Как не попасть под влияние энергетического вампира. Экстрасенсы Как не попасть под влияние

Не делитесь своей энергией!

Вконтакте

Однокласники

Каждый день мы сталкиваемся с людьми, которые хоть и не запускают руку нам в карман, но нацеливаются на то, чего ни за какие деньги не купишь. У нас постоянно крадут жизненную энергию, но почему это происходит и как окоротить зарвавшегося вампира - нас, увы, в школах не учили.


Ты – мне, я – тебе

Ни для кого уже не секрет, что человек - не только материальное тело, но и сумма энергий, многие из которых известны ученым уже давно: это электрические излучения мозга, нейтроны и нейтрино, из которых состоят атомы, и, конечно же, биоэнергия или биоплазма.

Биоэнергетики утверждают, что люди обмениваются энергией всегда, даже когда спят или молчат. Взаимодействие нашего энергетического поля с чужим мы ощущаем подсознательно и - реагируем изменением либо настроения, либо физического состояния.

Если Вам с человеком легко и приятно, если Вам есть о чем помолчать, значит, энергетический обмен у Вас налажен прекрасно, Вы «подпитываете» друг друга, и оба от этого выигрываете.

Но если Вы чувствуете раздражение, резкую потерю сил, тревогу или даже внезапную боль, значит, рядом с Вами находится пожиратель энергии. Биоэнергия необходима каждому, как кровь и лимфа. Но подчас ее катастрофически не хватает. Причин подобной недостачи может быть несколько.

Это: тяжелая болезнь, старость, сильная усталость.

Однако ничто так не изматывает людей, как отрицательные эмоции: раздражение, гнев, жадность, злость, чувство вины, ревность.

Именно они создают «дыры» в нашем энергетическом поле, и именно через них «вытекает» сила. А потеряв много своей энергии, люди с неизбежностью принимаются искать, как бы восполнить ее запасы.

Добровольная помощь вампиру

Обратите внимание, как способна вымотать простая утренняя поездка в автобусе. Десятки таких же агрессивных и замученных граждан, стоя рядом с Вами, только и ждут, на кого бы вылить раздражение и у кого бы «перехватить» недостающую энергию.

Чем более Вы подвержены общему настроению, тем больше рискуете быть «объеденным» вашими товарищами по несчастью. У спокойных, радостных людей биополе уравновешено и напоминает золотистое яйцо - в такой «скорлупе» трудно пробить брешь.

А ведь как раз в этом и видит свою задачу изголодавшийся «вампир». Поэтому он постарается вывести потенциальную жертву из равновесия.

Рецепт незатейлив: Вас постараются разозлить. В припадке гнева Вы сами выплеснете эмоции и с ними - большую часть энергии. Получить желаемое «угощение» можно и через испуг: страх формирует «дыры» в ауре человека.

Проникая сквозь них, энергетический обжора и начинает свой пир. Частенько мы ложимся на жертвенный алтарь добровольно! «Мне кроме тебя не к кому обратиться», «я так несчастна», - кто из нас, видя слезы подруг, не спешил с утешениями?

И вот уже Вы раскрылись, и Ваша энергия уходит из Вас, как из пробитого газового баллона. После работы «жилеткой» всегда чувствуешь страшную усталость и безразличие ко всему.

Однако невольного вампира Вы можете обнаружить и в еще более близком окружении. Если Вы попадаетесь на обвинения, дескать, Вы плохая мать или недостойная дочь, то теряете силы на самобичевание.

Это и открывает дорогу вампиру-родственнику. Никто из близких не ставит перед собой цель – отобрать у Вас побольше энергии и навредить. Это происходит на подсознательном уровне.

Положительный же момент совместной жизни состоит в том, что семья автоматически «питает» нас энергией в случае необходимости.

Что-то не так

Каким бы гармоничным ни был энергетический баланс супружеской пары, от неожиданных сбоев не застрахован никто.

Встревоженные жены чувствуют: с мужем что-то не так, но понять, в чем дело, не могут. В большинстве случаев, видя, что мужчина стал вкладывать в отношения меньше личной энергии, жена «ставит диагноз»: разлюбил.

Не спешите бить тревогу и предъявлять претензии. Подумайте, с чем могут быть связаны эти перемены: может быть, муж стал уставать на работе или заболевает, причиной может быть и кризисная ситуация на производстве, и проблемы с родственниками.

