарно-философские идеи, воплощая в жизнь целый ряд символов и образов».

Масонские символы - это знаки, которыми подмастерья-каменщики помечали в Средние века свою законченную работу. По окончании срока своего обучения каждый подмастерье получал знак, который присваивал ему его мастер. Одному и тому же символу можно было придавать несколько значений в зависимости от идей, заключенных в каждой степени. Например, все масоны носили открытый на 60° циркуль. Циркуль появился задолго до того времени как масоны стали называть себя масонами. В Уставе вольных каменщиков сказано: «Помните, что совершенный Великий Мастер далеко распростертым циркулем своим размеряет и испытует вашу работу; для сего измеряйте сами действия свои циркулем разума». Таким образом, при взгляде на циркуль масон вспоминает и Великого строителя, и свои обеты вести строго обдуманную жизнь. Под циркулем представляли и солнце, и Святого Иоанна Крестителя, и двуликого бога Януса, и т. д.

Пламенеющая звезда (с пламенем на пересечении лучей) знаменует жизненную силу и дух, наполняющий всю природу, а также ум, освещающий все дела масонов и направляющий их искания на верный путь. Сияющая звезда является одной из «неподвижных» драгоценностей ложи: она располагается посередине и ассоциируется со священным огнем, горевшим в Храме Соломона, а также со «светом разума и благоразумием» и светом истины, который путеводительствует вольному каменщику на его пути к добродетели.

Как Вифлеемская звезда, она указует путь к истине и символически представляет наше шествие к Творцу мира.

Семь звезд означали «то эфирное жилище Премудрости, которое небесной твердью закрыто от глаз смертных». В масонской символике часто встречаются звезды с различным количеством лучей, что имеет самое различное толкование. Например, пятилучевая звезда для шотландского мастера шведской системы означает пять ран Спасителя. Пентаграмме приписывается также обозначение составных частей человеческого тела, и в соответствии с этим она символизирует еще борьбу духа с тьмой материи и его победу над ней. Шестилучевая звезда чаще всего означает печать царя Соломона: шесть равных треугольников означают тайну шестидневного творения мира.

Солнце символизирует истину, мужество и правосудие, а также сам Орден вольных каменщиков. Изображается оно кругом с точкой в центре. Кроме того, божественным был «высочайший и непреходящий свет, которого солнце есть только слабое преобразование», и потому можно назвать злом в натуре все, что лишено жизни, тепла и света.

Круг на полу является обязательным в ритуале посвящения в каждую степень и вообще он - один из главных символов каждой масонской ложи. Круг в понимании масонов - конец всех фигур, в нем заключена тайна творения: окружность - это время и мера дел Божиих, в ней выражено одно из главных свойств Великого строителя мира - его бесконечность во всем. Иногда круг изображался в виде колбы, что объясняется широким распространением в братстве вольных каменщиков понятий алхимии.

Очень распространен в масонской символике и треугольник, все остальные многоугольники считаются как бы производными от него. Значений треугольника в масонстве очень много, но все они сводятся к идее троичности. Проявление ее искали везде, составляя соответствующие формулы: «Дух - душа - тело», «Начало - середина - конец», «Мысль - воля - дело», «Семя - цвет - плод» и др. Треугольник острием вверх обозначал человека до грехопадения. Это напоминало члену братства вольных каменщиков о цели его работ и едином образе Ордена и его братьев.

Святую Троицу, троичность во всем существующем символизировали и три светильника. Иногда вместо отдельных светильников в ложах ставили трехсвечник, олицетворяющий духовное начало, почитание Великого строителя мира в «чистоте эдемской, служение под законами Моисеевыми, освобожденными от идолопоклонства, и христианское откровение». Число светильников, ветвей на них и количество зажженных свечей - все имело символическое значение: чем сложнее был ритуал посвящения, тем большее количество свечей зажигалось.

Одним из наиболее распространенных масонских символов является наугольник (прямой угол), который в мистерии вольных каменщиков пришел из ветхозаветной легенды о строительстве Храма Соломона и убийстве мастера Адонирама. Он символизирует прямодушие, справедливость и нравственность, так как вольный каменщик должен «располагать поступки по черте и углу совести». В российской ложе «Друзей Севера» наугольник являлся «подвижной» драгоценностью, то есть мог использоваться для обозначения должностей и степеней братьев.

