Классный час: " Будь природе другом! ". Классный час на тему: "Наш мир и природа" (начальная школа) Классный час мое место в природе

Классный час «Мы друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей. Сформулировать Правила Друзей Природы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интер.доска, компьютер

Нагл. материал: изображение Земли, корона «Земля»,слайды «Природа в опасности», Будь природе другом, мультфильм «Мальчик и Земля»

Ход классного часа:

Есть одна планета-сад (открывается доска)
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим?

Верно о нашем общем доме, о Земле.

Красивая наша планета? Да…,давайте посмотрим на красоту ее природы. Слайды с изображением Земли и природы.

Но всегда ли наша планета может оставаться такой прекрасной? Всегда ли мы, люди, относимся к нашей планете, к ее природе бережно? Всегда ли мы делаем только хорошее окружающему нас миру?

Посмотрите, наша природа бывает и такой.

Слайды с природными катастрофами

Ученик 1. Я – Земля, я – Земля, я – Земля!

Усталость моя беспредельна!

О стоне моём не взыщите.

Люди моей планеты!

Планета в опасности!

Кромсая лёд, меняя рек теченье,

Твердите Вы, что дел невпроворот,

Но вы ещё попросите прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но вам об этом думать неохота,

Сейчас Вам не до этого пока…

Земляне, Вы слышите меня?!

Придите же на помощь!

О чем молит земля? Почему?

Кем мы должны стать для природы? Верно, мы должны стать другом ей. И тема нашего классного часа так и звучит (Будь природе другом) .

А каждого ли человека можно назвать другом природы?

А кого можно назвать?

(Ответы детей)

А кто считает себя настоящим другом природы? (Если кто-то не считает, то почему)

Давайте проверим, сыграем в игру.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто природу обожает, птиц, зверей не обижает?

Кто любитель отдыхать и поляны захламлять?

Кто желает помогать деревца весной сажать?

Кто желает помогать деревца, кусты ломать?

Кто в любую непогоду любит матушку природу?

Ребята, у вас у всех есть важные лично для вас даты: это ваше день рождение, может, день рождение ваших близких., которые вы помните и ждете с нетерпением. У нашей планеты тоже есть такая очень важная дата. Это 22 апреля – 22 апреля это Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.

Я предлагаю вам задуматься об этом и закончить фразы, которые начинаются одинаково «Если вдруг …». Итак, я вам буду давать начало ситуаций, а вы должны продумать, к чему всё это может привести людей.

Например: если вдруг люди уничтожат всех комаров и мошек, то погибнет много рыб, птиц, других насекомых, для которых они служат кормом

1. Если вдруг вырубят все леса на земле…(не где будет собирать грибы, ягоды, орехи, погибнут животные)

2.Если вдруг все отходы производства будут сливать в реки….(погибнут обитатели рек, пить такую воду будет нельзя)

3. Если вдруг все начнут бросать мусор, где захотят …(земля превратиться в свалку)

4. Если вдруг уничтожат все цветы на земле…(погибнут много насекомых)

А теперь мне хотелось бы, чтобы вы представили себя на месте природы (работа в группах)

1 гр. Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.

2 гр. Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.

3 гр. Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?

4 гр. Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?

5 гр. Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.

6 гр. Представьте себя муравьями у которых разорили их дом- муравейник

Ну, а сейчас я хотела бы, чтобы вы посмотрели небольшой мультфильм «Мальчик и Земля»

Посмотрите еще раз на красоту нашей планеты, что мы должны делать чтобы она не пропала? (беречь ее)

Рефлексия :

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы…

Так давайте мы украсим нашу планету цветами. И пусть каждый цветок символизирует вашу любовь и вашу заботу о нашем общем доме.

Будем природе друзьями!

Филиал Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»

Юрминская средняя общеобразовательная школа

Классный час

«Природа наша жизнь»

Учитель биологии -Булатова Светлана Ивановна

д. Юрминка 2017 год

Постепенно загрязняются воздух, реки поля, вырубаются леса – природа нашей планеты нуждается в защите.

Жизнь людей всегда была связанна с природой. Замечая некоторые природные явления и закономерности, люди предсказывали прогнозы погоды, стихийные бедствия, да и просто знали, когда сеять, а когда собирать урожай.

Природа – друг человека. Но вы должны помнить о том, что она живая, что она всё чувствует.

Природа – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь – и перед вами раскроется жизнь, таинственная и необычная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир.

Вопросы

    Приходилась ли вам помогать животным или растениям?