Часто мужчине просто нужен отдых, психологический комфорт или уединение. Так помогите ему. А вот скандал - самый безотказный способ выкачать из человека побольше жизненной энергии.

Опустошенность, которую впоследствии испытываешь, вызвана отнюдь не обменом обидными словами, а потерей значительного количества сил, ушедших на подпитку кричащего.

И если именно Вы являетесь регулярным зачинщиком скандалов, то можно смело утверждать, что Вы «питаетесь» за счет мужа, сына, отца и т. д. Во многих семьях скандалы становятся частым явлением из-за того, что супруги не знают другого способа обмениваться энергией.

А между тем он - в простом разговоре, в занятиях любовью, в совместных прогулках…

Цветы жизни

В особую группу риска можно выделить детей до 3-4 лет: у них слабая энергетическая защита, потому они сильно зависят от настроения родителей. Правда свой энергетический баланс они восстанавливают быстрее взрослых.

И если ребенок стал неоправданно много капризничать, слабеть и бледнеть - причина может быть в вампире, находящемся рядом.

Секс лечит!

Чтобы не оказаться ни грабителем, ни жертвой, за своим энергетическим потенциалом необходимо следить: регулярно его восполнять, контролировать эмоции и нагрузки, заботиться о том, чтобы у Вас постоянно были хоть небольшие положительные впечатления.

А поддержать правильный энергетический баланс можно несколькими способами. Например, с помощью релаксации, йоги, медитации. Молитва и другие приемы погружения в себя или обращение к высшим силам - весьма сильнодействующие средства.

Напомним, что и секс - один из самых древних способов обмениваться энергией: слияние инь и ян создает совершенно особое существо - самодостаточное и счастливое, которое ничего не ищет, никуда не стремится и пребывает в блаженстве.

Как это ни парадоксально, но зарядить энергией могут и физические нагрузки (бег, тренажеры, плавание и т. д.). Главное - не переусердствовать.

При возможности ходите босиком по траве, созерцайте огонь или текущую воду, не отказывайте себе в поездках на природу. Общение с деревьями и цветами восстанавливает Ваше душевное равновесие.

Футбол, баня, пиво…

Старый, проверенный способ восполнить постоянную нехватку энергии – обзавестись животным или украсить свой дом цветами. Любые растения (за исключением лиан, орхидей и многих «болотных» видов), домашние питомцы не только радуют взор, но и врачуют душу.

Не пропадет и энергия, вложенная в общение с друзьями. Поля единомышленников работают в одном ритме, успокаивая и дополняя друг друга.

А значит, посиделки с подругами необходимы Вам для здоровья так же, как Вашему мужу - футбол, баня и пиво. Не забудьте о милых маленьких хобби и о собственном уголке в доме, где все пропитано только Вашей энергией и нет посторонних влияний: пусть даже этот крошечный спасительный рай умещается всего лишь в кресле.

Колобок, Колобок, а я тебя съем!

Но что делать, когда Вы уже стали объектом атаки и оголодавший «вампир» клацает зубами у вашего носа?

Прежде всего, постарайтесь выставить преграду между Вами. Стул, дерево, забор или пес на поводке с неизбежностью охладят пыл «обжоры». В случае неудачи увеличьте разделяющее Вас расстояние.

Если Вам не удалось встретить опасность стоя, и супостат занял соседнее кресло или расположился за Вашим столиком, скрестите руки перед грудью, переплетите ноги или покажите этому человеку дулю (чтобы не разжигать страстей - за спиной или в кармане).

Старые бабушкины методы работают безотказно. Если нет никакой возможности прекратить утечку энергии немедленно (например, она вызвана болезнью родителей или трудностями роста у ребенка), сделайте этот процесс сознательным.

Мысленно посылайте любимым людям не раздражение, а любовь. Думайте о маме или сердитом муже, мысленно повторяя «я тебя люблю и желаю только добра».

Как ни странно, но ворчание тут же прекратится, гнев стихнет. А Вы, делясь своей любовью, ничего не потеряете: отдающий любовь получает ее многократно усиленной.

Кстати:

Биоэнергетика утверждает, что наши недостатки - это колечки и петельки, за которые вампир, набросив свои щупальца, тянет нашу энергию. А если не за что цеплять - не зацепит.