Каждая масонская ложа имела свое название, свои отличительные признаки и свои вещественные знаки, поэтому они были не похожи друг на друга, но по этим знакам вольные каменщики опознавали своих братьев в других ложах и на праздничных собраниях. Знаки степеней и должностей имели строго установленный символический набор; знаки самих лож составлялись из масонских символов. Кроме перечисленных выше, следует указать на использовавшиеся в масонских знаках кресты разных типов: христианский, орденский и греческий. Выбор формы креста был обусловлен широтой смыслового поля изображений.

Широко использовались в масонской символике и образы египетской мифологии, в частности, Осирис означал «первопричину всякой вещи». В конце XVIII века вольные каменщики считали египетских богов Осириса и Изиду «главными богами, являвшими собой Высшее существо и Вселенскую природу, Солнце и Луну». В Санкт-Петербурге, например, 2 марта 1776 года по шведской системе была основана ложа Осириса, которую позднее перевели в Москву. Почти все ее члены были аристократического происхождения, поэтому ложу часто называли «княжеской».

Центральным символом ложи Осириса был молоток, смысловая нагрузка которого у масонов очень широка. Он «делал знак, чтобы свободный каменщик работу свою исполнял без шума, тайно и без всякого тщеславия, и потому он в руках Великого мастера есть такое орудие, которое малыми трудами и без шума все собрание побуждает к тишине и вниманию».

Работой вольные каменщики называют совершение различных обрядов - прием профанов в члены Ордена и дальнейшее посвящение их в более высокие степени; учреждение и освящение новой ложи и т. д. Под работой подразумевается также стремление к просвещению и совершенствованию: это называется работой «над диким камнем». Человек с необузданной волей, непросвещенным разумом и погрязший в плотских страстях - это все «дикий камень», над которым каждый масон работал особо и все сообща. Поддержкой слабому брату была всеобщая братская цепь. Для отсечения ненужного материала при обработке «дикого камня» служил молоток. Он же означал и совесть - искру Божества, тлеющую в человеке, который еще подвержен греховным порокам.

Чистоту нравов и безвредность души вольных каменщиков символизировали их белые одежды: запоны (передники) и перчатки. Запоны составляют одну из самых важных частей масонского одеяния, без которой нельзя было появляться в ложах. Вручение масонского передника было одним из самых важных этапов посвящения новичка в ученики. Первоначально запон представлял собой необрезанный и необшитый кусок овечьей кожи, который подвязывался вокруг талии. Молодому масону объясняли, что этот белый фартук символизирует целомудрие, он древнее ордена Золотого Руна и ордена Римского Орла, почетнее всяких знаков отличия, которые носят монархи мира. Передник указывает на трудолюбивую жизнь и полезную деятельность, он служит надежным оплотом против дурных мыслей и страстей, сохраняет в чистоте душу масона подобно тому, как фартук каменщика предохранял от грязи платье рабочих средневековых строительных цехов. Посвященному в ученики показывают, как надо правильно надеть фартук, чтобы он сидел на нем так, как его носили строители, возводившие Храм Соломона.

Масонство всегда было окутано тайной, и многие масонские знаки и символы оживают только тогда, если суметь расшифровать их прошлое. Но даже общеизвестным фактам часто придавалось новое значение, поэтому любая современная интерпретация масонской символики, какой бы тщательной она ни была, всегда оставляет в знаке или символе что-то непостижимое. Еще в 1818 году в одной из своих поучительных бесед граф М.Ю. Вильегорский выразился так: «Можно иметь некоторые знания о масонстве, но самого масонства не знать». А масон высокого посвящения А. Пайк, великий командор одной из лож США, в своей книге «Учение и догматы древнего и принятого шотландского обряда масонства» писал:

«Толубые (или синие) степени масонства являются только внешним двором или прихожей Храма. Часть символов показывается там посвященному, но его намеренно - ложными объяснениями их - заставляют заблуждаться… Их истинное объяснение сохраняется для адептов, князей масонства. Вся совокупность царственного и священного знания (искусства) была скрыта так заботливо столетия тому назад, что ныне почти невозможно отгадать некоторые из загадок… Масонство - истинный сфинкс, погребенный до головы в песке, сгрудившемся вокруг него веками!»

Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны храма Иерусалимского. Б:. — Северная колонна и Я:. — Южная колонна. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов. Это две колонны Геркулеса, указывавшие границы, между которыми индивидуальность человека умирает. Масонский ритуал посвящения включает в себя предупреждение кандидату перед входом в храм — «если ты держишься за человеческие отличия, уходи — здесь их нет». Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная — созидание, упорядоченность, систему, внутреннюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.

  • Ступени

    Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.

  • Мозаичный пол

    За колоннами следует мозаичный пол с чередованием в шахматном порядке белых и черных клеток. Символизм чередования белых и черных клеточек говорит о том, что области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью. Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

  • Резец и молот

    Для претворения в жизнь его работы ученику даются орудия — резец — представляющий установившуюся мысль, принятые решения, и молот — волю приводящую их в действие.

    Резец указывает нам на преимущества образования, только лишь благодаря которому мы превращаемся в людей, соответствующих природе нашего исправного и совершенного сообщества.

    Молоток — это инструмент, использующийся каменщиками для того, чтобы придавать камням правильную геометрическую форму. Ударами молотка стесываются острые углы, камень ‘облагораживается’, из ‘дикого камня’, становится камнем пригодным для строительства. Молоток является символом облагораживания и другого камня — Человека. Лишь совершенный камень может быть положен фундамент или в стену храма. Совершенные камни, камни правильной формы всегда похожи друг на друга. Только дикие, первозданные камни могут иметь бесконечное разнообразие форм. Такие камни не лишены своеобразной красоты и эстетики, однако с масонской точки зрения это эстетика профанского мира. Здесь уместно отметить, что слово профан для масона не содержит никакого негативного оттенка. Применительно к человеку оно всего лишь означает, что он не масон. Таким образом для масона мир символически разделен на масонов и профанов. Профанские ценности, профанская жизнь — все то, что происходит за пределами храма и вне ритуальных работ. У каждого масона естественно есть своя профанская жизнь. И масонство ни в коем случае не преуменьшает ее ценности и значимости.

  • Камень грубый, камень совершенный

    Рядом с колонной Б:. либо по левую сторону от Алтаря при открытии ритуальных работ ложи помещается грубый камень. Рядом с колонной Я:. или справа от алтаря помещается кубический совершенный камень, готовый к закладке, использованию в строительстве. Символически масонская работа состоит в том, чтобы, отесывая грубый камень, улучшать непосредственное творение природы дабы удалить с него шероховатости и неровности и приблизить его к форме, соответствующей его назначению.

  • Молоток Досточтимого мастера

    Масонский молоток является еще и символом земной власти. Молоток используется Досточтимым мастером Ложи, Первым стражем Ложи и Вторым стражем Ложи при проведении ритуальных работ. На престоле Досточтимого мастера Ложи расположены два главных инструмента — молоток и пламенеющий меч. Молоток – символ земной власти, а пламенеющий меч – символ власти духовной. На плато Первого и Второго стража молотки и соответственно уровень и отвес.

  • Отвес

    Отвес используется каменщиками для проверки вертикальности стен. Для масона отвес является символом Истины. Истины не как абстрактного логического понятия, а Истины как Правоты слов и дел перед Богом и обществом. Той Живой Истины, во имя которой поднимались восстания и во имя которой люди горели на кострах инквизиции. Отвес учит справедливости и честности в помыслах и делах и является одним из подвижных сокровищ Вольного Каменщика.

  • Уровень

    Уровень используется каменщиками для проверки горизонтальности поверхностей. Свободными Каменщиками используется как символ Равенства между людьми. Конечно, В:. С:. В:. создал людей разными. Принцип равенства — отнюдь не является основополагающим принципом мирового регулярного масонства. У каждого человека свои таланты и способности, у каждого свои цели в жизни и взгляды, у каждого свой путь. Каждый принадлежит какому-то социальному, национальному или религиозному кругу. Но масонский закон должен быть един для всех людей, независимо от того является ли самым богатым человеком или самым бедным, белого или черного цвета его кожа, каково бы ни было его вероисповедание. Уровень — символ Первого стража Ложи, второго офицера по старшинству после Досточтимого мастера Ложи.