    Какое значение в вашей жизни имеют цветы?

    Как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека?

    В чём проявляется загрязнение окружающей среды?

    Какое значение для вас имеют птицы?

    Расскажите об экологической обстановке в вашей деревне?

Многим людям книги с детства помогли понять и полюбить удивительный мир природы.

Прослушайте отрывок из книги Н. Сладкова «Под шапкой – невидимкой»:

« - Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костёр голой. Хоть бы ты за меня вступился.

Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сбирали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной»

Эти деревья хотели расти, хотели, чтобы люди ими любовались.

Вопросы

    Прослушав этот маленький отрывок, почувствовали ли вы боль живого существа, боль этих двух деревьев?

    Почему эти деревья стали такими несчастными и кто в этом виноват?

    Что нового вы узнали для себя из этого произведения?

Викторина

    По какому цветку можно сверять часы? (По кувшинке: в 8 часов утра она раскрывается, а в 19. 00 закрывается и опускается в воду.)

    Чем полезна черёмуха? (Она убивает микробы.)

    Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах? (Таскают шерсть для гнёзд и поедают насекомых.)

    Чем полезны листья мать – и мачехи? (Отвар из листьев помогает при сильном кашле.)

    Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы в него.)

    Назовите самую большую ягоду. (Арбуз.)

    Какие вы знаете раннецветущие растения, которые занесены в Красную книгу? (Подснежник, прострел, медуница.)

    Назовите лекарственный цветок, на лепестках которого гадают? (Ромашка.)

    Назовите растение, которое узнает и слепой? (Крапива.)

    Как и чем питаются лягушки? (Насекомыми, которых ловят языком.)

    Как узнать по стволу спиленного дерева, сколько ему лет? (Посчитать годичные кольца.)

КЛАССНЫЙ ЧАС: "Природа-наша жизнь" для учащихся 5-6-х классов

Мы каждый день живём, дышим, любим, творим, дерзаем. Жизнь идёт полным ходом. Но нас окружает наша природа, в суете нашей каждодневной жизни мы порой не замечаем, как красивы деревья, пейзажи за окном, в чём красота дождя, людей. А ведь человек- это тоже часть природы. Именно он должен беречь её и умножать её богатства. У нас красивые реки, поля, горы, леса, долины, моря и океаны. Всё прекрасно и красиво. но как всё это сберечь? Надо, чтобы всё это великолепие стояло веками, чтобы люди всех поколений наслаждались этой красотой. В материале классного часа разбираются хорошие, на мой взгляд, экологические ситуации.Есть экологическая викторина.Есть цитаты о природе, которые учащиеся должны понять и сказать, что они обозначают. Этот классный час имеет огромное воспитательное значение, он воспитывает у учащихся любовь к природе, желание сделать что-нибудь хорошее: посадить дерево или построить скворечник, помочь раненой собаке или птице, воспитывает в детях чуткость и доброту по отношению к животным и природе в целом. Дети должны знать, что можно, а что нельзя, какие действия плохие, а какие хорошие по отношению к природе.

Цель: формировать у учащихся любовь к природе, воспитывать охранять природу, уметь представлять себя в необычайных ситуациях и уметь найти выход.

1. Учитель: Постепенно загрязняются воздух, реки, поля, вырубаются леса – природа нашей планеты нуждается в надёжной защите.
Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Замечая некоторые природные явления и закономерности, люди предсказывали прогнозы погоды, стихийные бедствия, да и просто знали, когда сеять, а когда убирать урожай.
Природа - друг человека. Но вы должны помнить о том, что она живая, что она всё чувствует.
Природа – сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь – и перед вами раскроется жизнь, таинственная и необычайная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир.
Воздух, вода, пища – это те ресурсы нашей жизни, которые мы берём у природы. Берём и ничего не даём ей взамен. Благополучие и качество жизни – это не только крыша над головой, автомобиль, добротная одежда. Но это ещё и то, без чего люди не могут жить, - чистый воздух, чистая вода, свежая зелень, солнечные лучи…
2.Вопросы учащимся: приходилось ли вам помогать животным или растениям? какое значение в вашей жизни имеют цветы? как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека? Какое значение для нас имеют птицы? Расскажите об экологической ситуации в вашем районе.
3. Учитель: Многим людям книги с детства помогли понять и полюбить удивительный мир природы. Послушайте отрывок из книги Н. Сладкова «Под шапкой невидимкой».
« ---- Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток - хоть в костёр головой. Хоть бы ты за меня заступился.
- Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сбивали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной». Эти деревья хотели расти, чтобы люди ими любовались.
Вопросы:
1. Прослушав этот маленький отрывочек, почувствовали ли вы боль живого существа, боль этих двух деревьев?
2. Почему эти деревья стали такими несчастными и кто в этом виноват?
3. Что нового вы узнали для себя из этого произведения?
(Ребята по очереди отвечают)
Экологические ситуации: 1.Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костёр. Что вы будете делать и почему?
2. Вы гуляете по парку и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Ваши действия?
3. Вы гуляете по городу и заметили, что в одном дворе ребята построили большой и красивый скворечник, и к нему подкралась кошка. Что вы будете делать?
4. В лесу вы увидели развороченный муравейник. Ваши действия?