Так что быть хорошим, добрым, милым - значит обеспечивать собственную безопасность.

В процессе общения и работы все люди тем или иным образом влияют друг на друга психологически. Это влияние может быть как полезным для человека ("положительное влияние"), так и весьма вредным ("отрицательное влияние"). Причем, отличить первое от второго иногда бывает очень сложно, особенно вначале.

В результате человек может понять, что попал под чужое неконструктивное влияние, слишком поздно. Поэтому к любым воздействиям со стороны окружающих нужно относиться критически и уметь им противостоять.

Обобщив определения разных специалистов, можно сказать, что Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Заметьте - исключительно психологических! - то есть, в данном случае речь не идет об использовании власти и физическом воздействии. Поэтому важная особенность такого влияния заключается в том, что у человека, подвергающегося воздействию, всегда есть право и время ответить на него. Противостояние чужому влиянию в данном случае - это сопротивление также с помощью психологических средств.

Почему это необходимо делать?

Да потому, что любой честный человек перед самим собой может признать: во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить к определенной линии поведения потому, что это отвечало его интересам, а вовсе не их. Психологи отмечают, что очень часто истинной целью вроде бы "бескорыстного" влияния является собственная выгода или подтверждение значимости собственного существования. Одни люди пытаются влиять на других в первую очередь потому, что отстаивают свои интересы, а не потому, что им открылась абсолютная истина и они почувствовали себя вправе решать за других.

Психолог Е. В.Сидоренко выделяет Следующие виды психологического влияния:

    Убеждение - сознательно аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменить их суждение, отношение, намерение или решение. Самопродвижение - открытое проявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущество. Внушение - преднамеренное сознательное воздействие на подсознание человека или группы лиц с целью изменения их состояние или отношения к вопросу, а также создания предрасположенности к определенным действиям. Заражение - передача своего состояния и отношения другому человеку или группе лиц. Такой процесс сопровождается широким набором неречевых средств общения (взгляд в глаза, прикосновения, телесный контакт и другие). Склонение к подражанию - выражается в создании у другого человека желания "быть похожим", подобным образцу. Просьба - словесное обращение к человеку с призывом удовлетворить потребность или желание инициатора. Принуждение - требование выполнять распоряжение инициатора, подкрепляемое скрытыми или явными угрозами. Деструктивная критика - высказываются пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности оппонента, осуществляется грубое, а иногда агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его пороков, поступков. Игнорирование - умышленное невнимание, подчеркнутое неприятие человека, при котором игнорирование, чаще всего, выступает как тактическая форма принуждения или привлечения внимания человека. Манипуляция - скрытое от оппонента воздействие на него, на его систему отношений и ориентаций.

При этом адресат манипуляции считает принимаемые им решения и действия своими собственными, а не навязанными другим человеком. При манипуляции происходит вторжение в личностное пространство человека, введение его в заблуждение, психологический шантаж с использованием широкого спектра средств воздействия - от "дружеских" намеков на ошибки, до использования личных тайн оппонента.

Внимание! Это самый опасный вид воздействия, противостоять которому очень сложно!

Конечно, у каждого человека есть возможность влиять на других, но у каждого есть право и отвергать чужое влияние. И этому вполне можно научиться.

Для этого Необходимо овладеть следующими видами психологического противостояния влиянию:

    Контраргументация - сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия. Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям человека. Энергетическая мобилизация - сопротивление человека попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий. Творчество - создание нового, пренебрегающего влиянием, образца, примера или моды, либо преодолевающего его. Уклонение - стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором влияния, в том числе случайных личных встреч и столкновений. Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов. Игнорирование - действия, демонстрирующие, что человек умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных другим человеком чувств. Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление своей позиции и своих требований инициатору воздействия. Отказ - выражение твердого несогласия выполнить желание инициатора воздействия.

Но как определить, когда и какой вид противостояния чужому влиянию выбрать?

Чтобы помочь людям, решившим научиться этому непростому делу, уже упомянутый психолог Е. В. Сидоренко разработал таблицу (см. в конце статьи). В ней он приводит как конструктивные виды противостояния (контрвлияния) каждому виду влияния, так и неконструктивные, то есть, абсолютно неэффективные в данном случае. Первоначально выбирать вид противодействия можно с помощью этой таблицы. Конечно, первым делом определив, какой вид влияния используют в отношении вас.