  • Циркуль и наугольник

    В этой эмблеме циркуль изображает Небесный Свод, а наугольник — Землю. Земля — место, где человек выполняет свою работу, а Небо — символически связано с местом, где чертит свой план Великий Строитель Вселенной. Циркуль, совмещенный с наугольником, пожалуй, самая распространенная из всех масонских эмблем, символов и знаков. Циркуль совмещается с наугольником при открытии масонских работ и помещается на книге священного закона. Взаимное положение циркуля и наугольника имеет для масона большое символическое значение. При открытии работ в первом градусе наугольник кладется поверх циркуля, при открытии работ во втором градусе один из концов циркуля освобождается, при открытии работ в третьем градусе оба конца циркуля свободны. На этой эмблеме циркуль и наугольник совмещены по третьему градусу. В центре эмблемы помещается буква G. Значение ее многогранно. Одно из значений — сокращение от слова «геометр». Это слово используется масонами в качестве одного из названий верховного существа наряду с В:. С:. В:.

  • Книга Священного Закона

    Книга Священного Закона — один из трёх основных светочей Свободных Каменщиков наряду с Циркулем и Наугольником. Книга священного закона — это главная книга той религии, которую исповедуют присутствующие в собрании ложи братья. В случае если в ложе присутствуют братья различных вероисповеданий, на престоле располагается несколько книг. Чаще всего это Библия, Коран и Тора. Книга священного закона олицетворяет волю В:. С:. В:. На ней масоны приносят все клятвы во время посвящений и торжественных инсталляций. На книге священного закона располагаются наугольник и циркуль. При этом если во время работ используется несколько книг, циркуль и наугольник открывается на священной книге той веры, к которой принадлежит большинство из присутствующих братьев.

  • Лучезарная Дельта

    Важнейший символ масонского храма всевидящее око или Лучезарная Дельта. Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная Дельта — треугольник, с помещенным внутрь него оком – знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, всевидящее око В:. С:. В:., постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее энергетику присутствия В:. С:. В:. при проведении ритуальных работ, постоянное излучение утверждение бытия. Математическая точка, не имеющая размеров, но находящаяся
    повсюду, заполняет безграничность пространства. Это также символ осознания и внимания, причем, внимания взаимного, внимания которое проявляет В:. С:. В:. к каждому из братьев и внимания, которое каждый брат должен проявлять по отношению к миру. Лучезарная Дельта напоминает нам о том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта — главный масонский символ первого градуса, степени ученика.

  • Символика масонов (масонские знаки и символы) – это своеобразный код, который помогает скрывать от непосвященных людей тайные масонские знания. Шифровка может даваться на переплете, первой странице книги, в водяных знаках. А может и полностью отсутствовать, дабы непосвященные не смогли узнать смысл закодированной информации.

    Сообщения также иногда прячутся в отдельных буквах первого абзаца либо во вставках-украшениях древних фолиантов. Часто информация кодируется при помощи музыкальных и математических обозначений.

    Исторические предпосылки

    Масонские символы возникли под влиянием средневековых каменщиков. В конце обучения все подмастерья получали собственные знаки, взятые из материнской фигуры ложи (цеха). Впоследствии ими помечали завершенную работу.

    Даже сейчас по этой символике можно определить, откуда был родом строитель, воссоздававший тот или иной объект. Главной обязанностью всех новоприбывших членов общества было создание собственного шифра и толкование его значения на собрании.

    Масоны также изобрели магические и каббалистические алфавиты. Самый знаменитый из них – ангельское письмо. Оно известно тем, что его буквы по форме напоминают созвездия. В целом, существует необъятное количество символики поэтому стоит выделить самые важные символы.

    Масонские знаки и символы

    Лучезарная дельта - значение символа

    Общепринятый знак, заимствованный из христианства. Первоначальное название заключенного в треугольник глаза – «Всевидящее Око». Это символ Великого Архитектора Вселенной, который смотрит на работу вольных каменщиков:

    Глаз – мудрость, скрытая истина, добро, одержавшее победу над злом;

    Треугольник – просвещение и огонь.