5.Пересохла речка, и вы увидели в иле икру какой – то рыбки или лягушки. Что вы можете в этом случае предпринять?
6.Если, гуляя в лесу, вы увидели, что кто-то оставил много мусора, что вы
можете сделать?
7. Что делать, если человека укусила змея или гадюка?
8.У вас во дворе росло красивое дерево, и его сломали. Что нужно делать?
9. Около реки находится фабрика. Грязную воду с фабрики выливают в реку. Что может случиться из-за этого?
4. Учитель: Вы хорошо справились с заданием, нашли правильные выходы из ситуаций. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Вопросы: 1. По какому цветку можно сверять часы? (По кувшинке: в 8 утра она раскрывается, а в 19.00 закрывается и опускается в воду)
2. Чем полезна черёмуха? (Убивает микробы)
3. Чем полезны листья мать – и – мачехи? (отвар из листьев помогает при сильном кашле)
4. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
(Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы в него)
Меньше стало муравьёв – будет ливень. Если во время хорошей погоды муравьёв мало видно – жди ненастья. Муравьи прячутся в гнёзда- к грозе.
5. Назовите самую большую ягоду (Арбуз)
6. Какие вызнаете раннецветущие растения, которые занесены в красную книгу? (Подснежник, прострел луговой, купальница европейская, первоцвет высокий)
7.Назовите лекарственный цветок, на лепестках которого гадают (Ромашка)
8.Назовите растение, которое узнает и слепой (Крапива)
9. Как и чем питаются лягушки? (Насекомыми, пауками, которых ловят языком)
10. Как узнать по стволу дерева, сколько ему лет? (Посчитать кольца)
4. Учитель: Охранять природу – значит любить и хранить Родину. Ведь Родина и природа неотделимы друг от друга. Присматривайтесь к природе, любуйтесь окружающей нас красотой.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Ббочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пстыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
(М.Дудин)

5. Цитаты о природе.
Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы. С.Т. Аксаков
Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В. Бианки
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки
Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле. Леонардо да Винчи
Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека. Вольтер
Материнства не взять у Земли,
не отнять, как не вычерпать моря. В. Высоцкий
Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить. Ф. Геблер
Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны свои не выдает. И.В. Гете.
Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них. И.В. Гете
Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И.В. Гете.
Источники:
1. Литература: Сладков Н. И. Дети радуги,- М.1981 год.
Талызин Ф.Ф. Секреты природы,- М.1973.

Классный час: Берегите природу!

Цели занятия:

    воспитание любви к природе;

    показать неразрывную связь человека с природой;

    на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение;

    помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

    воспитание в детях умения работать в группах, прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуй друг

Как ты тут?

Улыбнись ты мне, а я тебе

Давай мой друг обнимемся

И над землей поднимемся

Сердца свои соединим

И станем солнышком одним

Класс делится на группы. Для этого предлагается в начале урока выбрать каждому ученику понравившийся листочек красного, зеленого или желтого цвета.

Слайд 1

Мы живем в удивительное время! Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она дает.

Береги свою планету”. Я. Аким.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно,
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Предметом обсуждения станет мир вокруг нас и правила поведения в этом мире. Тема классного часа “Берегите природу!”.

О чём конкретно будет разговор?

На этот вопрос вы ответите сейчас сами, открыв конверт под № 1 и выполнив задание.

1.Собери мозаику .

(Нарезать заранее открытки животных, леса и растений. Сложить в конверты)

Каждой группе вручается конверт с мозаикой. Какая группа быстрее соберет мозаику.

И так о чем мы сегодня будем говорить?

О лесе, о животных, о растениях.

2. Задание 2. Отгадывание загадок

А сейчас отгадайте загадки

2.Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят;
Ваню – земляничкой,
Таню – костяничкой,
Мишеньку – орешком,
Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

(лес) слайд 2

Слайды 3, 4

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Отгадка)

Весной растет,

Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветы-то – медок.