А через какое-то время вы сможете уже автоматически выдавать правильную реакцию, позволяющую не поддаваться психологическому давлению окружающих.

Надеемся, что овладение этой методикой очень поможет вам в отстаивании собственных интересов!

Таблица. Психологическое влияние и противостояние ему

Вид влияния

Конструктивныевиды контрвлияния

Неконструктивные виды контрвлияния

1. Убеждение

Контраргументация

Игнорирование

Принуждение

Деструктивная критика

Манипуляция

2.Самопродвижене

Конструктивная критика

Деструктивная критика

Игнорирование

3. Внушение

Конструктивная критика

Энергетическая мобилизация

Уклонение

Деструктивная критика

Манипуляция

Принуждение

Игнорирование

4. Заражение

Конструктивная критика

Энергетическая мобилизация

Уклонение

Деструктивная критика

Манипуляция

Принуждение

Игнорирование

5. Склонение к подражанию

Творчество

Конструктивная критика

Уклонение

Деструктивная критика

Игнорирование

6. Формирование благосклонности

Конструктивная критика

Уклонение

Энергетическая мобилизация

Деструктивная критика

Игнорирование

7. Просьба

Уклонение

Деструктивная критика

Игнорирование

8. Принуждение

Конфронтация

Деструктивная критика

Манипуляция

Ответное принуждение

Игнорирование

9. Деструктивная критика

Психологическая самооборона

Уклонение

Ответная деструктивная критика

Манипуляция

Принуждение

Игнорирование

10. Манипуляция

Конструктивная критика

Конфронтация

Встречная манипуляция

Деструктивная критика

С этим файлом связано 289 файл(ов). Среди них: munic_zad.xls, zvezd.docx, zooehstafeta.docx, zhivaja_planeta.doc, ves2015.doc, umniki_i_umnicy.doc, umelye_ruchki.doc, uch-kurs_6_kl.doc, tvorchesk_kol-p_7-8_kl.doc, tem_po_okr_miru_2_kl.doc и ещё 279 файл(а).
Показать все связанные файлы

Занятия по теме «Способы противостояния принуждению. Повышение

личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения».

Виды решительного поведения и достижение убедительных простых ответов

Цель: выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

1.Информационная часть (в форме беседы)

1. СПИД и поведение людей: заражение можно предупредить. Выработка мотивации к сохранению своего здоровья.

В основном СПИДом заболевают взрослые. Но он может передаться и подросткам. Часто на пути к взрослой жизни ребят подстерегают опасности. Поэтому лучше не торопиться рано начинать «взрослую жизнь» (ранняя половая жизнь – первый тип рискованного поведения).

Второй тип рискованного поведения. Который может привести к заражению ВИЧ/СПИДом, связан с введением наркотиков. Поэтому не подвергайтесь влиянию со стороны при уговорах принять наркотик, будьте устойчивы к психологическому воздействию сверстников, когда они предлагают попробовать наркотик, имейте собственное независимое мнение, определяющее отрицательное отношение к приему наркотиков.

Цена вашего выбора слишком высока: осознанный отказ от наркотиков – жизнь без СПИДа; проба или прием наркотиков – болезнь на все оставшиеся годы (возможно даже после однократного введения). Если выбор сделан, если ты ставишь на риск и пробуешь наркотик, то должен знать его цену. Думай сам, решай сам. Помни, что опасность СПИДа в том, что им пренебрегают, потому так важно, чтобы все в классе осознали чрезвычайность проблемы распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Большинство ребят чувствуют естественное отвращение к алкоголю и другим наркотическим веществам. Но иногда можно оказаться в компании, в которой принято употреблять спиртные напитки и наркотические вещества. Самое лучшее – просто уйти. Нет ничего постыдного в том, чтобы избегать ситуаций, которые угрожают здоровью и даже самой жизни. Конечно, отважится на это трудно. Ведь за спиной о тебе будут говорить какие-то неприятные слова, наделять унизительными прозвищами… Но если рассудить здраво: что опаснее – выглядеть «слабаком» в глазах тех, кто губит свое и чужое будущее, употребляя спиртное и наркотики, или ставить под удар свою собственную жизнь?