    Масонский циркуль и наугольник

    Оба этих инструмента – орудия труда архитекторов. Измерительные приборы аллегорически представляют собой проницательность и способность распознавать. В масонской культуре это эмблема обучения. Такие уроки в целом касаются поведения: каменщикам внушают ограничивать свои поступки, словно циркулем, и удерживать себя в строгих рамках добродетели.

    Две бронзовых, латунных или медных колонны, которые стояли в дверях Первого Иерусалимского Храма. Напоминают египетские обелиски. Это масонские символы созидания и разрушения:

    Северный столб Боаз обозначает Землю и Хаос;

    Южный Яхин олицетворяет упорядоченный Космос;

    Ступени между ними выражают испытания и очищение новичков.

    Изначально это «строительский фартук» без всяческих украшений. Теперь – атрибут регалий, обязательный для ношения в ложе. Его стали шить из белой овечьей шкуры, иногда меняя отделку и окантовку. Цвет имеет аллегорический смысл: высокий стандарт поведения и этики.

    Кресты и квадраты

    Более сложные символы: Крукс Ансата (тау-крест) и крест в круге. Первый известен как древнеегипетский Анх, символ бессмертия. Не менее популярен «квадрат Моста Ваала», внешне напоминающий свастику. Он имеет надпись, смысл которой сводится к обязательству жить с заботой и любовью.

    Масонские знаки и символы, и их значение

    1 (20%) 1 vote

    В чем смысл жизни человека на земле, если все всё равно умрут

    8 906

    В этой статье вы найдёте портреты многих знаменитых и могущественных мужчин. Они жили в разные эпохи и вершили свои великие дела в разных областях. У них совершенно непохожие судьбы. А связывает всех этих людей следующее: каждый из них, позируя для своего парадного портрета… прятал одну руку за борт (пиджака, сюртука, пальто, жилета и т.д.). Скажете, совпадение?

    Вы как знаете, а мы в такие совпадения не очень-то верим. Поэтому рискнём выдвинуть другую версию. Мы попробуем доказать, что этот жест (назовём его «скрытая рука») - не что иное, как тайный знак, корни которого следует искать в масонстве.


    Сталин и Вашингтон: полярные идеологии, одинаковые жесты

    Поводов для подобного утверждения у нас, как минимум, два:

    1. Принадлежность большинства этих представителей мировой элиты к братству «Вольных каменщиков» - исторический факт, которому имеются документальные подтверждения.

    2. Жесту, который мы с вами договорились называть «скрытая рука», в масонских ритуалах придаётся особое, очень большое значение. Например, в церемонии возведения на ступень Королевской Арки, когда новопосвящённый произносит слова: «Вот частью чего я себя признаю, во что я верю и на что направлены все мои труды».

    Ступень Королевской Арки

    Королевская Арка считается продолжением и завершением основного 3-х градусного масонства. Ее члены называются уже не просто Братьями, а Компаньонами, и получают доступ к величайшим масонским таинствам. Таким, например, как «тайное имя Бога».

    Аллегории церемонии посвящения основаны на тексте Ветхого Завета, сюжете возвращения из вавилонского плена в Иерусалим трёх искуснейших каменщиков. В ходе церемонии посвящаемому сообщают тайное слово и жест, которые должны позволить ему пройти через несколько символических «завес».

    Ниже изображён жест, который необходим для прохождения второй «завесы» (упоминание о которой находим в послании К Евреям 9. 3: «За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»).

    Знак Мастера Второй завесы

    Как утверждает исследователь масонства Малколм Дункан, при этом Мастер произносит следующие слова: «Для того, чтобы достичь этой ступени, вы должны были стать совершенными Мастерами, но вы не можете идти дальше без моих слов. Вот они: Сим, Иафет и Адонирам; и мой знак таков (прячет руку за пазухой)».

    Этот жест - символическое изображение знака, который был дан Моисею самим Богом:

    «Ещё сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег.

    Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его». (Исход 4.6,7)

    В этих библейских стихах сердце («пазуха») символизирует самого человека, рука - его дела. Следовательно, этот сюжет можно истолковать таким образом: человек представляет собой то, что он делает.

    Возможно, здесь и кроется причина такой популярности жеста «скрытая рука» среди знаменитых масонов. Этот знак позволяет членам тайного Братства распознать «своих». Кроме того, невидимая за тканью рука может быть и намёком на тайный, закрытый для непосвящённых характер масонства.