Лечит от хрипа, кашля и гриппа. (липа)

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(ответ: елка)

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка?

(ответ: рябина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. дуб

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (береза)

Какие еще деревья вы можете назвать, которые растут в наших краях.

Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма «На лесной тропе».

Задание: какие правила поведения на природе были нарушены лисятами.

После просмотра мультфильма группы рассказывают о том, что неправильно сделали лисята в лесу. Почему?

4. Выступление агитбригады Слайд 5

ПРАВИЛО 1-е . Не ломай ветви деревьев и кустарников. Они живые существа

ПРАВИЛО 2-е . Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти.

ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти.

ПРАВИЛО 4-е . В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

ПРАВИЛО 5-е . Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его.

ПРАВИЛО 8-е . В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда.

ПРАВИЛО 9-е . Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.

5. Задание 4. Найди слова

После того как игроки ответили на все вопросы им предлагается из слова «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» составить как можно больше слов.

6. Физминутка

Лето – чудная пора,
Детвора кричит…(Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом…(чудеса)
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку…(превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным…(цветным)?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным…(ковром).
Где под куполом небес
Зеленеет пышно…(лес).
А вокруг цветут цветы
Небывалой…(красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики…(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым…(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся…(одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир…(цветы).

7. Блиц опрос

- Приглашаются капитаны

Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса).

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

Какой из грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник. )

Кого называют «королем грызунов»? (Суслик, бобр, хомяк).

Назовите лиственные деревья. (Ива, клен, береза. )

Кого называют «глазастым охотником» (Варан, стрекоза, лягушка.)

Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

Все ли эти змеи ядовитые? (Гадюка, уж, кобра.)

Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж .)

Какой зверь строит дом с бассейном? (бобр)

Этот крупный грызун наносит серьёзный вред сельскому хозяйству нашего края, запасая в подземных кладовых до 16 кг зерна (хомяк)

Название этого лесного зверя дано созвездию (Большая Медведица)

Много легенд и небылиц сложено об этих животных. Они летают, но на птиц не похожи (летучие мыши)

8. Здание 6. Аппликация

Итогом нашего классного часа станет выпуск экологической газеты. В конвертиках лежат шаблоны животных и растений, вам надо их раскрасить. Раскрашенные шаблоны наклеиваете на заготовку газеты.

9.Итог Слайд 6

Итак, ребята о чем мы сегодня с вами говорили?

Почему все должны беречь природу?

- Итак, подсчитаем количество баллов, но кто бы ни выиграл все молодцы.

Учитель:

– Дорогие мальчики и девочки, сегодня мы не только поговорим с вами о природе – нашем общем доме, но и совершим виртуальное путешествие в один замечательный уголки нашего края.

Ученики:

Мы оставим дома развлечения,
Впереди у нас приключения.
Мы готовы природе помочь.
Она – мама. Я – сын, а я – дочь.

Конкурс “Собираемся в поход”

Учитель называет различные предметы, а дети хлопками отмечают только то, что им понадобится в походе.

Хлеб, миска, клюшка, кружка, погремушка, ложка, кошка, коньки, котелок, спички, будильник, консервы, мусорный пакет, зонтик, спальный мешок, стиральный порошок, линейка, скамейка, соль, утюг, фотоаппарат, веревка, компас, пылесос.

Ученики:

Рано утром встали,
Рюкзаки собрали.
Готовы уже идти,
Что там впереди?

Учитель:

– Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся.
Впереди особый дом.
Все необычайно в нем.
Бревнышки там не лежат,
А на вытяжку стоят.
А жильцов не сосчитать
Их не надо обижать! (Лес)

– И вот мы уже в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь. (Учитель включает запись «Звуки леса». Дети несколько минут ее слушают.)

Задание 1.

Расскажите, какие звуки вам удалось услышать и, кто мог их издавать.

Задание 2.

Кого бы вы хотели увидеть в лесу?

Конкурс «Помогите разобраться»

Учитель или ученики зачитывают ситуации, а дети дают советы, как правильно поступить.

1. Витя шел с другом по лесной тропинке. Вдруг мальчики увидели ежика. Витя вспомнил, что ежи, как и коты, любят полакомиться мышами и решил взять зверька домой. «Вот мама обрадуется, что в доме появится «лесная» кошка!» – сказал он другу. Что на это ответил ему товарищ?