Но даже если ты не считаешь возможным уйти из такой компании, совершенно не обязательно уподобляться большинству. Сильные люди, имеющие свое мнение и свою жизненную позицию, ценились и уважались во все времена. Оставайся со своими приятелями, общайся, танцуй, слушай музыку. От выпивки и других вещей, которые тебе действительно неприятны, откажись спокойно и уверенно. Не бойся выглядеть не так, как все, и тебя, скорее всего, примут, и будут уважать.

Ты имеешь право на собственное мнение, независимо оттого, что думают об этом другие. Помни об этом и уважай себя. Только в этом случае тебя будут уважать другие.

Помни, что главное – защитить себя, свое будущее, свое право на здоровье и завтрашний день.

Факт существования эпидемии ВИЧ/СПИДа среди молодежи в нашей области должен заставить каждого из нас осознать, почему СПИД получил у нас такое широкое распространение. Проблема ВИЧ/СПИДа приводит нас к пониманию необходимости изменения стиля жизни и поведения. Помните, что здоровый образ жизни предотвращает заражение ВИЧ/СПИДом.

«Единственная красота, известная мне, - это здоровье», - сказал когда-то Гейне. Все, что вредит здоровью, вредит и красоте. Все, что укрепляет здоровье, полезно для красоты. Полезно правильное чередование, работы, отдыха, развлечений. Полезен спорт. Полезны прогулки на свежем воздухе. Полезно купание в бассейне, в бане, в пруду, речке, море. Важно правильное питание.

Поддержка.

Учитель называет учреждения, где учащиеся, которые пробовали вводить наркотики (возможно по любопытству или незнанию), могут найти помощь и поддержку.

2. Умение оградить себя от опасности. (Информация для учителя).

В последнее время увеличилось число сексуальных преступлений против детей. Поэтому подобно тому, как мы учим всех детей соблюдению правил уличного движения (а не просто запугиваем их улицей и транспортом) для того, чтобы они не становились жертвами дорожно-транспортных происшествий, мы должны учить детей правилам жизни и поведения, обеспечивающую им физическую и психическую безопасность.

2.Упражнение «Обсуждение ситуации». Цель: ознакомление учащихся с вариантами рискованного поведения и развитие навыков принятия ответственного решения.

Ситуация: Ольга одна дома. К ее старшему брату пришел друг Игорь, с которым он учится в институте. Уже поздно, а Игорь живет довольно далеко, и добираться туда в вечернее время очень трудно. Раньше Игорь не обращал на Ольгу никакого внимания, но сегодня он был необычно нежным и ласковым. Чтобы показаться взрослым он выпил что-то из спиртного, и его поведение изменилось, он стал агрессивным.

Как не попасть под влияние

Что надо предпринять Ольге в этой ситуации?

В начале обсуждения учитель может предложить следующее решение: Ольга должна встать и решительно заявить, что уходит. Если уже поздно, то она может уйти к соседям или пригласить их к себе в гости. Для продолжения обсуждения предоставляется слово желающим выступить, и анализируются другие варианты решительного поведения.

В конце обсуждения учащимся предлагаются следующие вопросы:

  • Как поступил(а) бы ты в этой ситуации? (Возможный вариант ответа: если находитесь дома один, нельзя впускать в квартиру людей, которым вы не совсем доверяете, чтобы не оставаться с ними наедине).
  • Почему такая рискованная ситуация случилась с Ольгой? Как нужно было поступить?

    Какие выводы следуют из этого?

    Что значит быть ответственным?

Учитель комментирует ответы учащихся.

3.Упражнение «Спасибо, нет!». (Дидактическая игра в форме интервью журналиста, дискуссия с участием всего класса.)

Цель: научиться противостоять давлению взрослого, уметь использовать аргументы, т.е.

причины, по которым можно отказаться.

Сценарий игры: действующие лица: журналист, мальчик Дима 12 лет, родители мальчика.

Журналист сообщает: «Позавчера вечером в городскую больницу был доставлен двенадцатилетний мальчик Дима, обнаруженный под окнами одного из домов, мальчик был без сознания. К счастью, он остался жив. «Что произошло?» - спрашиваю я Диму, который уже выписался из больницы».