    Наполеон Бонапарт - человек, который замахнулся на господство над всем миром, и едва не добился своей цели. В 1798 году он был инициирован в масонской ложе Филадельфии. Масонами были его братья Люсьен, Луи и Жером, пять из шести членов императорского военного совета, шесть из девяти высших чиновников и 22 из 30 маршалов Франции.

    В одной из работ исследователя масонства Дж. Е. С. Такетта находим такие слова:

    «Странно, что факты, свидетельствующие о принадлежности Наполеона Великого к масонскому братству, до сих пор не были детально исследованы. Учитывая колоссальную роль Наполеона в политике Европы своего времени, того самого времени, когда континентальное масонство формировало свой порядок из хаоса, можно с уверенностью сказать, что Бонапарт не мог не оказать серьёзного влияния на развитие масонства».

    И ещё одна цитата из эссе Такета «Наполеон I и франкмасонство»:

    «Есть бесспорные доказательства того, что Наполеон был хорошо знаком с природой, целями и организацией масонства, что он одобрял и применял идеи масонов до самого конца».

    Существуют свидетельства ещё и о том, что Наполеон регулярно прибегал к помощи мистических сил. В 1813 году, после поражения французской армии под Лейпцигом, один прусский офицер обнаружил в Кунсткамере Книгу судьбы и Оракул, принадлежащие лично Наполеону. Этот Оракул был когда-то найден в одном из египетских захоронений во время французской военной экспедиции в 1801 года. Наполеон приказал сделать перевод, и с тех пор, часто прибегал к «советам» этой книги. Что, как говорят, «послужило толчком для самых рискованных и самых успешных его предприятий».

    Человек, который планировал заменить монархии социалистическими, а затем и коммунистическими республиками. Одни масоны от него открещиваются, другие утверждают, что он был носителем 32-й ступени Великой Ложи.

    Джордж Вашингтон, один из отцов-основателей Соединённых Штатов, считается «самым могущественным масоном Америки».

    Один из самых плодовитых и влиятельных композиторов за всю историю музыки. Был инициирован 14 декабря 1784 года, а к 1785 году уже произведён в степень Мастера-Масона.

    Моцарт был убеждённым, страстным масоном. Его произведения буквально пронизаны взглядами, идеями и символами Братства Каменщиков. Ярче всего это проявились в опере «Волшебная флейта» (1791). В её сюжет вплетены массовые сцены, буквально воспризводящие масонские ритуалы; несложно найти явные переклички с масонскими символами, обозначающими жизнь, смерть, мысль, действие; характерные для масонской философии триединства (три феи, три мальчика, три гения и т. д.).

    Кроме того, став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало значительных произведений, предназначенных специально для масонских обрядов и торжеств (таких, как сопровождение ритуальных процессий, вступление в ложу новых братьев и т.д.).

    Соломон Ротшильд - основатель венской ветви знаменитой династии Ротшильдов. Эта семья, самая могущественная на земле, в значительной степени повлияла на политику Германии, Франции, Италии и Австрии. Ротшильды сыграли ключевую роль в возникновении сионизма и создании государства Израиль. Их считают одной из тринадцати «основных династий Иллюминати».

    Генерал. Самый влиятельный и известный из руководителей войны за независимость испанских колоний в Америке. Национальный герой Венесуэлы. Посвящен в Орден Франкмасонов в городе Кадис (Испания), в шотландские градусы в Париже и в рыцари в Командорстве Рыцарей Храма Франции. Основатель и Мастер Ложи «Защитница Добродетелей» № 1, (Венесуэла) и Ложи “Порядок и Свобода” № 2 (Перу).

    В заключение:

    Все эти люди, запечатлённые на портретах со «скрытой рукой» обладали огромным влиянием, а принадлежность большинства из них к масонству давно доказана.

    Они могли придерживаться разных взглядов и принадлежать разным политическим партиям (коммунизм vs. капитализм), но фундаментальная философия, вера и конечная цель у них была одна: приближение некой «Эры Разума и Просвещения».
    Как сказал Конфуций: «Миром правят знаки и символы, а не слова и законы». Слова и политические убеждения этих людей, в конце концов, будут искажены или забудутся, а портреты останутся на века.