2. Три девочки собирали в лесу грибы. Корзинки медленно наполнялись съедобными грибами, которые девочки вырывали из земли руками. Подружки злились. И когда им попадались мухоморы, они сбивали их ногами. Все ли правильно делали девочки?

3. Туристы пришли в лес. Погода хорошая, настроение прекрасное, душа поет. Да и песен знают много. Пусть лесным жителям тоже станет весело. И запели ребята громко свою любимую походную песню. Как отнеслись к этому лесные жители?

Учитель:

– Люди приходят в лес в гости к животным и растениям и должны себя вести культурно, как в любых гостях. Это значит, с уважением и почитанием относиться даже к самым маленьким его жителям.

Ученик:

– А теперь привал.
Покушайте и загадки послушайте.
Кто сможет, отгадает.
А кто – нет, на ус намотает.

Загадки:

Серенькая спинка,
Длинненькие ушки.
Сплю всегда под елью,
А не на опушке. (Заяц)

Шляпка есть и ножка есть,
Но не лечь мне и не сесть.
А под деревом стоять
И тихонечко дремать. (Гриб)

Дерево колючее,
Сильное могучее.
К солнышку спешило,
Нижние ветки обронило. (Сосна)

Он вразвалочку идет,
Собирая в дуплах мед. (Медведь)

Высоко сижу,
Далеко гляжу.
Постучу, постучу
Короеда проглочу. (Дятел)

(Можно подобрать больше загадок)

Учитель:

– А теперь информация для любознательных ребят. (Можно подготовить фотографии или иллюстрации)

1. А знаете ли вы, почему у муравьеда нет зубов? (Любимая еда – муравьи и термиты, которых от просто слизывает языком).

2. А знаете ли вы, сколько поросят рождается у дикой свиньи? (До 10 поросят по 1,5 кг).

3. А знаете ли вы, где ночуют глухари? (Летом – около стволов деревьев, ну а зимой – в снежных норах. Чтобы выкопать такую нору, глухари падают с веток вниз).

– Хотите знать больше? Тогда много читайте, наблюдайте и делитесь интересной информацией друг с другом.

Ученик:

Для чего мы с лесом дружим?
Может он нам и не нужен?

Конкурс «Алфавит»

Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а дети на каждую букву – дары леса. (Если не придумали не какую то букву, то ее можно пропустить)

А – арника горная
Б – боровики
В – волнушки
Г – грибы
Д – древесина
Е – ежевика и т. д.

Учитель:

– Значит, людям без леса не обойтись! Но все лесные беды, чаще всего приходят от людей. Они виновны в пожарах, бездумном уничтожении животных, беспощадной вырубке деревьев. А если бы лесные жители пришли в наши дома и вели себя так же? Что из этого вышло бы, даже страшно представить!

– Давайте напомним людям, что можно и чего нельзя делать в лесу и расставим соответствующие знаки, которые придумаем сами.

Конкурс “Запрещающие знаки”

Дети слушают название знака и описывают, каким он может быть и где его нужно поставить.

Не шумите!

Здесь можно отдыхать.

Не рвите цветы.

Опасное место.

Собирайте грибы правильно.

Не трогайте животных.

Не рубите деревья.

Учитель:

– Да, лес очень терпеливый! Он хоть и медленно, но залечивает свои раны. Люди обязаны в этом ему помочь. А что мы с вами можем сделать для леса? (Убрать мусор, посадить саженцы, подкармливать птиц и т. д.)

Учитель:

– Ну вот, мы сделали все, что смогли. Пора возвращаться домой. Давайте встанем и тихонечко выйдем из леса. (Дети встают и тихо переступают с ноги на ногу)

– Лес остался позади и можно немножко пошуметь.

Игра «Ходят, плавают, летают, прыгают»

Учитель называет животное, а дети показывают соответствующее движение: топают, гребут и машут руками и подпрыгивают.

Олень, карась, лиса, еж, кукушка, щука, рысь, заяц, комар, медведь, дикий кабан, ерш, сова.

Учитель:

– Чтобы идти было веселее и быстрее, давайте споем.

Конкурс «Песни о животных и растениях»

(Можно не полностью, главное, чтобы прозвучало название животного или растения. Если дети затрудняются, учитель помогает. Можно спеть одну песню, но полностью)

1. Вместе весело
2. От улыбки
3. Раз морозною зимой
4. В лесу родилась
5. В траве сидел
6. Маленькой елочке т. д.

Подведение итогов

– Где мы побывали?

– Что интересного узнали?

– С каким настроением домой вернулись?