Дима рассказывает: «Вчера вечером мы возвращались домой с катка. Артур, мой друг, и я… Когда мы шли через парк, к нам подошел незнакомый дядя и пригласил нас к себе в гости, пообещав показать коллекцию марок. Артур сказал, что уже поздно, его ждет отец, и ушел. Я же после «веских» аргументов мужчины (он сказал мне, что я уже взрослый, настоящий мужчина, имею право сам принимать решения) согласился пойти с ним, хотя мне и не очень хотелось это делать. В квартире он предложил мне раздеться, выпить несколько капель рома, включил приятную музыку, стал обнимать меня и говорить мне приятные комплименты… Что-то испугало меня в его поведении, и, когда он вышел в соседнюю комнату (там зазвонил телефон), я попытался спуститься с балкона, но было скользко, я сорвался… Больше ничего не помню».

Журналист говорит: «Разговариваю с родителями мальчика и обращаюсь к его отцу: «Что вы думаете о вчерашнем приключении вашего сына?» Отец Димы отвечает: «После телефонного разговора с другом (поздно вечером я позвонил Артуру) я сразу же начал его искать. Я не мог поверить что случилось что то ужасное… И только рано утром я нашел сына в больнице».

Журналист обращается к матери: «Почему это произошло? Зачем Дима пошел поздно вечером с незнакомым человеком?» Мать: «Мой сын немного ниже одноклассников ростом. Может быть, отсюда все его комплексы, а может быть, таким образом он хотел доказать, что он уже взрослый».

Журналист: «Как это могло произойти?»

В этот момент подключается преподаватель: «Сначала давайте ответим на вопрос, как вели себя Дима и его друг? Почему они вели себя таким образом? Кто повел себя правильно? Что бы могли сделать Артур и Дима чтобы этого приключения не было? Как сказать нет, когда на тебя оказывают давление?»

4.Упражнение «Спасибо, нет!». Цель: развитие навыков резистентности к давлению взрослых.

Педагог делит класс на две группы. Ученики первой группы описывают случаи, в которых они оказывали давление на других (неважно, с какой целью). Ученики второй группы, описывают случаи, когда на них оказывали давление, чтобы они пошли куда-либо с незнакомым взрослым или группой сверстников, склоняли к употреблению психоактивных веществ и т.д. Затем эти описания становятся предметом обсуждения всем классом. Учащиеся анализируют причины и приемы оказания давления. При обсуждении стоит остановиться на причинах оказания давления (явных и скрытых) и способах сопротивления давлению.

Вывод: для того чтобы избежать рискованных жизненных ситуаций, необходимо прислушиваться к предостережениям людей, которым мы доверяем.

5.Упражнение «Легенда о Чингисхане». Цель: напомнить учащимся о том, как важно прислушиваться к предостережениям людей, которые способны более правильно, чем они, оценить те или иные ситуации, особенно в сфере межличностных взаимоотношений.

Учитель зачитывает учащимся в слух текст легенды о Чингисхане и Соколе, которая в образной форме дает учащимся представление от трагедии, к которой могут привести действия человека, идущего на поводу у собственных желаний.

Легенда. «… Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил много стран, так что его империя простерлась от Восточной Европы до Японского моря.

Однажды хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее.

День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этом лесу. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху.

Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться

Хану не терпелось примкнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, когда вдруг что-то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю. Пораженный, Хан поднял голову и увидел Сокола, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой.

Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу – и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью.

Устремив гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: «Как ты посмел разлить мою воду!» Он нагнулся, чтобы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: «Только попадись мне, и я сверну тебе шею!»

Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. «Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, - сказал он Соколу, - поплатишься жизнью!» Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднес чашу к губам, Сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Сокол упал к ногам хозяина, и не сводя с него полных любви глаз, истек кровью. «Ты получил то, что заслужил», сказал Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался. Не смог ее достать.

«Ничего, - подумал Хан. – Я все равно утолю жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику.»

И Хан полез на кручу. Чем выше он взбирался. Тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он, наконец, увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда, которой было достаточно, чтобы убить человека. Хан снова окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному соколу, лежащему на земле далеко внизу. «Этой птице я обязан жизнью, - подумал Хан. – Сокол был мне верным другом, а я убил его».

Хан пустился бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой.»

После прочтения текста с учащимися проводится обсуждение персонажей легенды:

Какое отношение они имеют к нам? -Какие уроки можно извлечь из этой легенды? -А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей? -Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?

Выводы предлагается сделать самим учащимся.
перейти в каталог файлов